Крым ласточкино гнездо история создания. История и легенды замка Ласточкино гнездо. Где находится замок Ласточкино гнездо Что находится в ласточкином гнезде крыму

Ласточкино гнездо в Крыму

Мыс Ай-Тодор

Скалистый мыс, названный в честь не сохранившегося средневекового монастыря Святого Федора, сформирован тремя отрогами. Экскурсионные суда причаливают к берегу в миниатюрной бухте восточного отрога, чье название Лимен-Бурун закономерно переводится с татарского как «мыс гавани». Узкая полоса берега надежно защищена от морских ветров даже во время шторма, когда ближайшие к Ай-Тодору стоянки закрыты. Других пригодных для швартовки судов и купания участков на Ай-Тодоре просто нет – кругом валуны и скалы.

На чудом сохранившихся от выветривания клочках почвы Лимен-Буруна растет можжевельник, обогащающий воздух курорта, не случайно здесь лечатся больные пневмониями и бронхитами. На вершине скалы – настоящая можжевельниковая роща, огражденная перилами. Отдыхающие прогуливаются по ней и наслаждаются морскими видами. Смотровая площадка расположена на высоте 82 м, прямо над скульптурой орла, готового взлететь. Напротив отрога, в море, видна скала Парус. Раньше она была соединена с Лимен-Буруном перешейком, но во время землетрясения 1927 года естественный мостик был разрушен.


Военный лагерь Харакс

Западный отрог, собственно Ай-Тодор, в глубокой древности, когда полуостров был греческим, назывался Криуметопон, или Бараний лоб. Здесь в I-III вв. была обустроена римская военная колония Харакс – крупнейшее в Крыму поселение такого рода. После римлян на территории крепости жили готы, а потом – мирные рыбаки. В соответствии с задачами лагеря, строители обошлись без изысков, разместив на берегу моря только самое необходимое: казармы, бани-термы, святилище, акведук, некрополь. Полноценные археологические исследования развалин начались еще в конце XIX века, но не завершены они и по сей день.

В 1835 году на фундаменте римского маяка на высоте 87 м над уровнем моря по распоряжению знаменитого мореплавателя М.П. Лазарева был заложен новый маяк. Внешне напоминающий приземистый белый цилиндр, окруженный крупноячеистой сетью и реликтовыми дубами и можжевельниками, он функционирует до сих пор. Работа маяка прерывалась только на время мировых войн и сражений на территории Крымского полуострова.

В честь Харакса был назван дворец Великого Князя Георгия Михайловича, расположенный в 15 минутах ходьбы к западу от «Ласточкиного гнезда». Ансамбль знаменит своим парком с 200 видами культурных растений. Здание из серого известняка с красной черепицей выдержано в традициях шотландской архитектуры, довольно неожиданной среди пышной субтропической растительности.


Дворец Харакс великого князя Георгия Михайловича

Аврорина Скала

Средняя часть мыса в Средние века служила пристанищем монахам, скрывавшимся от мирской суеты. Татары, закрепившие за отрогом название Монастыр-Бурун, их не тревожили. К XIX веку, когда от монастыря не осталось и следа, скала получила поэтическое имя в честь древнегреческой богини утренней зари Авроры.

Панорама замка и окрестностей

История комплекса «Ласточкино гнездо»

Именно на Аврориной скале в 70-е годы ХХ века появилось первое «Ласточкино гнездо» – ничем не примечательное деревянное здание на краю скалы. В то время мыс был застроен коттеджами для больных, а возле обрыва поселился врач с семьей. После его смерти вдова организовала капитальный ремонт, придала зданию презентабельный вид и продала его под дачу. Новым владельцем белоснежного дома стал барон Штейнгель. Вскоре он инициировал возведение другого здания вместо давшего трещину старого.

Строительство и реконструкция «Ласточкиного гнезда»

Автором проекта стал Леонид Шервуд, представитель знаменитой творческой династии, до этого времени проявивший себя только как скульптор. В соответствии с пожеланиями владельца участка решено было воспользоваться опытом европейской архитектуры и создать здание в стиле неоготики, с характерными для нее устремленными в небо узкими изящными шпилями и башнями. Акцент ставили на внешний облик дома, интерьеры так и остались непроработанными. Следующая владелица построенного в 1912 году дома, Рохманова, обустроила внутренние помещения в древнерусском стиле, диссонировавшем с экстерьером. Впрочем, от неудачного дизайнерского решения уже через несколько лет не осталось и следа: во время Гражданской войны территория перешла большевикам, но до этого была почти полностью разграблена мародерами.




В период НЭПа здание подлатали и устроили в нем ресторан. Землетрясение 1927 года разрушило часть балкона и сад – они просто упали в море, при этом чудом обошлось без жертв. Денег на полное восстановление комплекса у молодого государства не было, поэтому до 60-х годов здание простояло просто огороженным от неосторожных посетителей. Постепенно превращаясь в руины, «Ласточкино гнездо» все же оставалась отличным фоном для фотографий. Во время реконструкции конца 60-х здание разобрали буквально по камням, установили сейсмостойкое основание, затем в обратном порядке собрали, сохранив исходный внешний вид. Все материалы подвозили вручную, поскольку тяжелая техника не могла подъехать к Аврориной скале, трещину в которой тоже заделали. С 1971 года объект открыли для туристов. Внутри дома устраивали выставки, работал ресторан, пока в 2016 году инженерные изыскания не подтвердили новую опасность обрушения.

Дача «Белая ласточка»

Некоторые источники утверждают, что владельцем «Ласточкиного гнезда» был купец Шелапутин, и именно ему принадлежит идея создать неоготическую достопримечательность в Крыму. Историки же уверены, что произошла путаница: всего в 30 м от подлинного «гнезда» стоит двухэтажная дача «Белая ласточка», построенная по заказу Шелапутина в 1888 году. Часть санатория «Жемчужина», в 2002 году она была реконструирована и сейчас сдается туристам для проживания. Объект абсолютно безопасен, поскольку удален от края скалы, зато с его террасы открывается отличный вид на «Ласточкино гнездо» и море.



Архитектурные особенности замка «Ласточкино гнездо»

Шервуда часто упрекали в отсутствии вкуса, указывая на избыточное количество ярусов и башен на единицу площади. На самом деле такая плотность застройки была вынужденной: пригодный для работы участок земли занимал всего 10 на 20 м, а в доме предполагалось жить. Первоначально комплекс «Ласточкиного гнезда» включал в себя жилой дом, летнюю кухню с удобствами и домик сторожа. Владельцы размещались в 12-метровой двухэтажной башне, в крошечных спальнях, более основательная гостиная была заложена подальше от обрыва. В чем действительно можно упрекнуть автора, так это в непродуманности дополнительной защиты для фундамента. В сейсмоопасной местности можно было со стопроцентной уверенностью утверждать, что обычных мер недостаточно и здание частично или полностью окажется в море. Что и произошло всего через 15 лет после окончания строительства.

Активный отдых в окрестностях

Под Аврориной скалой, ниже уровня воды, расположена сеть гротов глубиной до 10 м. Узкий вход в нее находится на глубине 8 метров, поэтому одиночные погружения без опытного инструктора и фонарей категорически запрещены. Гроты называют пещерами Ихтиандра в память о фильме «Человек-амфибия», который снимали в этих местах.

Еще один вариант экстремального отдыха доступен только профессиональным спортсменам. Время от времени на Аврориной скале проводятся соревнования по акробатическим прыжкам. На высоте 27 м устанавливают платформу для отталкивания. Без этого приспособления смельчак, бросающийся вниз с высоты городской многоэтажки, гарантированно разобьется о скалы.

2017-09-30 16:30:33

Сегодня у нас в проекте Коридоры времени знаменитое Ласточкино гнездо в Крыму, настоящий архитектурный символ солнечного полуострова.
Прокудин-Горский снимал эту виллу на скале предположительно в 1904 году и тогда она имела совсем не тот вид, который нам всем хорошо известен.
Это сравнение 2016 года с фрагментом прокудинского снимка:

Фотосравнение целиком:


Увы, оригинальная точка съёмки находилась ниже, но сейчас там закрытая территория санатория «Жемчужина», проникать на которую мне было лень)) Поэтому снимал с пешеходного мостика, перекинутого для доступа туристов к достопримечательности.
Как сообщает Википедия, первое деревянное строение на этом месте было возведено для отставного русского генерала после русско-турецкой войны 1877-1878, его можно увидеть на полотнах известных художников-маринистов: И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбова, а также на фотографиях того времени.
Вторым хозяином этой удивительной дачи стал придворный врач, служивший в Ливадийском дворце, А. К. Тобин. О нём также осталось очень мало сведений. После его смерти домиком некоторое время владела вдова, которая продала участок московской купчихе Рахманиной. Она снесла старое здание, и в скором времени появился деревянный замок, названный ею «Ласточкино гнездо».


Вероятно именно его мы видим на снимке Прокудина-Горского, хотя запечатлённая им постройка производит впечатление каменной, а не деревянной:

Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря русскому нефтепромышленнику П. Л. Штейнгелю (племяннику известного строителя российских железных дорог барона Рудольфа Штейнгеля), который любил отдыхать в Крыму. Штейнгель приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна. Проект нового дома в 1911 году был заказан инженеру и скульптору Леониду Шервуду, сыну архитектора Владимира Шервуда.
Старое деревянное здание было снесено и уже в 1912 году на тесной площадке отрога Монастыр-Бурун стоял оригинальный готический замок. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад.


Здесь видна площадка, с которой снимал Прокудин-Горский:


В те годы никакого санатория у подножия скалы не было:


Раскрашенный вариант дореволюционной открытки


Сейчас там застроен каждый клочок земли, а 100 лет назад было просто раздолье:


В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение. Образовалась глубокая косая трещина в скале под замком, часть её вместе с садом обрушилась в море, а обзорная площадка нависла над пропастью.


Несмотря на серьёзные повреждения, в целом здание устояло.
Отдыхающие у Ласточкиного гнезда, 1928 год:

В 1930-е годы здесь находился читальный зал местного Дома отдыха «Жемчужина», но вскоре сооружение признали аварийным и закрыли.
Такой «укороченный вид декоративный замок приобрёл после землетрясения (фото 1930-х):


И этот вид сохранялся несколько десятилетий.
1934 год:


К счастью, военные разрушение обошли Южный берег Крыма стороной.
Ласточкино гнездо в 1955 г. (личный архив Соколова П.А.):


Самый ранний известный цветной снимок в близком к «прокудинскому» ракурсе был сделан только спустя 54 года после самого Прокудина-Горского, в 1958 году:



Фото Израиля Озерского 1966 года:


Один из последних дореставрационных снимков Ласточкиного гнезда был сделан в 1967 году почти точно в прокудинском ракурсе:


Восстановление началось в конце 1960-х гг. Скала была укреплена, под основание замка подведена железобетонная плита, а башня-ротонда снова украсилась высокими зубцами и шпилями.
Здесь запечатлён ход реставрационных работ в 1968 году:


Ласточкино гнездо. Складнов А. А., 1968-1970 г.:


Уже привычное нам Ласточкино гнездо на фотографии 1972 года (автор Henk Bakker):


Вслед за этим в первой половине 1970-х под скалой развернулось строительство новых корпусов санатория «Жемчужина»:


После обустройства санаторского пляжа и создания над ним пешеходного моста для туристов съёмка с прокудинской точки стала затруднительна, если вообще возможна.
1989 год:


К началу 21 века местность у Ласточкиного гнезда выглядела так:


Так выглядят подступы к знаменитой скале в наше время:

2007 год:



Замок Ласточкино гнездо – визитная карточка, эмблема и символ Крымского полуострова . Внешне он очень напоминает рыцарские замки Средневековья, некогда распространенные в странах Европы, и является самым миниатюрным дворцом. В Ласточкином гнезде знаменитые режиссеры неоднократно снимали кино. Наиболее известный фильм – «10 негритят» Говорухина, поставленный по роману А. Кристи.

Где находится замок Ласточкино гнездо

Замок Ласточкино гнездо, ставший важной архитектурно-исторической памяткой, находится в Крыму (Украина), в пос. Гаспра , относящемся к Ялтинскому горсовету. Он стоит на скале Аврора, которая входит в состав мыса Ай-Тодор (татарское название – в переводе на русский оно означает «Св. Федор»). Это – живописнейшее место черноморского побережья несколько десятков лет балансирует над морской пучиной, грозя сбросить с себя грандиозное сооружение, возведенное руками талантливого архитектора: высота скалы составляет 40 метров.

Высота замка Ласточкино гнездо

Замок Ласточкино гнездо действительно поражает своими «птичьими», то есть достаточно компактными размерами и является самым маленьким дворцом в мире. Высота замка Ласточкино гнездо достигает порядка 12 метров , а общая площадь равна всего лишь 10 м х 20 м. Кроме того, к высоте замка также стоит приплюсовать высоту скалы, на которой он высится – а это 40 метров дополнительно. Благодаря такому раскладу дворец стал невероятно знаменитым и архитектурно приобрел компактную ступенчатую композицию. Внутреннее устройство здания включает в себя 2 спальных комнаты, последовательно расположенных одна над другой, лестницу, гостиную и прихожую. Башня – двухэтажная, гордо возвышающаяся над пропастью. Ранее рядом со строением находился еще сад, однако из-за сильного землетрясения он обрушился в море.

История замка Ласточкино гнездо

Первая постройка на указанном месте была из дерева. Ее соорудили после войны с турками 1877-1878 годов для одного из отставных русских генералов. Далее она отошла во владение А. К. Тобина, бывшего на то время придворным лекарем. Хотя информации о нем дошло до наших дней невероятно мало, однако известно, что это приобретение стало его данью моде иметь «дачку на берегу моря», которая получила невероятно большое распространение на то время среди дворцовой – и не только – знати.

После кончины придворного врача причерноморской дачей завладела его вдова, которая впоследствии продала участок вместе с домом Рахманиной, купчихе из Москвы. Именно она приложила немало сил для придания дому благородного вида, разрушив его до основания и выстроив замок (на тот момент деревянный), именованный ею Ласточкиным гнездом.

Облик, более близкий к современному, замок получил благодаря стараниям барона Штейнгеля, бакинского нефтяного магната, любившего выезжать на отдых в Крым. Он, купив дачный участок, размещенный на Аврориной скале, решил превратить это строение в романтический дворец, напоминающий средневековые замки с рейнских берегов. План нового здания он доверил сделать Л. Шервуду, потомственному архитектору, сыну В. Шервуда, которому принадлежит авторство музея на Красной площади столицы. Так, в 1912-ом на теснейшем клочке скалистой земли отрога Монастыр-Бурун уже возвышался уникальный готический дворец.

Далее он перешел в руки П. Шелапутина, московского купца, который приобрел имение в начале Первой мировой. Он основал в Ласточкином гнезде ресторацию, которая вскоре была закрыта по причине смерти владельца. В 30-х годах 20 столетия там расположился читальный зал, принадлежавший одному из местных домов отдыха. После того, как здание признали аварийным, его тоже закрыли. Причина была более чем объективной: землетрясение 1927-го причинило замку немалый ущерб, пустив глубокий разлом от центра к верхней площадке, поэтому здание могло в любой момент обрушиться (кусок опорной башни упал-таки вниз, а площадка угрожающе завила над пучиной).

Лишь спустя 40 лет поле того стихийного бедствия Ласточкино гнездо смогли восстановить, причем не разбирая самих стен. Было это в 1967-1968 гг. Возглавил работы архитектор Г. Татиев, автором проекта выступил конструктор Н. Тимофеев. После этого дворец стал сейсмоустойчивым и приобрел дополнительно 4 шпиля. Затем архитектурный памятник был заново открыт для посещения. Сейчас опять готовится реконструирование и укрепление его внешних конструкций.

Кроме того, очаровательный замок, словно застывший в невесомости, во все времена привлекал к себе внимание достойных представителей творческих профессий. Так, в 1901-ом году, когда у барона Штейнгеля отдыхал его близкий друг Лагорио (художник), он не мог не запечатлеть на своем холсте это уникальное сооружение – и написал пейзаж, в качестве центральной композиции которого был взят полуразрушенный особняк. А картина так и была названа – «Ласточкино гнездо». Замок также присутствует на картинах, созданных известными маринистами – Айвазовским и Боголюбовым.

Легенда замка Ласточкино гнездо

Безусловно, оригинальный замок Ласточкино гнездо, расположенный между небом и землей (точнее – водой), не может не иметь собственной легенды . А она гласит, что некогда в тех местах любила встречать рассветную зарю богиня Аврора. И была она настолько прекрасна, что очаровала Посейдона, бога морей. Но девушка не могла жить без солнечной зари и отвергла его любовь.

Посейдон, зная, что его чувство к красавице безответно, губил у побережья сильными штормами один корабль за другим, пока не вспомнил о чудесной диадеме: только с помощью ее он сможет заворожить богиню Аврору. Тогда Посейдон решил применить хитрость и подговорил повелителя ветров Эола затянуть рассветное небо свинцовыми тучами, сквозь которые не пробивался бы ни один луч.

И вот, когда Аврора задремала, ожидая восхода солнца, великий бог морей подкрался к девушке, чтобы зачаровать ее. Но диадема выскользнула из рук Посейдона и упала. Один из алмазных осколков, отскочивших от нее, застрял в расщелине между скал и, озаренный лучами яркого светила, превратился в изумительный замок, навсегда оставшись символом неразделенной любви.

Урок по истории искусств

Мой сынок обожает рисовать. Рисует с большим удовольствием, красками, карандашами, фломастерами. Когда отдали его в школу искусств, поняли, что сделали верный шаг. Сынок мчится туда с большим желанием…

Крохотный средневековый замок с башенками и шпилями, парящий над черноморскими волнами, - это символ Крымского полуострова Ласточкино гнездо, прочно укрепившееся на самой крайней пяди Аврориной скалы мыса Ай-Тодор возле Ялты.

Необычное сооружение, овеянное легендами и историями, возникло из прихоти отставного русского генерала, которому царицей Екатериной был пожалован клочок крымского побережья в посёлке Гаспра за боевые заслуги в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Ветеран-романтик распорядился срубить деревянный усадебный дом на самом краю 40-метровой скалы и заложить рядом сад. Дача несколько раз перекупалась, во владении московской купчихи Рахманиной получила нынешнее своё название Ласточкино гнездо, или Приют любви. К 1912 году дом купил бакинский нефтепромышленник, немец по происхождению, барон фон Штейнгель, любивший отдыхать в Крыму. Деревянная постройка полностью была разобрана, и на её месте возник чудо-дворец в стиле рыцарских замков родины барона по проекту Л. Шервуда. В своем современном нависшем состоянии здание оказалось после землетрясения 1927 года, когда от Аврориной скалы из-под нижнего балкона откололся кусок вместе с садом и ушёл под воду, а в самой скале появилась огромная трещина, из-за которой архитектурный шедевр почти 40 лет считался аварийным объектом.

Но, невзирая на опасность разрушения, Ласточкино гнездо всегда вызывало повышенный интерес и любопытство туристов, пытающихся проникнуть поближе к замку, осмотреть его, сфотографироваться. После серьёзной реконструкции, направленной на ликвидацию трещины и укрепление фундамента здания, у дворца разрешили проводить экскурсии.

Сейчас это уникальное сооружение объявлено памятником архитектуры и доступно для осмотра всем приезжающим в Крым. В небольших помещениях располагается музей, экспонаты которого рассказывают об истории удивительного замка, а также организовываются выставки живописи.

Достопримечательности Ласточкина гнезда

Одной из наиболее интересных экспозиций последних лет, представленных в дворце-замке, оказалась выставка подводной живописи «Рафаэли моря», на которой презентовались работы, написанные художниками на глубине Чёрного и Красного морей, в том числе и картины подводного мира рядом с Аврориной скалой. Немногим известно, что под Ласточкиным гнездом есть пещера с одноимённым названием – система подводных гротов, соединённых узкими проходами. Своды одного из гротов сильно закопчены, и учёные предполагают, что в древности уровень моря был ниже и, возможно, пещера была обиталищем первобытного человека.

Кстати, главный герой известного фильма «Человек-амфибия» возвращается в свой дом именно подводными гротами Ласточкина гнезда.

У восточных очертаний мыса Ай-Тодор возвышается одинокий каменный Парус – скала, вынырнувшая прямо из морской глади, а над ней на 80-метровой высоте на краю пропасти обустроена смотровая площадка «Капитанский мостик», из которой открываются необыкновенно-потрясающие виды моря, неба и миниатюрного Замка Любви.

Позади дворца устремился ввысь Ай-Тодорский маяк, за которым в тенистом парке расположены современные здания санаториев «Парус» и «Жемчужина». Со смотровой площадки Ласточкина гнезда открываются зрелищные виды на гору Аю-Даг, Ялтинскую бухту и саму Ялту.

Интересные места поблизости Ласточкина гнезда

Для любопытного туристического взгляда в Гаспре привлекательны архитектурные и природные объекты, наполняющие окружающие пейзажи необыкновенными зрелищными изюминками или связанные с именами выдающихся личностей.

Яркий образец английского готического стиля – особняк «Ясная поляна», в котором длительное время проживал, лечился и занимался творчеством Лев Толстой. Парк вокруг имения с богатой растительностью примыкает к саду вокруг бывшего царского имения «Ай-Тодор», построенного для Великого князя Михаила Романова и связанного с Ливадийским дворцом специально обустроенной царской тропой.

Особняк Харакс в окружении Харакского парка – места поселения древних римлян, построивших здесь крепость в I веке н.э.

Миниатюрный мавританский дворец Кичкинэ сооружался для императорского внука Дмитрия Романова.

Главные достопримечательности Южного берега Крыма – галечные пляжи, расположенные в окрестностях Ласточкина гнезда, принадлежат санаториям «Парус», «Марат», «Ясная поляна», есть и муниципальный пляж протяженностью более 400 м.

Развивающаяся десятилетиями туристическая инфраструктура Крыма имеет замечательные условия для отдыха, развлечений и оздоровления, а тёплый мягкий климат побережья позволяет принимать любителей солнечных и морских ванн с середины мая до конца октября.

Где остановиться в Гаспре

Помимо упомянутых курортных комплексов, в Гаспре достаточно хорошо развита сеть гостиниц и отелей, представляющих туристам комфортное проживание и достойное обслуживание: курортный отель «Сосновая роща», парк-отель «Марат», мини-отели Erpan Hotel и Voronin Guest House с ценовыми диапазонами от 490 до 1560 руб. в сутки. Экскурсии к Ласточкину гнезду входят в программы отдыха многих туристических учреждений крымского побережья, включая в первую очередь туркомплексы Ялты и Алупки.

Как добраться

Россия, Крым, Большая Ялта, посёлок Гаспра, мыс Ай-Тодор, Алупкинское шоссе

Посёлок Гаспра находится в 20 км от Ялты. Своим автомобилем легко доехать по Южнобережному шоссе, ориентируясь на указатели, через территорию санатория Жемчужина. Маршрутные такси №27 и 32 отправляются от Ялтинского автовокзала каждый час, ехать нужно до остановки «Санаторий Парус», но не для всех доставляет удовольствие преодолевать почти 700 ступенек на пути к замку. Именно поэтому многие туристы выбирают морской путь, занимающий больше времени, но позволяющий наслаждаться путешествием на рейсовом теплоходе, отправляющимся с Ялтинского морвокзала и прибывающим прямо к причалу «Ласточкино гнездо».

Ближайший от Ялты аэропорт и железнодорожный вокзал находится в Симферополе – в 80 км. Из Москвы до Симферополя перелёт составляет 2,5 часа, стоимость от 6 до 13 тысяч рублей, и примерно час на маршрутном такси до Ялты, чуть меньше до Алупки. По крымскому побережью курсируют и троллейбусы, путь занимает в 2 раза больше времени, хотя примерно в столько же дешевле.

Через Керченский пролив в Крым добираются на железнодорожном транспорте до Анапы или Краснодара. Стоимость проезда на автобусе из Анапы до Ялты составит 350 руб., из Краснодара в Ялту – 750 руб. У Крымского полуострова имеется автобусное сообщение со многими городами юга России благодаря паромной переправе Порт-Кавказ – Керчь.

История замка на скале

Ярко высвечен на фоне моря и неба знаменитый готический замок над обрывом - «Ласточкино гнездо». Неброско, почти затаенно, как все по-настоящему ценное, темнеет за ним юго-западный отрог мыса Ай-Тодор. О Ласточкином гнезде сложено много легенд, но и реальная его история интересна.

Загадочной романтикой средневековья овеян замок из серого камня с изящными готическими башенками, расположенный на самом краю обрывистой скалы. Ежегодно он привлекает к себе сотни тысяч туристов, стремящихся рассмотреть вблизи миниатюрную жемчужину архитектурного гения, являющуюся сегодня символом Южного берега Крыма. Сегодня Ласточкино гнездо служит эффектным украшением и достопримечательностью крымского полуострова.

С конца XVIII века, после присоединения Крыма к России (1783 год), состоятельные люди стали покупать на Южном берегу земли, строить дворцы, закладывать парки. Стало традицией приезжать в Крым на отдых. Приезжие, будь то владельцы имений с их семьями и гостями или люди победнее, которым Крым нужен был для лечения, любовались берегом и в каждое название невольно вкладывали отношение первооткрывателей того, что давно открыто.

Аврора у древних римлян - богиня утренней зари . Назвать скалу ее именем могли, скорее всего, люди, которые приезжали и приходили сюда на рассвете, чтобы встретить восход солнца. Они были мирными гостями на этой земле и продолжили бесконечную, как сама вселенная, традицию поиска красоты. Мы с вами - их наследники.

Первым известным строением на Аврориной скале считается деревянная дача »Генералиф» («Замок любви»). Ее хозяином был неизвестный генерал , участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, и, как видно, романтик. Ведь, будучи уже в генеральском возрасте, он дал своей даче название «Замок любви» ! Какие причины навеяли такое романтическое название: красота окружающей природы, восторженные мечты или земное чувство любви к женщине, - нам неведомо. Можно только пофантазировать об истории позднего, печального и грешного чувства, ради которого и выстроили на труднодоступной скале это пристанище. Кто был рядом с хозяином звездными ночами, кого будила, кого утешала богиня утренней зари?

Сейчас остается только предполагать, что именно вдохновило генерала-романтика на столь неожиданное решение. Быть может, к строительству небольшой деревянной дачи его побудил не только очаровательный крымский пейзаж, но и рассказы старожилов о некогда располагавшемся на этом месте святилище богини Девы, которой поклонялись местные аборигены – тавры. Возможно также, что на эту мысль его навело особое дерево. По преданию, оно росло на том месте, где сейчас расположен замок, прямо из каменного монолита, пробив для себя отверстие, равное диаметру ствола. Кто знает, а может быть, причиной была одна из забытых ныне крымских легенд о богине утренней зари – Авроре, в честь которой и была названа скала.

Как бы там ни было, а живописная местность впечатлила бывалого воина и вдохновила его на строительство. Каждый день генерал поднимался на скалу, где проводились работы, и следил за тем, чтобы в точности выполнялось каждое его требование. И вскоре скалу увенчала небольшая, но уютная одноэтажная дача, получившая свое первое название – Генералиф.

«Замок любви» на труднодоступной скале привлекал внимание, его изображали на своих полотнах художники-маринисты И.К. Айвазовский (1817-1900), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), А.П. Боголюбов (1824-1896). Разве смогли бы они воспеть этот божественный пейзаж, не будоража фантазию, не обращаясь к самим богам?

Старожилы рассказывают полузабытую историю о жестоком и отважном джигите, который на потеху публике завязывал обреченной лошади глаза, садился верхом, разгонялся и прыгал со скалы в море, пролетая по воздуху все сорок метров! Он ухитрялся остаться невредимым, выплыть на берег, поклониться зрителям, небрежно принять награду. Потом покупал новую лошадь и готовился к очередному прыжку.

После смерти таинственного генерала его наследники продали дачу члену городской управы города Ялты Альберту Тобину, который служил придворным врачом в Ливадийском дворце, излюбленном месте отдыха царской семьи. Известно, что чета Тобиных успела несколько видоизменить деревянный домик. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название «Ласточкино гнездо». Но по неизвестным причинам мадам Тобина предпочла продать свое имение влиятельной московской купчихе Анне Рахмановой, владелице нескольких доходных домов в Москве.

Для новой хозяйки Ласточкиного гнезда, богатой и образованной дамы, это приобретение было просто очередным капризом. Рахманова с энтузиазмом приступила к перестройке крымского имения. Она снесла деревянную постройку и возвела каменный дом, который и сегодня можно видеть на открытках начала XX века. Но, видимо, к 1911 году у Рахмановой пропал интерес к своему гнездышку

В 1911 году имение у московской купчихи приобрел крупный немецкий нефтепромышленник барон фон Штенгель . Разрабатывая месторождения бакинской нефти и, очевидно, скучая по родной Германии, барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья. В 1912 году на Аврориной скале для него построили миниатюрный замок в готическом стиле, с башенками и стрельчатыми окнами. Именно благодаря ему мы сегодня восхищаемся красивым замком, напоминающим средневековые крепости в готическом стиле, которые можно часто видеть на родине барона, в Германии.

Как и прежние хозяева, нефтепромышленник решил изменить дизайн своего приобретения. Для этого он пригласил московского архитектора-модерниста Леонида Шервуда, младшего сына знаменитого архитектора Владимира Шервуда, который в свое время проектировал здание Исторического музея на Красной площади в Москве. Леонид Шервуд закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, а затем продолжил обучение в Париже. Он увлекался творчеством талантливого французского скульптора Огюста Родена, был лично с ним знаком и прислушивался к его советам. Обладая хорошим вкусом, Шервуд по достоинству оценил место расположения своего очередного шедевра и вскоре предоставил проект заказчику.

Автором проекта был талантливый потомственный московский зодчий А.В. Шервуд, сын знаменитого архитектора В.О. Шервуда, проектировщика здания Исторического музея в Москве. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад. Он в результате землетрясения обрушился в море.

Барон был в восторге от проекта и не жалел денег на строительные работы. Старый дом был полностью снесен, а на его месте в 1914 году вырос настоящий готический замок в миниатюре из серого крымского известняка и желтого евпаторийского камня. Но недолго он радовал своего владельца: 28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, и немецкому нефтепромышленнику пришлось покинуть Российскую империю. Ласточкино гнездо было продано богатому купцу и меценату Павлу Шелапутину.

На взгляд специалиста неверные пропорции соединены столь же неудачно; комбинация двух кубов и плоской призмы зрительно давит на цилиндр башни, не уравновешивая композицию, а «пытаясь столкнуть ее в бездну». Вопреки архитектурным нормам, объемы не исходят один из другого и потому не выглядят единым целым. Части здания сопряжены механически, но с полярной нагрузкой, то есть не притягивая, а подталкивая друг друга. Некоторым элементам, например башне с провисшим балконом, явно недостает визуальной тяжести. Со стороны весь дворцовый комплекс кажется шаткой конструкцией, готовой в любой момент рухнуть в морскую бездну.

Возможно, конструктивная неустойчивость задумывалась изначально. Шервуд мог запланировать такую постройку по просьбе заказчика. Однако другим архитектурным несообразностям объяснения найти невозможно. Объемы возрастают в соответствии с высотой унылой лесенки, высоким концом направляющейся к обрыву. Проводя аналогию с арифметической прогрессией, каждый последующий элемент здания высится над предыдущим. Особого внимания не уделено ни одной из частей; все они выглядят в равной степени полновесными, напоминая группу сановников одного ранга, выстроившихся по росту.

В то же время некоторая значительность сообщена деталями. Зубчатый венец увеличивается по мере уменьшения высоты блока. В средней части ансамбля расположена гостиная, выделенная широкими окнами, балконами и высокими остроконечными шпилями конусообразной формы, соединенными с рядом небольших арок. Рустика цоколя выражена в облицовке этой части камнями с грубо отёсанной, выступающей лицевой поверхностью.

К архитектурным недостаткам здания можно прибавить несоответствие размеров оконных и дверных проемов, а также крайний лаконизм внутренней отделки. Украшениями парадного зала служат массивный камин, бронзовые бра, старинная инкрустация, резные детали потолка с выпуклыми изображениями драконов. Атмосферу ушедших эпох создают 11 средневековых гepбов. Все же сказочный образ нарушен темными деревянными балками с излишне выдающимися деталями крепления.

Если в архитектурном отношении Ласточкино гнездо отнюдь не шедевр, то его художественный образ вызывает восхищение. Трогательное одиночество дворца, стойко противостоящего морской стихии, исходит от эффектного расположения. Идея устройства замка на самом краю отвесной скалы, безусловно, не является заслугой архитектора. Живописное место выбрал первый владелец, который невольно увековечил свои грезы и преподнес потомкам сказку в камне.

Сегодня многие приписывают именно Павлу Шелапутину такое деяние, как открытие ресторана в замке Ласточкино гнездо. Однако это не соответствует истине. Дело в том, что Шелапутин к тому времени уже был тяжело болен. Он успел совершить сделку купли-продажи с бароном фон Штейнгелем и после этого сразу же уехал на лечение в швейцарский город Фрибур, где и умер в том же 1914 году. Ласточкино гнездо перешло по наследству его несовершеннолетним внукам.

И все же, как этот замок стал рестораном? Дело в том, что, пока наследники подрастали, управляющий крымскими имениями Шелапутиных решился открыть в этом здании доходное место – ресторан. Но особых доходов он не приносил, поскольку наступили нелегкие времена: сначала грянула Первая мировая война, затем – Гражданская, а после – революция. Имение было отобрано новой властью, а ресторан закрылся, но ненадолго.

В стране наступило время новой экономической политики (НЭП), которое внесло существенные изменения и в жизнь Ласточкиного гнезда. На этот раз оно перешло в ведомство ялтинского кооператива. В замке достроили открытую террасу, где и был восстановлен ресторан. Предприимчивые кооператоры тех лет пировали здесь под шум волн Черного моря ровно до 12 сентября 1927 года…

«Вспыхнула спичка, и, странное дело, стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.

– Мама! – крикнул Ипполит Матвеевич, отлетая к стене, хотя не имел ни малейшего желания этого делать.

Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью «Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.

Было двенадцать часов и четырнадцать минут. Это был первый удар большого крымского землетрясения 1927 года. Удар в девять баллов, причинивший неисчислимые бедствия всему полуострову, вырвал сокровище из рук концессионеров».

И. Ильф и Е. Петров,

«12 стульев»

В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение с эпицентром в море, близ берегов Ялты. Были два толчка среди ночи. Первый - слабый, как бы предупреждающий, заставил людей выйти из домов. Потому и оказалось при многих разрушениях сравнительно мало жертв. Второй толчок ударил в полные девять баллов.

Мощное землетрясение, которое вошло в историю полуострова как Ялтинское, или Крымское, принесло много бед и разрушений. Каменные глыбы срывались со скал и летели вниз, круша все на своем пути. Даже гора Аю-Даг сползла в море от столь мощного толчка. Не обошла беда стороной и замок на Аврориной скале. Вот как описано это событие в книге А. Никонова «Крымское землетрясение 1927 года»: «…На балконе, висевшем над морем, ужинало довольно много посетителей из соседнего дома отдыха «Харакса». Публика разошлась лишь за 10 минут до главного толчка, от которого разрушилась башня этой затейливой дачи. Упавшие на балкон камни разбили столы и стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда последовали бы и посетители, если бы они задержались на 10 минут позже. В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовались 2 бреши, как будто ее прошило огромное ядро». Часть Аврориной скалы обрушилась, смотровая терраса перед зданием нависла над пропастью. И в завершение этой катастрофы глубокой косой прямо под замком прошла в скале трещина.

Ласточкино гнездо устояло, но на долгие годы стало аварийным зданием, и на сорок лет превратилось в романтические развалины. Правда, есть сведения, что в 30-е годы жизнь здесь все же возобновилась на непродолжительное время. Замок переоборудовали в библиотеку для отдыхающих санатория «Жемчужина», который находился поблизости. Видимо, местные власти не приняли всерьез последствий землетрясения. И только когда трещины в здании стали угрожающе расползаться, эксплуатацию Ласточкиного гнезда запретили. Конечно, впоследствии не обошлось и без туристов-экстремалов, которые в поисках приключений искали любую возможность «просочиться» на территорию замка, чтобы полюбоваться дивным видом, открывавшимся со смотровой площадки.

Предложений по технике беспрецедентного и абсолютно необходимого ремонта поступило много. Возникла даже радикальная идея - разобрать замок, пронумеровать камни и плиты и сложить в прежнем порядке на новом, безопасном месте. Нет, это было бы уже не Ласточкино гнездо!

В 1930-е годы в замке находился читальный зал местного Дома отдыха.

Почтовые открытки 1928-33 годов

Только в 1967-1968 годах, через сорок лет после землетрясения, рабочие «Ялтаспецстроя» выполнили этот полуфантастический ремонт, не разбирая стен. Руководил операцией архитектор И.Г. Татиев . Прежде всего, требовалось подвести к объекту подъемный кран и другую достаточно тяжелую строительную технику. И это по дорогам, которые предназначались в основном для легковых автомобилей и редких автофургонов с продуктами! С большим трудом и риском удалось завершить все приготовления. Скала оказалась перегруженной, а работа, между тем, планировалась долгая. Она требовала от строителей сноровки, сообразительности, большого мужества.

Начавшиеся в 1968 году восстановительные работы касались укрепления фундамента, частичного видоизменения фасада и внутренних помещений. Автор проекта реставрации, ялтинский конструктор В.Н. Тимофеев посадил крайний блок здания на консольную железобетонную плиту, заведенную под центральный объём. Таким образом была надежно закреплена крайняя часть дома, оставшаяся висеть над обрушенной скалой. Помимо монолитной плиты, всю постройку обнесли антисейсмическими поясами.

Увеличенная в высоту башня обрела декоративность благодаря четырем шпилям. Правильный архитектурный приём нарушил унылое возрастание объёмов, сделав акцент на крайней части дворца. Сегодня восстановленный замок официально признан памятником архитектуры прошлого столетия.

Если альпинисты привыкли проводить свои «рабочие дни» над пропастью, то для каменщиков «Ялтаспецстроя» это было в новинку. Отыскались и спасли дело добровольцы. Работая в подвешенной люльке, они закладывали трещину камнями, заливали бетоном. Под основание замка подвели железобетонную плиту, швы одели свинцовой оболочкой. Затем, уже без героизма и не торопясь, рабочие провели реставрацию здания. В таком «антисейсмическом поясе» обновленное Ласточкино гнездо обрело, на радость всем, кто любил и любит Крым, вторую жизнь.

В новейшее время возле готических стен разросся стихийный рынок сувениров. Чего только тут не увидишь: тысячи мелких поделок из керамики, можжевельника и всевозможных пластмасс, кораллы и ракушки тропических морей, цветные фотографии, картины. Больше всего видов самого Ласточкина гнезда: на холстах, на ватмане, на металлических и пластмассовых подносах, на «амфорах» из благородной керамики. Ходовой товар для круглосуточной местной торговли!

Скала «Парус»

Скала «Золотые ворота»

И сейчас многих молодых мужчин тянет на подвиги: удивить публику или даму сердца, проверить свои способности, посмотреть сраху в лицо, прыгнув с огромной высоты вниз… в волнующееся Черное море… Да, были отчаянные парни, которые решались на такие прыжки. Не всем, к сожалению, везло. Редкие счастливцы оставались невредимыми, только отлеживались по нескольку дней. Но находились сорвиголовы, готовые повторить прыжок и даже заработать! Правда и то, что на них разрывалась одежда, будто подсеченная бритвой…

На разные лады пересказывают здесь один фантастический случай. Молодой ялтинец, житель одного из старых кварталов Дерекоя, после тяжелой ссоры с женой поехал к Ласточкиному гнезду, поднялся на запретный обрыв, перелез через парапет и в отчаянии, а может быть и с некоторой рисовкой в расчете на зрителей, бросился вниз. Обреченное сердце могло остановиться еще в полете, но сработал многолетний навык: выросший у моря, человек много раз прыгал со скал и соляриев. Не поддался он смертельному ужасу - выпрямился, развел руки крыльями, полетел отвесно вниз, подправляя траекторию в воздушном потоке, который вдруг оказался ему помощником, вошел точно головой, разбив поверхность, как бутафорское перекрытие, выставленными вперед руками. Когда вынырнул и добрался до берега, к нему бросились отдыхающие с фотоаппаратами. «Героя» восхваляли, подзадоривали, просили повторить прыжок, даже собирали деньги. Неудачливый (или, наоборот, слишком везучий?) самоубийца отказался: шаг, смертельный по замыслу, вернул его к жизни…

Со стороны моря у подножия скалы можно отыскать несколько подводных пещер и даже занырнуть в каждую из них, освещая путь водонепроницаемым фонарем. Охотники за неповторимым, вы не разочаруетесь! Только будьте начеку: подводный грот - не лучшее место для встреч, а встреча с теми, кто нырнул туда раньше и уже плывет обратно, вовсе не исключена, особенно днем, в разгар пляжного сезона. Не напугайте друг друга!

Причал в уютной бухте позволяет швартоваться теплоходам местного сообщения даже в четырехбалльный шторм, когда закрыты соседние портопункты «Золотой пляж» и «Мисхор». Со всех концов Крыма собираются морские и сухопутные экскурсии к «оригинальному сооружению» - замку «Ласточкино гнездо». Почти все, кто приезжает в Крым, стремятся хотя бы раз подняться к «Ласточкину гнезду». Правда, на площадке перед замком, где и без того стало тесно от торговцев сувенирами, летом собирается столько любознательных, что невольно приходят мысли о благодатном межсезонье, когда хотя бы рано утром удается побыть здесь одному или вдвоем.

С июля 2011 года «Ласточкино гнездо» больше не является рестораном. Обновленный дворец-замок отныне открыт всем гостям и жителям крымского полуострова. Вход в замок всегда теперь будет бесплатным.

Туристов будут пускать в выставочный зал на территории замка. В замке развернута выставка «Волшебный мир Архипа Ивановича Куинджи», на которой представлены картины из фондов Симферопольского художественного музея, в т.ч. его легендарная картина «Лунная ночь на Днепре».

Уникальность выставки – в том, что она оформлена по тому же принципу, который применял сам художник. Картины представлены в абсолютной темноте, освещенные направленным лучом света. Также во дворце и на прилегающей к нему территории планируется проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и т.д.

Предусмотрено создание выставочного павильона, в котором будет открыт художественный салон для организации торговли произведениями живописи, фотоработами, декоративно-прикладными изделиями, сувенирной продукцией, краеведческой литературой. В плане – реконструкция памятника и приведение прилегающей территории в надлежащий вид: в частности, планируется обустроить две смотровые площадки, отремонтировать подъездные пути. «Ласточкино гнездо» - памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в ялтинском поселке Гаспра.

Министерство культуры Крыма и Республиканский комитет АРК по охране культурного наследия разработали концепцию использования памятника архитектуры: в замке и на прилегающей к нему территории будут проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и многое другое. В выставочном павильоне откроют художественный салон. Благодаря этому будет организована торговля произведениями живописи, фотоработами, сувенирной продукцией, краеведческой литературой и т.д.

Архитектурный памятник «Ласточкино гнездо» будет любимым местом туристов и людей, любящих искусство. Выставки и прекрасные концерты, безусловно, найдут своих постоянных зрителей.

В ближайшей перспективе - проведение на территории замка балов для молодежи под сопровождение изысканной живой музыки. Так что, возможно, мы скоро станем свидетелями и участниками первого бала для девушек Ялты.

Кликабельно