Дворец медичи. Панорама Палаццо Медичи-Риккарди. Виртуальный тур Палаццо Медичи-Риккарди. Достопримечательности, карта, фото, видео. Режим работы палаццо Медичи-Риккарди

В историю Италии вошли многие семьи, жившие в разное время во Флоренции. К ним относятся и Медичи, ведущие свое начало от потомственных лекарей, давших имя роду. К середине XIV века род поднялся и стал одним из самых влиятельных в городе.

Козимо Медичи был негласным правителем Флоренции и не стремился выделяться из общей массы горожан, он долго не решался построить себе дворец. Наконец, заказал проект Филиппе Брунеллески.

Но, осмотрев макет будущего здания, Медичи решил, что оно слишком роскошно, и отказался от идеи строительства. Позже он вернулся к этой мысли и пригласил архитектора Микелоццо, который предложил более скромный и строгий вариант дворца.

История

Точная дата начала и окончания работ по строительству дворца осталась неизвестной, так как не сохранились расходные книги Медичи. Из нескольких дат, которые называют исследователи, наиболее вероятной считается 1430 год, скорее всего, именно тогда начали возводить дворец. Это было первое гражданское здание во Флоренции, построенное в эпоху Возрождения.

После окончания работ в доме поселилась семья Козимо Медичи, и дворец стал центром культуры Флоренции: его хозяин собирал предметы искусства и покровительствовал молодым художникам и архитекторам.

В 1659 году здание было продано маркизу Риккарди. Он перестроил и значительно расширил его. А спустя 200 лет оно перешло в собственность государства, было отреставрировано и отдано под музей.

Внешний вид здания

Микелоццо не был сторонником пышных форм в архитектуре. Он спроектировал здание в форме куба, который бы вытягивался вокруг площади внутреннего двора. Этот проект не был осуществлен до конца, но здание сохранило основательный и строгий облик, его фундамент представляет собой правильный квадрат.

Фасад прост и одновременно элегантен. Каждый этаж здания отделен от остальных большим карнизом. Окна сводчатые, с округлыми арками. Первый этаж выстроен из грубого необработанного тесаного камня, его вид напоминает крепостную стену и символизирует стабильность и достаток.

Второй этаж ровный и достаточно гладкий, его украшает герб рода Медичей: на нем можно увидеть шесть шаров, которые изображают пилюли, напоминая о том, что предки Медичи были лекарями.

Третий этаж был выложен из идеально подогнанных плит. Первоначально здесь находилась лоджия, но её замуровали в 1517 году и в кирпичах, закрывающих её арки, пробили узкие окна с тимпанами, по легенде, это была идея Микеланджело.

Внутренний дворик

Он имеет форму прямоугольника, именно вокруг дворика размещаются все помещения здания. Его окружает легкая аркада, опирающаяся на коринфские колонны. Окна, которые выходят сюда, парные. Стены украшены медальонами, выполненными скульптором Бертольдо ди Джованни, и барельефами. Ученые доказали, что один из барельефов сделан Микеланджело.

Из дворика дверь ведет в сад, где все деревья подстрижены в виде животных, именно так стригли в эпоху Возрождения.

Интерьер дворца

На первом этаже находились служебные помещения, конюшни, кухни и жилые комнаты для слуг. Окна этого этажа забраны крепкими решетками. Никаких особых деталей и украшений в интерьерах нет. Все предельно скромно и просто.

Самые красивые помещения находятся на втором этаже. Именно здесь расположена дворцовая капелла и парадные залы, один из них, называемый Галереей, был расписан Лука Джордано. Тут находятся и апартаменты для знатных гостей. В одном из таких помещений жил французский король Карл V во время своего пребывания во Флоренции.

Огромные металлические ноги современного скульптора Гюнтера Стиллинга стоят по всему второму этажу, пугая слишком впечатлительных посетителей. К этому можно относиться по-разному, но теперь это уже тоже часть дворца.

Личные покои членов семьи размещались на верхнем этаже. Но убранство этих комнат тоже не отличалось пышностью.

На стенах одного из жилых помещений сохранилась картина художника XIV века Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем».

Дворец фактически разделен на три части: музей, библиотека и префектура.

Внутри постоянно устраиваются выставки, проводятся экскурсии по помещениям второго этажа. Для осмотра доступна и капелла, но там разрешают находиться одновременно лишь десяти посетителям. На то, чтобы сделать фото и осмотреться дается не более 7 минут. Туристы могут посетить и помещения Риккардианской библиотеки в составе экскурсии.

Риккардианская библиотека

Один из маркизов, Риккардо Риккарди, долго собирал семейную библиотеку. Впоследствии она была открыта для всех желающих.

В собрании много ценных книг и библейских манускриптов – минускулов. Здесь находится «Естественная история», написанная в X веке Плинием, «История Флоренции» Никколо Макиавелли, рукопись «Божественной комедии» Данте. Сейчас книжное собрание принадлежит академии. Работает читальный зал.

Капелла Волхвов

Дворцовая капелла находится внутри здания. Она спроектирована архитектором Микелоццо. Стены часовни украшает известная алтарная фреска Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов». В облике волхвов легко узнать владельцев дворца. На фреске изображены и государственные деятели, участники Флорентийского собора 1439 года.

Фигуры в «Шествии» представлены на фоне пейзажа: зеленые холмы, замки, возвышающиеся вдали, деревья, птицы, порхающие вокруг них. Здесь же художник изобразил себя и своего учителя Беато Анджилико.

Потолок часовни украшен мелкими живописными деталями на голубом фоне. Здесь много позолоты, коричневых, красных и белых красок. На цоколе изображены символы дома Медичи. Пол отделан мозаикой из редких пород дерева.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: Via Camillo Cavour, 3. 50129 Firenze, Италия.

Во дворец можно попасть во все дни, кроме среды, с 9.00 до 19.00 .

Входной билет стоит 7€ , льготный 4€ , люди с ограниченными возможностями бесплатно.

Как добраться

На Via Camillo Cavour останавливаются автобусы № 1, 6, 11, 17, трамвай №1.

Оригинал взят у galya1963 в Дворец Медичи - Риккарди. Флоренция

Недавно я побывала во Дворце Медичи-Риккарди.
Он находится на улице Кавур (раньше эта улица называлась виа Ларга - "Широкая улица").

Текст, выделенный курсивом, я взяла из "Прогулок по Италии" Генри Мортона.

Массивные дворцы банкиров, особенно с наступлением темноты, выглядят очень внушительно. Ночью они словно бы придвигаются друг к другу, шепчутся, наверное, о коро-левском банкротстве. Как и у всех зданий, имеющих дело с деньгами, вид у них настороженный.

Дворец Медичи поро-дил итальянские палаццо. Это был первый дворец, построен-ный в ренессансном стиле. Мода на этот стиль распростра-нились по всем большим и малым городам Италии, после чего перешагнула через Альпы и ворвалась в города Европы. Грубо обработанные камни или так называемые рустики нижнего этажа, напоминающие крепостные стены этрусских городов, сделались непременным элементом архитектурного решения богатых особняков, правительственных учреждений и клубов во всем мире. Дворец Медичи до сих пор очень привлекате-лен, хотя площадь его выросла по сравнению с той, что была при жизни правителей.

28 марта 1659 года маркиз Габриелло Риккарди подписал контракт на приобретение Дворца Медичи, став владельцем Палаццо и еще трех близлежащих строений, принадлежащих Медичи.
Маркиз Риккарди сразу приступил к перестройке Дворца и его расширению.
Он придерживался двух основных принципов: внешний вид здания должен быть сохранён в стиле ренессанса, а внутренне убранство пересматривалось в стиле барокко, вошедшего тогда в моду.
В 1814 году Риккарди продают дворец семье Великого Герцога Тосканского Лорена.
В 1874 году здание приобрела Провинция Флоренции и открыла здесь Префектуру города.

Козимо Старший построил это массивное здание в 1440 году, и несколько сотен лет там жили все старшие Медичи, пока во время правления Пьеро Неудачника их не выгнали оттуда, а все сокровища, которые можно было унести, разграбила толпа. Проект Брунеллески старый банкир отверг: он посчитал, что здание слишком нарядно, а потому будет вызывать зависть. Говорят, Брунеллески обиделся, а может быть, и рассердился и разбил свою модель на мелкие кусочки, а вот Микелоццо, любимец Козимо, представил проект, который банкиру понравился. Так на углу одной из самых оживленных улиц — виа Кавур — появился первый ренессансный особняк. На это здание равнялись другие архитекторы: если бы они построили для другого банкира дворец, превосходящий роскошью дом Козимо, тут же сказали бы, что этот банкир слишком зазнался.

Не существует точного объяснения значения герба Медичи. Одна из версий ссылается на рукопись Козимо Барончелли XV-XVI веков, хранящуюся именно в библиотеке дворца Медичи. Легенда рассказывает, что семейство Медичи связано с Карлом Великим. Некий Аверардо де Медичи, командующий армией Карла Великого, изгнал лангобардов из Тосканы и вместе с ними гиганта Муджелло. В рукопашном бою с чудовищным гигантом, Аверардо защищался щитом. Муджелло наносил по щиту удары своей палицей, с прикрепленными к ней железными шарами. Таким образом следы от этих шаров на щите и стали гербом знаменитой семьи. А область, где впоследствии Медичи имели свои первые земляные угодья, носит название Муджелло.

Сей-час дворец занимает префектура, но посетители могут осмот-реть двор. Затем их проводят наверх и показывают крошеч-ную семейную часовню с жизнерадостными фресками Беноц-цо Гоццоли.
Двор очарователен. Тот, кто проходил под его арками во времена Лоренцо, мог увидеть над атриумом сразу двух «Да-видов»: один работы Донателло, а другой — Верроккьо.

После давящей мощи фасада, попадая во внутренний дворик, ощущаешь небывалую легкость, которую строению придают три ордера, как бы летящие ввысь.

Внутренний дворик, называется также "Дворик с колоннами" или "Дворик Микелоццо".
Гармония архитектурного решения двора создает эффект симметрии, которой здесь нет.
Первый ордер - крытая арочная галерея с колоннами, украшенными коринфскими капителями, фризом с медальонами, гербами Медичи и мифологическими сценами (Бертольдо ди Джованни), с фестонами, украшенными монохромными граффито (Мазо ди Бартоломео 1452).
По второму ордеру расположены окна, разделенные колонной, повторяющие окна внешнего фасада здания.
Третий ордер - арочная галерея с ионическими колоннами, в настоящий момент застекленная.

На южной стене внутреннего дворика, на монументальном каменном картуше, надпись 1715 года. Надпись прославляет историю Дворца, величие Медичи и не оставляет без внимания маркизов Риккарди с их грандиозным вкладом в обновление здания.
На стенах расположены также экспонаты из археологической коллекции Риккарди: бюсты, головы, фрагменты рельефов и римских саркофагов.

Под сводами первого ордера находится скульптура "Орфей, усмиряющий пением Цербера" (Баччо Бандинелли, 1515г). Статуя возвышается на изысканном постаменте с эмблемами и гербами Медичи (Бенедетто да Ровенццано).

Сад здесь регулярный: клумбы геометрической формы, дорожки с мозаичным рисунком, а в старину здесь были подстрижен-ные кусты и деревья — в форме собак, оленей и слонов. В цент-ре стояла «Юдифь» Донателло. Сейчас она находится на сту-пенях палаццо Веккьо.

Теперь здесь кадки с цитрусовыми и...мы.

Капеллу Волхвов мы оставили напоследок.

"Мы не торопились приступить к тому, что интересовало нас больше всего. Нет, мы совсем не торопились! Мы чувствовали себя гурманами. Мы не накидывались на яства. Мы вдыхали ароматы, мы закатывали глаза и чмокали, мы потирали руки, ходя вокруг, мы предвкушали…" *

Сначала мы осмотрели выставку ювелира Iznav Oruam. Она находилась в галерее, примыкающей к саду.

Потом перешли к выставке предметов искусства из частных коллекций. Она называлась "Le stanze dei tesori".
Фотографии у меня не все получились, но там была и мебель, и доспехи, и изделия из глины, и картины Фаттори, Де Кирико.

Артуро Мартини "Жена моряка" 1930.

Аньоло ди Козимо (прозвище - Брoнзино) Портрет Лауры Баттиферри 1555-1560гг.

Только потом поднялись на второй этаж и полюбовались внутренним убранством.

Если вы пойдете во дворец, надеясь увидеть там личные вещи Медичи, то будете разочарованы: даже следы, остав-ленные на мраморных ступенях, не имеют отношения не только к старшим, но и к младшим Медичи, так как весь дворец был перестроен, когда в XVII веке здание купила маркиза Рик-карди. Все итальянские дворцы рассчитаны на большую се-мью, но здания не кажутся такими уж и огромными, когда вспомнишь, что селились в них шесть-семь сыновей с жена-ми, детьми и слугами.

Зал Карла VIII.
В 1494 году Италия была оккупирована войсками короля Карла VIII. Флоренция, ведомая Пьеро ди Джино Каппони, упорно сопротивлялась французам. Под угрозой французской атаки, на запросы о выкупе Каппони ответил: "Если вы будете трубить в трубы, мы будем звонить в колокола". Это произошло именно в этом зале, а фраза вошла в историю.

Помещения второго, парадного, этажа отличаются богатым убранством: стены облицованы мрамором, позолоченные потолки отделаны лепными украшениями, полы покрыты мраморной плиткой, окна и двери имеют рельефные обрамления, мебель и двери инкрустированы мозаикой из дерева разных тонов.

В старости Козимо горевал оттого, что семья у него маленькая. Сын и внук умерли; в доме остался больной наследник, Пьеро Подагрик, да двое внуков. Слы-шали, как он как-то вздохнул, пока несли его в кресле, разби-того подагрой, через дворец: «Слишком большой дом для такой маленькой семьи!»

Галерея Джордано или Галерея Зеркал, она также находится на первом этаже.
Помещение украшено сводом с фресками, выполненными Лукой Джордано между 1682 и 1685 годами.
Фрески неаполитанскому художнику заказал внук маркиза Габриелло Риккарди - Франческо. Фрески изображают аллегорические фигуры.

В центральной части свода - главная композиция "Триумф Медичи на облаках Олимпа".

Здесь лучше видно.
Юпитер на вершине облачного Олимпа, а вокруг него располагаются персонажи, в которых можно узнать членов семьи Медичи.
Центральный персонаж со львом у своих ног - это Великий Тосканский Герцог Козимо III де Медичи.
По сторонам от него распологаются его сыновья: Джан Гастоне (слева) и Фердинандо де Медичи (справа), оба верхом на белых конях.
Ниже, в красных одеждах - Франческо Мария де Медичи - брат Козимо III.
Выше, по обеим сторонам от бога, можно видеть двух персонажей, над головами которых горят звезды.
Эти звезды символизируют спутники Юпитера, открытые Галлелео Галлелеем, которые он посвятил семье Медичи. Он так и называл их Медичийскими звездами (Stellae Medicae лат.)

Не дойдя до Капеллы волхвов, мы встретили еще одно приятное видение: "Мадонна с Младенцем" Филиппо Липпи.(1460-1469)

Сам фра Филиппо был неоднозначным персонажем.
Он родился во Флоренции ок. 1406.
В 1421 принял монашеский сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431.
В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции.
В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико.
Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, он бежал с одной из монахинь, Лукрецией Бути, которая родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни.
Филиппо Липпи умер в Сполето в 1469.

На обратной стороне набросок мужской головы, предположительно это голова Джероломо (фото у меня не получилось).
Невозможно остаться равнодушным перед этим воплощением материнской нежности и светлого тепла.

Наконец, затаив дыхание, мы зашли в капеллу Волхвов. Это маленькое помещение, состоящие из двух комнат. Было ощущение, что мы оказались в сказочной шкатулке. Процессия волхвов двигалась неспешно: некоторые юноши и старики смотрели на нас со стен, а другие занимались своими делами и не обращали на нас внимания. Только негромкое постукивание копыт впускалось в тишину этой камерной часовни. Чувствовался запах лавра и белого шиповника.
Находясь там, выпадаешь на некоторое время из действительности. Лица - такие далекие и, в то же время, такие близкие; их и сегодня можно увидеть на флорентийских улицах. Только одежда другая. Хочется рассмотреть все, запечатлеть в памяти каждую деталь.

Часовня осталась такой, какой знали ее Медичи. Я при-сел на сиденье на клиросе, любуясь фреской Гоццоли «Три короля на пути в Вифлеем». Репродукцию этой фрески вы увидите едва ли не в каждой книге, посвященной итальян-ской живописи. Такой же варвар, как тот, кто проделал дверь в леонардовской «Тайной вечере», прорезал и в этой фреске окно и дверь.

Каждый из трех королей имеет свой собственный кортеж. Эти отряды построены по схеме, применяемой во Флоренции во время игрищ и рыцарских состязаний.
Вся процессия волхвов разделена на три отряда, каждая из которых имеет свой доминирующий цвет в одежде: белый для Каспара, зеленый для Бальтазара и красный для Мельхиора.
Согласно рыцарскому кодексу, каждый отряд насчитывает 12 человек.
Мессер - синьор на лошади (в этом случае - король).
Три конных пажа едут впереди, в их обязанность входит: объявить о прибытии синьора.
Два рыцаря: один с мечом (символ власти lo spartharius), а второй несет дары мессера.
Шесть пеших пажей с легким вооружением (луки, арбалеты, копья), они шагают парами и конвоируют мессера.

На алтаре с 1929 года, находится "Поклонение младенцу" работы одного из учеников Филиппо Липпи. Это копия с работы самого Липпи, которая сейчас находится в картинной галерее Берлин-Далем.

Думаю, что это самая красивая процессия на фоне италь-янского пейзажа. Три короля направляются в тосканский Вифлеем. Вот они вышли из ворот светлых городов и, спус-тившись с горной вершины по дороге-серпантину, вместе со свитами проходят через леса с деревьями конической формы, а дорога идет все дальше, взбегает на горбатый мост, неспешно проходит по лугу, идет мимо виноградников и кипарисов. Пейзаж словно бы взят из волшебной сказки. Трудно пове-рить, что здесь кто-либо может быть несчастен.
Путешественники едут в благоговейном молчании. Не на-рушает его ни пение трубы, ни нежное звучание флейты. Седла покрыты красным бархатом, всадники держат расшитые уз-дечки, да и лошади украшены золотом. Один из всадников, спустившись с горы, пускает лошадь в галоп, завидев оленя; другой нагоняет леопарда. Сокол, что только что убил зайца, стоит чуть ли не под копытами лошадей, а утка плавает в ру-чье, не обращая внимания на охотников.

Один из троих королей, белобородый старик в темно-крас-ной одежде, едет на пятнистом муле.
(Мельхиор)

Другой король — чело-век среднего возраста с каштановой бородой. Поверх короны он надел шляпу со страусовыми перьями. Он оседлал белого жеребца.
(Бальтазар)

Третий — светловолосый молодой человек в рос-кошном золотом облачении, шпоры и те позолочены. Конь его гордится своим седоком.
(Каспар)

На картине у людей не видно улыбок, а вот тосканский пейзаж, улыбаясь, смотрит на се-рьезных паломников, торящих дорогу в Вифлеем.

Гид рассказывал легенду, которую недавно опровергли, о том, что фреска увековечила съезд во Флоренции, а молодой король — Лоренцо Великолепный. Я и раньше-то не очень этому верил. К чему бы семье Медичи увековечивать теоло-гический спор, который так ничем и не закончился? Козимо финансировал его из дружбы к нуждавшемуся папе, благора-зумно взяв в качестве залога город Сансеполькро! Думается, что банкиры, привыкшие списывать безнадежные долги, были бы рады позабыть о бесславном том съезде, а не видеть его каждый день в собственной часовне. А гид продолжал рас-сказывать о том, какое это было великолепное зрелище — встреча представителей греческой и латинской церквей. Гоц-цоли, вероятно, являлся свидетелем этого события и запечат-лел его на своей фреске. На самом деле, ничего великолепно-го там не было, и жители Феррары, города, где этот съезд начался, очень были разочарованы видом греческих еписко-пов в черных и фиолетовых сутанах и монахов в поношенных серых рясах. Их собственные латинские епископы и аббаты выглядели намного живописнее. Когда съезд переехал во Флоренцию, торжественную церемонию испортил дождь. Император Иоанн VIII ехал под зонтом по мокрым улицам.

Гид, тем не менее, настаивал на великолепном зрелище. Он сказал, что старый король — это патриарх Иосиф; чело-век среднего возраста — император; а юноша — Лоренцо Великолепный. С портретом молодого короля на большом абажуре я прожил лет двадцать, и у меня хватило времени задать себе вопрос: неужели человек, видевший посмертную маску Лоренцо, мог вообразить, что грубое, с широкими ноз-дрями лицо Медичи могло хоть чем-то, даже в самом нежном детском возрасте, напоминать белокурого юношу с фрески?

В 1960 году я с удовольствием прочел, что, задумавшись над рассказом, связывавшим фреску Гоццоли со съездом во Фло-ренции, Е. Гомбрич обратил внимание на французский путе-водитель, изданный в 1888 году «Путеводитель по Флорен-ции». «Желая оживить события туманного прошлого и при-дать им достоверность, — пишет господин Гомбрич, — ту-ристы и даже историки схватились за эту интерпретацию, не обратив внимания на полную ее невероятность».
Автор далее сообщает, что Гоццоли позаимствовал все эти группы, включая трех королей, из знаменитой картины Джентиле де Фабриано, написанной на тот же сюжет. Картину эту Можно увидеть в Уффици. На картине, датированной 1423 го-дом — за двадцать шесть лет до рождения Лоренцо, — вы увидите красивого молодого короля, короля с фрески Гоццо-ли. Гоццоли, очевидно, был очарован этой фигурой.

Он на-писал его снова в Пизе на фреске, к сожалению, уничтожен-ной. Гоццоли, кстати, не един-ственный художник, который скопировал грациозного юно-шу. Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что узнал его, как и короля среднего возраста, на очаровательной фреске Фра Анжелико, написанной на стенах кельи святого Марка, той, где Козимо Старший предавался молитве.

Приходило ли кому-нибудь в голову, что «Поклонение волхвов» было, возможно, любимой религиозной темой Ко-зимо? Это можно понять: кто, как не он, даровал церкви столько золота и благовоний? На фреске, написанной Ботти-челли, запечатлен и сам Козимо. Он представлен в обличий одного из коленопреклоненных королей. Фреска была напи-сана через несколько лет после смерти Козимо для алтаря церкви Санта Мария Новелла.

1. Лоренцо Медичи
2. Анджело Полициано
3. Джованни Пико делла Мирандола
4. Заказчик картины Гаспаре Лами
5. Козимо Медичи
6. Пьеро «Подагрик»
7. Джованни Медичи
8. Джулиано Медичи
9. Филиппо Строцци
10. Джованни Агриропуло
11. Сандро Боттичелли
12. Лоренцо Торнабуони

Гид закончил рассказ, а я жалел, что нет во мне решитель-ности человека, который из любви к истине забывает о сму-щении и прилюдно кому-то возражает.

Теперь немного о персонажах, изображенных на фресках. (На основании исследований искусствоведов).

1 - Козимо Старшый де Медичи
2 - Пьеро Подагрик де Медичи, сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper» (всегда).
3 - Карло ди Козимо де Медичи
4 - Галеаццо Мария Сфорца
5 - Сигизмондо Пандольфо Малатеста
6 - Козимино ди Джованни ди Козимо ди Медичи (?) отличался слабым здоровьем уже в шесть лет и вскорости умер, в ноябре 1459г.
7 - Лоренцо ди Пьеро де Медичи, прозвище - Великолепный
8 - Джулиано ди Пьеро де Медичи
9 - Джентиле Бекки, наставник Лоренцо и Джулиано
10 - Джулиано ди Пьеро де Медичи (?)
11 - Джованни ди Франческо Торнабуони (?), дядя Лоренцо и Джулиано, брат их матери Лукреции, представитель в Риме банка Медичи
12 - Джованни ди Козимо де Медичи (?)
13 - Беноццо Гоццоли
14 - Папа Пио II Пикколомини

А центральный персонаж в синем головном уборе, не напоминает вам Путина?

Беноццо Гоццоли, на шапке его написано Opus Benotii (работа Беноццо).

15. Беноццо Гоццоли (?) второй автопортрет
16. Нери ди Джино Каппони (?) дипломат, исторический писатель, сторонник Козимо де Медичи
17. Бернардо Джуньи (?) личный друг Козимо, видная фигура флорентийской Республики.
18. Франческо Сасетти (?) в 1447 году директор филиалов банка Медичи в Женеве и Леоне, поднимает руку с раскрытыми пальцами, что в то время означало 5000.
19. Аньоло Тани (?) в 1450-1465 директор филиала банка Медичи в Брюгге.
20. Диетисалви Нерони (?) в то время соратник Медичи, позже стал заклятым врагом и участвовал в заговоре против Пьеро.
21. Роберто ди Никколо Мартелли (?) директор банка Медичи в Риме с 1439- 1464гг.
22. Беноццо Гоццоли (?) третий автопортрет.
23.Лука Питти (?) в 1458 гонфалоньер, поставленный на эту должность велением Козимо, позже перешел на сторону врагов Медичи и участвовал в заговоре против Пьеро Подагрика.

Дворец открыт для посетителей каждый день кроме среды. Билет стоит 7 евро.

* Братья Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"

На протяжение более века Палаццо Медичи-Риккарди был главной резиденцией могущественной семьи Медичи, правящей во Флоренции. Внутренние дворы, сады и несколько комнат дворца в настоящий момент открыты для посетителей. Строительство дворца началось по указу Козимо Старшего - банкира, который благодаря своему богатству и влиянию стал фактическим правителем Флоренции. Первый дизайн проект от Брунеллески был отвергнут, так как выглядел слишком роскошным. Козимо не любил демонстрировать свое богатство, взамен предпочитая умеренность. Вместо этого, он выбрал более скромный дизайн от Микелоццо ди Бартоломео.

Строительство Палаццо Медичи-Риккарди началось в 1444, а в 1459 году Козимо Старший перенес сюда свою резиденцию, хотя дворец еще не был закончен. Он умер 5 лет спустя, так и не успев дождаться завершения строительства. Его сын Пьеро и внук Лоренцо Великолепный достроили дворец и доработали интерьеры. В 1494 году, во время короткого республиканского восстания, дворец был разжалован в статусе. Когда семья Медичи вернулась к власти в 1512 году, они снова переехали во дворец. В 1539 году семья переехала в Палаццо Веккьо, а спустя десятилетие в Палаццо Питти на противоположном берегу реки.


Более века спустя Дюк Тосканы Фердинандо Медичи II продал дворец Габриэлло Риккарди. Семья Риккарди расширила и обновила Палаццо в оригинальном ренессансном стиле, а интерьеры были украшены в стиле современного Барокко. Когда влияние семьи Риккарди пошло на спад, им пришлось продать дворец, который в итоге перешел во владение правительства. В соответствие с предпочтениями Козимо, фасад дворца вдоль Via Cavour выглядит довольно скромно. Первый этаж оформлен грубоватыми каменными блоками, в то время как камни верхнего этажа практически гладкие. Два верхних этажа украшены окнамы с круглыми арками и массивным карнизом. Палаццо Медичи-Риккарди стал образцом для новых дворцов Флоренции, которые выглядят слегка похожими друг на друга.


Попасть во дворец можно через так называемую Дверь Мулов, которая ведет во двор Мулов. Небольшой коридор соединяет соединяет Двор Мулов с главным двором, известным как Колонный Двор Микелоццо. Этот изящный внутренний двор окружен классической галереей с карнизом, украшенным медальонами гербов Медичи и классические фигурами, так как Козимо испытывал большой интерес к старине. Во внутреннем дворе когда-то располагался фонтан со статуей Давида Донателло, теперь демонстрирующейся в Барджелло. Сегодня здесь расположена статуя Орфея Баччо Бандинелли.


За статуей Орфея расположен вход в сады дворца. Когда-то его украшали несколько статуй, которые ныне расположены в галерее Уффици и Палаццо Питти. Сегодня это типичный флорентийский сад с лимонными деревьями и маленьким фонтаном. С одной его стороны расположена статуя Геркулеса, а с другой домик для лимонных деревьев. Палаццо можно смело назвать одной из самых выдающихся достопримечательностей Флоренции, которые стоит непременно посетить. Туристические маршруты Флоренции подробно описаны в отдельной подборке.



Дворец может показаться скромным снаружи, но его интерьеры украшены роскошными фресками и гобеленами. Самые интересные комнаты открыты для посетителей на первом этаже, начиная с маленькой Часовни Маджи. Часовня с великолепным мраморным полом и позолоченным потолком была создана Микелоццо. Стены главной комнаты были великолепно декорированы в 1459 году под руководством Беноццо Гоццоли. Здесь запечатлены несколько членов семьи Медичи, а так же автопортрет самого живописца. Запрестольный Образ Филиппо Липпи является копией, а оригинал был продан и сейчас находится в Берлинской Картинной Галерее.


Лестница ведет из часовни в консульскую Комнату Четырех Сезонов, украшенную флорентийскими гобеленами с изображением четырех сезонов. На стенах примыкающей комнаты Сала Соннино можно лицезреть серию старинных рельефов с мифическими героями, включая Геркулеса. Но самым известным артефактом в комнате является картина "Мадонна с Младенцем" Филиппо Липпи, нарисованная в 1466 году. Следующая комната - Галерея Луки Джордано, самая роскошная в Палаццо Медичи-Риккарди. Она была построена в 1770 году для Габриэлло Риккарди и украшена в стиле Барокко с золотой штукатуркой, деревянными панелями и грандиозным потолком с фреской Джордано. Фреска покрывает весь потолок, изображая "Идеал династии Медичи" и ряд мифологических сцен.


На первом этаже палаццо Медичи-Риккарди также можно посетить несколько временных выставок. В одной из комнат размещена коллекция римских скульптур, собранная самим Риккардо Риккарди. В интерактивной лаборатории посетители могут получить детальную информацию о Часовне Маджи, воспользовавшись сенсорными дисплеями.

Семья Медичи – наверное, самые известные из жителей за все время существования города. Богатые, влиятельные, таинственные… А Палаццо Медичи (Флоренция) уже давно стало популярной туристической достопримечательностью города. Здорово, что есть возможность посетить его, прогуляться по коридорам, по которым ходили блистательные Медичи.

Оказывается, все интерьеры палаццо – оригинальные! Хотя, личных вещей семейства вы, к сожалению, не увидите. Кстати, вы знаете, почему палаццо носит двойное имя – Медичи – Риккарди? Скоро все узнаете.

Добро пожаловать в Палаццо Медичи на Виа Ларга! Это первое здание во Флоренции, построенное в стиле раннего Ренессанса. Козимо Медичи задумал построить для своей семьи красивое палаццо, выбирал между проектами Микелоццо ди Бартоломео и Брунеллески, но последний предложил уж очень вычурный дизайн.

Прозорливый банкир Медичи не хотел, чтобы местное население сильно завидовало его богатству – это могло навлечь проблемы на семью.

Строили его 20 лет, готов дворец был только в 1464 году .

Большинство помещений сохранились именно такими, какими были при блистательных Медичи. Сегодня палаццо превращено в музей с обширной и интересной экспозицией.

Особенно интересно богатое убранство залов и комнат. В одном из залов находится знаменитая фреска «Триумф Медичи на облаках Олимпа», которую можно рассматривать часами.

Еще в палаццо хранится картина Липпи «Мадонна с Младенцем».

В 1659 году случается непредвиденное – Медичи спасаются бегством из Флоренции, а свой дворец продают семье Риккарди. Поэтому, палаццо и носит двойное название Медичи и Риккарди. С тех пор там жили Риккарди. Маркиз Риккарди перестраивает и обновляет дворец.

Именно маркиз оборудует и собирает ценную библиотеку в особняке. Позднее, библиотеку могут посетить все желающие. Риккардианская библиотека существует и сегодня.

А уже в XIX веке здесь разместилась префектура города. Поэтому для посещения туристами открыта только часть здания.

2. Полезная информация

2.1. Где находится

Палаццо расположено в центре старой части города недалеко от базилики Сан Лоренцо, а если идти в другую сторону — увидите музей Леонардо да Винчи.

Адрес : Via Cavour, 3

Расположение дворца Медичи на карте:

2.2. Как добраться

Познакомиться поближе со Флоренцией времен Медичи можно во время экскурсии, полностью посвященной Флоренции Медичи. Посмотреть подробности и забронировать место можно . Стоит 110 евро за группу до 8 человек, проводится на русском языке.

2.3. Время посещения

  • Закрыто по средам.
  • В остальные дни 9.00-19.00.

Время работы кассы с 9.00 до 17.00.

2.4. Стоимость

Я проходила по карте Firenze card – удобно, экономит время. Не нужно стоять в очередях, которые обычно сразу видны на подходах к музеям. Стоит карта 85 евро , но это билет почти что во все музеи города на 3 дня.

Здесь можно купить билет или получить билет по Firenze card:

Отдельно билет стоит 7 евро:

2.5. Официальный сайт

Официальный сайт: www.palazzo-medici.it

2.6. Схема дворца

Смотрите, это план дворца и окружающих его улиц, показаны все входы на территорию дворца:

3. Фотообзор дворца

Самое время отправиться во дворец и посмотреть, что находится на его территории.

3.1. Внутренний двор

Очень изысканный внутренний двор. Еще бы, ведь здесь Козимо и Лоренцо Медичи встречали гостей. Если фасад здания «тяжеловат», то во внутреннем дворике ощущается легкость. Интересно, что во времена правления Медичи внутренний двор был открыт для всех, любой житель города мог зайти на территорию и полюбоваться внутренним убранством.

Вход и внутренний дворик:

Внутренний двор, лимонные деревья:

Никакой особой роскоши здесь нет, все просто, но изысканно. Днем во дворике очень красиво, особенно интересно посмотреть на лимонные деревья в больших кадках:

3.2. Дворцовые комнаты

Дворец огромный, ведь он был рассчитан на 6-7 семей с женами и детьми, прислугой, животными. К сожалению, личных вещей Медичи вы не увидите – они не сохранились в этом дворце. Медичи забрали все с собой, когда продали дворец.

Для туристов открыто несколько залов, пройдемся по ним.

Чтобы попасть в музей, нужно подняться на второй этаж:

На лестнице вас встречают скульптуры:

За дверью виднеются палаты дворца:

Сначала вы увидите дворцовые комнаты, предназначенные для особых событий, здесь в старинных интерьерах проводятся вполне современные мероприятия:

Еще одна комната дворца, оборудованная для современных конференций:

А здесь уже начинаются жилые комнаты дворца — мебель, конечно, впечатляет:

Королевское зеркало:

По дворцу можно ходить только по красным дорожкам, которые проходят через все комнаты:

Так что остается только любоваться красотой:

Королевская спальня:

Также во дворце выставлены старинные книги времен Медичи, обратите внимание — книги рукописные:

Варианты гербов:

Теперь эти книги — исторические документы:

Зал костюмов:

На картинах в зале представлены одеяния монархов разных времен, а в центре — знаменитое творение Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем»:

Одежда правителей Флоренции:

Великолепный монарх:

Зал с видом на сад Медичи:

3.3. Капелла волхвов

Капелла волхвов – маленькая часовня только для членов семьи Медичи. Внутри складывается впечатление, что вы попали в сказку. Стены и потолок расписаны в едином стиле.

3.4. Музей мрамора

На территории находится небольшой музей мрамора. Это бюсты, статуи – все принадлежало обоим семействам Медичи и Риккарди. Честно говоря, небольшой и не очень интересный музей.

Спуск в музей мраморных фигур:

Мраморные бюсты:

Коллекция интересна тем, что в 16-17 вв. это была одна из редких коллекций древних скульптур, одна из которых датируется 3 веком н.э.

3.5. Галерея зеркал

Украшен фресками Луки Джордано, выполненными по заказу Риккарди. Здесь находится и «Триумф Медичи на облаках Олимпа».

3.6 Территория префектуры Флоренции:

В этом же здании располагается префектура города, выделенные под эти цели комнаты находятся на последнем этаже, туда пройти просто так нельзя:

На этом экскурсию заканчиваем, направляемся к выходу:

3.7. Сувенирная лавка

На 1 этаже перед выходом располагается сувенирный магазин:

Книги и альбомы, пазлы:

Есть и очень необычные сувениры, например, «Давид» разных цветов:

Кстати, в подвальном этаже есть еще выставки:

Туалеты во всех достопримечательностях Флоренции бесплатные, во дворце Медичи туалет расположен в подвальном помещении, вход с внутреннего дворика:

4. Выводы

Очень интересный дворец, обязательно нужно туда сходить! На поход рассчитывайте 1-1,5 часа. С маленькими детьми не советую – для детей будет скучно, да и трогать экспонаты нельзя.

А вот взрослым понравится. Внутри сохранились оригинальные интерьеры дворца, интересно посмотреть, как жили Медичи. Конечно, дворец Питти намного роскошнее и больше, но и здесь тоже есть что посмотреть.

На территории есть еще небольшой Музей мрамора, но он особо не впечатлил, можно туда не заходить, чтобы сэкономить время. По отзывам других туристов – тоже необязательная программа.

Смогли бы жить в таком палаццо? Это сегодня он стал музеем, а ведь раньше был домом самого могущественного семейства.

Подпишитесь сами на обновления блога и посоветуйте нас своим друзьям. Поделитесь ссылками на блог в соц.сетях – впереди еще куча интересных историй о путешествиях по Италии и не только.

Кстати, если вы только собираетесь во Флоренцию, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (1 голосов, оценка: 5,00 из 5)

Недавно я побывала во Дворце Медичи-Риккарди.
Он находится на улице Кавур (раньше эта улица называлась виа Ларга - "Широкая улица").

Текст, выделенный курсивом, я взяла из "Прогулок по Италии" Генри Мортона.

Массивные дворцы банкиров, особенно с наступлением темноты, выглядят очень внушительно. Ночью они словно бы придвигаются друг к другу, шепчутся, наверное, о коро-левском банкротстве. Как и у всех зданий, имеющих дело с деньгами, вид у них настороженный.

Дворец Медичи поро-дил итальянские палаццо. Это был первый дворец, построен-ный в ренессансном стиле. Мода на этот стиль распростра-нились по всем большим и малым городам Италии, после чего перешагнула через Альпы и ворвалась в города Европы. Грубо обработанные камни или так называемые рустики нижнего этажа, напоминающие крепостные стены этрусских городов, сделались непременным элементом архитектурного решения богатых особняков, правительственных учреждений и клубов во всем мире. Дворец Медичи до сих пор очень привлекате-лен, хотя площадь его выросла по сравнению с той, что была при жизни правителей.

28 марта 1659 года маркиз Габриелло Риккарди подписал контракт на приобретение Дворца Медичи, став владельцем Палаццо и еще трех близлежащих строений, принадлежащих Медичи.
Маркиз Риккарди сразу приступил к перестройке Дворца и его расширению.
Он придерживался двух основных принципов: внешний вид здания должен быть сохранён в стиле ренессанса, а внутренне убранство пересматривалось в стиле барокко, вошедшего тогда в моду.
В 1814 году Риккарди продают дворец семье Великого Герцога Тосканского Лорена.
В 1874 году здание приобрела Провинция Флоренции и открыла здесь Префектуру города.

Козимо Старший построил это массивное здание в 1440 году, и несколько сотен лет там жили все старшие Медичи, пока во время правления Пьеро Неудачника их не выгнали оттуда, а все сокровища, которые можно было унести, разграбила толпа. Проект Брунеллески старый банкир отверг: он посчитал, что здание слишком нарядно, а потому будет вызывать зависть. Говорят, Брунеллески обиделся, а может быть, и рассердился и разбил свою модель на мелкие кусочки, а вот Микелоццо, любимец Козимо, представил проект, который банкиру понравился. Так на углу одной из самых оживленных улиц — виа Кавур — появился первый ренессансный особняк. На это здание равнялись другие архитекторы: если бы они построили для другого банкира дворец, превосходящий роскошью дом Козимо, тут же сказали бы, что этот банкир слишком зазнался.

Не существует точного объяснения значения герба Медичи. Одна из версий ссылается на рукопись Козимо Барончелли XV-XVI веков, хранящуюся именно в библиотеке дворца Медичи. Легенда рассказывает, что семейство Медичи связано с Карлом Великим. Некий Аверардо де Медичи, командующий армией Карла Великого, изгнал лангобардов из Тосканы и вместе с ними гиганта Муджелло. В рукопашном бою с чудовищным гигантом, Аверардо защищался щитом. Муджелло наносил по щиту удары своей палицей, с прикрепленными к ней железными шарами. Таким образом следы от этих шаров на щите и стали гербом знаменитой семьи. А область, где впоследствии Медичи имели свои первые земляные угодья, носит название Муджелло.

Сей-час дворец занимает префектура, но посетители могут осмот-реть двор. Затем их проводят наверх и показывают крошеч-ную семейную часовню с жизнерадостными фресками Беноц-цо Гоццоли.
Двор очарователен. Тот, кто проходил под его арками во времена Лоренцо, мог увидеть над атриумом сразу двух «Да-видов»: один работы Донателло, а другой — Верроккьо.

После давящей мощи фасада, попадая во внутренний дворик, ощущаешь небывалую легкость, которую строению придают три ордера, как бы летящие ввысь.

Внутренний дворик, называется также "Дворик с колоннами" или "Дворик Микелоццо".
Гармония архитектурного решения двора создает эффект симметрии, которой здесь нет.
Первый ордер - крытая арочная галерея с колоннами, украшенными коринфскими капителями, фризом с медальонами, гербами Медичи и мифологическими сценами (Бертольдо ди Джованни), с фестонами, украшенными монохромными граффито (Мазо ди Бартоломео 1452).
По второму ордеру расположены окна, разделенные колонной, повторяющие окна внешнего фасада здания.
Третий ордер - арочная галерея с ионическими колоннами, в настоящий момент застекленная.

На южной стене внутреннего дворика, на монументальном каменном картуше, надпись 1715 года. Надпись прославляет историю Дворца, величие Медичи и не оставляет без внимания маркизов Риккарди с их грандиозным вкладом в обновление здания.
На стенах расположены также экспонаты из археологической коллекции Риккарди: бюсты, головы, фрагменты рельефов и римских саркофагов.

Под сводами первого ордера находится скульптура "Орфей, усмиряющий пением Цербера" (Баччо Бандинелли, 1515г). Статуя возвышается на изысканном постаменте с эмблемами и гербами Медичи (Бенедетто да Ровенццано).

Сад здесь регулярный: клумбы геометрической формы, дорожки с мозаичным рисунком, а в старину здесь были подстрижен-ные кусты и деревья — в форме собак, оленей и слонов. В цент-ре стояла «Юдифь» Донателло. Сейчас она находится на сту-пенях палаццо Веккьо.

Теперь здесь кадки с цитрусовыми и...мы.

Капеллу Волхвов мы оставили напоследок.

"Мы не торопились приступить к тому, что интересовало нас больше всего. Нет, мы совсем не торопились! Мы чувствовали себя гурманами. Мы не накидывались на яства. Мы вдыхали ароматы, мы закатывали глаза и чмокали, мы потирали руки, ходя вокруг, мы предвкушали…" *

Сначала мы осмотрели выставку ювелира Iznav Oruam. Она находилась в галерее, примыкающей к саду.

Потом перешли к выставке предметов искусства из частных коллекций. Она называлась "Le stanze dei tesori".
Фотографии у меня не все получились, но там была и мебель, и доспехи, и изделия из глины, и картины Фаттори, Де Кирико.

Артуро Мартини "Жена моряка" 1930.

Аньоло ди Козимо (прозвище - Брoнзино) Портрет Лауры Баттиферри 1555-1560гг.

Только потом поднялись на второй этаж и полюбовались внутренним убранством.

Если вы пойдете во дворец, надеясь увидеть там личные вещи Медичи, то будете разочарованы: даже следы, остав-ленные на мраморных ступенях, не имеют отношения не только к старшим, но и к младшим Медичи, так как весь дворец был перестроен, когда в XVII веке здание купила маркиза Рик-карди. Все итальянские дворцы рассчитаны на большую се-мью, но здания не кажутся такими уж и огромными, когда вспомнишь, что селились в них шесть-семь сыновей с жена-ми, детьми и слугами.

Зал Карла VIII.
В 1494 году Италия была оккупирована войсками короля Карла VIII. Флоренция, ведомая Пьеро ди Джино Каппони, упорно сопротивлялась французам. Под угрозой французской атаки, на запросы о выкупе Каппони ответил: "Если вы будете трубить в трубы, мы будем звонить в колокола". Это произошло именно в этом зале, а фраза вошла в историю.

Помещения второго, парадного, этажа отличаются богатым убранством: стены облицованы мрамором, позолоченные потолки отделаны лепными украшениями, полы покрыты мраморной плиткой, окна и двери имеют рельефные обрамления, мебель и двери инкрустированы мозаикой из дерева разных тонов.

В старости Козимо горевал оттого, что семья у него маленькая. Сын и внук умерли; в доме остался больной наследник, Пьеро Подагрик, да двое внуков. Слы-шали, как он как-то вздохнул, пока несли его в кресле, разби-того подагрой, через дворец: «Слишком большой дом для такой маленькой семьи!»

Галерея Джордано или Галерея Зеркал, она также находится на первом этаже.
Помещение украшено сводом с фресками, выполненными Лукой Джордано между 1682 и 1685 годами.
Фрески неаполитанскому художнику заказал внук маркиза Габриелло Риккарди - Франческо. Фрески изображают аллегорические фигуры.

В центральной части свода - главная композиция "Триумф Медичи на облаках Олимпа".

Здесь лучше видно.
Юпитер на вершине облачного Олимпа, а вокруг него располагаются персонажи, в которых можно узнать членов семьи Медичи.
Центральный персонаж со львом у своих ног - это Великий Тосканский Герцог Козимо III де Медичи.
По сторонам от него распологаются его сыновья: Джан Гастоне (слева) и Фердинандо де Медичи (справа), оба верхом на белых конях.
Ниже, в красных одеждах - Франческо Мария де Медичи - брат Козимо III.
Выше, по обеим сторонам от бога, можно видеть двух персонажей, над головами которых горят звезды.
Эти звезды символизируют спутники Юпитера, открытые Галлелео Галлелеем, которые он посвятил семье Медичи. Он так и называл их Медичийскими звездами (Stellae Medicae лат.)

Не дойдя до Капеллы волхвов, мы встретили еще одно приятное видение: "Мадонна с Младенцем" Филиппо Липпи.(1460-1469)

Сам фра Филиппо был неоднозначным персонажем.
Он родился во Флоренции ок. 1406.
В 1421 принял монашеский сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431.
В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции.
В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико.
Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, он бежал с одной из монахинь, Лукрецией Бути, которая родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни.
Филиппо Липпи умер в Сполето в 1469.

На обратной стороне набросок мужской головы, предположительно это голова Джероломо (фото у меня не получилось).
Невозможно остаться равнодушным перед этим воплощением материнской нежности и светлого тепла.

Наконец, затаив дыхание, мы зашли в капеллу Волхвов. Это маленькое помещение, состоящие из двух комнат. Было ощущение, что мы оказались в сказочной шкатулке. Процессия волхвов двигалась неспешно: некоторые юноши и старики смотрели на нас со стен, а другие занимались своими делами и не обращали на нас внимания. Только негромкое постукивание копыт впускалось в тишину этой камерной часовни. Чувствовался запах лавра и белого шиповника.
Находясь там, выпадаешь на некоторое время из действительности. Лица - такие далекие и, в то же время, такие близкие; их и сегодня можно увидеть на флорентийских улицах. Только одежда другая. Хочется рассмотреть все, запечатлеть в памяти каждую деталь.

Часовня осталась такой, какой знали ее Медичи. Я при-сел на сиденье на клиросе, любуясь фреской Гоццоли «Три короля на пути в Вифлеем». Репродукцию этой фрески вы увидите едва ли не в каждой книге, посвященной итальян-ской живописи. Такой же варвар, как тот, кто проделал дверь в леонардовской «Тайной вечере», прорезал и в этой фреске окно и дверь.

Каждый из трех королей имеет свой собственный кортеж. Эти отряды построены по схеме, применяемой во Флоренции во время игрищ и рыцарских состязаний.
Вся процессия волхвов разделена на три отряда, каждая из которых имеет свой доминирующий цвет в одежде: белый для Каспара, зеленый для Бальтазара и красный для Мельхиора.
Согласно рыцарскому кодексу, каждый отряд насчитывает 12 человек.
Мессер - синьор на лошади (в этом случае - король).
Три конных пажа едут впереди, в их обязанность входит: объявить о прибытии синьора.
Два рыцаря: один с мечом (символ власти lo spartharius), а второй несет дары мессера.
Шесть пеших пажей с легким вооружением (луки, арбалеты, копья), они шагают парами и конвоируют мессера.

На алтаре с 1929 года, находится "Поклонение младенцу" работы одного из учеников Филиппо Липпи. Это копия с работы самого Липпи, которая сейчас находится в картинной галерее Берлин-Далем.

Думаю, что это самая красивая процессия на фоне италь-янского пейзажа. Три короля направляются в тосканский Вифлеем. Вот они вышли из ворот светлых городов и, спус-тившись с горной вершины по дороге-серпантину, вместе со свитами проходят через леса с деревьями конической формы, а дорога идет все дальше, взбегает на горбатый мост, неспешно проходит по лугу, идет мимо виноградников и кипарисов. Пейзаж словно бы взят из волшебной сказки. Трудно пове-рить, что здесь кто-либо может быть несчастен.
Путешественники едут в благоговейном молчании. Не на-рушает его ни пение трубы, ни нежное звучание флейты. Седла покрыты красным бархатом, всадники держат расшитые уз-дечки, да и лошади украшены золотом. Один из всадников, спустившись с горы, пускает лошадь в галоп, завидев оленя; другой нагоняет леопарда. Сокол, что только что убил зайца, стоит чуть ли не под копытами лошадей, а утка плавает в ру-чье, не обращая внимания на охотников.

Один из троих королей, белобородый старик в темно-крас-ной одежде, едет на пятнистом муле.
(Мельхиор)

Другой король — чело-век среднего возраста с каштановой бородой. Поверх короны он надел шляпу со страусовыми перьями. Он оседлал белого жеребца.
(Бальтазар)

Третий — светловолосый молодой человек в рос-кошном золотом облачении, шпоры и те позолочены. Конь его гордится своим седоком.
(Каспар)

На картине у людей не видно улыбок, а вот тосканский пейзаж, улыбаясь, смотрит на се-рьезных паломников, торящих дорогу в Вифлеем.

Гид рассказывал легенду, которую недавно опровергли, о том, что фреска увековечила съезд во Флоренции, а молодой король — Лоренцо Великолепный. Я и раньше-то не очень этому верил. К чему бы семье Медичи увековечивать теоло-гический спор, который так ничем и не закончился? Козимо финансировал его из дружбы к нуждавшемуся папе, благора-зумно взяв в качестве залога город Сансеполькро! Думается, что банкиры, привыкшие списывать безнадежные долги, были бы рады позабыть о бесславном том съезде, а не видеть его каждый день в собственной часовне. А гид продолжал рас-сказывать о том, какое это было великолепное зрелище — встреча представителей греческой и латинской церквей. Гоц-цоли, вероятно, являлся свидетелем этого события и запечат-лел его на своей фреске. На самом деле, ничего великолепно-го там не было, и жители Феррары, города, где этот съезд начался, очень были разочарованы видом греческих еписко-пов в черных и фиолетовых сутанах и монахов в поношенных серых рясах. Их собственные латинские епископы и аббаты выглядели намного живописнее. Когда съезд переехал во Флоренцию, торжественную церемонию испортил дождь. Император Иоанн VIII ехал под зонтом по мокрым улицам.

Гид, тем не менее, настаивал на великолепном зрелище. Он сказал, что старый король — это патриарх Иосиф; чело-век среднего возраста — император; а юноша — Лоренцо Великолепный. С портретом молодого короля на большом абажуре я прожил лет двадцать, и у меня хватило времени задать себе вопрос: неужели человек, видевший посмертную маску Лоренцо, мог вообразить, что грубое, с широкими ноз-дрями лицо Медичи могло хоть чем-то, даже в самом нежном детском возрасте, напоминать белокурого юношу с фрески?

В 1960 году я с удовольствием прочел, что, задумавшись над рассказом, связывавшим фреску Гоццоли со съездом во Фло-ренции, Е. Гомбрич обратил внимание на французский путе-водитель, изданный в 1888 году «Путеводитель по Флорен-ции». «Желая оживить события туманного прошлого и при-дать им достоверность, — пишет господин Гомбрич, — ту-ристы и даже историки схватились за эту интерпретацию, не обратив внимания на полную ее невероятность».
Автор далее сообщает, что Гоццоли позаимствовал все эти группы, включая трех королей, из знаменитой картины Джентиле де Фабриано, написанной на тот же сюжет. Картину эту Можно увидеть в Уффици. На картине, датированной 1423 го-дом — за двадцать шесть лет до рождения Лоренцо, — вы увидите красивого молодого короля, короля с фрески Гоццо-ли. Гоццоли, очевидно, был очарован этой фигурой.

Он на-писал его снова в Пизе на фреске, к сожалению, уничтожен-ной. Гоццоли, кстати, не един-ственный художник, который скопировал грациозного юно-шу. Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что узнал его, как и короля среднего возраста, на очаровательной фреске Фра Анжелико, написанной на стенах кельи святого Марка, той, где Козимо Старший предавался молитве.

Приходило ли кому-нибудь в голову, что «Поклонение волхвов» было, возможно, любимой религиозной темой Ко-зимо? Это можно понять: кто, как не он, даровал церкви столько золота и благовоний? На фреске, написанной Ботти-челли, запечатлен и сам Козимо. Он представлен в обличий одного из коленопреклоненных королей. Фреска была напи-сана через несколько лет после смерти Козимо для алтаря церкви Санта Мария Новелла.

1. Лоренцо Медичи
2. Анджело Полициано
3. Джованни Пико делла Мирандола
4. Заказчик картины Гаспаре Лами
5. Козимо Медичи
6. Пьеро «Подагрик»
7. Джованни Медичи
8. Джулиано Медичи
9. Филиппо Строцци
10. Джованни Агриропуло
11. Сандро Боттичелли
12. Лоренцо Торнабуони

Гид закончил рассказ, а я жалел, что нет во мне решитель-ности человека, который из любви к истине забывает о сму-щении и прилюдно кому-то возражает.

Теперь немного о персонажах, изображенных на фресках. (На основании исследований искусствоведов).

1 - Козимо Старшый де Медичи
2 - Пьеро Подагрик де Медичи, сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper» (всегда).
3 - Карло ди Козимо де Медичи
4 - Галеаццо Мария Сфорца
5 - Сигизмондо Пандольфо Малатеста
6 - Козимино ди Джованни ди Козимо ди Медичи (?) отличался слабым здоровьем уже в шесть лет и вскорости умер, в ноябре 1459г.
7 - Лоренцо ди Пьеро де Медичи, прозвище - Великолепный
8 - Джулиано ди Пьеро де Медичи
9 - Джентиле Бекки, наставник Лоренцо и Джулиано
10 - Джулиано ди Пьеро де Медичи (?)
11 - Джованни ди Франческо Торнабуони (?), дядя Лоренцо и Джулиано, брат их матери Лукреции, представитель в Риме банка Медичи
12 - Джованни ди Козимо де Медичи (?)
13 - Беноццо Гоццоли
14 - Папа Пио II Пикколомини

А центральный персонаж в синем головном уборе, не напоминает вам Путина?

Беноццо Гоццоли, на шапке его написано Opus Benotii (работа Беноццо).

15. Беноццо Гоццоли (?) второй автопортрет
16. Нери ди Джино Каппони (?) дипломат, исторический писатель, сторонник Козимо де Медичи
17. Бернардо Джуньи (?) личный друг Козимо, видная фигура флорентийской Республики.
18. Франческо Сасетти (?) в 1447 году директор филиалов банка Медичи в Женеве и Леоне, поднимает руку с раскрытыми пальцами, что в то время означало 5000.
19. Аньоло Тани (?) в 1450-1465 директор филиала банка Медичи в Брюгге.
20. Диетисалви Нерони (?) в то время соратник Медичи, позже стал заклятым врагом и участвовал в заговоре против Пьеро.
21. Роберто ди Никколо Мартелли (?) директор банка Медичи в Риме с 1439- 1464гг.
22. Беноццо Гоццоли (?) третий автопортрет.
23.Лука Питти (?) в 1458 гонфалоньер, поставленный на эту должность велением Козимо, позже перешел на сторону врагов Медичи и участвовал в заговоре против Пьеро Подагрика.

Дворец открыт для посетителей каждый день кроме среды. Билет стоит 7 евро.

* Братья Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"