Кремль андреевский зал. Большой кремлевский дворец. Экскурсия в Кремль

В 1838 г. на Боровицком холме, по инициативе Николая I, начали строить Большой Кремлевский дворец на месте разобранных дворцов Ивана III и Елизаветы Петровны. Закончено строительство было в 1849 г. Почти сто лет до этого предпринимались попытки создания нового дворца. Так, в 1768 г. архитектор Баженов представил свой макет здания, располагавшегося от берега Москвы-реки по всему Боровицкому холму. В 1770 г. сломали часть кремлевской стены и в 1773 г. торжественно заложили новую резиденцию. Но уже через год было решено, что такой грандиозный проект нецелесообразен и строительство остановили. Разрушенную кремлевскую стену восстановили и вместо помпезного дворца построили здание московского Сената.

Но начало строительства в 1812 г. вновь показало необходимость постройки дворца в честь обновления Москвы.

Над проектом пригласили работать группу специалистов – Бакарева, Герасимова, Рихнет, Чичагова. Возглавлял проект архитектор К.А. Тон, автор проекта Храма Христа Спасителя и родоначальник так называемого византийско-русского стиля.

По задумке авторов Дворцовый комплекс, который в дальнейшем станет называться Большим Кремлевским дворцом, должен был включать в себя кроме самой масштабной постройки часть сохранившихся сооружений царской резиденции – Золотую Царицыну палату, Гранатовую палату, домовые церкви и Теремной дворец.

Главный архитектор Тон не стремился построить новаторский комплекс сооружений, он взял за основу уже знакомые москвичам планировку и элементы архитектуры привычных исторических сооружений. Но при строительстве использовались самые передовые и современные приемы и технологии, например, облегченные кирпичные своды, новые конструкции кровель, цемент и другие самые инновационные для того времени строительные материалы.

Только в 1851 г., после постройки Оружейной палаты и Апартаментов, соединяющихся воздушным переходом с дворцовым комплексом, Большой Кремлевский дворец стал единым архитектурным ансамблем, достойным императорской семьи и ставшим одним из чудес города для москвичей и иностранцев.

Главный фасад здания обращен в сторону реки и с этого ракурса оно кажется трехэтажным, хотя на самом деле в нем всего два этажа. Первый этаж выглядит как закрытая галерея, цоколь обрамлен натуральным камнем, второй этаж украшен резными оконными наличниками из белого камня. В центре дворца располагается трибуна с золоченой балюстрадой, с одной стороны которой по сей день находятся действующие часы, а с другой – часовые колокола. Около главного входа находится вестибюль с мраморными колоннами. Общая протяженность Кремлевского дворца 125 м., его площадь – 25 000 кв. м., а высота – 47 м.

Дворцовый комплекс включает в себя около 700 помещений различного назначения, в том числе 5 орденских залов, приемные помещения Парадной половины, жилые помещения Собственной половины, служебные помещения первого этажа, вестибюль с парадной лестницей.

Об интерьерах и внутреннем убранстве можно говорить бесконечно. Недаром дворец называют музеем русского парадного интерьера. Дворец по праву называют музеем русского дворцового интерьера. Отделка эклектична – от элементов ренессанса до византийского стиля. При этом любой ее элемент поражает тонкостью, изяществом и качеством работы, оригинальным вкусом и добротностью исполнения.

Каждый дворцовый зал по-своему является произведением зодчества и искусства, но истинные ценители архитектуры наиболее величественным считают Георгиевский зал. Именно в нем расположены мраморные доски памяти с именами военных, награжденных самым почитаемой русской наградой, – Орденом св. Георгия Победоносца. Среди награжденных были такие исторические личности как Михаил Кутузов, Александр Суворов и Петр Багратион. Этот шестидесятиметровый бело-золотой зал, с огромными бронзовыми люстрами, с мощными пилонами поистине оставляет незабываемое впечатление. Ко всему именно здесь находятся мраморные статуи скульптора Ивана Витали и барельефы, изображающие святого Георгия и змея, авторства Павла Кладш. В российской истории именно этот зал играет важную роль – здесь приветствовали космонавта Юрия Гагарина, тут в 1945 г. состоялся прием участников Парада Победы.

Владимирский зал получил свое название в честь Ордена святого Владимира. Зал выполнен в форме восьмигранника, облицован розовым мрамором и кроме огромной бронзовой люстры имеет дополнительное освещение через купол. Из этого зала можно попасть в Теремной дворец, Гранатовую палату и многие другие помещения дворца.

Зал Заседаний – самое большое помещение дворцового комплекса. Он появился только в 1933 г. в связи с объединением Александровского и Андреевского залов. Окна, выходящие в сторону Москвы-реки, 1615 кв. м. площади, вместительность до 3000 посетителей – сделали именно этот зал в советское время местом заседаний Верховного совета СССР.

Екатерининский зал – очень уютное и красивое помещение Парадной половины дворца, получивший свое название в честь единственного женского российского ордена. В прошлом – он был тронным залом русских императриц. Позолоченные люстры, серый муар стен, украшения из кусочков малахита, тонкий хрусталь канделябров – все здесь представляет огромную историческую и художественную ценность.

После Екатерининского зала можно попасть в Парадную гостиную и Парадную опочивальню, которые сегодня являются настоящим музеем императорского быта 19 в. Камин, облицованный яшмой, колонны из зеленоватого мрамора, тяжелая монолитная мебель – все это подчеркивает благородство убранства помещений, предназначенных для высокопоставленных государственных особ.

Последнее помещение Парадной половины дворца – Ореховая гардеробная, в отделке которой использованы панели из орехового дерева.

Собственная половина дворца с расположенными в ней жилыми помещениями императора и его семьи также представляет собой образец утонченности и интерьерной шедевральности. Смешение стилей барокко, рококо, классицизма делают семь комнат Собственной половины концептуально единым целым. Кабинет Императора, кабинет Императрицы, спальня, будуар, столовая, приемная, гостиная – для каждого помещения было подобрано свое убранство.

Столовая оформлена искусственным камнем и статуями мифологических героев. В остальных комнатах этой половины дворца можно заметить множество фарфоровых предметов, уникальные люстры, мебель мягких форм, изогнутых очертаний, множество огромных зеркал, помпезную инкрустацию и лепные узоры, паркет и двери из ценных пород дерева с уникальными рисунками.

В настоящее время весь ансамбль Большого Кремлевского дворца за исключением Оружейной палаты, которая является музеем, - это Резиденция Президента Российской Федераций. Именно здесь проходят важные государственные встречи на высшем уровне, церемонии награждений, проводятся дипломатические приемы.

Видео:

Сегодня здесь проводятся торжественные государственные мероприятия - награждения орденами, вручение премий, присвоение воинских и гражданских званий, подписание важных государственных договоров.

Прежде, чем мы расскажем об известных залах Большого Кремлевского дворца , вкратце напомним историю последнего.

Построили дворец в период с 1838 по 1849 годы. Указ о начале строительства издал император Николай I. К работе были привлечены лучшие зодчие страны, а главное руководство возложили на архитектора Константина Андреевича Тона .

Внушительное здание Большого Кремлевского дворца выходит главным фасадом на протекающую за стенами Кремля, ниже по склону, Москву-реку. Здание строили как временную резиденцию русских императоров во время их посещения Первопрестольной столицы.

Хотя снаружи здание смотрится 3-уровневым, на самом деле здесь всего два этажа. Нижний уровень несколько выступает за плоскость верхних этажей, что позволило устроить над ним открытую террасу для прогулок.

Всего во дворце 5 главных залов, о которых и пойдет речь в этой статье:

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца называют еще и тронным. Свое название получил по ордену в честь Святого апостола Андрея Первозванного. В первоначальном виде сохранялся с 1849 по 1932 годы, после чего, в Советское время, был объединен с соседним Александровским для создания Зала заседаний ВС СССР. Восстановили его в период с 1994 по 1998 годы по проекту С.В. Демидова.

Десять позолоченных пилонов Андреевского зала, как и также оформленные двери, украшают цепи и кресты из атрибутики российского ордена Андрея Первозванного. Поверх оконных проемов размещены гербы губернских образований, которые существовали в Российской империи.

В торце Андреевского зала Кремля размещается престол, исполненный с оборудованием мест под три стилизованных трона для царствующих особ - Николая II, его супруги Александры Федоровны и матери Марии Федоровны, а также импровизированные сени с подлогом из горностая. Настоящие троны и сени сегодня можно увидеть в залах Оружейной палаты Кремля.

Поверх престола размещено лучезарное Всевидящее око, выполненное из золота.


Фото 1. Андреевский зал Кремля и орден Андрея Первозванного

Александровский зал Большого Кремлевского дворца назван в честь ордена во имя Святого Александра Невского, который был учрежден в Российской империи в 1725 году по указу императрицы Екатерины Первой.

Его стеновые плоскости декорированы мрамором розоватого оттенка, свод купола и примыкающие парусные своды украшены орденскими гербами и звездами.

Вид последних повторен на обшивке спинок стульев, которая выполнена из бархата под цвет орденской ленты.

На стенах Александровского зала Кремля расположены живописные полотна, изображающие эпизоды жизни князя Александра Невского.

Как говорилось выше, вместе с Андреевским залом во времена СССР был уничтожен и восстановлен также в 1990-х годах.

В наши дни в Александровском зале периодически проводят заседания Госсовета РФ.


Фото 2. Александровский зал Кремля и орден Александра Невского

Владимирский зал Большого Кремлевского дворца необычен по своей планировке. В принципе, это квадрат со сторонами порядка 16 метров, но из-за устройства угловых ниш смотрится как восьмигранник.

В декоративном оформлении задействованы цвета, присущие российскому ордену в честь Святого Владимира.

Шатровый свод в виде 16-гранника выполнен с использованием керамических горшочков, что позволило и облегчить саму конструкцию, и придать помещению прекрасные акустические свойства. Освещение Владимирского зала Кремля осуществляется через специально устроенный вверху проем.

Лестничный марш выводит посетителей в помещения Теремного дворца .


Фото 3. Владимирский зал Кремля и орден Святого Владимира

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца является парадным залом. Свое название получил по российскому ордену в честь Святого Георгия Победоносца, который был учрежден императрицей Екатериной II в 1769 году, после чего он стал высшим военным орденом тогдашней России.

Помещение Георгиевского зала Кремля выполнено в бело-голубых с золотом тонах. Зал по-праву является своеобразным храмом воинской доблести.

На стеновых плоскостях установлены золотые звезды, а также орденские повязки с надписями «За службу и храбрость».

Общая длина Георгиевского зала порядка 61 метра, при ширине 20,5 и высоте под 17,5 метра. На стенах установлены панели с названиями войсковых частей и списки георгиевских кавалеров. Верх колон, расположенных у стен, украшают скульптурные изваяния работы Витали, символизирующие территории, входившие в состав Российской территории.

Под потолком установлены шесть позолоченных бронзовых люстр, а напольное покрытие выполнено из 20 пород ценных деревьев, выложенных оригинальным узором.

В годы советской власти в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца проходили правительственные приемы, награждения и встречи высшего руководства с народом. Сегодня эта традиция продолжает существовать.

Стоит отметить, что именно в Георгиевском зале Кремля прошла церемония подписания договора о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Случилось это 18 марта 2014 года.


Фото 4. Георгиевский зал Кремля и орден Святого Георгия Победоносца

Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца также является одним из парадных залов. В момент своего создания был тронным залом для российских императриц.

Назван зал в честь Ордена во имя Святой Екатерины, который был учрежден еще Петром I в далеком 1713-м году и, по сути, являлся единственным женским орденом в Российской империи.

Паркетный пол выполнен с нанесением стилизованного изображения Ордена Святой Екатерины в виде золоченого рисунка. Изображение ордена в обрамлении искусственных алмазов и надписью «За любовь и Отечество» присутствует и на стеновых плоскостях и парадных дверях помещения.

Общая длина Екатерининского зала Кремля около 21 метра. Главным приметным элементом помещения являются пилястры, украшенные малахитовыми вставками, и закрепленные на мощных столбах у дверных проемов.

Стены и своды украшены муаром сероватого оттенка с обрамлением из материала, под стать рисунку орденской ленты. Также в качестве декора используется позолоченная лепнина, выполненная российскими мастеровыми.

Геометрический рисунок паркета Екатерининского зала Кремля был спроектирован академиком Федором Григорьевичем Солнцевым.

В качестве освещения используются позолоченные люстры, отлитые из бронзы, с канделябрами из тончайшего хрусталя, изготовленного по специальному заказу на одном из императорских заводов по производству стекла в городе Санкт-Петербурге.


Фото 5. Екатерининский зал Кремля и орден Святой Екатерины

Мы завершили наш краткий обзор залов Большого Кремлевского дворца. Надеемся, что эта информация вам понравилась и вы нашли в ней что-то новое для себя.

Большой кремлёвский дворец - одно из красивейших зданий историко-архитектурного комплекса Московского кремля . Строение было возведено по инициативе императора Николая I в конце XIX века на месте древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIII веке дворца императрицы Елизаветы Петровны.

Начало царствования Николая I было омрачено восстанием декабристов в декабре 1825 года и поэтому он более, чем его предшественники, нуждался во внешних атрибутах власти. Правитель желал построить новые просторные парадные залы для проведения дворцовых церемоний, а кроме того, Большой кремлёвский дворец должен был, во-первых, продемонстрировать историческую преемственность власти, а, во-вторых, показать ее блеск и силу.

Именно поэтому в оформлении строения используются элементы византийско-русского стиля (чтобы показать династическую связь с византийскими императорами), а пять главных залов Большого кремлёвского дворца посвящаются самым высоким наградам русского воинства.

В соответствии со своей церемониальной функцией Большой кремлёвский дворец является не столько постройкой, сколько памятником, рассказывающим российскую историю и прославляющим русскую армию.

Большой кремлёвский дворец - краткое описание

Основной задачей архитекторов было решить проблему единства архитектурного ансамбля древнего Кремля и нового дворца. Строительство велось по проекту Константина Тона. В дворцовый комплекс были включены древние постройки - Грановитая палата и Золотая Царицына палата, Теремной дворец и дворцовые церкви.

Вместе с тем, в архитектуре сооружения отчетливо проявилось характерное для Тона и его времени тяготение к гигантизму. Масштабное двухэтажное здание желтого цвета с высокими арочными окнами протянулось вдоль Москвы-реки на 125 метров, а высота его - 37 метров и выглядит оно трехэтажным, хотя в здании два этажа.

Войдя во дворец с главного вход, Вы попадете в парадный вестибюль, свод которого поддерживают четыре колонны серого цвета, выполненные из гранита, привезенного из Карелии, из города Сердоболь (ныне город Сортавала). Вестибюль освещают четыре бронзовых торшера, в каждом из которых по 13 карсельских ламп (изобретенные швейцарским мастером Карселем).

На второй этаж гости поднимались по парадной лестнице, ее ступени (всего их 66) невысокие и широкие, чтобы дамам в изысканных вечерних платьях было удобно подниматься и шествие принимало особо торжественный вид. Стены вестибюля украшены желтым мрамором, привезенным из подмосковной Коломны .

Георгиевский зал

Это один из самых монументальных и красивых залов, посвященный самому высокому ордену Российской империи - ордену Георгия Победоносца. Знаком ордена является золотой крест, покрытый белой эмалью с изображением Георгия, поражающего змея.

Орден имеет четыре степени отличия. Им награждали офицеров и воинские части за проявленные в бою смелость и мужество, а также за выслугу лет. Всего этим почетным воинским званием было награждено около 11 тысяч кавалеров и регулярных воинских соединений. Их имена Вы увидите на настенных досках зала.

Каждый из пилонов зала завершается витой колонной и скульптурой работы Ивана Витали, символизирующей область или царство Российской империи.

Напольное покрытие - подлинный паркет работы 1845 года, выполненный из 20-ти ценных пород дерева, привезенных из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Одно из украшений зала - копия памятника великим новгородским героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому , установленному на Красной площади .

Основные цвета зала - белый и золотой: свод, отделанный лепниной, и скульптуры зала белые, имена георгиевских кавалеров и воинских соединений на досках золотые. Позолочены также и шесть люстр, отлитых из бронзы.

Георгиевский зал удивляет своей строгостью и масштабностью. Это храм русской доблести, памятник ратным подвигам русского оружия. Как и раньше здесь проходят правительственные приёмы и встречи, вручаются награды.

Александровский зал

Александровский зал посвящен ордену Святого князя Александра Невского. Князь Александр был известен своим благочестием и мужеством. Орден в его честь был учрежден Екатериной I в 1725 году, а девиз награды - «За труды и отечество».

Александровский зал также огромен, его длина - 31 метр, ширина - 21 и высота - 20 метров. Константин Тон использовал в его оформлении элементы византийско-русского стиля. Паркет с замысловатым цветочным орнаментом, созданный в 1843 году, выглядит как тканевый ковер, блестящий под слоем лака.

Под куполом расположены знаки ордена - крест и звезда с вензелем Святого Александра, по углам - изображения двуглавого орла.

Исторические полотна, созданные профессором исторической живописи Академии художеств Федором Моллером, рассказывают о жизни Святого Александра Невского. Картины на западной стороне зала повествуют о воинских подвигах князя, а на восточной мы видим сцены из его мирной жизни.

Свет из высоких окон, отражаясь в многочисленных зеркалах, заполняет все пространство. В оформлении стен использованы белый и розовый мрамор, а красный бархат в обивке мебели соответствует цвету орденской ленты. Между витых золоченных колонн - гербы земель Российской империи.

Андреевский зал

Андреевский зал (Тронный) был главным залом Кремлёвского дворца. Он посвящен ордену Святого Андрея Первозванного, учрежденный еще Петром в 1698 году. Девиз ордена - «За веру и верность».

Четырехгранные колонны Андреевского зала образуют три нефа. В восточной стороне помещения установлен престол, состоящий из трех тронов, один из них предназначался для Николая II, второй - для его супруги Александры Федоровны, а третий - для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери императора. Над тронным местом - полог из меха горностая. На своде изображено всевидящее око в сиянии - православный символ Троицы.

В дни коронации в Андреевском зале, чтобы поздравить императора, собирались гости со всех земель Российской империи.

Андреевский зал поражает своей роскошью - своды, колонны и пилоны покрыты золоченной лепниной, а капители (верхние части колонн и пилонов) украшены знаками ордена - изображением двуглавого орла, на фоне которого - распятый на кресте святой Андрей.

Владимирский зал

Владимирский зал посвящен еще одной высокой военной награде - ордену Святого Владимира, учрежденному в честь киевского князя Владимира, при котором произошло крещение Руси.

Девиз ордена - «Польза, честь и слава», а его знак - золотой крест покрытый красной эмалью. Этим орденом был удостоен и создатель Большого Кремлёвского дворца Константин Тон.

По своей форме это необычный зал. В плане он представляет собой квадрат со стороной 16 метров, но по углам его выполнены ниши, и в результате Владимирский зал больше похож на восьмиугольник.

Свод зала напоминает древний шатер, дневной свет в который проникает через круглый фонарь, а вечером зал освещается великолепной бронзовой люстрой. Одно из украшений зала - арки, украшающие боковые галереи.

Владимирский зал соединяет парадные залы Большого Кремлёвского дворца с Грановитой палатой и Теремным дворцом.

Парадные орденские залы можно осмотреть во время экскурсии. Недоступен только Екатерининский зал, в котором Президент России проводит официальные встречи и переговоры.

Екатерининский зал

Екатерининский зал посвящен ордену Святой Екатерины, учрежденному Петром Первым. Девиз ордена - «За любовь и отечество». Награда имела две степени. Орденом Екатерины первой степени награждались царевны по праву рождения, а второй степени - придворные дамы. Первой дамой, награжденной этим орденом, была супруга Петра - Екатерина I.

Необычайно красивые канделябры появились здесь в 1856 году, когда проходила коронация Александра II. Два хрустальных подсвечника привезли из Зимнего дворца Санкт-Петербурга , а четыре других взяли из музея Императорского стекольного завода.

Собственная половина

В южной части Кремлёвского дворца расположена жилая часть здания. Здесь, в так называемой «Собственной половине», находились покои императора и императрицы. Анфилада состоит из шести основных комнат:

  • Опочивальня императрицы роскошной мебелью и изысканной отделкой. В оформлении, в основном, использованы два цвета - синий и золотой. Здесь господствует атмосфера покоя и благочестия
  • В будуаре императрицы (утренняя комната дамы) находится один из самых прекрасных каминов дворца, украшенный отшлифованными малахитовыми пластинами. Накладные золоченые детали в виде бусинок, гирлянд и розеток придают ему особую изысканность
  • Кабинет императрицы оформлен по желанию первой его хозяйки императрицы Александры Федоровны в стиле буль (назван по имени мебельщика XVII века). Здесь в отделке мебели и дверей применялся особый вид инкрустации, когда пластины из панциря черепахи и меди накладывались на деревянную основу. Также великолепна обивка из ткани с золотой нитью
  • Гостиная императрицы - белоснежная с золотой отделкой. Восемь гипсовых барельефов - символы искусств, еще четыре изображают времена года. Главным украшением комнаты является уникальная люстра-ананас, символ гостеприимства и радушия.
  • Столовая оформлена в традиционном классическом стиле. Лепной орнамент на своде, белый и желтый мрамор в оформлении стен, в нишах - мраморные вазы с античными сюжетами, скульптуры Леды, возлюбленной Зевса и бога брака Гиминея.

Экскурсии в Большой крёмлевский дворец

Большой кремлёвский дворец и Грановитую палату можно посетить только в составе экскурсии по предварительной записи. Стоимость экскурсии от 4 тыс. рублей (2019 г.), продолжительность около 1,5 часов. Надо быть готовым к тому, что дата и время экскурсии могут переноситься из-за проведения официальных мероприятий. На экскурсию рекомендуется брать как можно меньше личных вещей. Перед посещением проводится несколько досмотров как в аэропорту. Фотосъемка разрешается только в нескольких парадных залах.

Большой Кремлёвский дворец возводился Константином Тоном по указанию Николая I более десяти лет - 1838 по 1849 годы. Как и задумывали великие создатели, грандиозное сооружение стало надежным и соответствующим статусу первопрестольной столицы.

Не думаю, что Вам приходится каждый день бывать в Большом Кремлевском дворце. Поэтому, у нас есть уникальная возможность посмотреть не только это здание снаружи, но и побывать в его прекрасных залах.И надо сказать, это восхительно.

Большой кремлевский дворец - монументальное желтое здание с белыми наличниками, фасадом, выходящим на Москва-реку, протянувшимся с запада на восток на 125 метров, было построено по указу императора Николая I, как дворец-памятник русской истории и славы русского воинства. В 1838-1849 годах его построили русские архитекторы Д.Н. Чичалов, П.А. Герасимов, А.Н. Бакарев, Ф. Рихтер и другие под руководством К.А.Тона. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве. С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Арочные окна, разделенные узкими простенками, придают ему вид закрытой галереи. Цоколь облицован естественным камнем. Двухъярусный фасад второго этажа расчленен пилястрами и сплошь украшен резными белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры XVII века. Все фотографии и комментарии к ним gborisova

Дверной портал Андреевского зала. Андреевский орден орден св. Андрея Первозванного, старший из русских орденов, учрежденный императором Петром I в 1698 г. во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, св. крещением первоначально пределы наши просветившего. Императорский орден Андрея Первозванного имеет одну только степень. Его знаки следующие: 1) крест синего цвета в двуглавом, тремя коронами увенчанном орле, представляющий распятого на нем св. апостола Андрея и имеющий по четырем концам латинские буквы: — S. A. P. R., означающие: Sanctus Andreas Patronus Russiae, а на другой стороне, в середине орла, хартия, на которой написан орденский девиз: "за веру и верность"; 2) звезда серебряная, имеющая в середине, в золотом поле, двуглавого орла, тремя коронами увенчанного, а в середине орла Андреевский крест; в окружности же, в голубом поле, вверху орденский девиз золотыми буквами, а внизу две связанные лавровые ветви; звезда носится на левой стороне; 3) лента голубая через правое плечо; а в орденский праздник и другие дни, когда высочайше повелено будет кавалерам быть в полном одеянии, вместо ленты орденский крест на золотой цепи.

При пожаловании ордена нехристианам изображение св. Апостола, его имени и креста заменяется изображением Императорского Российского орла. К знакам, жалуемым за военные подвиги, присоединяется по два накрест лежащих меча. Орденское одеяние составляют: 1) Длинная, зеленая бархатная епанча, подложенная белою тафтою с сереброглазетовыми крагенами, завязанная серебр. снурками, с такими же кистями; на левой ее стороне вышита звезда более обыкновенной; 2) супервест белого глазета, с золотым галуном, такою же бахромою и с нашитым на груди крестом; 3) шляпа черная бархатная, с красным пером и с крестом Св. Апостола Андрея, нашитым из узкой голубой ленты. Кавалеры этого ордена считаются все в третьем классе, хотя бы на службе находились и ниже этого класса, а вместе с тем делаются кавалерами Св. Александра Невского, Белого Орла и Св. Анны 1 ст., хотя бы таковых прежде и не имели. — Кавалеры празднуют день установления сего ордена — 30 ноября, и ордену присвоен собор его имени на Васильевском о-ве. Под особенным призрением и попечением кавалеров этого ордена состоят петерб. и моск. воспитательные дома (Св. З. т. I, Учр. Орд. ст. 291 и сл.). Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Андреевский зал с момента постройки был главным во дворце. В его восточной стороне возвышаются три тронных места под горностаевыми балдахинами. Все части царского места: балдахин, ступени подножий и троны затянуты драгоценной золотой парчей. Балдахин внутри обит мехом горностая (сегодня горностай на царской мантии искусственный - старую мантию, которая накрывала троны, продали в 1925-м году). Тронных мест три. Во время коронации императора Николая II они предназначались для императора, императрицы и вдовствующей императрицы - матери Николая.

Императорский трон осенен шатром, с входом в шесть ступеней. На плафоне шатра помещен государственный герб Российской империи - двуглавый орел.

Андреевский тронный зал В дни коронационных торжеств император и императрица принимали в Андреевском зале поздравления. Со всех концов страны приглашали в Москву представителей разных национальностей, сословий и вероисповеданий. Государь и государыня приветствовали их стоя. Тронный зал российских императоров поражает своими размерами и ослепительной роскошью. Крестовые своды опираются на 10 четырехгранных колонн, образуя три нефа. Своды, колонны и пилоны покрыты золоченой лепниной в виде растительного узора. А капители украшает знак ордена - двуглавый орел, на фоне которого расположен голубой крест с изображением распятого апостола. Стены затянуты шелковым муаром, украшены цепями и знаком Ордена. На фризе продольных стен помещены 48 титулярных гербов российских монархов. «За веру и верность» - девиз этого ордена.

Купол Владимирского зала. Владимирский зал назван так в честь ордена Святого Владимира. Орден св. Владимира был посвящен святому князю Владимиру, называемому в народе "Красное солнышко", принесшему на Русь свет Христов. Орден был учрежден в 1782 г. в качестве награды за выдающиеся заслуги в военной и гражданской службе, а также за выслугу лет. Девиз ордена - "Польза, честь и слава". Восьмигранный по планировке двусветный зал св.Владимира в отличие от Георгиевского зала освещается верхним светом через купол. Свод Владимирского зала напоминает шатры, а арки обходных боковых галерей как бы повторяют очертания древних арок. Венчает купол световой фонарь. Вечером зал освещается огромной люстрой из золоченой бронзы.

Георгиевский зал - самый большой парадный зал во всем дворце: длина 61 м, ширина 20,5 м, высота 17,5 м. Сочетание белого цвета с золотом создает ощущение торжественности своей простотой. Мощные пилоны поддерживают сводчатый потолок, украшенный лепниной в форме растительного орнамента и розетками. Все восемнадцать пилонов увенчаны мраморными статуями (скульптор Иван Витали) - аллегорически символизирующими области и царства, составляющие многонациональное государство. Конструктивно каждый пилон состоит из высокой полой цинковой колонны, украшенной лепниной и увенчанной капителью Коринфского ордера. На южной и северной стенах - барельефы с изображением св. Георгия и змея (скульптор Павел Кладш). Паркетный пол напоминает исполинский узорчатый ковер. Пол выложен узором из более чем 20 различных пород дерева - березы, ясеня, индийского палисандра, платана, чинары и т.д. По вечерам зал освещают шесть бронзовых золоченых ажурных люстр. Каждая весом 1300 кг. и 40 настенных светильников. Знаками святого Георгия были: золотой с белой эмалью крест с изображением Георгия, поражающего змия, черно-оранжевая лента и золотая звезда с девизом «За службу и храбрость». Знаки Ордена украшают верхнюю часть стен Георгиевского зала. На настенные доски золотом нанесены имена Георгиевских кавалеров и названия регулярных воинских соединений, удостоенных этого ордена. Награждали им солдат и офицеров за храбрость и мужество, проявленные в бою, и за выслугу лет: 25 лет в армии и 18 на флоте. За все время существования ордена им было награждено свыше 11 тысяч героев. При торжественном освящении дворца в апреле 1849 года митрополит московский Филарет сказал: «Чертог Георгия Победоносца должен стать храмом славы победоносного российского воинства». Этот зал был свидетелем многих исторических событий.

Знаками святого Георгия были: золотой с белой эмалью крест с изображением Георгия, поражающего змия, черно-оранжевая лента и золотая звезда с девизом «За службу и храбрость». Знаки Ордена украшают верхнюю часть стен Георгиевского зала. Во время торжественных приемов собирались офицеры, на груди которых были те же знаки, что украшают стены зала. На стенах Георгиевского зала расположены мраморные доски с высеченными золотыми буквами названиями 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 тысяч фамилий офицеров и генералов, которые были удостоены Георгиевского Ордена, среди них такие имена как: Суворов, Кутузов, Ушаков, Нахимов. При торжественном освящении дворца в апреле 1849 года митрополит московский Филарет сказал: «Чертог Георгия Победоносца должен стать храмом славы победоносного российского воинства». В Георгиевском зале сохранился подлинный паркет работы 1845 года. В его орнаменте использовано более 20 ценных пород дерева из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В этом зале проводятся международные конференции, дипломатические и правительственные приемы, церемонии награждения орденами и медалями.

Это один из самых впечатляющих залов Кремлевского дворца. Большой и торжественный, он назван в честь ордена Святого Георгия Победоносца, учрежденного в 1769 году императрицей Екатериной II и ставшего высшей наградой в русской армии. Святого великомученика с давних пор почитали на Руси как олицетворение воинской доблести. При царе Федоре Иоанновиче даже существовал некий прообраз этого ордена. Монетой с изображением Георгия Победоносца награждали воинов за храбрость. В то время ее носили на рукаве или шапке. Георгий Победоносец, кроме того, издревле считался покровителем Москвы. Со времени ее основания изображение святого украшало герб древней столицы, а позднее стало частью герба России. При торжественном освящении дворца в апреле 1849 года митрополит московский Филарет сказал: «Чертог Георгия Победоносца должен стать храмом славы победоносного российского воинства». На стенах Георгиевского зала изображены золотые звезды и орденские знаки с девизом «За службу и храбрость». На мраморных плитах высечены названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 тысяч фамилий офицеров и генералов, удостоенных ордена Св. Георгия Победоносца. Среди них имена фельдмаршалов А. В. Суворова, М. И. Кутузова, генерала П. И. Багратиона, адмиралов Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова. По обеим сторонам зала возвышаются 18 витых колонн, увенчанных аллегорическими статуями побед. Потолок украшен лепниной в форме растительного орнамента и розетками. Исключителен по красоте и виртуозности исполнения паркетный пол зала. Он выложен узором из 20 различных пород дерева — березы, ясеня, индийского палисандра, платана, чинары и т. д. В полукружьях поперечных стен — горельефные изваяния святого Георгия на коне работы скульптора Петра Клодта.

Александровский зал, в который из Георгиевского зала ведут золоченые двери, огромен: 31, 5 метров в длину, 21 - в ширину и 20 - в высоту. В оформлении этого зала архитектор Константин Тон использовал элементы, характерные для византийско-русского зодчества. Благочестием и мужеством был знаменит Новгородский князь Александр, покровитель Ордена святого Александра Невского - государственной награды Российской империи с 1725 до 1917 года, учреждённой Екатериной I. Девиз ордена «За труды и Отечество» в более позднее время помещался на звезде.

Купол Александровского зала - полусфера, которая опирается на массивные пилоны. В его лепных золоченых кортушах помещены знаки Ордена: крест и звезда с вензелем С.А. По бокам изображен государственный герб - двуглавый орел с царской короной, скипетром и державой. Дом, иже миру есть удивление, …дом зело красный, прехитро созданный Честности царстей лепо сготованный. Красоту его мощно есть равняти Соломоновой прекрасной полате… Злато везде пресветло блистает, Царский дом быти лепота являет. Написания егда возглядаю, Много историй чюдных познаваю… Четыре части мира написаны, Аки на меди хитро изваяны… Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. М., 1861. С. 1197.

Вход в Андреевский тронный зал. Паркет в залах дворца был выполнен в 1843 году московскими мастерами. Красивым, прочным и изящным одновременно называли его современники. Изысканные узоры и переплетения рисунка паркета напоминают настоящий тканый ковер. В марте 1960 года профессор академии художеств Петр Моллер предложил написать картину на тему жития святого Александра Невского, патрона Ордена. Шесть исторических полотен были созданы и смонтированы в верхних нишах торцевых сторон зала: на западной - воинские подвиги князя, на восточной - сцены из его мирной жизни: строителя монастырей, просвещенного и мудрого правителя.

Потолочные своды Александровского зала Парусные своды, украшенные орденскими знаками, несут сферический купол с теми же знаками, обрамленный государственными гербами в треугольных орнаментах с четырех сторон. Дом, иже миру есть удивление, …дом зело красный, прехитро созданный Честности царстей лепо сготованный. Красоту его мощно есть равняти Соломоновой прекрасной полате… Злато везде пресветло блистает, Царский дом быти лепота являет. Написания егда возглядаю, Много историй чюдных познаваю… Четыре части мира написаны, Аки на меди хитро изваяны… Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. М., 1861. С. 1197.

Огромные, в два яруса окна Александровского зала выходят на юг и буквально заливают все помещения светом, отражающимся в многочисленных зеркалах. В украшении стен использован белый и розовый искуственный мрамор. Красным бархатом в цвет орденской ленты обита мебель. На стенах между витыми колоннами - гербы земель, входивших в состав Российской империи.

Резные массивные двери украшены орденскими крестами. В XIX веке главным залом Большого Кремлевского дворца был Андреевский (тронный) зал. В середине 90-х годов XX века Андреевский зал восстановлен в своем первозданном великолепии. Зал украшают 10 золоченых пилонов и золоченые двери с орденскими крестами и цепями Андреевского ордена, учрежденного императором Петром I. Стены обтянуты голубым, цвета Андреевской ленты, шелковым муаром, украшены цепями и знаками ордена. Над окнами помещаются гербы губерний и областей России. Примечателен купол зала, в сложные лепные золоченые узоры которого вплетаются орденские знаки с девизом «Польза. Честь. Слава».

Кроме этого, у Вас есть возможность ознакомиться с другими залами Большого Кремлевского Дворца. Зал инаугурации президента России ! Красное крыльцо.Горжусь красотой, мастерами, историей и Россией!

Андреевский зал поражает своей роскошью и красотой, дорогим убранством. И это неудивительно - в нем восседали короли и королевы России, у него есть своя история и своя индивидуальность.

По фото Андреевского зала Кремля видно, что в его строительство вложили много труда.

Коротко о главном

Андреевский тронный зал в Кремле был построен по личному распоряжению Николая I в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного. Он стал тронным залом большого дворца и главным залом Московского Кремля. Можно даже не говорить о великолепном убранстве помещения, которое производит впечатление на каждого входящего, вызванное еще и тем, что стены зала оббиты муаровой тканью цвета Андреевской ленты.

Описание зала

Андреевский зал Кремля является самым известным во дворце. Стены этого помещения отделаны розовым искусственным мрамором и сверху позолочены. Вдоль них пристроились позолоченные стулья, обитые бархатом. Над окнами размещены гербы российских губерний.

Десять позолоченных пилонов украшают зал, а также различные символы в виде крестов, цепей. Шелковые шторы прекрасно гармонируют с остальным убранством помещения. Высокие позолоченные двери, украшенные орденскими крестами, поражают воображение. Над ними находятся вензельные изображения имен императоров России - Петра Первого, Павла Первого и Николая Первого. Петр - как основатель ордена, Павел - как учредитель статута ордена, и Николай - как строитель зала.

В дальнем конце зала стоят три стула, которые предназначались для правителя, его супруги и матери. Этот трон можно увидеть и сейчас в Кремле, обитый бархатом и мехом горностая. Над престолом висит а выше - сияние с покрытым сусальным золотом лучами, в центе которого примостилось Всевидящее око. По бокам от шатра висят двуглавые орлы с изображением на груди Андреевского креста. К шатру ведут шесть ступенек. Раньше, еще в советские времена, на этом месте стоял памятник Ленину.

Пол, как и в других залах, сделан из разноцветного дерева и восхищает всех туристов своим красивым рисунком и огромной работой, которую вложили в это произведение искусства. Следует упомянуть, что последнюю реставрацию зала проводили в 1994-1998 годах, когда он восстановлен был в своем первоначальном виде. Архитектором Андреевского зала являлся Константин Тон.

История Андреевского зала Кремля

Главный тронный зал был построен в 1838-1849 годах архитектором Константином Тоном. Этот мастер создал храмового зодчества, получивший широкое распространение во времена правления Николая Первого. С 1932 по 1934 зал был разрушен. На его месте устраивали заседания Верховного совета СССР. В 1997 году начались реставрационные работы. Руководителями этого проекта были ведущие архитекторы того времени С. В. Демидова и Е. В. Степанова. Архитекторы провели огромную трудоемкую работу с архивными материалами в России и за ее рубежом. Используя прошлые фотографии зала, с помощью новейших технологий у них получилось отреставрировать в полном объеме, до самых мельчайших деталей зал, каким он и был во времена правления императора Николая Первого.

Мы не можем не упомянуть и такого реставратора высшей категории, как В. А. Агейченко, который был и скульптором, и художником, и инженером в одном лице. Для тронного зала он воспроизвел герб Российской империи в бронзе. Также он создал гербы российских губерний, которые расположились над окнами Андреевского зала. Полы также были им воссозданы. Благодаря этому и был реставрирован зал до мельчайших деталей.

Специалисты установили, что для полной идентичности нужно использовать для реставрации пола двадцать три вида древесины. Ее привозили со всех уголков света, даже с Африки, но не изменили ничего, делая все строго в соответствии с чертежами девятнадцатого века. В реставрационных работах участвовало в общем около девяносто девяти фирм.

Огромная комната постоянно была заполнена рабочими, около 2,5 тысяч людей днями и ночами трудились на благо народа. Некоторые орнаменты получались не сразу, к примеру, двуглавый орёл. Мастера сделали сначала орла цвета меди. После установления комиссия отправилась на противоположный берег реки, чтобы оценить издалека полученный результат. Им не понравилось, так как орел был похож на черного паука. Поэтому решили сделать орла цвета "дикого камня".

В Андреевском зале, как и в других помещениях дворца, проводят различные мероприятия, в том числе прием в честь выпускников военных вузов. Такую традицию начал президент Ельцин в 1999 году, и продолжается она до сих пор.

Андреевский зал Кремля до революции и после

В октябре-ноябре 1917 года из-за вооруженного восстания Кремль очень серьезно пострадал, в нем находились отряды юнкеров. Войска революционеров осуществили артиллерийский обстрел Кремля. В результате пострадали стены дворца, часы, Никольская практически все храмы, находящиеся на территории Кремля, и Малый Николаевский дворец.

Во время советской власти столица перешла в Москву, и Кремль стали использовать как политический центр. В марте 1918 года в здание переехало советское правительство с В. И. Лениным. В дворцах и корпусах Кремля стали проживать вожди советской власти. Был запрещен свободный доступ к сооружению. Хотя раньше каждый желающий мог посетить это известное место. Выжить из Кремля советскую власть пыталась Петроградская коллегия по охране памятников старины и сокровищ искусства. Их призыв власть даже не рассмотрела. До революции в зале стояли три трона. Позже их разыскивали по всей России. Первый трон нашли в Петергофе, остальные два - в Гатчине. Ленинградский музей не захотел отдавать стулья, поэтому пришлось делать копии.

Во время советской власти Московский Кремль сильно пострадал. По распоряжению Ленина в 1918 году был снесен памятник князю Сергею Александровичу. В этом же году был также ликвидирован мемориал Александру Второму, который был построен еще во времена Николая Первого. В 1922 году было изъято из церковных соборов и храмов около 300 пудов серебра, примерно 2 пуда золота, огромное количество драгоценных камней. В Кремле стали устраивать съезды советов и конгрессов третьего интернационала, в Золотой палате обосновалась кухня, а в Грановитой сделали общественную столовую. В Екатерининской церкви решили устроить спортивный зал. Такое неуважение к архитектурному произведению искусства не могло не отразиться на его первозданном виде. Считается, что в то время Кремль потерял больше половины своих достопримечательностей.

В 1990 году Кремль внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Всевидящее око

Над тронами расположено Всевидящее око (в Андреевском зале Кремля), сделанное из золота. Тронный зал был возведен в честь высшего ордена России - масонского ордена Некоторые считают, что Всевидящее око означает Бога в христианстве (на иврите переводится "хозяин орды", одно из семидесяти двух тайных наименований иудейского Господа Бога).

Этот знак используется во многих христианских церквях, в масонстве. На однодолларовых купюрах также напечатано Всевидящее око. Другие считают, что этот библейский знак - символ Божественного Промысла и эмблема Троицы. В христианстве Всевидящее око в треугольнике означает Троицу и смысл заключается в таких словах: "Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его".

Экскурсия в Кремль

В России Андреевский зал Кремля, как и другие залы, часто посещается туристами. Дворец является особо охраняемой зоной. Ничего лишнего приносить в Кремль нельзя. Запрещается в нетрезвом виде приходить, в несоответствующем внешнем виде, с оружием, опасным для окружающих людей. Если имеются вещи, которые нельзя проносить, то их надо сдать в камеру хранения в Александровском саду. Фотографировать также можно не везде, а только там, где разрешается и где укажет ваш гид. К примеру, запрещается фотографировать Екатерининский зал Кремля.

Иногда запрещают фотографировать в Парадных сенях, Теремном дворце и Грановитой палате. Вход в Кремль разрешается при наличии паспорта, детям с двенадцати лет можно приходить с загранпаспортом. Правда с четырнадцати лет ребятам можно посещать экскурсии с российским паспортом. Так как залы Кремля используются для проведения официальных мероприятий, еще каких-нибудь торжеств, то возможно, что ваша экскурсия может быть перенесена на более подходящее для дворца время.

Время экскурсии

Экскурсия по Андреевскому залу Кремля проводится каждый день, кроме четверга - это выходной. С десяти утра до трех часов дня. Длительность экскурсии составляет два часа для групп, состоящих из двадцати человек. Стоимость такой экскурсии составляет 4500 рублей, для иностранных туристов - 5500 рублей без использования услуг переводчика.

При проведении реставрационных работ итальянский мастер боялся, что рабочие неправильно сделают лепку, поэтому он спал четыре дня на полу в Андреевском зале.

Екатерина Вторая также хотела построить дворец на южном склоне Кремлевского холма, вместо крепостной стены, но ее планы не осуществились.