Гора Монах – памятник природы в Адыгее: фото, GPS координаты. Гора Монах – название из древней легенды Сюанькунсы в ущелье Хэн-Шань

Гору Монах называют самой загадочной горой хребта Адай-хох, а также суровым и неподвижным хранитель Цея. Своими очертаниями гора очень похожа на скуфью – головной убор монахов. Отсюда, как и предполагают историки, название горы, которое на осетинском языке звучит, как Сауфидар. Высота горы Монах – 2990 метров. С южной и восточной стороны гора очень обрывиста, с этих сторон ее практически вертикальные склоны из песчаника уходят в крутые и глубокие обрывы. На южном склоне этой возвышенности, как утверждают свидетели, очень хорошо просматривается когда-то выбитое в скале нахмуренное лицо монаха. Эта гора, как и многие горы в этом регионе, окутана целым ореолом загадок, историй и легенд.

Согласно легенде, гора получила свое название от монаха, жившего много лет назад на вершине горы, в маленькой, как келья, пещере. Монах этот, стремясь замолить свои грехи, хотел выбить в скале фигуру святого, но сделал лишь одну голову. Есть и другая легенда, которая гласит, что в прежние времена в пещерах горы поселились монахи. Они мирно жили в горах, пищу собирали себе в горах и лесах. А внизу, под горой, в глинобитных саклях жили люди, мирские. Они пасли скот, ходили на охоту, возделывали пашни. Все было бы хорошо, но полюбил монах прекрасную девушку из адыгейского селения. Монах нарушил данный им обет, но суровые законы гор всегда соблюдались жителями селения, превыше всего для них была честь рода. Разгневавшись на монаха за недостойный поступок, люди приковали несчастного к горе и заставили вырубить в камне свое лицо, чтобы впредь оно напоминало людям о неприемлемости порочащих женщину действий. С тех самых пор каменный лик несчастного монаха навеки обращен к людям как страж законов чести, чистоты и доверия человеческих отношений.

Но это лишь легенды, лицо, изображенное на горе, дело не человеческих рук, а результат долгого воздействия ветра и воды на песчаник. Вершина скалы плоская, а сама гора Монах является одним из отрогов хребта Азиш-Тау. С восточной стороны верхнего яруса скалы Монах располагается пещера Джоласа, названная в честь врача, скрывавшегося в ней в годы Великой Отечественной войны. Время от времени с горы Монах вниз обрушиваются каменные монолиты, ломая деревья, камни выкатываются на дорогу или летят дальше в реку Белая.

Путь к Монаху начинается у моста через реку Бздыху, протоптанная и маркированная тропа стремительно набирает высоту и в непогоду подъем по ней потребует простейшей подготовки и самостраховки. По окончании третьей четверти пути тропа выводит к гроту, где когда-то по преданию жил монах. У грота бьет родник, исчезающий через несколько метров. В гроте сохранился участок предполагаемой старой ветрозащитной стенки. Продолжив подъем, тропа приводит к верхнему краю скал, где и был заложен грот монаха. Здесь же, у грота, расположилась хорошая обзорная площадка, откуда открывается прекрасная панорама на широкую котловину р. Белой, где по обоим берегам раскинулись Хамышки . Вдали, на юге просматриваются безлесные хребты Пшекиш, Тыбгинский, Абаго, Атамажи. Длинный лесистый гребень Инженерного хребта с востока упирается в долину р. Белой, а на западе заканчивается под скальной грядой - южной окраиной Лагонакского нагорья. На плоскогорье вершинной части г. Монах видна дорога, уходящая через живописные поляны к автостраде ст. Даховская - т/б «Лаго-наки». На этих полянах раньше был хутор. Невдалеке находится цепочка полуразрушенных дольменов.

Спуститься вниз можно, просто повернув назад или пройдя чуть дальше по кромке скал и отыскав путь вниз, после чего гротами, расположенными под скалой, пройти к роднику, закольцевав таким образом маршрут.

Наедине с Богом

Монашество – это отречение от всего мирского и затворничество человека в пустынных местах для спасения души и единения с Богом. Это жизнь в молчании, молитве, подвиге и послушании. Христианское монашество сформировалось под влиянием евангельского учения в начале IY века. Идеалами монашеской жизни являются целомудрие, бедность и послушание, достигаемые благодаря непрестанной телесной и духовной аскезе и всецелому посвящению себя Богу.

Первые монашеские поселения находились в Египте, Сирии и Малой Азии, а затем – в Палестине и Константинополе. В настоящее время только на Афоне сохранился крупный центр монашества, являющийся до сих пор твердыней православия и бастионом восточного христианства.

Святая Гора Афон находится под покровительством Божией Матери. Согласно церковному преданию, Богородица и евангелист Иоанн Богослов направлялись на Кипр к Лазарю. Внезапно подул сильный ветер и корабль понесся в другую сторону. Вдруг он остановился у берегов Афона, не претерпев никаких повреждений. Богородица сошла на берег в месте, где ныне находится Иверский монастырь, и, усмотрев в этом чудесном случае волю Божию, восхищенная красотой этих мест, обратилась к Сыну своему с просьбой подарить ей гору Афонскую. И раздался глас, возвещавший: «Да будет место оное уделом твоим, садом твоим и раем, а также гаванью спасительной для желающих спастись». Язычники, обитавшие в то время на Афоне, увидев это, прославили Бога и пожелали принять крещение, а языческие храмы рухнули.

«…се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом»

Много чудес было сотворено Богоматерью для укрепления веры новых христиан. Давая им прощальное благословение, Божия Матерь сказала: «Да будет это место Моим жребием, данным мне от сына и Бога моего. Я буду заступница этому месту и теплая о нем ходатайница перед Богом.». После этого Пресвятая Богородица отплыла к Кипру. Так Святая Гора была освящена, став земным уделом Богородицы.

Первые монашеские поселения на Афоне возникли вскоре после принятия греками христианства. Одним из первых афонских монахов считается преподобный Петр Афонский.

На Афон уже с ранневизантийского времени стекалось множество монахов со всех концов империи. Можно предполагать, что монахи на Афоне появились же в VII веке. Возникновению и распространению там монашества способствовали следующие три исторических обстоятельства: 1) пустынные места Святой Горы; 2) появление новых врагов империи – арабов, главным образом, в восточных странах, следствием чего явилось исчезновение ранее существовавших там крупных монастырских центров и удаление из них большого числа монахов, стремившихся получить новые места для жительства и продолжения своей аскезы; 3) враждебная позиция византийских императоров в период иконоборчества по отношению к монахам.

С IX века Святая Гора официально становится главным монастырским центром. Об этом свидетельствует факт участия святогорских монахов на синоде 843 года, созванном императрицей Феодорой для восстановления и воссоздания икон. В эту эпоху известны монахи Петр Афонский и Евфимий Фессалоникский — представители двух различных аскетических тенденций: первый – пустынничества, второй лаврианства.

В соответствии с хрисовулом императора Василия I от 885 года, Афон был предназначен для проживания только аскетов и возбранен с тех пор пастухам и прочим мирянам, пребывавшим нелегально в «Саду Богородицы».

Пытаясь определить истоки организованной монашеской жизни на Святой Горе, не следует делать строго определенных выводов. На примере других монастырских центров того времени можно предположить, что и афонское монашество прошло три стадии – аскетическую, кинотную (общинную) и общежительную. Так, в начале полуострова, в более пологих местах, первыми поселились монахи-пустынники, которые пришли сюда, спасаясь от разного рода набегов, в особенности от сарацинских пиратов. Затем монахи покинули эту область и для большей безопасности перебрались на Афон, поселившись на его многочисленных вершинах и неприступных склонах. Впоследствии монахи-отшельники объединились в лаврах, прообразом которых стали древнейшие палестинские лавры. Из этих лавр к настоящему времени известны две – Климентова , близ нынешнего Иверского монастыря, и Кафедра Старцев на возвышенности Зигос, которая была к тому же наиболее значительной из лавр. Оганизатором общежительного образа монашеской жизни был монах Иоанн, настоятель Коловского монастыря близ Иерисса.

Главный придел кафоликона Ватопедского монастыря

Основателем общежительной монашеской жизни на Святой Горе в полном смысле этого слова стал друг и исповедник императора Никифора Фоки преподобный Афанасий Афонский, заложивший в 963 году фундамент знаменитого монастыря Великой Лавры. Таким образом, деревянные хижины (каливы) сменили большие каменные дома, а жизнь пустынников сменила организованная жизнь монашеской братии. Однако это новшество стало причиной возмущения против Афанасия многих святогорских монахов, в том числе и лавриан.

Во главе оппозиции преподобному Афанасию встал монах Павел Ксиропотамский. Этот благородный византиец радел об аскезе в пустыне, в полном уединении. А Афанасий, который отличался великим благочестием и многими добродетелями, наряду с уединением призывал к совместному проживанию монахов.

Павел вместе с другими монахами отправился в Константинополь, чтобы опротестовать перед Иоанном Цимисхием действия Афанасия, который якобы принес на Афон роскошь и нарушил старинные обычаи и святость этих мест. Император послал на Афон проводить расследование монаха Евфимия Студита, однако, как и следовало ожидать, принял решение весьма благоприятное для его друга Афанасия и в конце концов признал права больших монастырей в соответствии со взглядами Афанасия. Это решение, подкрепленное канонистическими распоряжениями преподобного Афанасия, имело своим следствием составление Первого Устава Святой Горы (971-972), который до настоящего времени продолжает оставаться основным действующим на Афоне законом. Таким образом, Афанасий привлек к себе внимание многих монахов, обитавших ранее уединенно в отдельных кельях. Среди них были также грузины, армяне и латиняне, причем последние по собственному почину основали монастырь Богородицы Амальфитанской близ Морфону – залива к северу от Лавры. В настоящее время от этого монастыря осталась только его величественная башня.

Кроме монастыря Великой Лавры, в Х веке были построены и другие монастыри – Ватопедский и Иверский, а также основаны некоторые монастыри меньших размеров – Дохиаров, Филофеев, Ксенофонтов и ряд других, известных в настоящее время, к сожалению, только по названию.

В XI веке, когда на Афоне утвердился общежительный образ жизни, были основаны и другие монастыри, число которых достигало 180, хотя в большинстве случаев речь идет о больших кельях, а не о монастырях в современном смысле этого слова. Однако в конце того же века, особенно в годы правления императора Алексея I Комнина, монастыри подверглись множеству пиратских набегов, в результате которых многие из них были разрушены. В эту эпоху на Афон вторглось также (к счастью, на непродолжительное время) множество валашских пастухов, нарушивших жизнь святогорских монахов. В связи с этим событием был издан хрисовул Алексея, в котором, кроме всего прочего, возбранялся вход на Афон всякому существу женского пола.

В ХII веке на Афон прибывают монахи других национальностей: иверы (грузины), латиняне (западные европейцы), сербы и русские, которых объединяла друг с другом общая православная вера.

Крестный ход

В следующем, ХIII веке, в период Латинской империи (1204-1261) Афон, как и вся Византийская империя, подвергался вторжениям франков (крестоносцев), от которых оказался избавлен только после отвоевания Константинополя Палеологами. В эти годы Афон входил в состав Фессалоникского королевства, и святогорские монахи неоднократно подвергались давлению, целью которого было принятие унии между западной и восточной церквями. К сожалению, это давление продолжалось и впоследствии со стороны императора Михаила VIII и патриарха Иоанна Века, которые были униатами. При этом в своем стремлении обратить монахов в католичество последние подвергли Афон страшным гонениям, результатом которых стало разрушение многих зданий и убийства святогорских монахов в Протате, Ватопедском, Зографовом и других монастырях.

Однако после смерти Михаила монастыри снова достигли расцвета, в особенности благодаря покровительственному отношению к ним сына и наследника императора Андроника II, который сам выступал против церковной унии. Единственным мрачным пятном в истории его правления было страшное вторжение каталанских пиратов, которых император использовал в своих войсках в качестве наемников. Кроме других областей империи, каталанцы вторглись и на Афон (начало XIV века), который подвергли разорению, убивая монахов и грабя монастыри, а уходя, увезли с собой большое количество реликвий. Таким образом, число монастырей уменьшилось тогда до 25, из которых к настоящему времени сохранилось 20.

Также помощь в восстановлении Афону оказывали константинопольские и трапезундские императоры. Поскольку эта эпоха была временем небывалого подъема Сербии, сербские правители стали посылать щедрые дары афонским монастырям, особенно Хиландарскому, в котором проживали (и проживают до сих пор) их соотечественники. Основывались большие кельи, бывшие экзартимами монастырей, а многие из них были повышены до ранга монастырей. Наконец, многие монастыри были объединены друг с другом.

Архиерейская служба

В ХV веке, после многочисленных бедствий и разрушений, Афон переживает один из лучших периодов своей истории. Святогорские монахи продолжали самозабвенно бороться против церковной унии, отстаивая православие. После падения Фессалоники (1430) и Константинополя (1453) Афон, как и вся Греция, был порабощен турками. Афонские монахи старались сохранить хорошие отношения с султаном и поэтому заявили о своей покорности Мураду II сразу же после завоевания им Фессалоники. Со своей стороны султан признал их владельцами монастырей, что затем подтвердил и захвативший Константинополь Мухаммед II Завоеватель. Таким образом, была достигнута некоторая независимость Афона, который в султанских фирманах назван «страна, где денно и нощно благословляют имя Божие» и «убежище бедных и чужестранцев». В эту эпоху наблюдается относительное благоденствие, которое продолжается и в XVI веке. Одно из свидетельств тому – основание приблизительно в середине этого столетия Ставроникитского монастыря, после чего число афонских монастырей достигло нынешнего. В эти годы, особенно после завоевания турками Сербии, на Святую Гору прибывает множество сербов, вследствие чего в Киноте неоднократно избирают протом сербского монаха.

«Пою Богу моему, дондеже есмь»

Однако непомерные подати и конфискация монастырских владений турецкими властями повергли монастыри в тяжелый экономический кризис. Это стало причиной появления на Афоне идиоритмического образа жизни, который все более практиковался в отдельных монастырях, а в начале XVIII века стал общим явлением. Можно сказать, что этот новый способ монашеского существования возник как способ решения трудностей, испытываемых в те времена Афоном. Так, настоятелей в монастырях сменили эпитропы (состоявшие из нескольких членов комиссии), а прота в Карее – четыре эпистата. В то же время уменьшилась численность монахов, в результате чего в отдельных монастырях их осталось совсем мало. С этого времени начинается строительство на Афоне первых скитов, которые действуют до настоящего времени.

Покровителями и благодетелями Святой Горы в эти трудные времена становятся правители придунайских стран Венгрии и Молдовлахии, затем русские цари, а также многие патриархи и вообще благочестивые христиане. В то же время афонские монахи получают разрешение посещать время от времени вышеупомянутые страны, путешествуя с Животворящим Древом Креста Господня и частями святых мощей и собирая таким образом деньги.

Необходимо сказать о высокой духовной жизни на Афоне и его огромной поддержке порабощенному греческому народу в течение всех лет турецкого владычества. В особенности, в XVII-XVIII веках Афон стал духовным центром греческого народа и средоточием деятелей науки и искусства, дав порабощенной нации ученых мужей, патриархов, епископов, священников, учителей и проповедников. Нетрудно понять, сколь необходимы они были в те времена для воодушевления греков и помощи народу в сохранении традиций предков, укрепления веры и подготовки греков к национальному возрождению. Это было достигнуто прежде всего благодаря основанию и деятельности при Ватопедском монастыре «Афонской Академии», в которой учились и преподавали такие прославленные деятели, как Евгений Вулгарис, Афанасий Паросский, Косма Этолийский, Зердзулакис и др. Следует упомянуть и об открытии в Лавре в эту эпоху (середина ХVIII в.) греческой типографии монахом Космой Лавриотом, благодаря чему на Афоне и среди порабощенного греческого народа получили распространение книги. Эта типография была уничтожена незадолго до начала Национально-освободительной войны 1821 года.

Старец Иосиф Ватопедский

Однако развитие духовной жизни на Афоне и его подъем в целом были остановлены с началом Национально-освободительной войны 1821 года, которая оказала огромное влияние на афонских монахов. Кроме вклада в подготовку борьбы, которая в значительной степени была совершена именно здесь, святогорская братия помогала ей всеми возможными способами. Многие монахи покинули место своего отшельничества на Афоне, где был установлен турецкий гарнизон: одни ушли отсюда ради спасения от жестокостей и убийств, чинимых турками, другие – ради непосредственного участия в войне с ними, сняв рясу, взяв в руки меч и став в ряды воевавших греков. Уцелевшие монахи возвратились на Афон примерно десять лет спустя и снова принялись за дело восстановления и обустройства монастырей. Так, Афон вступил в новый период своего процветания, который продолжается до сих пор.

На самом севере от села Хамышки заняла свое место гора Монах, гордо обнажив свой лик. Именно с горой Монах связана
одна из самых интересных легенд Адыгеи, которая века передается из уст в уста среди местных жителей.

Гора Монах – история названия

Совершенно не случайно гора Монах получила столь необычное название. Одна из древних легенд гласит, что несколько веков назад эта гора Монах была выбрана одним из монахов-отшельников для места своего проживания. Жил он в небольшой, напоминающей келью пещере, расположенной на самой вершине этого памятника природы.

В стремлении загладить все свои грехи, совершенные при жизни, мужчина решил выбить фигуру святого, выбрав для этого оголенный участок скал. Не успел ли он закончить свою работу до конца жизни или по какой-то другой причине, но на горе имеется лишь изображение одной головы.


Если внимательно присмотреться, то можно отчетливо проследить суровые черты лица старика: его брови нахмурены, нос слегка выходит вперед, губы крепко сжаты, а волосы слегка взъерошены.

Однако многие не доверяют столь туманной причине названия горы Монах: существует и еще одно сказание о том, что это место служило пристанищем для поселившихся в пещерах монахов.

Самой же романтичной и интересной можно считать легенду о влюбленном в простую девушку монахе. Монах нарушил данный им обет, и тогда жители деревни выбрали для него наказание: прикованный мужчина должен был выбить свое лицо на скале, чтобы впредь оно напоминало другим о недопустимости прикосновения к женщине вне брака.

Гора Монах – вернемся в современность

Немного забыв об истории и возвращаясь в настоящее, следует сказать, что гора Монах – отрог хребта Азиш-Тау. Под тысячелетним воздействием ветра и воды в горе Монах образовались десятки пещер, одна из которых носит имя врача Джоласа, укрывавшегося в ней во время боев Великой Отечественной войны.

Двигаясь по давно проложенной тропе, вы можете выйти к так называемому гроту Монаха, у которого много лет назад жил один из отшельников. Гора Монах интересна для посещения туристами по причине нахождения на ней курганных дольменов, родников, небольших водопадов и нескольких смотровых площадок, с которых открывается вид сразу на несколько горных вершин республики Адыгея.

Гора Монах расположена на северном краю села Хамышки. Существует легенда, что гора получила свое название от монаха, жившего много лет назад на вершине горы, в маленькой, как келья, пещере. Монах этот, стремясь замолить свои грехи, хотел выбить в скале фигуру святого, но сделал лишь одну голову. Присмотревшись к горе можно увидеть насупившееся скуластое лицо старца, его раскосые глаза глядят на Вас исподлобья, приплюснутый нос сильно выдается вперед, губы его крепко сжаты. Волосы взлохмачены надо лбом, а на макушке - лысина. Есть и другая легенда, которая гласит, что в прежние времена в пещерах горы поселились монахи. Они мирно жили в горах, пищу собирали себе в горах и лесах. А внизу, под горой, в глинобитных саклях жили люди, мирские. Они пасли скот, ходили на охоту, возделывали пашни. Все было бы хорошо, но полюбил монах прекрасную девушку из адыгейского селения. Монах нарушил данный им обет, но суровые законы гор всегда соблюдались жителями селения, превыше всего для них была честь рода. Разгневавшись на монаха за недостойный поступок, люди приковали несчастного к горе и заставили вырубить в камне свое лицо, чтобы впредь оно напоминало людям о неприемлемости порочащих женщину действий. С тех самых пор каменный лик несчастного монаха навеки обращен к людям как страж законов чести, чистоты и доверия человеческих отношений.

Но это лишь легенды, лицо, изображенное на горе, дело не человеческих рук, а результат долгого воздействия ветра и воды на песчаник. Вершина скалы плоская, а сама гора Монах является одним из отрогов хребта Азиш-Тау. С восточной стороны верхнего яруса скалы Монах располагается пещера Джоласа, названная в честь врача, скрывавшегося в ней в годы Великой Отечественной войны. Путь к Монаху начинается у моста через реку Бздыху, протоптанная и маркированная тропа стремительно набирает высоту и в непогоду подъем по ней потребует простейшей подготовки и самостраховки. По окончании третьей четверти пути тропа выводит к гроту, где когда-то по преданию жил монах. У грота бьет родник, исчезающий через несколько метров. В гроте сохранился участок предполагаемой старой ветрозащитной стенки. Продолжив подъем, тропа приводит к верхнему краю скал, где и был заложен грот монаха. Здесь же, у грота, расположилась хорошая обзорная площадка с видом на Хамышки, Ачешбок, Большой Тхач и Джубу и другие горы Адыгеи. На верхней площадке горы находится 21 курганный дольмен. Спуститься вниз можно, просто повернув назад или пройдя чуть дальше по кромке скал и отыскав путь вниз, после чего гротами, расположенными под скалой, пройти к роднику, закольцевав таким образом маршрут. Время от времени с горы Монах (Адыгея) вниз обрушиваются каменные монолиты, ломая деревья, камни выкатываются на дорогу или летят дальше в реку Белая.