Деревня морских цыган ко панье. Плавучая деревня морских цыган ко панье Что посетить по пути

Знаменитый залив Пханг Нга славится, в первую очередь, красотой своей природы, но помимо заливов, пещер, лагун и торчащих из моря скал, здесь есть и культурные достопримечательности. Одна из них - деревня морских цыган Ко Паньи (Koh Panyee). Это поселение, полностью выстроенное на сваях, сейчас входит в туристические маршруты и привлекает множество туристов ежедневно в течение высокого сезона.

История этого места интересна и необычна. В конце XVIII века несколько семей кочевого народа чао ле покинули родной остров Ява и отправились на поиски лучшего места для жизни. Поскольку все они были рыбаками, то и место искали рыбное. Путешественники договорились о том, что тот, кто найдёт подходящий остров, поднимет флаг, созывая остальных. Обнаружил место, где сейчас стоит деревня, человек по имении То Бабу, он и водрузил на остров своё знамя, дав скалистому утёсу имя Ко Паньи - остров флага. Рыбы здесь было много, удобная бухта была защищена от волн, так что рыбаки решили остаться.
По тогдашним законам, не будучи гражданами Таиланда, они не имели права владеть тайской землёй, но выход всё же нашли: построили свои дома на воде вокруг острова. Сейчас деревня раскинулась на полкилометра от края до края; в ней проживает больше 300 семей, что составляет около 1800 человек.

В наше время жители Паньи получили право владения землёй, чем и не замедлили воспользоваться - на крохотном острове они первым делом построили мечеть. Она не единственная в деревне, есть и другие, правда, не настолько крупные. Также здесь есть собственный медпункт, начальная школа, в которую ходит больше 300 учеников, и даже полицейский участок, в котором скучает единственный полицейский.

Жители Ко Паньи всё ещё продолжают заниматься рыбной ловлей, ведь она приносила им доход многие годы, но теперь они совмещают её с обслуживанием туристов. Идею показать иностранцам свою удивительную жизнь подал местный почтальон, и она оказалось очень удачной. Теперь на Паньи появилась масса магазинов, лавок, а также для посетителей открыли кафе и несколько ресторанов, в которых подают, конечно же, морепродукты. Те, кому здесь особенно понравится, могут остаться переночевать в бунгало, которые выполняют тут роль отеля.

Местных жителей постоянный поток туристов, кажется, совсем не отвлекает. В школе идут уроки, а после занятий дети отправляются помогать родителям, собирать и сортировать мусор или играть в футбол. Удивительно, но здесь есть не только настоящее футбольное поле, но и собственная футбольная команда, кстати, одна из лучших в Таиланде. Первое поле построили здесь когда-то из старых досок и рыболовецких плотов, но теперь это полноценный стадион, тоже на сваях. Люди постарше занимаются привычной рыбной ловлей, ведь все остальные продукты приходится привозить с материка, из-за чего они стоят дороже. А самое забавное и удивительное в этой морской деревне - это живущие здесь кошки, которые совершенно спокойно чувствуют себя посреди открытого моря.

Нгуй, коренной мокен, охотится за рыбой с гарпуном неподалеку от временной деревни. Фото: Taylor Weidman

Большая часть жизни народности мокен проходит в плавании, погружениях под воду и ловле рыбы. По этой причине их часто называют «морскими цыганами» или «чао ле» - «людьми моря». Талантливый фотограф-документалист Тейлор Уэйдман представил фотоисторию этого народа на Пхукете

Мокены - настоящие амфибии. Шведская исследовательница Анна Гислен выяснила, что зрение «морских цыган» под водой в несколько раз острее, чем у европейцев. За столетия погружений их зрачки приобрели умение особым образом сужаться и менять фокус зрения. Ни у каких других народностей в мире такой способности нет. Это качество и тренированные легкие позволяют мокенам выслеживать и ловить рыбу на глубине до 23 метров.


Женщины мокен возвращаются к лодке после поиска крабов на скалах в парке Ко Сурин. Фото: Taylor Weidman

Название «мокен» образовано от «окен» («соленая вода») и «мо» («нырять»). В Тайланде чао ле около 1,5 тысяч, но их число стремительно снижается. Прозвище «морские цыгане» закрепилось за мокенами из-за бродячего образа жизни. У них есть свой древний язык, но нет письменности. Они сторонятся материальных благ и берут в свои лодки только самое необходимое. А их временные дома рассчитаны всего на один сезон.


Большую часть жизни мокены проводят либо на воде, либо под водой. За сотни лет зрачки их глаз адаптировались: во время погружений чао ле видят намного лучше обычных людей. Фото: Taylor Weidman

Полгода - с октября по май - морские кочевники проводят на воде. Они ищут рыбные места группами по 6–7 лодок. На каждой лодке живет одна семья, обычно из трех поколений.

Мокенов записывают в буддисты, но на самом деле они исповедуют спиритуализм. По их мнению, все предметы в мире обладают душой. Мокены верят, что раз в год между миром живых и миром духов открываются врата. В этот день они отправляют в море лодки с дарами для духов и просят у них защиты от напастей. У каждого рода есть свой остров для захоронения умерших. От этих мест стараются держаться подальше: мокены верят, что там собираются злые духи.

В национальном парке Ко Сурин есть постоянная деревня оседлых мокенов. Эти чао ле проводят большую часть своей жизни на суше. Основной доход они получают от продажи сувениров.

Промышленный вылов рыбы сделал мокенов зависимыми от подачек туристов. Это грозит «морским цыганам» потерей самобытности: вскоре они будут вынуждены интегрироваться в общество. Никакого злого умысла со стороны других тайцев здесь нет - глобализация и простое желание людей заработать делают свое дело.


Хук поджидает рыбу на мелководье. Для ловли мокены используют острый трезубец на длинном шесте. Фото: Taylor Weidman
Старик-мокен выводит лодки в море в национальном парке Ко Сурин. Фото: Taylor Weidman
Мужчина делает лодку сапран. Считается, что в своей жизни «морской цыган» должен построить хотя бы одну такую лодку, иначе он и не мокен вовсе. Фото: Taylor Weidman
Нгуй отправляется в море для рыбной ловли и поиска жемчуга. Фото: Taylor Weidman
Жизнь мокенов подчинена природным циклам. Во время отлива - починка суден и сбор моллюсков на отмели, во время прилива - погружения. Фото: Taylor Weidman
Мокены строят временные жилища на сваях вдоль берега. Всю жизнь они кочуют от лагуны к лагуне. Фото: Taylor Weidman
Мокен возле лодок-домов своих соплеменников. Именно суда служат для чао ле домом: наземные жилища для них - временное пристанище. Фото: Taylor Weidman
Во время отлива женщины выходят на берег собирать моллюсков. Фото: Taylor Weidman
Дети помогают женщинам собирать дары моря и устраивают соревнования на проворность: выигрывает тот, кто поймает больше всего крабов. Фото:

А еще существуют морские кочевые народы, которые приспособились к жизни в море. Морские народы есть во многих уголках нашей планеты. Они проживают в районе Гаваев, Филиппинских островов, Малайзии, Таиланда и других стран ЮВА.

О народе, у которого нет письменности, кто постоянно кочует в море, мало контактирует с другими народами и у кого свой собственный язык почти не возможно что-то сказать. Откуда они пришли, их история, их предки. Большинство наших исторических методов исследования опирается на письменные свидетельства и артефакты, найденные в земле. Получатся, что морские народы почти невидимы для истории. Ученые проводившие анализ ДНК многих островных и морских народов говорят, что ДНК морских кочевников удивительно похожи. Может они все являются предками одного когда-то давно существовавшего народа. Существование которого мы сейчас не можем подтвердить, ровно так же как и опровергнуть. И может эта человеческая расса была бы более успешной в будущем больше чем обитатели суши. Ведь большая часть нашей планеты это вода.



Остров Пхукет в Андаманском море, одно из популярнейших туристических направлений. Остров ежегодно посещают миллионы туристов, но только некоторые из них знают о морском народе, который здесь проживает, и только единицы посещают их. Морской народ является одними из самых старых жителей острова.

В Таиланде их называют морские цыгане из-за их кочевого образа жизни или Чао Ле - в переводе с Тайского люди моря. Опять же трудно сказать о их появлении в Таиланде. Кто-то говорит, что они выходцы из старых Малазийских колоний, бежавших в Бирму от Мусульманского нашествия, другие говорят, что как и большинство цыганских народов они являются выходцами из Индии.


По крайней мере, если рассматривать язык, то про морских цыган, которые обитают в районе острова Пхукет, можно сказать что они спустились сюда по рекам из Бирмы. Морских цыган здесь разделяют на три группы Мокены, Моклены, и Урак Лавой (по названию групп населения в Бирме). В то время как Мокены живут как кочевники, в основном на северных островах в районе Пхукета. Моклены и Урак Лавой основали поселение на Пхукете. Произошло это недавно, около десяти лет назад. В основном после событий связанных с Цунами. Сейчас существует три поселения Морских Цыган на Пхукете и одно рядом с островом. Самое старое поселение находится в Южной части острова на пляже Раваи. Другое в восьми километрах от Пхукет Тауна рядом с бухтой Сапам. И третье поселение на Пхукете находится на острове Сирей, до которого можно добраться по не большому мосту. Сирей и Пхукет соединены мостом. Все эти поселения больше похожи на поселения обычных жителей суши, несмотря на их удивительный образ жизни. А вот еще одно поселение, которое легко можно увидеть, проезжая по мосту Сарасин, соединяющему Пхукет с материком, отличается от трех предыдущих. Свои дома Чао Ле здесь построили прямо в море на больших деревянных сваях. Если вы хоть раз проезжали по мосту Сарасин, то обязательно видели их.


Дети Чао Ле играют в воде. Фото 2006г. Пхукет.

Не смотря на то, что они осели на острове, как и раньше их жизнь неразрывно связана с морем. Большую часть времени они все равно проводят в море и лишь на короткий срок возвращаются на берег. Испокон веков морские цыгане высаживались на острова только лишь для то что бы пополнить запасы пресной воды и построить новые лодки, так происходит и сейчас, только цыгане проживающие на Пхукете больше не кочуют от острова к острову, и постоянно возвращаются в одно и то же место. Море их кормит и море их дом. Жители поселений, проживающие якобы на острове на самом деле большую часть времени проводят в море и занимаются выловом рыбы. Некоторые занимаются добычей жемчуга и морских ракушек. Кто-то из них собирает птичьи гнезда, которые являются деликатесом. Морские цыгане хорошие ныряльщики, они ныряют на большую глубину без специального современного оборудования. И тем самым подвергают свою жизнь опасности. Но так они могут поймать больше рыбы. На большой глубине они устанавливают свои самодельные ловушки для рыб, сделанные из прутьев и сетки. А потом ныряют за ними, что бы подцепить и затем вытащить на лодку. Из всего оборудования они используют только тонкий шланг с обычным воздухом, который зажимают между зубов. Этот шланг может порваться в любой момент. И тогда придется быстро всплывать, но при быстром всплытии существует большая вероятность получить травму легких. Они так же очень хорошо видят под водой. И это не удивительно. Основное развлечение для детей Чао Ле это море. С детства они вместо школы познают море его нравы и обитателей. Море для них и игровая площадка и школа в одно и то же время. Они учатся плавать, глубоко нырять и видеть под водой. Они знают море лучше, чем кто бы то ни был.

Конечно, с развитием туризма на острове у них появились и новые возможности прокормить себя. Сейчас можно увидеть, как они продают морские ракушки, жемчуг и различные поделки. Многие стали зарабатывать тем, что возят на своих лодках туристов. Хотя деньги для них не так важны как для нас. Они все еще умеют менять товар на товар, не вычисляя предварительно его денежный эквивалент. Но если у них есть деньги, то в первую очередь они купят сигареты, курят и мужчины и женщины. Следующе после сигарет по важности будет топливо для лодок. И потом уже овощи яйца и рис, это что бы повкуснее приготовить рыбу.

25 летний Супават Хантале рассказывает о визите Королевы на остров ко Лепе, который расположен в национальном парке Таиланда Туратао. Было это еще тогда, когда его мама была маленькой девочкой. Предпринимая усилия, помочь Чао ле ассимилироваться в Таиланде Королева предложила им использовать фамилии на островах где они осели. И кажется теперь, что каждый Чао ле, которого можно встретить носит фамилию Хантале, что обозначает “Тот, кто не боится моря”…. (Тале с Тайского переводится как море).

Они сохранили свой собственный язык и верования. Легенды рассказывают, что они отправляют своих умерших на так называемые ертвые острова, где их души живут вечно. Два раза в году они проводят самый важный для них ритуал - фестиваль “Лой Руея” (Loy Ruea) или фестиваль уплывающих лодок. Все действие происходит ночью. Деревянные лодочки с рукодельными фонариками наполняются дарами для духов и маленькими деревянными куклами. После чего навсегда отправляются в вечное плавание. Деревянные куклы символизируют души умерших, которые отправляются далеко, далеко в свое последнее плавание, что бы не тревожить живых. После того как становится невидно света последнего фонарика на уплывающей лодочке, начинаются их традиционные танцы вокруг их знаменитых лодок Рам Ронг Нгенг.

Отношение к лодкам у Чао Ле особое, да же сакральное. Лодка для них это больше чем средство передвижения. Это больше чем дом. Это больше чем инструмент, с помощью которого они могут прокормить себя и свою семью. Это больше чем показатель достатка и состоятельности. Лодка это вс е…

Говорят, что первая женщина давшая начало роду морских цыган превратилась в черепаху, но с человеческим лицом. С тех пор Чао ле молятся морской черепахе и относятся к ней как к сестре своего рода. И только во время этого фестиваля Чао ле, могут охотится и есть морских черепах.


Девушки морских Цыган, фото 2006г. Пхукет.

Мы живем в прогрессивном мире, где люди используют высокие технологии, живут в больших городах. Мировые цивилизации предпринимают шаги к покорению космоса. Наши ученые пытаются раскрыть секреты природы. Но мы очень сильно отдалились от самой природы. Мы забыли как жить на едине с природой и радоваться жизни не используя при этом благ, которые дают нам наши современные технологии. Сможет ли наше прогрессивное и высоко обученное сообщество хотя бы просто выжить, оставшись без всех наших технологий, машин, компьютеров, телефонов и одежды? Умеем ли мы это? Все современные цивилизации до сих пор упрямо пытаются изменить природу и подстроить ее под себя, но природа всегда настойчиво берет свое, преподнося людям один урок за одним. А ведь среди всех нас есть такие народы, поселения, племена. Которые научившись еще давным-давно жить в гармонии с природой и морем, сохранили свои традиции, свой образ жизни и самих себя. Они не изменяют природу, не используют высокие технологии и не создают экологических проблем. И при этом они могут радоваться той жизни, которая у них есть. Возможно сейчас их меньше чем всех так называемых прогрессивных людей, но возможно у этого человеческого рода на самом деле больше шансов на существование в будущем чем у нас.

Деревня морских цыган, или Ко Панье, это уникальное поселение в заливе Пханг Нга. Она расположена у подножья известняковой скалы неподалеку от острова Пхукет.


Морские цыгане (Sea Gypsies) являются одними из первых жителей на Пхукете. По-тайски они называются Чао Ле, что переводится, как «Люди моря».

Это место довольно известно среди путешественников как плавучая деревня, которая примечательна тем, что была построена на воде еще индонезийскими рыбаками.


Периодом основания кочевым малайским рыбаком селения вблизи каменного острова Ко Паний, считается конец 18-ого столетия.

В те времена закон ограничивал иностранцев владеть земельным участком и разрешал земельную собственность исключительно тайцам, и многие считают это главной причиной для выбора проживания со постройкой в этих местах поселка не на земле, а на воде.

Строительство деревни на сваях в воде было оправдано целями защиты острова водами залива, с обеспечением легкого доступа для ведения привычного уклада жизни рыбака.


Возраст плавучей деревни превышает 200 лет.


Так же на суше имеется небольшое кладбище


Остальные постройки в этом поселении держатся на сваях, что и делает его не похожим практически ни на одну деревню в мире.


Над водой возвышаются полицейский участок, небольшое медучреждение, школа и другие объекты местной инфраструктуры.

В необычном населенном пункте работает мусульманская школа, в которой в смешанных классах (мальчики + девочки) учатся местные дети.


Из-за того, что школа с ее системой не получили одобрения у некоторых консервативных правоверных мусульман, многих мальчиков отправляют учится в школах, которые находятся довольно далеко от их дома - в Пханг-Нге или на Пхукете.


В деревне основана футбольная команда и даже создано уникальное футбольное поле: это деревянная платформа на воде.


Вдохновленные Чемпионатом мира 1986 года, тогда еще дети "сколотили поле" из старых отходов древесины и рыбацких плотов.

С 2011 года, местная команда ФК Panyee - одна из самых успешных в Тайланде



Переселение с плавучей деревни, так называемая - внутренняя миграция, местными и государственными властями скорее поощряется. Таким образом контролируется количество населения и его безопасность: в сезон дождей дома и жизнь жителей находятся в опасности.

В конце 90х община столкнулась с финансовыми трудностями, так как не могла существовать исключительно на доход от рыбалки.

Местный почтальон предложил приглашать туристов в деревню, чтобы дать возможность заработать жителям плавучей деревни.



В наше время это - одна из главных достопримечательностей с остановкой на обед, в программах большинства морских туров по заливу Пханг-Нга и вокруг Пхукета



.

В деревне так же процветает продажа сувениров из ракушек и жемчуга.

Для этого на острове и в деревне Ко Пани были открыты многочисленные рыбные ресторанчики и сувенирные киоски.


Название "мокен" у жителей деревни образовалось от "окен"-соленная вода и "мо"-нырять. Мокены-настоящие амфибии. Шведская исследовательница Анна Гислен выяснила, что зрение морских цыган под водой в несколько раз острее чем у европейцев. За столетий погружений их зрачки приобрели умение сужаться и менять фокус.Это качество и тренированные легкие позволяют мокенам выслеживать и ловить рыбу на глубине 23 метров.Они с легкость ныряют за жемчугом. крабами и очень хорошо плавают.

У них есть свой древний язык, но нет своей письменности.Они сторонятся материальных благ и берут в свои лодки только самое необходимое. До недавнего времени они свою добычу морепродуктов, жемчуг обменивали на инструменты и одежду.

Несмотря на расцвет туризма в стране, жизнь на Ко Пани все еще сконцентрирована вокруг ловли рыбы, ведь основная масса туристов приезжает посмотреть на диковинную деревню только в период сухого сезона.

Про деревню морских цыган можно посмотреть в коротком ролике

У цыган есть дом? Да-да! Та самая популярная деревня морских цыган в заливе Пханг-Нга, вблизи Пхукета. На какие деньги живут местные, как строятся дома, и кто стал основателем деревни цыган?

Деревня морских цыган – Ко Панье (Koh Panyee) – что она из себя представляет?

Деревня морских цыган - Ко Панье, что находится в заливе Пханг-Нга, рядом с о. Пхукет – удивительное место-городок, стоящее полностью на воде. Несмотря на полное отсутствие суши, в нем на постоянной основе проживает более 400 цыганских семей. Это именно тот редкий и удивительный случай, когда вы можете увидеть цыган, которые не кочуют, а живут и «зарабатывают» в одном месте.

Деревня морских цыган с высоты птичьего полета

Что представляет из себя морская цыганская деревня около Пхукета

Площадь деревушки – всего около 5 км². Она располагается у подножья огромной скалы, в заливе Пханг-Нга, которая входит в состав одноименного национального парка. Все дома, кроме мечети – стоят на сваях, вбитых в дно Андаманского моря. Школы, магазины и, даже, полицейские участки - «построены на воде». Жизнь местных никак не отличается от привычной, наземной. Вместо дорог - небольшие мостики, машин – лодки. Визитная карточка острова – мечеть. Она является символом деревни и почетным местом среди проживающих мусульман. В ней проходят собрания старейшин, религиозные праздники, крупные мероприятия.

На фото виднеется мечеть в деревне морских цыган

Удивительно, но в дневное (рабочее) время в деревне находятся только женщины, дети и старики. Все мужчины в этот момент занимаются рыболовным промыслом.

Школа "на воде" в деревне морских цыган. Улица с местным транспортом

История деревни морских цыган

Свою историю деревня начала в конце 18-ого столетия. К сожалению, селение на воде было «вынуждено» строиться «от противного». В те времена в Тайланде закон запрещал находится иностранцам на земле королевства. Про постройку постоянного жилья – и речи не шло. Выходцы из Бирмы и Малайзии, а именно они первыми претендовали на проживание на тайских землях – не растерялись и построили жилье на воде. Ведь так закон не запрещал! С течением времени, морские цыгане плотно основались на водяном островке, поддерживая и системно улучшая внутреннюю инфраструктуру.

На данный момент жителей селения сложно отнести к какой-либо расовой принадлежности. В деревне «гуляет» свой язык, внешние признаки «перемешаны». В селении нет своей письменности, что затрудняет вывод исконных корней.

Обычный день местного жителя в деревни морских цыган

За счет чего живет деревня – как зарабатывают морские кочевники

  • Рыбная ловля и добыча жемчуга

Sea ​​Gypsies – морские цыгане – великолепные рыбаки. От отца к сыну они передают свои умения в ловле рыбы. Помимо этого, жители добывают жемчуг, который в дальнейшем переправляют на материк.

  • Туристическая деятельность

Несколько лет назад старейшинами селения было принято решение «запустить» туристов, ведь они понимали, что их водные просторы будут интересны иностранцам со всего мира.

В истории развития Ко Панье упоминается некий почтальон, который постоянно курсировал между материком и деревней морских цыган. Именно он «кинул крючок» старейшинам и предложил «зарабатывать» на туристах, которые уже так активно посещали соседний материк и тайские острова.

В данный момент в деревне свои двери открывают множество рыбных ресторанов, ларьков и магазинчиков. Как и полагается, цыганские дети активно «впаривают» сувениры, мило цепляясь за руку.

Сувенирная лавочка в "плавучей" деревне цыган

Несмотря на современные реалии – основным доходом селения – осталось рыболовство. Власти Тайланда «зазывают» местный народ мигрировать на материк, так как постоянное проживание в деревне – не безопасно.

Необходимые продовольственные товары на Ко Панье доставляют с суши. Как и во всем мире, заработанные деньги – морские кочевники обменивают на нужные вещи.

Как добраться до деревни цыган

Как правило, посещение деревни морских цыган входит в экскурсию «Остров Джеймса Бонда». Это наиболее быстрый и выгодный способ оказаться в этом месте.

Если вы планируете самостоятельное путешествие, то придерживайтесь плана «самостоятельного путешествия по Пханг-Нга» - об этом написано в статье –