Курортный город тосса-де-мар в испании. Средневековый замок-крепость Villa Vella Крепость тосса де мар история

April 26th, 2013 , 12:05 pm

Только на третий день, после любования крепостью c берега и с моря во время прогулки на катере в Ллорет, мы отправились в крепость по по мощенной каменной серпантинной дороге, чтобы изнутри увидеть своими глазами Vila Vella, прикоснуться к средневековым камням, прожить миг в истории, дабы почувствовать дух старины, умиротворения и покоя.


История этого городка исчисляется тысячелетиями.Первые жители появились в Тосса де Мар еще во времена неолита, о чем свидетельствует результаты археологических раскопок в этой местности. Примерно в первом тысячелетии до н.э. в Тосса де Мар возникло иберийское поселение, а римляне появились здесь в первом веке до н.э., подтверждение присутствия здесь древних римлян было получено городским врачом Игнасио Меле в 1914-м году: археолог-любитель обнаружил в черте города руины древнеримской виллы с прекрасно сохранившимися мозаиками IV века н.э., на которых увековечено имя и титул ее владельца и упомянут город Турисса — «Salvo Vitale Felix Turissa Ex Oficina Felices». Дальнейшие многолетние раскопки подтвердили предположение, что Турисса, Турса (предшественница Тоссы) была процветающим римским городом.
После распада Римской Империи Тосса Де Мар стала частью королевства готов, позже, в 8 веке, городок заняли арабы, с 12 века Тосса де Мар стала окончательно частью Герцогства Барселонского.Как и все города и поселения того времени, Тосса была достаточно сильно укреплена и играла роль защитного бастиона для прибрежных поселений. Конечно, в те суровые времена, жизнь прибрежного города назвать легкой нельзя. После возврата этих земель во владение испанцам, город озаботился свое защитой от пиратов. И в 12 веке нашей эры здесь была построена и обнесена высокой стеной крепость, которая ныне известна под названием «Vila Vella» - Старый город, она практически сохранилась до наших дней.
Сторожевые башни Старого города служили для предупреждения набегов пиратов со стороны моря - Северной Африки, особенно в шестнадцатом веке. На протяжении всего побережья, на определенном расстоянии друг от друга, стояли дозорные башни. Обычно они возвышались над бухтами в стратегически важных местах. Внутри размещался постоянный пост, который вел наблюдение за морем. В случае опасности дозорные подавали сигнал днем при помощи дыма, а ночью - при помощи огня. По цепочке сигнал передавался от башни к башне и город, к которому приближалась опасность, имел время на организацию обороны. Башни эти называли “мавританскими”, именно мавры ввели такую сигнальную систему. Как только приходил сигнал об угрозе, горожане запирали главные ворота и приступали к обороне. Ворота города имели две двери. В случае опасности пространство между дверями засыпали мешками с песком, делая вход в город весьма затруднительным. Над главными воротами по сей день можно видеть башню. Когда-то на ней размещались единственные в городе общественные часы. Постепенно за ней закрепилось название - “часовая”.


Сами стены были уже построены в 12 и 13 веках, а в дошедшем до нас виде завершены к концу четырнадцатого века - в 1387 году. Три цилиндрические башни на валах города имеют собственные названия: Торре -Содолар (Torre del Codolar), Торре-де-ле Орес (Torre de les Hores) и Торе-де-Хоанас (Torre d"en Joanàs). Сохранились старая церковь Сан-Висенс 15 века и дворец губернатора (дом губернатора) 14 века, кроме того, без разрушений до нас дошли около 80 домов форта.

Из четырех больших башен до наших дней сохранилось три: в 1917-м году на месте практически разрушенной четвертой был построен маяк.


В Старом городе до сих пор живут люди, и его улочки органично переплетаются с улицами современной Тоссы. Новый город не намного моложе Старого. Новой называют ту часть города, которая по мере роста населения просто строилась за пределами стен крепости. В этой части города новые дома соседствуют и переплетаются с домами постройки 19-го века. Этот город напоминает один большой дом, к которому по мере надобности пристраивают новые комнаты для увеличивающейся родни.


Домики, стоящие на узких улицах старого города, до сих пор принадлежат потомкам рыбаков, живущих в Тоссе.
Церковь Sant Vicenc в центре, за ней на холме слева башня Torre deis Moros.


Традиционно считается, что прибрежные поселения обязательно были рыбацкими, что касается этого города, это не совсем так. Да, рыбной ловлей здесь и сейчас занимаются несколько семей, но основным доходом города было производство вина из винограда и пробки.
Город утратил свое общественное значение к началу XX века, когда упал спрос на кору пробкового дуба — пробковая индустрия вместе с каботажной торговлей составляли основу процветания этого района. Начался отток жителей из Тоссы, многие разъехались по другим городам Испании. Вторично открыли Тоссу в 20-30-х годах прошлого века художники. Тосса гордится, что одним из первых на отдых сюда приехал Марк Шагал, а вслед за ним в этот живописный рыбачий городок приехали другие художники. Здесь отдыхали и работали такие мастера как Андре Масон, Хоакин Миро и Цугухару Фудзита; в свое время сюда съезжалось столько художников со всего света, что Тоссу стали называть "Вавилоном искусств"! Население Тосса-де-Мар примерно 6000 человек, однако в курортный сезон город наполняется туристами со всего мира. Сюда приезжают любители спокойного отдыха, здесь нет шумных ночных клубов и дискотек, а красивые пляжи становятся тихими и почти пустынными в вечернее время.
Узкие улицы Тосса-де-Мар, украшенные цветами, до наших дней хранят старинные жилые дома традиционной средневековой архитектуры со своим особенным и характерным колоритом. В период расцвета (XV-XVI вв.) Старый город объединял в себе около 80 домов, большинство которых сохранили размеры, установленные хартией поселения (в средневековых государствах Пиренейского полуострова соглашения между феодальными собственниками земли и жителями поселений) 1186 года.


Муниципальный музей, расположенный в доме губернатора, основан в 1935 году. Само здание было построено еще в средневековье, но в XVIII и XX веках претерпело сильные архитектурные изменения. В музее собраны художественные произведения и экспонаты с археологических раскопок в районе Тосса-де-Мар.


С пляжа Тосса де Мар, по расписанию, ходят корабли, до соседних пляжей Льорет де Мар и Бланес с прозрачным днищем, можно наблюдать за флорой и фауной Средиземного моря.Фирм по предоставлению таких экскурсий несколько. Информацию о маршрутах, времени отправления и билеты можно найти в киосках на пляже.


Тихое и красивое место, где скалистые бухты чередуются с небольшими пляжами.Тосса-де-Мар примечателен своими скалистыми берегами, морскими утёсами, узкими проливами, переходящими в глубокие гроты, романтичными бухтами с и зумрудным цветом воды, тихими улицами, гулять по которым можно дни напролёт, постоянно находя новые, неизведанные места.


Как же это завораживает - наблюдать как внизу море бьётся о скалы - столетиями не меняя этот порядок.
Панорама моря и волн! Незабываемое впечатление!


Неподалеку от Старого города можно увидеть остатки римского поселения IV века и руины приходской церкви Святого Виченца. Образец поздней готики, построенный в 15 веке на фундаменте часовни 12 века, возвышался на пятидесятиметровой скале. Но, несмотря на свое эффектное расположение, она перестала утраивать горожан. Слишком маленькая церковь не могла вместить прихожан. Население росло. В шестнадцатом веке город уже не умещается внутри крепости, и начинаются первые застройки вдоль дороги, ведущей в город. Квартал вне крепостных стен получил название “нового города”. Именно там между 1755 и 1776 строится новый храм в стиле неоготики. К сожалению, большая часть убранства церкви была утрачена во время гражданской войны. Разрушена была и башня на самом верху горы, на ее месте построили сначала ветряную мельницу, позже маяк.


Вдоль обрыва со стороны моря у смотровой площадки маяка растут кактусы и на них плоды, в магазинчиках Тоссы я видела их в продаже. Слышала, что это кактусный инжир. Никогда раньше живьем его не видела и тем более не пробовала. Да и сейчас не могла решиться на это.Тем не менее, купила несколько штук, положила в горячую воду из под крана в номере, чтобы обмякли колючки, почистила кожуру, разрезала и увидела, что внутри очень много косточек, как маленькие камушки. Вот они то и помешали мне понять и прочувствовать до конца вкус кактусового инжира. Думаю, это первый и последний опыт пробования этих плодов)). Уже дома узнала о них подробнее. Вот что пишут в сетях:
"Общеупотребительные названия — индейская смоква, индийская фига, колючая груша, сабр, цабр, файг.
Плоды бывают нежно-зелёного, лёгкого желтого, слегка красного или лилового цвета, похожие на колючие шишки приятной окраски. Внутри плода содержится беловатая полупрозрачная мякоть, сладкого вкуса, с довольно большим количеством крупных семян.
Плоды кактуса - опунция инжирная - обладают такими удивительными качествами, что есть смысл попытаться их раскрыть и попробовать. Содержимое файги более, чем восхитительное. Прежде всего, привлекает насыщенность цвета мякоти, это говорит о высоком содержании натуральных красителей. Они обладают антиоксидативными свойствами как носители свободных радикалов. Высокий антиоксидативный потенциал файгового кактуса, а это уже подтверждено научным исследованиями, предохраняет наши клетки и органы от дегенеративных процессов и заболеваний. Что не может не влиять на состояние кожи, почек или кровеносных сосудов.
Mякоть плодов файг очень сочная, сладкая, мягкая, приятного желтого, оранжевого или красного цвета, хорошо утоляет жажду. В последнее время появилась новая и элегантная мода пить свежеприготовленный сок из мякоти плодов файгового кактуса ".
Я этого не поняла)).


А это цветет пальма на смотровой площадке у маяка.


На скале возле крепости расположен маяк Тосса де Мар Camino de la Luz, название которого переводится, как «Путь света» возвышается сегодня над развалинами старинного замка. На самом деле, ныне действующий маяк не так уж и древен, так как построен лишь в 1917 году. В прошлом веке здание пережило крупный пожар, и было после этого полностью реконструировано. Популярность маяка у туристов объясняется, прежде всего, расположенным в нем музеем. Museo del Far de Tossa уникален тем, что содержит, наверняка, самую полную информацию обо всех маяках средиземноморского побережья, здесь можно и ознакомиться с историей маяков Средиземного моря, их работой и устройством. В музее выставлены различные лампы для маяка и навигационные приборы. Вход в музей затворен герметичной дверью, открывающейся автоматически каждые 5 минут. Рядом с маяком имеется красивая смотровая площадка, где можно полюбоваться видом на море. На скалах живут чайки.


На смотровой площадке у маяка.


Вон на ту гору вдали мы тоже поднимались, там стоят шикарные виллы с бассейнами и цветочными оранжереями, красивые!))


В середине ХХ века начался бум мирового туризма в Испанию. И Коста Брава, а в месте с ним и Тосса де Мар не стали исключением. В 1950-м году Голливуд облюбовал Тоссу для съемок фильма «Пандора и Летучий Голландец». Главные роли в картине о любви тореадора к красавице-иностранке исполняли Ава Гарднер и Марио Кабре. В жизни все случилось почти как в фильме: Марио Кабре не смог противиться шарму Авы и безумно в нее влюбился. Слухи во все времена распространяются стремительно, и в Голливуде доброжелатели быстро сообщили Френку Синатре — мужу Авы — о том, что его жена флиртует с другим мужчиной. Синатра бросил все дела и быстро прибыл в Тоссу, чтобы быть рядом с ней во время съемок. Ава и впрямь влюбилась. Но не в Марио Кабре, а в Испанию, где прожила после съемок фильма восемь лет. Много лет спустя, в 1992-м году, актрисе, которую в Тосе до сих пор считают самой прекрасной женщиной в мире, установили бронзовую скульптуру: Ава Гарднер стоит на крутом берегу лицом к морю, легкий ветер шевелит волосы и играет складками платья.


Церковь Sant Vicenc выделяется на фоне домов Тосса де Мар, за ней на холме хорошо видна башня Torre deis Moros, и дорога к ней, идущая в гору, по которой мы поднимались в первый день, об этом я уже рассказывала ранее.


Этот памятник установлен в начале подъема к крепости, на фото № 4 он виден сверху.


Обширный городской пляж граничит с одной стороны с изрезанным скалистым берегом, где морские утесы образуют глубокие гроты, узкие проливы и уединенные бухты, привлекая мечтателей, романтиков и исследователей подводного мира. С другой стороны от городского пляжа расположен один из самых знаменитых национальных памятников Коста-Брава - средневековый город-крепость Вила-Велья, расположенный на высоте 70 метров над уровнем моря, и с ее стен открывается изумительный вид на море внизу. Береговая линия Тосса-де-Мар раскинулась на 14 километров. Длина центрального городского пляжа Platja Gran - 430 м, ширина - в среднем 45 м.


Пляж Platja Gran.


Вернувшись на пляж той же дорогой, по которой поднимались на самый верх Vila Vella, к маяку, решили осмотреть соседнюю гору от лагуны, по лестницам углубиться на самую вершину и погулять по прекрасным, будто необитаемым местам. Но сначала нужно было передохнуть, пообедать, что мы и сделали в кафе на берегу, на все ушло чуть более часа, подкрепившись, отправились к подножию горы у башни Кодолар.


Подъем на соседнюю гору начался с этого места, от башни Кодолар, одной из трех башен стены, сохранившей свое оригинальное имя. Название Codolar означает "порода, образовавшаяся на берегу моря". Сразу виден пляж с грубым песком, смешанным с галькой и другими породами, отполированными морской водой. В башне Кодолар с 2007 года расположен Музей современного искусства.


Камни, сосны и море сливаются в единый образ сказочной Тоссы. Вдали, на самом верху горы Старого города виден маяк и стены крепости, мы находимся у подножия соседней горы, у башни Кодолар.


Путь наверх не легок, а вид на город и море великолепен! В центре башня Кодолар.


Дорога на вершину соседней горы.


Это тоже один из основных пляжей Тосса-де-Мар Platja Codolar . Он немного скрыт в углу под башней Старого города, башней Кодолар. Пляж Platja Codolar, Эль Кодолар, хорошо защищен от ветра, что в давние времена было немаловажно для рыбаков, выходивших в море. Поэтому часть современного пляжа долго служила портом для рыболовецких кораблей.
Этот город просто дыхание истории. Отдыхать здесь - одно удовольствие. Иногда людям не хватает времени остановиться и просто оглядеться по сторонам. А здесь камни Старой крепости успокаивают, согревают и замедляют время.


Пляж Эль Кодолар. Его длина около 80 метров, а ширина - 70 метров. Городской пляж удостоен награды "Голубой флаг". Акватория пляжа глубокая, течение быстрое, что представляет опасность для тех, кто не умеет плавать. Расположенные вдоль побережья небольшие скальные выступы также достаточно опасны, несмотря на прочность пород, слагающих их.


Тосса — удивительный город. Однажды попав сюда, хочется возвращаться вновь и вновь. Есть завораживающая магия в ее узких улочках, старой крепости и, конечно же, в море. Но даже оно не в силах затмить Тоссу…

Крепость Вила Велья – последний и единственный сохранившийся образец укрепленного средневекового города на каталонском побережье Коста Брава. Расположена она на небольшом, но высоком полуострове в городе Тосса-де-Мар. Крепость была построена еще в 12-м веке для защиты города от нападений северо-африканских пиратов, но ее нынешний облик датируется концом 14-го века. При этом крепость сохранила оригинальную внешнюю границу с зубчатыми каменными стенами с бойницами, четырьмя сторожевыми башнями и тремя цилиндрическими башнями с парапетами. В высшей точке Вила Велья (70 метров н.у. м.), где сегодня стоит маяк, вплоть до начала 19-го века находился замок настоятеля монастыря Санта Мария де Риполь. В 1931-м году Вила Велья получила статус национального памятника истории.

Внутри крепость представляет собой очаровательный квартал с узкими мощеными улочками, Домом губернатора, в котором сегодня размещается муниципальный музей, домом Сант Драп, средневековым госпиталем и развалинами старинных церквей – романской и готической.

Дом губернатора, построенный в стиле поздней готики, когда-то служил резиденцией правителей Тосса-де-Мар и его окрестностей, которые также управляли монастырем Санта Мария де Риполь. В 1935-м году в стенах этого дома был открыт муниципальный музей, хранящий коллекцию произведений современного искусства испанских и зарубежных художников, которые посещали город в 1930-х годах, например, Марка Шагала. Шагал жил в Тосса-де-Мар и называл этот город «голубым раем». Археологическая секция музея представлена артефактами, начиная от периода палеолита и заканчивая эпохой позднего Средневековья. Особенно интересна мозаика, обнаруженная в атриуме (центральной части) древнеримской виллы конца 4-го – начала 5-го веков.

Сегодня туристы могут не только осмотреть памятники истории Вилы Велья, но и найти на территории крепости рестораны, кафе и магазины, а также полюбоваться роскошными видами Средиземного моря. Здесь же установлена статуя Авы Гарднер – голливудской звезды середины 20-го века, которая сыграла роль в фильме «Пандора и Летучий Голландец», снимавшемся в Тосса-де-Мар.

Отдохнуть летом в Испании хотелось давно, но всё как-то не складывалось: в итоге нас «уводило» то в Грецию, то на Карибы, то ещё куда-то…

Знакомство с Испанией, после просмотра путеводителей и многочисленных фото, было решено начать с Коста Брава – побережья к северу от Барселоны, граничащего с Францией.

Коста Брава (Costa Brava в переводе с испанского – «дикий берег») необыкновенно живописна: высокий скалистый берег, спускающиеся к морю кедры и сосны, ярко-синее море. Но всё-таки это – не совсем Испания. Точнее, – Коста Брава расположена в автономном сообществе Каталония, то и дело намеревающемся отделиться от Испании. Туристической «столицей» этой части испанского побережья считается Льорет де Мар (Lloret de Mar), а выбранная нами по отзывам и фото Тосса де Мар находится в 11 км к северу от Льорета и в 90 км к северу от Барселоны.

Развитие этого городка как пляжного курорта началось в 50-е годы XX века. В процессе съёмок картины «Пандора и Летучий Голландец» голливудская дива Ава Гарднер настолько полюбила здешние места, что Тосса довольно быстро стала популярной у голливудской и европейской богемы и превратилась из простого рыбацкого городка в респектабельный курорт. Благодарные местные жители поставили в крепости Тоссы памятник Аве:

Здесь любили бывать и муж Авы Гарнер Фрэнк Синатра, и многие другие знаменитости. Но раньше голливудских звёзд это место открыли знаменитые художники в 20-30-х годах XX века. Одним из первых художников, прибывших для отдыха и работы в это место, стал Марк Шагал, окрестивший город «голубым раем». Вот одна из его работ, написанная здесь и хранящаяся в городском музее:

Ему последовали многие другие, запечатлевшие необыкновенную красоту этих мест в своих полотнах – Андре Масон, Хоакин Миро и Цугухару Фудзита и т.д.

Едва заселившись в отель и выглянув на террасу, мы сразу поняли: да, «голубой рай» – это, и правда, про Тоссу. Восхитительный вид, которым мы не уставали любоваться в любое время суток, с террасы нашего номера:

Даже не распаковав толком вещи, отправляемся бродить по крепости Вила Велья (Vila Vella). Эта прекрасно сохранившаяся крепость постройки XII века, по сути – старый город. Построена она была для защиты от набегов североафриканских пиратов. Особенно в XVI веке они в этих краях были нередки. По всему побережью, на строго определённом расстоянии друг от друга, были возведены дозорные башни. Внутри каждой из башен размещался дозорный пост, с которого велось беспрерывное наблюдение за ситуацией на море. Дозорные подавали сигнал об угрозе нападения при помощи дыма (днём), или огня (ночью). По цепочке, от башни к башне, сигнал передавали до города, к которому приближались пираты. Поскольку такую сигнальную систему изобрели мавры, эти башни получили название «мавританских». После получения сигнала об опасности, горожане имели немного времени на организацию обороны: они запирали городские ворота и готовились к отражению атаки пиратов.

В крепости Тоссы ворота были двойными. В случае угрозы пространство между первыми и вторыми дверьми заполняли мешками с песком, что сильно осложняло проникновение захватчиков в крепость.

На башне, возвышающейся над главными воротами в город, когда-то висели единственные в городе уличные часы. Неудивительно, что башня получила название «Часовая башня» – Торре-де-ле Орес (Torre de les Hores).

Две другие цилиндрические башни крепости также имеют свои названия – Торре-дель-Кодолар (Torre del Codolar) и Торре-де-Хоанас (Torre d’en Joanàs). А на самой верхней точке крепости, вместо единственной разрушенной башни, в 1917 году был построен маяк, носящий гордое название «Camino de la Luz», («Путь света»).

В этом, ныне действующем, маяке расположен Музей маяка в Тоссе (Museo del Far de Tossa). Он содержит исчерпывающую информацию о маяках средиземноморского побережья, – их истории, устройстве и принципах работы. Здесь же выставлены и лампы для маяков, а также навигационные приборы. У подножия маяка расположены смотровая площадка и кафе. Виды отсюда – изумительные, а вот цены на еду и напитки в кафе – в 1,5 раза выше, чем внизу, в городе.

Руины старинной церкви, на замену которой, после того, как она перестала вмещать в себя всех горожан, отстроили Церковь Святого Виченца, а ныне –превращённой в театр:

Старый город Тоссы отлично сохранился: до наших дней, помимо церкви Святого Виченца (XV век) и дома Губернатора (XIV век), дошли около 80 домов средневековой постройки.

В узких улочках, несмотря на обилие магазинов и толпы беззаботно гуляющих пляжных туристов, великолепно сохранилась атмосфера средневекового города.

В крепости, несмотря на её не очень большой размер, можно гулять часами. Здесь много очаровательных мелочей, от которых веет теплом и любовью тех, кто жил здесь ранее и создавал этот прекрасный город:

А красота окрестных холмов, и утёсов, и моря, кажется, вообще не поддаются словесному описанию, просто посмотрите:

Вид из крепости на церковь Святого Виченца (Sant Vicenc), что расположена в самом сердце нового города (который, если разобраться, не намного «моложе» Старого города, просто расположен вне стен крепости).

А позади церкви, в отдалении, на холме, возвышается ещё одна сторожевая башня Torre deis Moros (Мавританская башня, или Башня Мавров).

В один из дней мы, конечно, забрались на эту башню. Вид с неё на Тоссу завораживает:

У подножия холма, на котором высится Мавританская башня, расположены неплохо сохранившиеся остатки Римской виллы (I-II века нашей эры).

Рядом с руинами (действительно, прекрасно сохранившимися) для наглядности представлены таблички с изображениями этих зданий и сооружений целиком.

Часть мозаик была перенесена с виллы в городской музей Тоссы, расположенный в доме Губернатора.

Отдельного упоминания заслуживает пешеходный маршрут на вершину вот этой горы (вид из крепости):

Обувь для такой прогулки должна обязательно быть удобной и с не скользящей подошвой, иначе просто не пройдёте и не увидите самое красивое, потому что тропинка местами довольно крутая:

Но оно, определённо, того стоит! Редкой красоты маршрут и пейзажи, открывающиеся с любого его участка:

Гуляя здесь, на воротах одной из вилл, возвышающихся на холме над Тоссой, обнаружили грозное предупреждение: «Доберман». Самого «добермана» можно было наблюдать прямо за воротами, треплющего игрушку:

Скульптура «Жена рыбака», рядом с которой, между средневековыми домами, практически и начинается этот великолепный маршрут:

К слову, «жена рыбака» – весьма популярный сюжет в местном искусстве. Вот ещё один памятник ей же, установленный в соседнем с Тоссой посёлке – Льорет-де-Маре:

Пляжи Тосса-де-Мар

В Тоссе целых три пляжа. Все они – муниципальные (частные пляжи при отелях в Испании отсутствуют в принципе).

Platja Gran («Большой пляж»)

Центральный и, как можно понять из его названия, самый большой пляж города. Его длина составляет 430 метров, а ширина – около 45 метров. Великолепный пляж, раскинувшийся прямо у стен крепости, прекрасно оборудован: здесь есть душевые, туалеты, кафе. А вот кабины для переодевания – отсутствуют, желающие переодевались, оборачиваясь полотенцем, а то и просто на виду у всех, – комплексовать здесь не принято. Зонты и лежаки можно арендовать, но за две недели отдыха мы не заметили, чтобы кто-то так делал: все приходили со своими подстилками и зонтами, благо покупка зонтика в ближайшем же магазине стоит не дороже 1-2-дневной аренды, а песок здесь довольно крупный и не прилипает к полотенцу. Рядом на набережной множество магазинов, кафе и ресторанов.

С этого же пляжа практически каждый час стартуют прогулочные суда, на которых можно добраться до соседних Lloret de Mar или Blanes, или отправиться подальше, в путешествие, которое (туда-обратно + прогулка) займёт целый день – например, в сторону французской границы, до Sant Feliu de Guíxols. Вся информация о времени отправления, маршрутах, ценах и сами билеты – здесь же, в киосках на главном пляже. (Часть информации представлена в том числе и на русском языке; в разных киосках время отправления и маршруты различаются).

В сезон на всех пляжах Тоссы довольно людно:

Но место неизменно находится всем желающим.

Platja Codolar («Галечный пляж»)

Действительно, песок на этом пляже грубее, чем на других пляжах города. Но он по-своему прекрасен. Располагается он прямо у башен старого города, пройти к нему можно, только прогулявшись по улочкам средневековой Тоссы. Пляж небольшой, его размер – всего около 80х70 метров. Раньше это место использовалось как пристань для рыболовецких судов. Это означает, что акватория здесь глубокая. Течение тоже довольно быстрое, стоит только заплыть за буйки. У пляжа есть огромный плюс: он защищён скалами с трёх сторон, — это практически закрытая бухта, а значит, в особо ветреные дни купаться лучше именно здесь. На пляже имеется бар и душ, а вот туалет и кабины для переодевания – отсутствуют.

Читала, что в башне Кодолар, у подножия которой расположился уютный пляж Platja Codolar, с 2007 года разместился Музей современного искусства. Не уверена, но похоже, что эта информация устарела: мы отдыхали в Тоссе в августе-сентябре 2015 года, и всё это время башня выглядела довольно заброшенной, там не было ни вывесок, ни касс, ни посетителей.

Пляж Mar Menuda (Мар-Менуда)

Это третий городской пляж в Тоссе, наиболее удалённый от центра. Он представляет собой живописную бухту, окружённую скалами. Берег покрыт мелкой галькой, а вот вход в воду – песчаный, и имеется ограждённый скалами практически с четырёх сторон «лягушатник». Так что, помимо красоты самого пляжа и великолепного вида с него на крепость и большую часть побережья Тоссы, у этого пляжа имеется и ещё один плюс для отдыхающих с детьми. Окружающие пляж скалы образуют гроты. Поэтому Mar Menuda является основным «местом дислокации» не только для семей с детьми, но и для дайверов, которые организованно погружаются именно отсюда, не обращая никакого внимания развешенные повсеместно на пляже таблички о том, что дайвинг здесь запрещён.

У берега, действительно, довольно много рыбы (даже необычно много для Средиземного моря в последнее время!)

Ширина пляжа Мар-Менуда составляет примерно 40 метров, а длина – 300 метров. Здесь имеется прокат лодок, каноэ и пр. Можно взять в аренду шезлонги и солнцезащитные зонты. Пляж оборудован душевыми кабинами, туалетами, имеются несколько кафе и парковка.

Образ сказочной Тоссы во время нашего отпуска, проведённого здесь, дополнился ещё и карнавалом. Мы так и не поняли, по какому поводу праздник. Но выглядело эффектно: когда стемнело, по набережной под музыку двигались ярко украшенные платформы и танцоры в ярких костюмах. Шоу дополнялось и световыми эффектами.

А в один из дней на закате на главном городском пляже устроили массовый урок зумбы (у нас в стране встречается также название «цумба», что не меняет смысла: это – один из танцевальных видов фитнеса) для всех желающих:

Так что Тосса-де-Мар – место спокойное, но уж точно не скучное!

А ещё за время отпуска мы успели немного посмотреть окрестности – побывали на экскурсии в Монастыре Монтсеррат и совершили тур «Жирона и Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе» . Каждая из поездок заняла целый день, и обе они оставили после себя сильные впечатления. Если бы времени было побольше, – обязательно посмотрели бы и другие города Каталонии, здесь много интересного! Подробнее об экскурсиях с Коста-Брава читайте здесь .

Т осса-де-Мар (Tossa de Mar) - это небольшой (около 6000 человек), но очень красивый городок, расположенный в 12 км севернее от Льорет-де-Мар . Это, пожалуй, самый спокойный курорт Коста Бравы. Хотя в Тосса-де-Мар много магазинов, баров и ресторанов, ночная жизнь здесь не такая насыщенная и шумная, как в Льорет-де-Мар . Поэтому в Тоссе будет особенно комфортно влюблённым парам, семьям с детьми и тем, кто хочет побыть наедине с собой и морем.

История этого городка исчисляется тысячелетиями. Первые жители появились в Тосса-де-Мар ещё во времена неолита, о чём свидетельствует результаты археологических раскопок в этой местности. Примерно в первом тысячелетии до н.э. на месте города возникло иберийское поселение, а римляне появились здесь в I веке до н.э. Археологические раскопки подтвердили предположение о том, что Турисса (предшественница Тоссы) была процветающим римским городом.

После распада Римской Империи Тосса стала частью королевства готов, в VIII веке, городок заняли арабы, а с XII века Тосса-де-Мар - часть Герцогства Барселонского. Как все города и поселения того времени, Тосса была достаточно сильно укреплена и играла роль защитного бастиона для прибрежных поселений. В XII веке, чтобы защитить город от постоянных нападений североафриканских пиратов, местные жители окружили его крепостью, стены и башни которой и по сей день привлекают туристов.

С момента своего основания город получал основной доход от морского промысла и торговли, виноделия и производства пробки . В XVIII веке город переживает экономический подъём, связанный с соглашением о свободной торговле с американскими колониями в 1765-1778 годах. А начиная с XIX века, Тосса-де-Мар становится излюбленным местом отдыха для многих известных писателей, актёров и художников, в том числе и для Марка Шагала , картина «Небесный скрипач» которого выставлена в городском музее. Поэтому впоследствии город стали называть «Вавилоном искусств».

Самые крупные пляжи Тосса-де-Мар - это Большой пляж (Platja Gran) и Мар-Менуда (Mar Menuda), которые расположены в центральной части города. А за крепостью Вила-Велья находится уютный пляж Эс-Кодолар (Es Codolar). Все пляжи покрывает мелкая, как песок, галька.

Помимо крепости Вила-Велья, ещё одним символом Тосса-де-Мар является ведьма , фигурки которых продают повсеместно. Местные жители утверждают, что в этих местах раньше водилось много колдуний, и чтобы не оказаться в их немилости, горожане у своих дверей и окон вывешивали кукольных ведьм - в знак того, что Тосса находится под их защитой.

Транспорт

Расположение города позволяет легко добираться из него до других прибрежных курортов. Вдоль берега проходит маршрут теплоходов , связывающий прибрежные города: Льорет-де-Мар , Бланес и далее до Калельи (Calella). Пристань и касса находятся прямо на Большом пляже (Platja Gran).

В отличие от Тоссы, автовокзал в Льорет-де-Мар больше. Оттуда удобней добираться до центра Бланеса (€1,55, 20 минут), Барселоны , Жироны или других городов Коста Бравы .

Если вам нравится путешествовать самостоятельно , то в Тосса-де-Мар можно взять на прокат автомобиль , велосипед или квадроцикл .

Достопримечательности

Т уристов в Тосса-де-Мар прежде всего привлекает средневековая крепость Вила-Велья , а также исторический музей, руины древнеримской виллы , несколько старинных церквей и парк Са-Риера (Sa Riera) с детской площадкой и с прудом, населённым цаплями и водяными черепахами.

Древнеримская вилла Элс Аметльерс (Els Ametllers) (1)

Вилла Элс Аметльерс римской провинции Таррако была обнаружена городским врачом Игнасио Меле в результате археологических раскопок в 1914 году. Археолог-любитель обнаружил в черте города руины древнеримской виллы с прекрасно сохранившимися мозаиками IV века н.э., на которых увековечено имя и титул её владельца и упомянут город Турисса (римское название Тоссы) - «Salvo Vitale Felix Turissa Ex Oficina Felices».

Вилла представляет собой классический пример того, как велось сельское хозяйство в районе Средиземного моря в эпоху римлян. Вилла состоит из двух частей: жилые (pars urbana) и хозяйственные постройки (pars fructuaria). Её расположение на восточном склоне холма Кан-Маги (Can Magi) и ориентация на бухту, над которой она возвышается, обуславливало планировку помещений виллы с учётом наклона.

Верхняя часть жилого дома (pars urbana) когда-то имела крытую галерею, ведущую к термальному комплексу бани, зимнюю столовую, нимфеум (фонтан) и бассейн со скульптурным комплексом из каррарского мрамора, который хранится в Муниципальном музее. Стены бань были сложены из красного кирпича, а позже окрашены.

Во II-III веках владельцы проводили некоторые перестройки. Таким образом, отдельные помещения были вымощены мозаикой. Её в настоящее время можно увидеть в музее, причём сохранено её историческое расположение в комплексе здания.

В нижней части виллы (pars fructuaria) сохранилась хозяйственная зона с несколькими помещениями, среди которых маслодавильня. Наличие маслодавильного производства характерно до начала нашей эры, так как оно было основным источником доходов для деревни. Здесь производилось вино, масло, соленья, а также хранилось зерно.

Выставленные в Муниципальном музее стилусы из кости, в том числе слоновой, керамика, монеты и фибулы рассказывают о повседневной жизни обитателей виллы.

В VII-VIII веках поселение было заброшено, позднее часть виллы использовалась в качестве некрополя.

Часовня Сан-Мигель (Capella de Sant Miquel) (2)

Часовня Сан-Мигель (Av. del Pelegrí, 8) в Тосса-де-Мар - это действующий католический храм, построенный в стиле барокко. Изначально он принадлежал расположенной рядом больнице для бедных Сан-Мигель (Hospital de Sant Miquel), основанной в 1765 году на пожертвования Томаса Видаля (Tomàs Vidal i Rei) - разбогатевшего «индейца» (так называли вернувшихся из Латинской Америки). В настоящее время часовня открыта для всех, а в здании бывшей больницы находится культурный центр .

Внешний облик этого строения скромен, единственным украшением здания служит лишь статуя Святого Фомы Аквинского над входом. Над входной дверью с правой стороны имеется подковообразный свод, а левая сторона оформлена в готическом стиле. В центре алтарной группы в стиле барокко находится скульптура Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Венчает алтарь изображение архангела Михаила - покровителя больниц XVIII века в Каталонии. Венчает здание узорчатый купол. Рядом с часовней находятся самые известные раскопки города - руины древнеримской виллы Элс Аметльерс .

Дом Рабасса (Mas Rabassa) (3)

Дом Рабасса (C. Guàrdia, 56) или «дом с башней», вероятно, был первым домом, построенным за пределами Старого города. Он построен в XIV веке, сторожевая башня - в XVI. Дом представляет собой двухэтажное укреплённое здание с четырёхугольной смотровой башней, навесным барбаканом на углу и пристройкой XVII века на первом этаже.

Башня мавров (Torre dels Moros) (4)

Эта двухэтажная башня, высотой 8 метров, шириной 6 метров и двумя уровнями бойниц, является ярким примером сторожевых башен, построенных королём Филиппом II (1527-1598 годы) на испанском побережье Средиземного моря в XVI веке для защиты населения от набегов пиратов из Северной Африки. Башня получила своё название в честь мавров, которые изобрели систему сигналов, основанную на дыме и огне, которая использовалась на этой башне.

Башня мавров входила в сигнальный комплекс башен вместе с Агулья-де-Пола (Agulla de Pola), Полвора (Pólvora) и, возможно, со сторожевой башней в крепости в Старом городе.

Башня была заброшена в конце XVIII века. К концу XIX века плохая погода и молнии окончательно разрушили западную сторону, но в 1997 году башня была полностью восстановлена.

Поднявшись на башню можно полюбоваться лучшим панорамным видом на Тосса-де-Мар.

Пограничный крест (7)

Первоначально, в XIV-XV веках, этот пограничный крест, высотой около 3,5 метров, стоял около часовни Богоматери Милосердия, на окраине рыбацкого посёлка Тосса-де-Мар и отмечал его границу. Теперь крест находится рядом с въездными воротами в Старый город и является образцом готики и позднего средневековья. Он представляет собой четырёхконечный крест с концами в виде лепестков лилий, с образом Божьей Матери с ребёнком на руках на передней и образом распятого Христа на оборотной стороне. На капитуле находятся изображения Святого Петра, покровителя рыбаков и Святого Бенедикта, основателя ордена бенедиктинцев. Так как Тосса, в то время, была под юрисдикцией бенедиктинского монастыря Санта-Мария-де-Риполь (Santa Maria de Ripoll).

Дом губернатора (Casa del Governador) (9)

Средневековое здание в Старом городе на площади Roig Soler около башни Кодолар (Torre del Codolar) было построено в XIV веке в стиле поздней готики. Дом неоднократно перестраивался в XVIII и XX веках, вследствие чего его первоначальные архитектурные формы претерпели значительные изменения. Это, так называемый, дом Фалгера (Casa Falguera), также известный как дом сборщика налогов (Casa del Batlle de Sac) или дом губернатора . Семья Фалгера собирала налоги и сборы для аббата монастыря Санта-Мария-де-Риполь (Santa Maria de Ripoll) - феодального сеньора Тосса-де-Мар.

С 1 сентября 1935 года в здании располагается городской музей (Museo Municipal) (€3, кроме понедельника). Он считается первым музеем Каталонии посвящённый современному искусству. Здесь можно увидеть римские мозаики из виллы Элс Аметльерс, экспозицию, посвящённую истории Тосса-де-Мар от палеолита до средневековья, а также работы художников, работавших в Тосса-де-Мар в 30-е годы XX века. В их числе шедевр «Небесный скрипач» (El Violinista Celeste) Марка Шагала.

Часовня Богоматери Помощи
(Capella de la Mare de Déu del Socors) (11)

Строительство часовни началось в последней четверти XVI века и завершилось в 1593 году. Церквовь в честь Богоматери Помощи была возведена по инициативе моряка Антонио Саикса (Antoni Caixa), чудом спасшегося во время кораблекрушения. Торговцы, моряки и рыбаки горячо почитали Богородицу, считая её своей защитницей и покровительницей.

В то время церковь, находившаяся на пересечении дорог, ведущих в Льорет-де-Мар и Жирону , стояла достаточно далеко от деревни, на самой окраине. Сейчас же часовня расположена посреди торговой улицы, идущей параллельно набережной.

За всё время своего существования часовня не раз подвергалась разрушениям. Оригинальная архитектура церкви до наших дней не сохранилась. Значительная часть здания и великолепный алтарь в стиле барокко были уничтожены в период Гражданской войны в Испании. В результате всех этих событий здание церкви было практически полностью перестроено.

Ежегодно , 2 июля в Тосса-де-Мар отмечается праздник, посвящённый Богоматери Помощи , который завершается в 22:30, так называемым, «шествием душ» : девять троек детей (две девочки и мальчик), взявшись за руки, скачут под музыку вприпрыжку по улице Mare de Déu dels Socors, где находится одноимённая часовня. Этот обычай связан с легендой о чуде, совершённом Богоматерью Помощи, которая в ответ на мольбы матери вызволила её детей из лап дьявола.

Дом Санс (Can Sans) (12)

Дом Санс (Passeig de Mossèn Cinto Verdaguer, 41) был построен в 1906 году в стиле модерн (art nouveau) по проекту архитектора Антонио Фалгера (Antonio Falguera, 1876-1947 годы) и по заказу Джоан Санс (Joan Sans), эмигрантки, сколотившей состояние на производстве пробки в Колумбии. С 1958 года в здании находится отель-ресторан Диана , но из-за исторического статуса дома его можно осмотреть свободно.

Дом находится на набережной и имеет необычный вид с модернистскими горгульями, представляющими четыре времени года (на втором этаже находятся две горгульи, представляющие музы), мозаиками, изготовленных из глазурованных керамических осколков и коваными деталями декора, подобных тем, которые имеются в доме Висенс (Casa Vicens) работы Гауди в Барселоне. Фасад был первоначально украшен растительными мотивами и двумя женскими фигурами, которые не сохранились. Но большинство деталей оригинального интерьера по-прежнему радуют посетителей: великолепные витражи с растительными узорами и впечатляющий камин являются яркими представителями каталонского модерна. Мраморная лестница и фонтан со скульптурой Дианы-охотницы Фредерика Мареса (Frederic Marés) относятся к более позднему периоду. Они появились в доме после того, как он был приобретён семьёй Вилальонга (Vilallonga) в 1930 году.

Дом Ганга или Леандро (Can Ganga) (6)

Дом Ганга (C. Codolar, 4), в районе Са-Рокета (Sa Roqueta), был одним из первых домов, построенных за пределами Старого города в XVI веке семьёй Леандро (Leandro Macaya Xiberta) (по прозвищу «Ганга»). Во второй половине XVIII века дом принадлежал Томасу Видалю (Tomàs Vidal i Rei) - одному из первых разбогатевших «индейцев» (так называли вернувшихся из Латинской Америки).

Это типичный пример укреплённого от частых нападений пиратов дома. Входную дверь охраняет навесная бойница, чтобы удерживать мавританских разбойников. Окна украшены херувимами. С недавних пор в нём находится этнографический музей .

Этнографический музей

Этнографический музей находится в Доме Ганга (C. Codolar, 4). Здесь можно увидеть инструменты старых ремёсел , которыми занимались жители Тоссы до начала развития туризма: заготовка пробки, дров, выращивание винограда, пчеловодство, охота, засолка рыбы, производство льда и прочее. С недавнего времени здесь также представлена коллекция макетов кораблей (в количестве 16 штук), которые плавали у побережья с I века до н.э. до XX века. Эти макеты отличаются высоким качеством и вниманием к деталям. Среди них имеются модели римских и финикийских торговых судов, шебека с севера Африки (пиратский корабль), бригантина, а также традиционные каталонские суда «тераньина» (teranyina), «льягут» (llagut) для ловли сардин, «боу вака» (bou vaca), «палангрера» (palangrera) и другие.

Монастырь Сан-Грау (El Santuario del Santo Grau)

Сан-Грау - средневековый католический монастырь в готическом стиле, расположенный в горах Садиретес (Cadiretes), в 5 км от Тосса-де-Мар и названный в честь жившего в IX веке Святого Грау-де-Ауриллас. Святой Грау был покровителем домашнего скота, поэтому он пользуется особым почитанием в этом животноводческом краю. В его честь в Тосса-де-Мар ежегодно проводятся пышные ритуальные шествия и праздники , самый крупный и многолюдный из них проходит 13 октября .

Статуя Авы Гарднер (Ava Gardner)

Во время прогулки по крепости Вила-Велья можно увидеть установленную в 1992 году статую Авы Гарднер (Ava Gardner). Так благодарные испанцы увековечили память о легендарной голливудской актрисе и жены Френка Синатры, которая в 1950-х годах приняла участие в съёмках фильма «Пандора и «Летучий Голландец». Благодаря этой киноленте мир узнал о провинциальном городке Тосса-де-Мар, а сама актриса настолько полюбила здешние места, что после съёмок осталась в Испании и прожила там 8 лет.

Памятник поколениям («Свидетельство»)

Памятник поколениям находится у подножия крепости Вила-Велья, недалеко от Большого пляжа. Бронзовая композиция изображает пожилого мужчину, играющего с мальчиком на скамейке. По замыслу автора памятник отображает связь между разными поколениями людей и передачу опыта от старших - детям.

В Тосса-де-Мар сохранилось немало домов XVII-XIX века, достойных осмотра.

C. del Comte Miró, 1
(XV в.)
Can Pere Ruaix
C. del Comte Miró, 2
(XVI в.)
Ca na Marieta Xerach
Pl. d’Armes, 2
(XIV в.)
Can Canals
C. Francesc d’Aromí, 2
(XV в.)
Capella de Sant Benet
Sant Benet, 19
(X в.)
C. Roqueta, 14
(XVI в.)
C. Roqueta, 16
(XVI в.)
Can Magí
C. Tarull, 32
(XVII в.)
Can Martí
C. St. Josep, 13
(1760 г.)
C. Pintora Lola Bech, 1
(1784 г.)
C. Estolt, 16
(XVIII в.)
C. Codolar, 8
(XVII в.)
Estudi Padró
C. Escaletes, 1
(XVII в.)
Can Niceto
C. Portal, 6
(1599 г.)
C. Pescadors, 4
(1720 г.)
Torre de l’Hostal
C. Xixanet
(XVII в.)
C. Portal, 7
(XVIII в.)
Cafè Berlín
C. St. Antoni, 8 (1782 г.)
Can Dionís
C. Portal, 22 (1612 г.)
Casa Vicens Macià
C. Dr. Carmelo Fernández Casanova
(1780 г.)
Casa Daniel
C. Estolt, 11
(1763 г.)
C. la Guàrdia, 10
(1785 г.)
C. Mare de Déu dels Socors, 8
(1776 г.)
Can Mont
C. St. Miquel, 7
(1764 г.)
C. Tarull, 10
(1778 г.)
C. Nou, 5
(1789 г.)
Can Camilo Torrellas
C. la Guàrdia, 19
(XIX в.)
C. St. Miquel, 28
(XVIII в.)
Can Saura
C. St. Pere, 1
(XVII в.)
Can Ferrer
C. Mare de Déu dels Socors, 12
(XVII в.)
Can Macadà
Pl. d’Espanya, 7
(1905 г.)
Can Ramonet
C. la Guàrdia, 14
(начало XX века)
Casal Parroquial
C. Sant Antoni, 5
(начало XX века)
C. Portal, 9
(XVIII в.)

Развлечения

В Тосса-де-Мар вдоль побережья проходит живописная (Pinya de Rosa), до которых можно доехать на специальном автобусе от площади Каталонии (plaza Cataluña). До площади ходит автобус с автовокзала в Льорет-де-Маре.

В Тосса-де-Мар регулярно проводятся с традиционными танцами «сардана», концертами, представлениями для детей и фейерверками праздники и фестивали , имеющие богатые исторические традиции: 3 апреля - праздник Святого Хорди (Sant Jordi), 24 июня - праздник Святого Хуана (Sant Juan) (аналог праздника «Иван Купала»), 29 июня - праздник Святого Петра (Sant Pere) и 11 сентября - День Каталонии.

Праздник Святого Петра начинается 29 июня в 12:00 от церкви Сан-Висент (Església Sant Vicenç) с проходящей по улицам города процессии статуи Святого Петра и ростовыми фигурами моряка и морячки. В 13:30 возле этой же церкви, а в 19:00 на Passeig Mossèn Cinto Verdaguer, под аккомпанемент оркестра танцуют сардану.

Ежегодно, 1 июля в Тосса-де-Мар в 22:30 фейерверком у стен крепости Вила-Велья (Vila-Vella) дают началу курортному сезону. А 2 июля в городе отмечается праздник, посвящённый Богоматери Помощи, который завершается в 22:30, так называемым, «шествием душ» () от часовни Богоматери Помощи (Capella de la Mare de Déu del Socors).

В конце февраля – начале марта в Тосса-де-Мар и в городах по всей Испании проходит карнавал , привлекающий тысячи туристов безудержным весельем и обилием ярких красок. Карнавал посвящён двум событиям: окончанию зимы и началу Великого Поста.

Во второе воскресенье августа на Passeig de Mossèn Cinto Verdaguer проходит ярмарка искусств . А в последнее воскресенье августа в Тоссе проводится экспресс-вернисаж , собирающий около 200 художников на улицах и пляжах города. Каждый из его участников должен создать живописное произведение, посвящённое Тосса-де-Мар, которое должно быть закончено в тот же день.

Каждый четверг, с 9 до 13 часов, на Rambla de Pau Casals и прилегающих улицах открывается рынок . Там можно купить овощи, фрукты, сыры и колбасы местных производителей, а также одежду, обувь и керамику.

Более подробную информацию о проводимых мероприятиях в Тосса-де-Мар, а также другую помощь можно получить в информационно-туристическом офисе на Avinguda del Pelegrí, 25 (около автостанции).

Кухня, рестораны

К ухня Тоссы сформировалась под влиянием особенностей территории, на которой она возникла, течения времени и различных культур, благодаря которым она не переставала развиваться.

Рецепты домашней кухни передавались в Тоссе не только от матерей дочерям, но и от капитанов судов - молодым морякам, и от бригадиров - молодым угольщикам, поскольку, проводя много времени вдали от дома, они были вынуждены готовить еду самостоятельно.

В основе местной кухни лежит свежая рыба и морепродукты, поскольку рыболовство испокон веков было традиционным занятием в регионе. Однако до начала развития туризма и его влияния на изменение стиля жизни и ведения хозяйства многие жители имели свой огород и небольшой виноградник для производства собственного вина, а также часто разводили кур или кроликов для домашнего потребления. На фермах в черте города держали свиней, выращивали зерновые и бобовые. Крестьяне пасли стада овец и коз. Кроме того, охота приносила дичь, а лес - свои дары.

При таком разнообразии продуктов, меняющемся в зависимости не только от времени года, но и от большего или меньшего благополучия в разные исторические эпохи, кухня Тоссы стала такой, какой мы знаем её сегодня. Это блюда, основанные на рыбе, но со значительной долей овощей, бобовых, мяса и фруктов, зачастую приготовленные в одной посуде на базе жаркого, сделанного без спешки и сдобренного приправой из толчёной петрушки, чеснока и орехов.

Самое известное блюдо, тесно связанное с морскими традициями Тоссы, - это сим-и-тóмба (кат. «cim i tomba») (около €20). В старину, когда рыбаки уходили в море, им приходилось много времени проводить вне дома. Поэтому с собой на судно они брали только самый необходимый и простой набор продуктов: картофель, лук, чеснок, запас помидоров и перца, а также оливковое масло и пряности (соль, перец, шафран).

Чтобы приготовить сим-и-тóмбу , в горшок клали лук и картофель кружочками, мелко нарезанные перец и помидоры и несколько зубчиков чеснока. Затем клали рыбу (скат, морской петух, большой морской дракон, морской чёрт), застрявшую в сети и не годящуюся к продаже, щедро добавляли оливковое масло, заливали водой и оставляли готовиться на сильном огне. Пока вода в горшке кипела, растирали чеснок с маслом, который затем выливали поверх почти готовой рыбы и оставляли всё вместе на огне ещё на 2-5 минут.

В наше время в ресторанах объединения «Традиционная кухня Тоссы» это блюдо готовят из морского чёрта, тюрбо, трески и ската. А в течение всего сентября ставят его на главное место в меню из трёх блюд, дающих представление о неповторимости средиземноморской кухни.

Кроме традиционных блюд в Тосса-де-Мар можно попробовать очень популярный в Испании освежающий, со вкусом миндального молока, напиток орчáта (исп. horchata) или оршата (кат. orxata), который можно купить в кафе, где продают мороженное за €2-3 или в ресторанах отеля Corisco на набережной.

Орчата готовится из размолотых клубеньков чуфы (земляного миндаля), воды и сахара и подаётся охлаждённым. Считается, что идея приготовления орчаты из чуфы возникла в период мусульманского присутствия в Валенсии (VIII-XIII века). Существует также легенда, согласно которой король Арагона, впервые попробовав напиток в Валенсии, поинтересовался, что это такое. Девушка, поднёсшая напиток, сказала, что это «молоко из чуфы» (llet de xufa). Король воскликнул: Açò no és llet, açò és OR, XATA! («Это не молоко, это золото, красавица!») . От этих слов, якобы, и произошло название напитка.

В Тосса-де-Мар находятся десятки ресторанов, баров и кафе. Большинство из них сосредоточены на набережной (Passeig del Mar) и предлагают великолепные блюда каталонской, испанской и средиземноморской кухни из местных продуктов.

В провинции Жирона расположены 13 ресторанов, имеющих в общей сумме 17 звёзд Мишлен , в которых нашло своё отражение гармоничное сочетание кулинарных традиций и творческого подхода. В Тосса-де-Мар находятся два из них. Это рестораны «La Cuina de Can Simon» (Calle Portal, 24) и «Capri» (Passeig de Mar, 17).


На испанском языке название крепости звучит так Vila Vella, что в переводе и означает Старый город. Основан город был в 12 веке для защиты города от набегов пиратов с Северной Америки. На то время количество домов в городе не превышало 80-ти.

Построена крепость на 60-тиметровом утесе, и имеет три сторожевые башни, в одной из них находится музей.

Когда туристические корабли из других курортов привозят людей, все большой толпой поднимаются на замок. Можно подняться и на туристическом поездке, но пешком куда интересней.

Внутри крепости находится сторый город, дома еще римской постройки и практически полностью сохранили свой певоначальный облик.

Крепостная стена с момента ее постройки притерпала множество разрушений, но местные жители настолько любят свой город, что практически по камушкам отстраивали его.

Стена вблизи и старинный подсвечник на ней.

На вершину стены можно подняться, и даже нужно, потому что самые красивые виды на Тоссу открываются именно оттуда.

Вход в город.

Этот же вход, но уже находясь внутри крепости, с видом на море.

Мне мощность и маштабность стены прочувствовалась именно находясь на вершине. Почему-то у подножья стены ощущения иные.

Со стен башни вся Тосса как на ладони.

Можно хорошо рассмотреть и Старый город, и как он переходит в уже современные постройки.

Ну а вид на бухту и горы завораживает. Находясь на вершине, вода в море уже не кажется синей, она переливается зеленоватыми оттенками.

И повсюду мои любимые сосны. На территории крепости много скамеек в тени сосен, и местные жители любят здесь просто сидеть или читать. Иметь бы времени побольше, сама б с удовольствием так посидела.

Даже пушки сохранились с того времени. Недаром крепость строили на утесе, с этой высоты очень хорошо видно море.

Тосса настолько красива, что невозможно остановится фотографировать. Уже дома просматривая фотографии, видно насколько они идентичны. Но когда место дорого твоей душе, то каждый новый листочек на фото или лодочка, вызывают восторженность.

В Старом городе сохранилась сцена, и горожане с любовью ее украсили цветами.

А вот такие виды открываются с крепости на побережье Коста Бравы.

Гранитные скалы будто слоями сложены один к другому.

В Старом городе Тоссы находится памятник Авы Гарднер. Голливуд дошел и до Тоссы, здесь снимался фильм "Пандора и Летучий Голландец". Ава снималась в фильме вместе с Марио Кабре, который влюбился в актрису. Об их флирте узнал ее муж Френк Синатра, который приехал в Тоссу, чтоб быть со своей женой. Но было уже поздно, Ава настолько влюбилась в город, что осталась и прожила здесь 8 лет. Прошло много времени, но испанцы до сих пор считают ее самой красивой женщиной и установили ей памятник.

Улочки Старого города то поднимаются вверх, то спускаются вниз. Здесь все так же живут местные испанцы, как и несколько столетий назад.

Удачней всего сюда подниматься между прибытиями кораблей с туристами, когда прибывшая толпа уже рассосалась, а новая не поднялась. Когда город пустын и тих, атмосфера передается гораздо лучше.

Можно в деталях рассмотреть дома и улочки, цветы, которыми украшены стены.

Или же окошки с кованными решетками. Проходя в шуме толпы многие детали можно не заметить.

А в этом доме на дверь накинуты рыболовные сети, что создает свой антураж.

Деревья красиво сплелись между собой, образовывая красивую арку.

Каталонцы очень верующие, у них всегда найдется место для Черной Девы. А посмотрите на дороги, прогуливаясь по ним камни просто впиваются в подошву обуви.