Каравелла – корабль исследователей и авантюристов
И если матерьял был интересен,
Торжествовал исследователь наш,
И в книжке быстро бегал карандаш.
Д. С. Мережковский. Вера
Мы уже узнали, какие преимущества приобретала каравелла благодаря латинским парусам, малой осадке, большой маневренности. Но для длительных походов в неизвестные воды этого было мало.
Долгое путешествие требовало наличия большого количества питьевой воды. А для этого необходимо было либо заранее разведать имеющиеся на маршруте источники пресной воды на берегу, либо иметь требуемый запас питьевой воды с собой.
Длительный поход, как мы уже отмечали выше, сопровождался большой смертностью среди членов экипажа по самым различным причинам, что требовало наличия резервных членов экипажа по сравнению с обычным штатным составом команды.
Неблагоприятные внешние условия при длительном плавании в неизвестных водах, при неожиданных погодных условиях, при ограниченных географических познаниях предъявляли совершенно особые требования к морским качествам членов экипажа каравеллы. Там не должно быть случайных людей.
Модель каравеллы Нинья
, как она выглядела в начале первой экспедиции Колумба
Ну и, наконец, конструкция каравеллы, конечно же, требовала учета маршрута путешествия. Если плавания вдоль западных берегов Африки вполне успешно совершались на португальских каравеллах с латинскими только парусами – caravela latina , то пересечение Индийского океана и поход к американским берегам, да и что там, переход на Канарские острова, потребовали изменения такелажа. На фок-мачте, а затем и на грот-мачте начали ставить прямые паруса, сохранив латинские лишь на кормовых мачтах. Каравелла превратилась, как мы писали выше, в caravela redonda , именно такую каравеллу стали вслед за португальцами использовать и испанцы. Но использование того или иного такелажа не являлось для моряков застывшей догмой. Так, две каравеллы экспедиции Колумба, Niña и Pinta в ходе путешествия неоднократно меняли тип парусного вооружения на носовых мачтах с латинского на прямое и обратно. В начале путешествия во время остановки на Канарских островах Нинья была переоснащена из каравеллы латины
(см. также в начале поста)
в каравеллу редонду
Мы можем видеть, что была добавлена невысокая фок-мачта и на ней, как и на грот-мачте, были помещены прямые паруса. Все работы по переоснащению заняли, как мы знаем из дневников Колумба, около одной недели. В дальнейшем в дневниках не отмечается никаких проблем с парусами Ниньи , более того, она пошла и во второе путешествие.
Нам трудно сейчас восстановить в деталях конструкцию корпуса первых исследовательских каравелл. В Испании система измерения корпуса судна и его грузоподъемности была разработана только при Филиппе II (правил в 1556-1598 гг.) Только с этой эпохи мы получаем документальные данные об используемом корабельном лесе, размере и тоннаже кораблей. Следует, к слову, отметить, что испанские документы по кораблестроению того времени продолжали использовать португальские единицы измерения: dedos (1,83 см), palmos (25,67 см) и rumos (1,54 м).
Чтобы разобраться с конструкцией первых каравелл, обратимся к другим возможностям, которыми располагают морские историки. В морской археологии есть метод получения данных об объектах прошлого, который подразумевает сравнение их с современными традиционными объектами, сохранившими основные черты своих древних прародителей. Так вот, в отношении старинных каравелл с латинскими парусами современным наследником считается разновидность арабского доу – самбук (سنبوك) (или самбука , как еще называют это судно).
Фотография самбука, сделанная в 1938 г. Выставка в Кувейте 1998 г.
В Военно-морском музее в Гринвиче имеется замечательная модель самбука, который использовался ловцами жемчуга и рыбаками в Персидском заливе.
На каждом борту имелось по шесть уключин для весел, что свидетельствует о том, что это было парусно-гребное судно. Хотя весла использовались, как представляется, лишь во время ловли жемчуга: на их лопастях крепились тросы, которые страховали ловцов во время погружения и давали возможность им отдохнуть между погружениями.
Меня больше всего в конструкции самбук заинтересовала плоская транцевая корма.
В старинных описаниях первых каравелл отмечается, что корма и у них была плоская. Однако на рисунках той эпохи не всегда удается рассмотреть вид кормовой части судна, что приводит к затруднениям при классификации кораблей, показанных на том или ином изображении. Однако, больше вопросов вызывают работы, когда каравеллами называют суда, имеющие вполне явственно круглую, а не плоскую корму. Рассмотрим в качестве примера изображения каравелл из известного сочинения Дуарте де Армаса (сподвижника короля Португалии Мануэла I) «Книга крепостей» (Livro das fortalezas situadas no extremo de Portugal e Castela por Duarte de Armas, escudeiro da Casa do rei D. Manuel I ). Ее создание относят к периоду между 1495 и 1521 годами, иногда привязывают к конкретной дате 1510 г. В книге с большой тщательностью изображены крепости на границах Португалии с королевством Кастилия. Посмотрим, для примера, вид крепости Валенса, расположенной на реке Миньо. В ту пору река была вполне судоходна и на ней мы видим несколько крупных кораблей морского плавания.
Присмотримся внимательно к группе из трех кораблей на переднем плане
Один из них, более крупный, относится к типу нава (неф, каракка ) и в данный момент мы на него отвлекаться не будем. Что касается оставшихся двух, то их обычно относят к каравеллам. Низкий профиль, отсутствие носовой надстройки, две мачты с латинскими парусами – типичные каравеллы-латины . Передняя мачта расположена далеко от носа, как бы оставляя место для возможной установки еще одной мачты в носу. Как это сделано на другом корабле с этой же гравюры, с правой ее части
Здесь не только поставлена фок-мачта с прямым парусом, но прямой парус установлен и на грот-мачте, и поставлена дополнительная бизань мачта в корме – т.е. мы видим превращение каравеллы-латины в каравеллу-редонду .
Однако в данный момент нас будет интересовать судно из первой группы, расположенное в ее центре. Мы ясно видим, что корма у него не плоская, а круглая, как у галеры. Это заставляет сомневаться в правомочности причисления данного корабля к каравеллам, как это делается во всех практически работах, исследующих эти изображения. Или следует выделить этот корабль в самостоятельный подвид каравелл, отличающийся своими конструктивными и мореходными качествам.
Продолжим позже.
В длительных плаваниях на каравеллах команды были больше обычных по причине высокой смертности среди членов экипажа. Нужны были «запасные». В этом посте рассказывается, как готовили к дальним странствиям каравеллы Колумба.
Копия «Ниньи», одной из каравелл Колумба. Построена в 1988 году в Баие (Бразилия)
При постройке использовались технологии XV века
Фотография: Mike Baird , 2008, Калифорния
Мы уже узнали, какие преимущества приобретала каравелла благодаря латинским парусам, малой осадке, большой маневренности. Но для длительных походов в неизвестные воды этого было мало.
Долгое путешествие требовало наличия большого количества питьевой воды. А для этого необходимо было либо заранее разведать имеющиеся на маршруте источники пресной воды на берегу, либо иметь требуемый запас питьевой воды с собой.
Длительный поход, как мы уже отмечали выше, сопровождался большой смертностью среди членов экипажа по самым различным причинам, что требовало наличия резервных членов экипажа по сравнению с обычным штатным составом команды.
Неблагоприятные внешние условия при длительном плавании в неизвестных водах, при неожиданных погодных условиях, при ограниченных географических познаниях предъявляли совершенно особые требования к морским качествам членов экипажа каравеллы. Там не должно быть случайных людей.
1. Модель каравеллы Нинья, как она выглядела в начале первой экспедиции Колумба
Ну и, наконец, конструкция каравеллы, конечно же, требовала учета маршрута путешествия. Если плавания вдоль западных берегов Африки вполне успешно совершались на португальских каравеллах с латинскими только парусами — caravela latina , то пересечение Индийского океана и поход к американским берегам, да и что там, переход на Канарские острова, потребовали изменения такелажа. На фок-мачте, а затем и на грот-мачте начали ставить прямые паруса, сохранив латинские лишь на кормовых мачтах. Каравелла превратилась, как мы писали выше, в caravela redonda , именно такую каравеллу стали вслед за португальцами использовать и испанцы. Но использование того или иного такелажа не являлось для моряков застывшей догмой. Так, две каравеллы экспедиции Колумба, Niña и Pinta в ходе путешествия неоднократно меняли тип парусного вооружения на носовых мачтах с латинского на прямое и обратно. В начале путешествия во время остановки на Канарских островах Нинья была переоснащена из каравеллы латины
2.
в каравеллу редонду
3.
Мы можем видеть, что была добавлена невысокая фок-мачта и на ней, как и на грот-мачте, были помещены прямые паруса. Все работы по переоснащению заняли, как мы знаем из дневников Колумба, около одной недели. В дальнейшем в дневниках не отмечается никаких проблем с парусами Ниньи, более того, она пошла и во второе путешествие.
Нам трудно сейчас восстановить в деталях конструкцию корпуса первых исследовательских каравелл. В Испании система измерения корпуса судна и его грузоподъемности была разработана только при Филиппе II (правил в 1556-1598 гг.) Только с этой эпохи мы получаем документальные данные об используемом корабельном лесе, размере и тоннаже кораблей. Следует, к слову, отметить, что испанские документы по кораблестроению того времени продолжали использовать португальские единицы измерения: dedos (1,83 см), palmos (25,67 см) и rumos (1,54 м).
Чтобы разобраться с конструкцией первых каравелл, обратимся к другим возможностям, которыми располагают морские историки. В морской археологии есть метод получения данных об объектах прошлого, который подразумевает сравнение их с современными традиционными объектами, сохранившими основные черты своих древних прародителей. Так вот, в отношении старинных каравелл с латинскими парусами современным наследником считается разновидность арабского доу — самбук (سنبوك) (или самбука, как еще называют это судно).
4. Фотография самбука, сделанная в 1938 г. Выставка в Кувейте 1998 г.
В Военно-морском музее в Гринвиче имеется замечательная модель самбука, который использовался ловцами жемчуга и рыбаками в Персидском заливе.
5.
На каждом борту имелось по шесть уключин для весел, что свидетельствует о том, что это было парусно-гребное судно. Хотя весла использовались, как представляется, лишь во время ловли жемчуга: на их лопастях крепились тросы, которые страховали ловцов во время погружения и давали возможность им отдохнуть между погружениями.
6.
Меня больше всего в конструкции самбук заинтересовала плоская транцевая корма.
7.
В старинных описаниях первых каравелл отмечается, что корма и у них была плоская. Однако на рисунках той эпохи не всегда удается рассмотреть вид кормовой части судна, что приводит к затруднениям при классификации кораблей, показанных на том или ином изображении. Однако, больше вопросов вызывают работы, когда каравеллами называют суда, имеющие вполне явственно круглую, а не плоскую корму. Рассмотрим в качестве примера изображения каравелл из известного сочинения Дуарте де Армаса (сподвижника короля Португалии Мануэла I) «Книга крепостей» (Livro das fortalezas situadas no extremo de Portugal e Castela por Duarte de Armas, escudeiro da Casa do rei D. Manuel I). Ее создание относят к периоду между 1495 и 1521 годами, иногда привязывают к конкретной дате 1510 г. В книге с большой тщательностью изображены крепости на границах Португалии с королевством Кастилия. Посмотрим, для примера, вид крепости Валенса, расположенной на реке Миньо. В ту пору река была вполне судоходна и на ней мы видим несколько крупных кораблей морского плавания.
8.
Присмотримся внимательно к группе из трех кораблей на переднем плане
9.
Один из них, более крупный, относится к типу нава (неф, каракка) и в данный момент мы на него отвлекаться не будем. Что касается оставшихся двух, то их обычно относят к каравеллам. Низкий профиль, отсутствие носовой надстройки, две мачты с латинскими парусами — типичные каравеллы-латины. Передняя мачта расположена далеко от носа, как бы оставляя место для возможной установки еще одной мачты в носу. Как это сделано на другом корабле с этой же гравюры, с правой ее части
10.
Здесь не только поставлена фок-мачта с прямым парусом, но прямой парус установлен и на грот-мачте, и поставлена дополнительная бизань мачта в корме — т. е. мы видим превращение каравеллы-латины в каравеллу-редонду.
Однако в данный момент нас будет интересовать судно из первой группы, расположенное в ее центре. Мы ясно видим, что корма у него не плоская, а круглая, как у галеры. Это заставляет сомневаться в правомочности причисления данного корабля к каравеллам, как это делается во всех практически работах, исследующих эти изображения. Или следует выделить этот корабль в самостоятельный подвид каравелл, отличающийся своими конструктивными и мореходными качествам.
"Нинья ", "Пинта ", "Санта-Мария " - имена легендарных кораблей первой экспедиции Христофора Колумба к берегам Нового Света прочно вошли в историю, попали во все энциклопедии и школьные учебники географии.
После того, как политические и экономические вопросы организации заокеанской экспедиции были решены (17 апреля 1492 года было дано, наконец, высочайшее добро и найдены средства), настал момент снаряжать корабли и подыскивать команду.
Итак, прежде всего - суда. Какие корабли могли выдержать океанское плавание? Какое их количество необходимо и достаточно? Одного корабля для такого опасного и длительного плавания было явно мало - слишком велик риск. Во-вторых, на одном судне не привезти большого количества «добычи» - золота, серебра, пряностей, шелков, благовоний и прочего (на что в первую очередь рассчитывал Колумб и его кредиторы), чтобы покрыть расходы и окупить предприятие. Напомним, что Колумб ведь собирался «открыть» Японию и Китай, а вовсе не Америку. Два судна - уже лучше. Четыре – неоправданно дорого. А вот три – в самый раз. И всякого добра из Чипангу и Чайны , (Японии и Китая) будет, на чем привезти, и вероятностная устойчивость к возвращению выше, чем на двух кораблях. Из всех возможных типов судов для похода Колумбом были выбраны каравеллы.
Что такое каравелла
", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> первоначально каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много груза.
Происхождение названия "каравелла"
caravel – lat . / caravela - port . / carabela - hisp ./ caravella - it ./
Можно предположить, что слово caravela имеет латинскую основу и образовано от двух корней, где vela означает парус, а cara – дорогой. Причем, как в латинском, так и в итальянском языке. То есть, получается дорогой парусник, ценный парусник (или что-то в этом роде).
Кстати, наше слово корабль было заимствовано именно от слова каравелла
Смотрите сами: / his. / carabela = корабль
Типовая конструкция каравеллы
Легкое однопалубное судно. Водоизмещение 50-100 тонн, длина 15-25 метров, латинские паруса на косых реях грот -мачты и бизань -мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок -мачта, как правило, несла прямой парус. Корпус судна имел соотношение длины по килю к ширине примерно 3:1, что давало хорошую остойчивость в открытом море. На каравеллах не было специального места для артиллерии, поэтому они не использовались в военном деле. Все вооружение – несколько средних и мелких пушек в кормовой надстройке и на баке.
Какую скоростьразвивали каравеллы
Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.
", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Расстояние от Канарских до Багамских островов
составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено
Колумбом за 36 суток. Таким образом, в среднем за сутки
каравеллы Колумба преодолевали расстояние ~ 180 км.
Мореходные качества каравеллы
Каравеллы имели 2-3(иногда 4) мачты, конструкции фок- и грот- мачты позволяли менять косые латинские паруса на прямые и наоборот. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> При крутом бейдевинде , (то есть почти встречном ветре) и при исследовании побережья маневрировали с латинскими парусами. При попутном ветре в открытом море больший разгон давали прямые паруса. Каравеллы могли подходить близко к берегу, и в то же время уверенно чувствовали себя в открытом море. Благодаря всем этим качествам именно каравеллы стали основными судами морских экспедиций на начальном этапе Эпохи Великих Географических Открытий. Ведь именно на каравеллах совершили свои знаменитые прорывы в неизведанное Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб и Фернандо Магеллан.
каравелл
Каравеллы появились в 12 веке и просуществовали примерно до середины 16-го столетия, когда их вытеснили более продвинутые типы судов. А сама каравелла, после изменения оснастки, замены треугольных парусов на трапециевидные, а также при изменении формы корпуса преобразовалась в шхуну .
Точно известно, что не сохранилось ни одного чертежа или рисунка хотя бы одного из кораблей первой экспедиции Колумба. И как в действительности выглядели «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» не знает никто. Исследователи попытались восстановить их внешний вид и конструкцию по косвенным свидетельствам и словесным описаниям. Поэтому всё, что вы прочтете ниже, это предположительные описания судов, осенью 1492 года.
«Санта-Мария» - флагманское судно экспедиции Колумба
", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Флагманское
судно флотилии Христофора Колумба. Строго говоря
«Санта-Мария» не была каравеллой. Это была трёхмачтовая
каракка
(или на испанский манер нао)
- тип
грузового судна, длиной примерно 22-25 метров, шириной 7-8
метров, водоизмещением порядка 120 тонн. Этот однопалубный
корабль мог взять на борт до 40 человек команды и
пассажиров. Парусное вооружение «Санта-Марии» состояло из пяти
прямых парусов и косого паруса на бизань-мачте. Глубина
трюма - около 3 метров. В кормовой части находилась
двухъярусная надстройка с каютами для руководства и
кладовыми для всего необходимого, на баке - треугольная
платформа и возможно, еще одна надстройка. Вооружение
"Санта-Марии" состояло из нескольких разнокалиберных пушек,
стрелявших каменными ядрами.
", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Известно, что «Санта-Мария» разбилась на
Рождество 1492 года у берегов острова Гаити.
Обломки корабля были использованы для строительства
укрепленного поселения, основанного в этом месте 6 января
1493 года. Колумб назвал поселение просто “La Navidad” -
«Рождество».
К", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">ак вы уже знаете, не сохранилось ни одного подлинного изображения кораблей первой экспедиции Колумба. Тем не менее, в 1892 году, при подготовке празднования 400-й годовщины путешествия Колумба, была построена предполагаемая копия «Санта-Марии». В 20-м веке был выполнен еще целый ряд макетов и плавающих копий «Санта-Марии» в натуральную величину, причём некоторые из них относятся к типу «нао», а некоторые выполнены как каравеллы. Сам Колумб в своём журнале говорил о «Санта-Марии» и как о каракке, и как о каравелле. Очевидно, что строгой границы между караккой и каравеллой не существовало.
Как выглядела каравелла «Пинта»
", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Про «Пинту»
- второго по величине корабля флотилии, известно меньше
всего подробностей. Скорее всего, это была типичная
каравелла средних размеров и параметров, водоизмещением
70-90 тонн, могла нести на фок- и грот-мачте по одному
прямому парусу, а на бизани - косой.
Что из себя представляла каравелла «Нинья»
Настоящее имя этого корабля было «Санта-Клара», а «Нинья» - всего лишь прозвище каравеллы, толи от испанского слова «детка», толи от имени владельца Хуана Ниньо. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Об этой каравелле до нас дошли некоторые описательные сведения, которые кочуют везде в Интернете, и к которым следует относиться как к любым неподтвержденным данным. Итак: по одним сведениям длина судна 17 метров, ширина - 5,5 метров, осадка около 2 метров, водоизмещение - 100 тонн, экипаж 40 человек; по другим сведениям «Нинья» имела водоизмещение 40-60 тонн, на всех 3 мачтах были косые паруса. В ходе экспедиции Колумб сделал остановку на Канарских островах для проведения ремонтных работ на «Пинте», а на "Нинье" в это время косые паруса заменили на такие же прямые, как на "Пинте".
«Нинья » - «Санта-Клара» участвовала и во второй экспедиции Колумба к а потом ходила туда еще раз, в 1499 г. на остров Гаити уже сама по себе, как частное лицо. По всеобщему утверждению - любимое судно Колумба.
Морские термины, использованные в тексте:
Латинский парус
По форме - прямоугольный треугольник. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Верхней шкаториной (гипотенузой) крепится к наклонной рее, передний или нижний конец которой доходит до палубы. В средние века латинский парус получил широкое распространение, благодаря способности судна с таким парусом ходить очень круто к ветру. Причём движущей силой при этом являлся не сам ветер, а подъемная сила крыла , как у самолета, только крыло, то есть парус, располагались не горизонтально, а вертикально.
Каракка = нао – просто большое парусное судно, больше каравеллы. Передние паруса прямые, задние – косые.
Фок-мачта – первая от носа корабля мачта.
Грот-мачта – вторая от носа корабля мачта.
Бизань-мачта – задняя мачта на 3-4 мачтовых судах с косым парусом для маневров.
Водоизмещение – количество воды, вытесненной плавающим судном.
Бак – часть верхней палубы от носа до первой мачты.
Бейдевинд – курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90°. Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется «подъёмной силой».
Шкаторина – любой край паруса.
", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Шхуна Шхуна
– тип парусного корабля, имеющего не
менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. Имеет много
разновидностей. Было основным судном пиратов Карибского моря
и побережья Америки в 16-17 веках.
Путешественники эпохи Великих Географических Открытий
Русские путешественники и первопроходцы
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
Значение слова каравелла
каравелла в словаре кроссвордиста
каравелла
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
каравелла
ж. Морское парусное судно с высокими бортами, распространенное в странах Средиземноморья в XIII-XVII вв.
Каравелла
(итал. caravella), высокобортное морское парусное судно с одной палубой, 3≈4 мачтами и высокими надстройками в носовой части и на корме, распространённое в странах Средиземного моря (Италия, затем Испания, Португалия) в 13≈17 вв. С 15 в. на К. совершали океанские плавания; в 1492 флотилия К. под командованием Колумба пересекла Атлантический океан, а в 1498 Васко да Гама (см. Гама) на К. совершил плавание из Европы в Индию.
Википедия
Каравелла
Караве́лла - тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV - начале XVI века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.
Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина ). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда ).
Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана.
Каравелла (значения)
Караве́лла - торговое парусное судно средней величины
Каравелла (электрофон)
«Каравелла» - серия советских электрофонов, выпускавшихся в 1970-е - 1980-е гг.
От других марок советских электрофонов отличаются тем, что выполнены в настольно-настенном оформлении, то есть, могут при желании владельца размещаться не только на столе, но и на стене, аналогично акустическим системам и абонентским громкоговорителям. __TOC__ В серию входят три модели:
Каравелла (пресс-центр и парусная флотилия)
«Караве́лла» - пресс-центр и парусная флотилия в г. Екатеринбурге, созданная 2 июля 1961 года писателем В. П. Крапивиным и группой детей.
В 1965 году шефство над «Каравеллой» взял журнал «Пионер» . Основные направления «Каравеллы» - морское дело, журналистика , фехтование , история флота. Ранее отряд имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер». В. П. Крапивин руководил отрядом более тридцати лет, а в нынешнее время во главе «Каравеллы» стоит жена сына писателя Лариса Крапивина. Девиз отряда: «Tamborileros, аdelante!» (по-испански - «Барабанщики, вперед!» )
Примеры употребления слова каравелла в литературе.
Второй помощник Демона всю свою жизнь связал с морем, однако лишь пиратская каравелла стала его вторым домом.
Можно было сменить курс, но прежде, чем каравелла набрала бы полную скорость, шедшие на полном ходу островитяне настигли бы их.
Потом - небольшая каравелла , которая даже не вступила в бой, увидев размеры парусника.
Но Пинсона не было, и единственное, что Хуан мог сделать, это отправиться спать, не забывая о том, что его каравелла в темноте идет вдоль незнакомого берега.
На седьмой день, как и полагал капитан, каравелла прибыла в одну из гаваней, но только не Канарских, а.
Острова, острова, острова 14 октября все три наши каравеллы вышли в море, предварительно просмолив лодки, которые понадобятся для разведывания мелких мест.
Издали я видел, как он брал их руки в свои, потом, оглянувшись на адмиральскую каюту, что-то долго и настойчиво говорил своим соплеменникам, прикладывая руки то к голове, то к сердцу, и, наконец отойдя, остановился у борта, так же как и остальные гуанаханцы, следя за бегущими от носа каравеллы двумя пенными струями воды.
Адмирал предполагает вытащить на сушу все три каравеллы , так как они очень нуждаются в ремонте.
Наши командиры отдали распоряжение убрать паруса, и обе каравеллы пошли на фордевинд.
Эхаден, не особо раздумывая, приказал проделать дыру в фальшборте каравеллы , напротив разгрузочного люка барка.
Есть две большие каравеллы , в команде которых не стражники, но гвардейцы.
Бригантина резко сманеврировала, намереваясь пройти перед носом каравеллы , чтобы затем приблизиться со стороны бакборта.
Остов каравеллы разбил корму, словно она была сделана из соломы, развернул обреченный парусник вдоль оси и положил на борт, после чего помчался дальше, оставляя за собой пенящийся белый след.
Сама мысль о том, что остов сожженной каравеллы может вернуться, чтобы довершить начатое дело, повергала в ужас.
Не стало королей и королев, рассылавших каравеллы по всему свету, но появились спонсоры, распределявшие миллионы долларов.
Помните, на каких кораблях плыл в далекую Индию Колумб? Впервые, услышав название этих парусников, невольно восклицаешь: “Как романтично! А что такое каравеллы?” На самом деле название этих средневековых судов имеет очень мелодичное звучание, да и внешне они очень красивы. Их деревянные корпуса нередко украшались богатой резьбой, а развевающиеся на ветру паруса делали их похожими на крылатые ладьи.
Корабль каравелла: история происхождения и этимология
Существует множество вариантов, объясняющих происхождение этого слова. Согласно одному из них, название этих парусников имеет португальские корни и происходит от уменьшительного варианта слово caravo (парусное судно). А вот итальянцы считают, что корабль каравелла назван так благодаря своей красоте и изящности, и его название происходит от слияния двух итальянских слов - cara (милая) и bella (красотка). А еще есть версия о греческом происхождении, согласно которому оно исходит от слова χαραβος (ксарабос). От него возникло латинское carabus (плетеная лодка), ну и русское слово «корабль». Конечно, итальянский вариант - самый красивый и довольно близкий по смыслу, ведь каравелла - это на самом деле очень красивое судно. Тем не менее, историки склонны считать, что слово имеет именно греческие корни.
Что такое каравеллы?
Эти корабли были распространены в в 13-16-м веках. Поскольку в те годы Испания и Португалия считались наикрупнейшими морскими державами и основные принадлежали именно им, они, естественно, обладали самыми мощными и развитыми флотилиями. Основную часть от общего числа кораблей испанской флотилии до 15-го века составляли суда, которые назывались "каравелла" (фото смотрите в статье). Поэтому мы все великие открытия мореходов связываем именно с ними, хотя другие морские парусники - каракки - гораздо чаще участвовали в далеких путешествиях Христофора Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и др. Признайтесь, что о каракках вы практически ничего не слышали, тогда как каравеллы всегда были на слуху, и все благодаря их поэтическому названию. Каравелла! Красота, ничего не скажешь. Они представляли собой двух- либо трехмачтовые суда с прямым или косым (латинским) парусным вооружением. Для тех, кто более подробно желает знать, что такое каравеллы, можем добавить, что у них был особый тип обшивки корпуса. Так, если на других судах был принят так называемый способ “внахлест”, то у этих парусников доски при обшивке укладывались плотно друг к другу. Кроме этого отличительной особенностью этих кораблей было определенное соотношение длины корабля к его ширине (4:1), наличие одной-единственной палубы и приподнятой кормы, благодаря которой можно было плыть при попутном ветерке. На каравеллах, как правило, были 3 мачты, а треугольные паруса крепились к наклонным реям.