Ладожское озеро. Вокруг Ладоги на автомобиле Вокруг ладожского озера общественным транспортом

Автомобильное путешествие вокруг Ладожского озера с посещением уникального мраморного карьера, трех древних крепостей, первой столицы Древней Руси и монастырского комплекса на острове Валаам.

Россия. Достопримечательности Ленинградской области и республики Карелия.

Вид транспорта: автомобильный, водный, пешеходный.

Основные точки маршрута: Санкт-Петербург — Лосево — Приозерск — Сортавала — Рускеала — Валаам — Олонец — Старая Ладога — Шлиссельбург — Санкт-Петербург.

1 день. Санкт-Петербург — (86 км) — Лосево — (50 км) — Приозерск — (120 км) — Сортавала. Пробег — 256 км

2 день. Сортавала — (32 км) — Рускеала (32 км) — Сортавала. Пробег — 64 км

3 день. Сортаала — Валаам — Сортавала. Пробег — 0 км

4 день. Сортавала — (190 км) — Олонец — (20 км) — Мегрега — (160 км) — Старая Ладога. Пробег — 370 км

5 день. Старая Ладога — (83 км) — Шлиссельбург — (61 км) — Санкт-Петербург. Пробег — 144 км

Общая продолжительность маршрута: 5 дней. Пробег — 834 км.

Сложность: легкий.

Ожидаемые затраты от 10 000 р. на человека (без учета бензина, музеев и водного транспорта).

Уровень комфорта: палатка, хостел, гостиница.

Объектов на маршруте: 10.

Стиль маршрута: комбинированный, романтический, экономный, автомобильный.

1. Описание маршрута…………………………………….1

1.1 Фотографии лучших мест маршрута……….2

1.2 Описание………………………………………….31

2. Подготовка к маршруту……………………………….32

2.1 Поиск и бронирование гостиниц………………32

3. Прохождение маршрута……………………………….33

3.1 Санкт-Петербург — Лосево…………………….34

3.2 Лосево — Приозерск……………………………….35

3.3 Приозерск — Сортавала………………………….37

3.4 Сортавала — Рускеала……………………………37

3.5 Сортавала — Валаам…………………………….39

3.6 Сортавала — Олонец…………………………….41

3.7 Олонец — Старая Ладога……………………….42

3.8 Старая Ладога — Шлиссельбург……………….43

3.9 Шлиссельбург — Санкт-Петербург……………44

Маршрут предназначен для теплого времени года весна-лето-осень.

1. Описание маршрута.

1.1 Описание.

Автомобильный маршрут пролегает вокруг Ладожского озера по живописным историческим местам Ленинградской области и республики Карелия. Если следовать предложенной схеме, то прохождение маршрута не составит труда. Переезды не большие по хорошей автомобильной дороге. Предложенного времени достаточно для осмотра достопримечательностей и красивых мест. Вы сами можете регулировать длительность маршрута, исключая из него рекомендованные к посещению места исходя из своих интересов и возможностей.

Большая часть маршрута проходит в автомобиле, но есть и не продолжительные пешие прогулки. Желающим посетить монастырь на острове Валаам предстоит прогулка на катере по водам Ладожского озера. Любители отдыха в палатках могут продлить путешествие, остановившись на живописном берегу озера.

По Карелии и северу Ленинградской области путешествовать лучше в июне — сентябре. Можно ехать и в мае, но надо одеваться потеплее, еще прохладно. Красивее всего в сентябре, когда золотая осень раскрашивает леса в желто-оранжевые цвета. Можно совершить путешествие и в октябре, но, как и в мае, надо одеваться в соответствии с погодой.

С ноября по май деревья стоят голые и виды уже не так красивы. Да и погода не располагает к прогулкам.

2. Подготовка к маршруту.

2.1 Поиск и бронирование гостиниц.

Если Вы планируете путешествие летом, в горячий сезон, то бронировать гостиницы по интернету необходимо заранее. Данные направления пользуются большой популярностью у жителей Санкт-Петербурга и Москвы. При выборе отеля обращайте внимание на его расположение относительно местных достопримечательностей. Не лишним будет ознакомиться с фотографиями и отзывами. Расчет в большинстве случаев на месте наличными деньгами.

3. Прохождение маршрута.

3.1 Санкт-Петербург — Лосево.

В начале весны возникла мысль скататься на машине вокруг наших "Великих" озёр. Шутка ли, всю жизнь живу в Питере, заграницей бывал не раз, а вот по родным сердцу местам дальше Северного Приладожья не ездил. К тому же отпуск ведь куда-то надо девать, в городе сидеть совесть не позволяет. Цены на заморские туры с недавних пор взлетели - не забалуешь. Крымом я на всю жизнь наелся ещё в детстве, да и не сезон ещё... Куда податься петербуржцу? Правильно, в Карелию! Итак...

Задача : совершить путешествие на автомобиле по кольцевому маршруту вокруг Ладожского и Онежского озёр, постаравшись посетить максимальное количество культурно-исторических и природных достопримечательностей

Предполагаемая длина маршрута : 1600 км. + 15%
Фактическая длина маршрута по завершении путешествия : 1680 км.
Автомобиль : Шевроле Авео 2007 года розлива
Команда : три человека (2М и Ж)
Предполагаемая длительность путешествия : 6-8 дней
Фактическая длительность путешествия : 6 дней
Места ночёвок : предпочтительно палатка/кэмпинги, возможно гостиницы и гостевые дома

Карта маршрута. Клик по картинке откроет гугл, где можно будет ознакомится с конкретными точками, некоторые имеют краткое описание. Маршрут разбит по дням.

Скажу сразу, было множество "не" и "никогда". Никогда раньше я не ездил так далеко и так надолго на автомобиле и будучи за рулём. Не было полной уверенности, что шеви вообще сможет доехать до некоторых мест - это вам не по Невскому кататься, это Карелия! Никогда прежде я не занимался подготовкой даже такой вот не слишком серьёзной поездки, т.ч. нехватка опыта чувствовалась на каждому шагу. Что, если машина застрянет где-нибудь в глуши? Где искать помощи на трассе, в лесу? Где ночевать? Достаточно ли будет АЗС по пути? В общем, вопросов и неясностей было немало. Забегая вперёд, скажу, что подготовился я хреновенько, информации собрал недостаточно, в путь мы отправлялись во многом надеясь на национальный русский авось. С другой стороны, тем интереснее и полезнее вышла в результате поездка. Опыта получено выше крыши, были и приятные открытия и печальные неудачи. Об этом и много другом ниже. Надеюсь, наш опыт также вдохновит кого-нибудь на исследование Карелии.

Все фото кликабельны - можно развернуть на весь экран и сделать себе красиво!

ДЕНЬ 1


Стартовали 22 мая утром. Первая часть пути была мне знакома по прошлогодней поездке на о. Койонсаари. Ещё тогда был примечен краеведческий музей, расположенный в небольшом посёлке Куркиёки (200 км. от Питера). Он и был выбран первой точкой остановки.

Напротив входа установлена вот такая памятная плита.

Само здание видало лучшие времена и на музей походило лишь отдалённо (ха, это мы тогда так думали, ещё не повидав других "музеев" и "домов культуры" Республики Карелия) . Удивившись, что там вообще было открыто, мы прошли внутрь. Привыкнув к полумраку, глаза различили обнадёживающую картину - в помещении идёт ремонт. Нас встретила приятная женщина-экскурсовод (по совместительству смотритель музея), началась экскурсия (кажется, 50 рублей с человека). К сожалению, то ли из-за усталости, то ли из-за стеснительности фотографий в музее мы практически не делали. Интересующиеся могут виртуально ознакомиться с большей частью экспозиции, пройдя по этой ссылке . Было много всего интересного. Например, нам рассказали о традиционных занятиях карельских женщин: вязание, валяние, шитьё. Всё это можно попробовать: пощупать прялку, ткацкий станок, веретено. При желании можно даже сшить себе что-нибудь - было бы время.



Также рассказывали о традиционных промыслах карелов. Я, например, не знал, что здесь добывалось очень много речного жемчуга... Достаточно подробно рассмотрена история данной местности: кто когда под кем был, кто от чьих нападений страдал и т.д. Еще, как я понял, в музей активно привлекаются живущие в посёлке дети - они изучают историю своего края, занимаются рукоделием, помогают собирать экспозицию. Короче, делается очень полезное и правильное дело в этом музее. Экскурсия заняла почти два часа, но ни об одной минуте лично я не пожалел.

После...

После Куркиёки путь лежал до Сортавалы, где мы планировали пообедать и купить-таки карту автодорог Карелии (я же умный, в Питере заранее не купил), а после отправиться искать место для ночлега. Про город могу сказать мало. Единственное, в тупик меня поставило отсутствие этих злосчастных карт автодорог во всех книжных магазинах, в которых мы успели побывать. Такая вот незадача. Конечно, оставался навигатор с картами от гугла, яндекса и навитела, но это как-то не то... В общем, не солоно хлебавши, перекусивши в фаст-фуд ресторанчике Black Orange (локальный вариант мака), мы поехали искать место для палатки. Требования наши были скромными: более-менее ровная площадка, недалеко от воды. Как оказалось, здесь, да и во всей Карелии в целом, найти что-нибудь даже под такие низкие запросы очень и очень сложно. Сунулись было в одно место по пути к Пётсёваре, но там шеви не проехала. Пришлось ехать задом примерно километр до ближайшего разворота. Удовольствие, доложу, не из приятных. Сцепление к концу езды пованивало сильно. Зато нашли во влажной грязи на дороге следы косолапого друга. Желание останавливаться у Пётсёварских озёр поубавилось ещё сильнее.

Промытарившись ещё около часа в поисках подходящего места (неудачные точки отмечены ромбиками на карте) мы таки наткнулись на замечательную стоянку на озере Теньярви. Рекомендую всем, кто окажется в тех местах.


ДЕНЬ 2


Утром мы обнаружили себя в действительно живописном местечке. Озеро Теньярви расположено восточнее группы озёр Пётсёвары. Крутые берега с одной стороны, топкие поросшие кустарником - с другой. А наша палатка уютно стояла в по сути единственной возможной точке берега.


День предстоял насыщенный и времени на завтрак и сборы было мало. Выбравшись на шоссе, мы почти сразу попали в совсем уж маленький посёлок Ляскеля. По всей видимости, градообразующим предприятием тут является Ляскеля ГЭС .



Здание выглядит очень старым, местами кладка почернела от времени, что не удивительно - ГЭС введена в эксплуатацию в 1899 году. Правда, она была разрушена во время ВОВ, затем восстановлена. Возможно, само здание было не тронуто.


В таких местах я всегда очень ярко чувствую силу стихии: мутные воды реки, захлёбываясь пеной и брызгами, проносятся сквозь шлюзы, яростный шум потока заглушает любые звуки - есть только вода и её бесконечный бег... Красота!

Вообще, как я понял уже позже, Карелия предо мной предстала эдакой страной множества больших и малых гидроэлектростанций, краем усмирённых рек, высушенных болот и безвозвратно утерянных водопадов. И хотя я понимаю ценность технологического прогресса, мне всё равно было грустно смотреть на те непотребства, которые творили люди по отношению к природе.

По недавно отремонтированному шоссе мы достаточно быстро преодолели расстояние до первой точки - Креста Скорби. Этот интереснейший памятник был установлен в середине 2000 года. Инициаторами выступили как русская так и финская стороны. Памятник посвящён жертвам Советско-финской (или как её называют финны - Зимней) войны 1939-1940 гг. Скульптор - русский, видимо, с финскими корнями - Лео Ланкинен.



На мой взгляд, символизм его просто великолепен: по обе стороны креста мы можем видеть почти полностью идентичные женские фигуры - матери Финляндии и России (СССР). Различаются они лишь причёской: одна коса (думаю, это русская) и две (финская). Женщины в невыразимом горе словно бы повисли на кресте. Обе страдают, обе уже никогда не увидят похороненных под ним мужей, братьев, сыновей.

Добраться до водопада достаточно легко (но это не помешало мне свернуть не на ту дорогу, доверившись навигатору). От шоссе P21 уходит просёлочная дорога. К водопаду ведут указатели - заблудиться сложно. Путь лежит мимо живописного озера Руокоярви. В какой-то момент ямы, на мой взгляд, стали слишком уж глубокими для легкового автомобиля - пришлось примерно 2 км. пройти пешком.



Этот водопад является самым высоким из действующих (читай не осушенных из-за строительства гидроэлектростанций) водопадов Карелии. По разным данным ему дают от 17 до 19 метров (против 10 метров известного всем Кивача). Название он получил от финского хутора Jukankontu (фин. Усадьба Юкки), располагавшегося неподалёку - Jukan + Koski (фин. речной порог).


Позже, в 1970-х, местные жители дали водопаду русское название "Белые мосты". Это объясняется тем, что прямо перед водопадом финны возвели несколько мостов через реку Кулисмайоки. Строились мосты из белого камня. До нашего времени они, к сожалению, не сохранились. Видны лишь остатки оснований. Сейчас через реку перекинут ствол сосны - не всякий рискнёт перейти по такому.


Водопад производит сильное впечатление. Обязательно заберитесь наверх, чтобы увидеть картину, которая открывается оттуда - дух захватывает!


Это место надо посетить, можно даже остаться на ночлег. Только я не уверен, что там можно разводить костры, т.к. территория эта заповедная и охраняется от всяческих посягательств на природную красотень.

Вволю наснимавшись и едва избежав сильнейшего ливня на обратном пути, мы пустились в путь до второй стоянки - турбазы "Радуга". Кроме информации с сайта мы ничего об этом месте не знали, потому были слегка удивлены, когда приехали в заброшенный детский лагерь, который, видимо, и носил раньше гордое название "Радуга". Тёмные здания корпусов, забитые досками двери, окна без стёкол, странной геометрической формы сооружения, скрип качелей вдалеке...


Всё это в купе с полным отсутствием людей производило впечатление как от фильма ужасов. Хорошо ещё ночи в мае уже достаточно светлые, а то в голову так и лезли картинки из фильмов вроде "Пятница 13" и "Техасская резня бензопилой".

Лягерь располагается рядом с Сямозером - озером достаточно известным за счёт того, что на его берегах снимался фильм "А зори здесь тихие" (старый, оригинальный), а также фильм "Холодное лето пятьдесят третьего". Но и без кинематографического прошлого это место выглядит очень красиво и интересно. Со мной согласятся заядлые рыбаки - сюда съезжаются на рыбалку со всего Питера.

Что касается самого кэмпинга, я его настоятельно рекомендую посетить. За 300 рублей вы получите какой-никакой туалет, электро-столбик с розетками (правда, они не работали - не сезон видите ли), ровное место для палатки и автомобиля, а также потрясающий закат на берегу озера.




ДЕНЬ 3


Утро третьего дня выдалось отличное. Выбравшись из палатки, я, как сознательный турист решил первым делом... нет, не приготовить на всех завтрак. Я решил побродить с фотоаппаратом по окрестностям. Так выглядит территория бывшего летнего лагеря.



Можно увидеть неплохое футбольное поле, беговую дорожку, пляж с кабинками для переодевания, качели и даже баскетбольное кольцо. На пляже всё отлично: песок мелкий, грязи нет, вода чистая.


Интересно, почему лагерь закрылся? В интернете никакой информации я не нашёл, даже о том, что он когда-то там существовал - ничего. Однако, если верить "наскальной" живописи, оставленной последними постояльцами (то-бишь детьми) на стене одной из беседок, лагерь закрылся не раньше 2006 года. Сейчас территория скорее всего выкуплена, ведётся застройка, уже есть что-то вроде коттеджного посёлка. Тут же расположен модный ныне норвежский парк под названием "Шервуд". В общем, если бы не гулкое эхо, разносящееся внутри пустых корпусов, это место вполне бы сошло за действующее.

Побродив по берегу, я уже решил было отправиться к стоянке, чтобы резжечь костёр, как вдруг прямо у себя под ногами обнаружил вот этого малыша.


В начале он мне показался нездоровым: птиц какой-то заторможенный, еле ходил по травке, а присутствие большого и страшного человека его совсем не смущало. При желании я мог бы схватить его голыми руками - так близко пернатый к себе подпускал.




Позже, сверивших с птичьей базой данных, я подтвердил свою догадку насчёт видовой пренадлежности - это был клёст-сосновик. Характерный изгиб и размеры клюва исключали ошибку. К тому же стало ясно, что это слёток - недавно оперившийся птенец, который ещё толком не умеет летать. Слётков часто подбирают люди, думая, что они вывалились из гнезда и не могут вернуться. На самом деле, это не так, и лучшее, что может сделать человек для маленького пернатого - оставить его в покое. Максимум - посадить птицу на какую-нибудь ветку, чтобы до неё не добрались хищники.

Третий день путешествия вообще получился во многом связанным с животными и птицами. На восточном берегу Сямозера расположен интереснейший зверинец, в котором можно вживую увидеть представителей карельской фауны, как мохнатых, так и пернатых. По заверениям хранителей зоокомплекса, все находящиеся у них на попечении животные по тем или иными причинам не могут быть возвращены в природу. Кто-то покалечен, кого-то вырастили в неволе. Здесь их спасают.

Соболь. Смотритель рассказала, что ему очень скучно, потому что подругу свою он покусал и её пришлось отсадить... Типичный мужлан, короче.


Маленький кабанчик. Этим пятачкам, пожалуй, живётся привольнее остальных - им выделили достаточно большой вольер, в котором они могут целый день резвиться, бегать, спать и заниматься прочими хрюндельскими делами.


Нет, этот взрослый медведь не пытается напасть на посетителей, он так просит лакомство - сухарик. Кажется, раньше я так близко медведей не видел. Кто-нибудь в курсе как правильно себя вести при встрече в лесу с косолапым? Кроме как "казаться больше, чем ты есть" я ничего не знаю.

Кстати, этот мишка и его сосед, которого нет на фото - старички. Их взяли из цирка, оба не поддавались дрессировке. Здесь огромный зверь сидит в клетке где-то 2х3 метра, а в цирке их держали в таких клетках, где они могли лишь стоять и лежать. В одной и той же позе, без возможности даже развернуться...


Этот медведка покорил наши сердца. Малышу лишь несколько месяцев от роду. Матери у него не было, подкидыш. Сотрудники зоокомплекса выкармливали его буквально на своей груди: брали на руки, клали на живот и поили молоком - иначе он не кушал. Сейчас его только-только перевели на взрослое питание и он с трудом привыкает - целый день сосёт заднюю лапу и ревёт своим тоненьким неокрепшим голоском. Умилительный медвежонок.


Рысей в зоокомплексе много, даже больше, чем медведей. Эту самку держат отдельно от остальных, т.к. она ещё диковата, шипит на людей, задирает сородичей.


А это, как ни странно, дальневосточный леопард. Выше я писал, что в "Трёх медведях" можно посмотреть на представителей карельской фауны, так что же тут делает эта красивая во всех отношениях кошка? У неё судьба особая и, к сожалению, печальная. Маленьким котёнком её купил какой-то толстосум себе на потеху. Девочке удалили когти на всех лапах - болезненная и жестокая операция. А потом, когда она подросла и стала занимать слишком много места, от кошки избавились - подбросили в приют. Так она и оказалась здесь...


Щенок волка. Их там целый выводок. Милые.


Этот акробат тоже выпрашивал угощение. Мишка - подросток, очень активный и ловкий. Ещё у него есть сестра, в другом вольере. А раньше их было трое молодых, но одну самочку пришлось застрелить. Нам рассказали, что посетители однажды очень сильно её раздразнили (кажется, лазерной указкой), в общем, говорят, она прыгнула на людей. Причём совершила прыжок, которого в обычных обстоятельствах от медведя и ожидать не приходится. А тут... Нет, никого из людей медведица не задела, лишь напугала. Они, наверное, посмеялись и пошли дальше, а медведицу после застрелили...


Енотовидная собака. Изначально они в Карелии не водились. Их завезли и они отлично прижились.


Красавец филин и две совушки-подружки.



А ещё нам показали двух волкособов: маму и сына. Точнее, видели мы только мать, т.к. сынок уж больно стеснительный.
Посмотрите как здорово она прыгает в ожидании лакомства. Очень хочется верить, что еда для животных не единственная радость в этом зоокомплексе. Смотритель рассказала, что почти со всеми зверями периодически гуляют. Маленьких и неопасных могут выгуливать прямо при посетителях. Больших и страшных - под специальным конвоем и в нерабочие часы.

Честно говоря, на меня это место произвело скорее тягостное впечатление. Оно определённо лучше и полезнее зоопарка, куда животных свозят просто на потеху зрителей (до сих пор с ужасом вспоминаю наш питеркий зоопарк). Лучше цирка, о котором даже говорить не хочется. Но всё же не стоит ожидать слишком многого. Это не деревня Айболита, где все счастливо и мирно живут-поживают. Звери здесь в клетках, они не свободны. Однако они живы, здоровы, накормлены. Да, без этого места они бы просто погибли. В этом, несомненно, огромная заслуга смотрителей и организаторов зоокомплекса, и я ни в коем случае не предъявляю им какие-либо претензии. Просто... грустно было смотреть на зверей в клетках, вот и всё.


Об этой церкви я узнал ещё задолго до поездки из телепередачи "Мастера ". Она является чем-то вроде местного чуда света. Построена в 1774 году карельскими мастерами-плотниками. Без единого гвоздя, 42 метра. Из инструментов только топор, скобель, да очень редко пила. Стоит до сих пор, недавно был лишь небольшой ремонт - подгнили некоторые венцы сруба.


Внутри церковь выглядит не совсем стандартно.

Сразу меня как-то смутили столбы, поддерживающие потолок. Ничего не напоминают? Я задал вопрос сторожу, и он ответил, что эти столбы действительно не просто так похожи на языческих идолов. По его словам во время строительства церкви их использовали, чтобы привлекать ещё не до конца поверивших в Христа староверов. Якобы в Карелии, несмотря на то, что остальная Русь уже много веков как православная, на тот момент сохранилось ещё много язычников. Ещё смотритель поделился тайной окраски этих столбов: оказывается, синюю краску изготовляли из черники. Ну а красную, наверное, из клюквы или брусники. Подтверждения всему этому я нигде не нашёл, остаётся поверить на слово.


Свод изображает божественную литургию. Т.к. экскурсовода в церкви не предусмотрено, мы могли лишь гадать, кто и когда нарисовал всё это. Уверен, что данные такие имеются, даже несмотря на то, что к церкви в принципе относятся наплевательски. На фото почти не видно, но пол очень сильно просел и накренился в сторону стены, в которой сделан проход к алтарю. А ведь относительно недавно здесь велись реставрационные работы. К примеру, данная икона. Размеры её настолько велики, что она не проходит в достаточно широкие двери - приходилось реставрировать прямо на месте.


Небезынтересна технология, с помощью которой иконописцы добивались невероятной стойкости и яркости красок даже через несколько сотен лет. Оказывается, после того, как икона была написана, её покрывали слоем рыбьего жира, который предохранял полотно от воздействия окружающей среды. Современным реставраторам требуется очень аккуратно снять поблекший и потерявший первоначальный лоск слой жира, восстановить, если надо, повреждённые места и по новой нанести слой жира. Бумажки, которые видны на фото, наклеиваются перед последней стадией. Т.е. под ними икона всё ещё не защищена. По словам смотрителя в таком виде икона стоит уже с 2010 года...

Карельская сосна, которую использовали при строительстве церкви поразительно сохранилась, а ведь Успенской церкви уже 231 год!



Водопад Кивач


Про это место особо и рассказывать нечего - все и так всё знают. Единственное, не удержусь от сравнения с водопадом Юканкоски. Во-первых, Кивач ниже. Жалкие 10,7 метров против почти 20. Плюс, Кивач разделён на два порога - 4 и 6 метров.


Но самая главная разница, которая, на мой взгляд, и сказывается на относительно большей популярности Кивача - благоустроенность окружающей территории. Если Юканкоски - место практические дикое, то Кивач обладает достаточно внушительной туристической инфраструктурой: удобная асфальтированная дорога прямо до места, стоянка, сувенирный магазин, какой-то там музей-дендрарий... Вроде бы и хорошо, но с другой стороны нафига оно надо, если главное здесь - красота природы?


Кэмпинг "Сандал"

Уставшие, но довольные, мы проехали ещё примерно 10 километров до замечательного кэмпинга, в котором и расположились на ночёвку.


"Сандал" расположен на берегу озера Сандал (внезапно!). Прямо в лесу разместились несколько корпусов, стоянка для автомобилей, игровая площадка, места для палаток, небольшое хозяйство и даже своя собственная рыбная ферма. Удобно устроившись в берёзовой роще, мы отправились на берег, отдохнуть, порыбачить и, естественно, пофотографировать.

Почти сразу я наткнулся на эту вот наглую чайку. Удобно устроившись на коряге недалеко от берега, она, похоже, занималась высиживанием яиц. Уж больно агрессивно она реагировала на мои попытки приблизится, а также на проплывавших мимо гусей.



На этом заканчивается третий день нашего автомобильного тура по Карелии. А также заканчивается мой пост, т.к. ЖЖ, видите ли, считает, что запись уже слишком большая и не хочет её сохранять. В следующей части будет ещё больше красивостей и интересностей! ...

Для того чтобы осмотреть все достопримечательности Ладожского озера , нужно провести в Карелии не один отпуск. Собственно, человека, побывавшего здесь однажды, будет тянуть сюда постоянно. Ведь уникальный природный феномен - крупнейшее в Европе пресноводное озеро, само является главной достопримечательностью этого края. К нему несут свои воды более 40 рек, и только одна Нева вытекает из него.

Ладожское озеро

Больше похожее на море, чем на озеро, оно с древних времен пугало и манило, казалось таинственным и прекрасным. Более 18 тысяч кубометров пресной воды хранится в котловине, сформированной ледником миллионы лет назад. Освободилась Ладога ото льда полностью только 12 тысяч лет назад. Вода здесь холодная, купаться можно только в середине лета, да и то в южной части озера, где вода прогревается до 19-23 градусов.

Необыкновенно красивые берега протяженностью 1000 километров привлекают сюда туристов и паломников. Размеры озера впечатляют: 200 х 130 километров, а глубина на севере водоема достигает 230 метров. Таково Великое Нево - Ладожское озеро России .

Своеобразное строение дна и уклон с юга, формируют волну, которая постоянно ломается и идет в разных направлениях. Потому Ладога переменчива и в каждую минуту представляется по-разному. О ней слагали легенды, сочиняли стихи и песни. Она бывает страшной, штормящей и ровной, как голубой лист бумаги.

С самых древних времен Ладога была транспортным путем «из варяг в греки». Но непредсказуемость и грозность бушующего моря пугали моряков. Много погибло в ее волнах. Поэтому, осваивая этот суровый, но такой красивый и необходимый России край, император Петр I приказал вырыть обходной Он идет вдоль южного края озера. Потом прорыли еще один, Новоладожский.

Необычайно живописны и такие достопримечательности Ладожского озера , как шхеры. Скалы, сосновые леса, огромное количество больших и малых островов, разделенные протоками прозрачной воды, сосредоточены в основном в северной его части.

Приладожье

Отправляясь в путешествие по Ладоге в любую сторону, вы увидите не только красивые пейзажи, но и прикоснетесь к богатейшей истории этих мест.

По этой воде пришел к нам первый князь Рюрик, создавший Древнерусское государство. На берегах и островах строились мощные крепости для обороны земель от врага: Орешек, Старая Ладога, Корела. Шлиссельбург и новая Ладога - это уже Много и более поздних достопримечательностей Ладожского озера .

«Дорога жизни»

Все дальше уходит от нас то время, когда фашисты взяли в кольцо город Ленинград. А он не сдавался, когда замерзал, погибал под бомбежками, умирал от голода. Эта тема до сих пор отдается болью в сердцах жителей Санкт-Петербурга. Конечно, все российские люди знают, что такое «Дорога жизни» через замерзшую Ладогу. Этот страшный и опасный путь помог кому-то выжить в блокадном Ленинграде. Но для местных жителей это святыня.

Сейчас это дорога-монумент, вдоль которой стоят бетонные обелиски с обозначением каждого километра. Проезжая по ней, видишь памятники девушкам-регулировщицам, шоферам блокадных полуторок, ленинградским детям, морякам, летчикам, «Катюше». Эти достопримечательности Ладожского озера приведут к главному памятнику дороги - «Разорванному кольцу».

Валаамский архипелаг

Есть на земле места, словно специально предназначенные для прославления величия Творца. И неспроста они отделены какой-либо преградой от суетного мира. Ладожское озеро хранит в своей сердцевине такое место - Валаам, достопримечательность и величайшую ценность для русского сердца.

Площадь 50 островов в северной части озера занимает 36 км 2 . Две трети - это площадь острова Валаама, именно здесь расположен Спасо-Преображенский мужской монастырь. Удивительное место. Отвесные скалы, нависающие над водой, кажутся грозными и неприступными. Но на берегу, среди покоя и сосен, чувствуешь умиротворение и любовь ко всему земному. Согласно преданию, придя сюда, воздвиг каменный крест и предрек монастырю великое будущее.

Интересна и тяжела история Валаама, этого сурового для жизни края. Но она неразрывно связана с монастырем, который пережил здесь много бед и лишений. Сегодня он необычайно красив и величествен. И по праву на Ладожском озере Валаам - достопримечательность , одна из важнейших и незабываемых.

Коневец

Размеры этого острова невелики: 8 х 3 километра, и он весь усыпан валунами ледникового происхождения. Да и само название острова Коневец происходит от названия самого большого из них, Конь-камня. Он весит 750 тонн, только леднику под силу было притащить такую громадину. А напоминает камень конскую голову.

Когда-то в этих местах были языческие капища, но с крещением Руси здесь появилось множество памятников православной культуры. В XIV веке преподобный Арсений создал здесь новый монастырь. Первая его келья была построена на Святой горе, по склону которой до сих пор стекает ручей, единственный источник воды на острове. Позже к Арсению пришли люди, был построен храм, началась жизнь монастыря, многотрудная и временами опасная. Сейчас разрушенные постройки отреставрированы, и монастырь на острове Коневец удивляет своей красотой.

Приозерск

Рассказать о замечательных городах, расположенных на берегах сурового озера, в одной статье невозможно. Но один из них, Приозерск, славится своей крепостью Корела.

Считается, что город создан в XIII веке. Но один из летописных источников утверждает, что в 879 году именно здесь, «в городе Корела», умер князь Рюрик.

Расположен он в одном из Карелии, там, где впадает в Ладожское озеро, природную достопримечательность. Крепость Корела, созданная для защиты земель от набегов врагов, поучаствовала во всех войнах, которые были в этих местах со времен Древней Руси. Многострадальный город многократно переходил из рук в руки, оказываясь всегда в гуще военных событий. После Великой Отечественной войны его отстраивали заново. Только крепостные, мощные стены стоят уже много веков.

Хочу сказать огромное спасибо Алёне Лазаревой.
Ты отличный водитель, организатор и очень хороший человек!

О поездке вокруг ладожского озера я задумывался уже давно, но это были лишь задумки и примерный день старта, Для такой поездки, чтобы посмотреть всё по максимуму — нужно было 3 дня подряд и должно быть тепло. Идеально сюда вписывался июнь с его праздником(12 июня). Дальше стояла задача найти себе отчаянного напарника(цу) с автомобилем, так как у меня на тот момент машины не было. Составить мне компанию вызвалась Алёнка, так же, во время подготовки к поездке она помогла найти кучу интересных мест, расположенных на маршруте.

Так выглядел конечный маршрут, цветами маршрут разделён на дни.

День первый

Всё началось в 6 утра, нужно было выехать как можно дальше за границы города пока не проснулись дачники, Алёнка подобрала меня и мы выдвинулись. Первым местом у нас на пути была Тиверская крепость, Её координаты 60.836111, 29.816944. Находится она, а точнее её остатки прямо на берегу реки Вуоксы. Честно сказать от крепости мало что осталось, немного каменной кладки, да пожалуй и всё. Если сильно не приглядываться- то можно ничего и не заметить, но места тут красивые, чувствуется влияние Карелии, хотя до её границы оставалось ещё около 60-ти километров.

Следующим местом была церковь в посёлке Васильево — Храм Андрея первозванного на Вуоксе. Очень красивое место, рекомендую посмотреть, далеко идти не нужно, находится возле дороги.

Отдохнув немного на пирсе, выпрямив спины после 90-та километров сидения в машине мы поехали дальше, а дальше был знаменитый, действующий карьер в Кузнечном и не менее известная ещё со времён СССР — тропа Хо Ши Мина!
Чтобы попасть на тропу — сначала нужно пройти вдоль всего карьера, масштабы его захватывают, на фото ниже например запечатлён вполне себе не маленький трактор с ковшом)))

По дорогам вокруг карьера наматывают круги Белазы. Кстати иногда на карьере взрывают породу, поэтому приготовьтесь к возможному камнепаду))

Несколько панорам карьера ниже:

Обойдя карьер сложно будет не заметить этот знак и кучу стоптанной обуви, это и есть начало тропы Хо Ши Мина:

А вот почему эта тропа так называется:

На пути очень много разных цветов, в том числе и занесённых в красную книгу…

Озеро «Ястребиное»

Тропа выводит к знаменитому озеру «Ястребиное».

Вот что говорит Вики по этому озеру:

Ястреби́ное - озеро в северной части Карельского перешейка в Приозерском районе Ленинградской области. Озеро расположено вблизи границы с Республикой Карелия, в 10 км от железнодорожной станции посёлка Кузнечное. Озеро находится во впадине между крутыми гранитными уступами оконечности Балтийского щита, возвышающимися до 50 м. Скала Парнас является популярным местом скалолазания. Ястребиное имеет сильно вытянутую с севера на юг форму, длина около 2 км. Ястребиное озеро и его окрестности (включая озёра Пестово, Глухариное и Проточное) являются охраняемым природным памятником «Озеро Ястребиное». До переименования после Великой Отечественной войны носило название Хауканярви.

Озеро «Ястребиное»

Вообще нормальные люди едут сюда с палатками, чтобы провести тут все выходные. Здесь очень много оборудованных стоянок — это заслуга туристов, так же тут очень чисто и умиротворённо, потому, что озеро находится далеко от цивилизации и на машине к нему не подъехать, так что на какое-то время озеро будет защищено от быдло-туриста. Тут даже сотовый телефон не ловит.

Озеро «Ястребиное»

Но мы — мы не нормальные, поэтому мы сходили на озеро, около 15 км в одну сторону, насладились видами и потопали так же назад))))Впереди было ещё много интересных мест!

Озеро «Ястребиное»

Вечерело и нужно было искать место для привала… Поспрашивав местных — нам указали очень милое местечко с отличным видом, мы поставили палатку, собрали хвороста, поужинали и легли спать…..

День второй

Проснулись, позавтракали, упаковались, в путь!))))
Северный берег Ладожского озера — это уже Карелия, с её обилием каменистого ландшафта, водопадами, шхерами и густой, северной зеленью…

Первым местом нашего нового дня были водопады «Белые мосты», вот немного информации из википедии:
Два водопада, которые находятся на расстоянии друг от друга 30 метров. Когда финны строили дорогу через реку, они решили построить мост в том месте, где вода срывается вертикальными водопадами. Так образовалось название этого места — «белые мосты». Сейчас от самих мостов остались только обломки, а дорога давно не используется. Но сами водопады по-прежнему очень красивы. Высота падающей струи достигает 19 метров — это одни из самых высоких водопадов в Карелии. Добраться сюда обычным транспортом довольно сложно, дорога разбита и лучше использовать машины повышенной проходимости.
А теперь внимание на красную пузотёрочку, среди суровых авто с высоким клиренсом)) Такие мы там были одни, но Ситроенчик выдержал испытание с честью! Ну заслуга Алёнки тут тоже безусловно есть!)))

А вот и он, сокровище Карелии — Белые мосты.

Как уже было написано — рядом находится ещё один водопад, но до него добраться сложнее, нужно пройти по бревну, которое переброшено выше по течению и дальше немного пройти по тропинке прислушиваясь к шуму воды.

В Карелии великое множество интересных мест, одно из них — это совместный проект финнов и русских. Суть проекта в том, чтобы сделать из руин завода, этакий туристический аттракцион. Выглядит это всё конечно очень здорово, повсюду стриженный газон, скамейки, информационные таблички, всё на очень высоком уровне, но за такое удовольствие нужно заплатить, для этого у входа установлена касса. Нам же удалось прогуляться совершенно бесплатно, так как в этот день проходил квест «Дорога приключений» и за всё было уплочено)))

И вот немного информации из Вики касательно исторической составляющей места:
Тулмозерский завод - чугуноплавильный завод в Олонецкой губернии, основанный близ деревни Колатсельга акционерным обществом «Сталь» в 1896 году. Одним из инициаторов создания акционерного общества стал Великий Князь Пётр Николаевич, который получил в наследство от своего отца проектную документацию на завод и договора на аренду земель, почему в документах часто встречалось другое название завода - «Петровка». Доменные плавки на заводе осуществлялись с июля 1899 года по июль 1902 года, и не оправдали вложенных в строительство производства средств.

Вот такого уровня большая часть дороги по северной части ладожского озера, РосАвтоДор реально работает, а не латает дырки))

На пути неоднократно попадались заброшенные церкви, вообще их довольно много в Ленинградской области, как и во многих других… Особенно много таких церквей в Костромской области.

Ладожское озеро с северной стороны.

Вечерело, нужно было вставать на ночлег, да и кушать уже хотелось очень сильно))

Для ночлега мы выбрали живописный берег ладожского озера, хвойные деревья, которые очень напоминали ёлки росли прямо из песка, очень непривычно выглядит))

Погода была отличная, тепло, солнечно, шум прибоя…

А Алёнка даже искупалась по щиколотку)

Всем мир!)

День третий

На третий, завершающий, день у нас в планах было посетить ещё несколько мест, но удалось посетить только одно, но об этом чуть позже…

В городе Лодейное поле есть очень высокий мост, но мало кто знал, что на тот момент он был открыт для посещения, т.е. не было ни единой преграды на пути к самой верхней части моста. Я очень люблю обзорные точки, а отсюда открывается очень красивые панорама.

Кстати наверху почему-то очень много мошкары, поэтому находится там больше 20-ти минут крайне сложно, сжирают живьём!

Ну а дальше по плану мы должны были поехать на Свирский маяк, но за десяток километров от него у нас отвалилось сцепление, манжетка выжимного приказала долго жить. Увы но последние 100 км до Питера мы ехали уже в кабине другой машины, а стойкий, но вымотанный за эти три дня француз отдыхал на «спине» эвакуатора.
Как говорится — бывает всякое, и это далеко не самое худшее окончание путешествия, все же живы, здоровы, почти все запланированные места были посещены, сделана куча фотографий, да и вызов эвакуатора за 100 км от Питера оказалось не таким уж и дорогим.

Всем путешествий!

…End

Три недели назад мы взяли машину напрокат в Питере и отправились на три дня в Карелию – праздновать получение Витей докторской степени. Как известно, праздник для нас – это путешествие и осмотр как можно большего количества красот. В Карелии мы побывали на Ладожском озере, а также на менее посещаемом – Онежском. В этом посте мы расскажем про первую часть путешествия вокруг Ладожского озера и Рускеалы: про те достопримечательности, ради которых в Карелию приезжает большинство туристов.

Машину мы взяли в компании-представительстве Thrifty (Ленинский пр-т, д.160, тел. +78124380848, [email protected]), все очень понравилось, очень рекомендуем их сервис. За три дня заплатили 3780 рублей за Chevrolet Aveo плюс 600 рублей за помывку машины при возврате. По питерской кольцевой выехали быстро.

Когда въехали в Карелию, не могли не отметить сходство пейзажей с финскими. Кстати, дороги, даже те, что с хорошим покрытием, своеобразные – вверх-вниз, влево-вправо. Местные говорят, что дороги «строил пьяный финн».

Первый большой город на нашем пути – Сортавала – тоже сразу напомнил , правда с вкраплениями советской архитектуры. Действительно, Сортавала – единственный в Карелии город, где сохранилась старинная планировка. Практически весь центр представляет собой историческую ценность.

Однако нас все-таки влекли ценности природные, поэтому мы устремились к Рускеале. Надеемся, карта достопримечательностей Рускеалы будет вам полезна.

Уже на въезде находится водопад Ахвенкоски (N61.91588, E30.625295).

По сравнению с другими карельскими водопадами он не представляет собой ничего особенного, но его обычность компенсируется инфраструктурой вокруг, а также красивой историей. Посещение водопада бесплатно, но при этом все вокруг убирается, облагорожено, предлагаются дополнительные развлекушечки: купить ягод-грибов-сувениров, тир, мини-исторический музей, туалет, в конце концов. Что касается истории, так тут снимался фильм «А зори здесь тихие»: сцены купания главной героини и последнего боя.

Расположенный неподалеку водопад Рюммакоски (N61°54’32”, E30°37’15”) находится у гидроэлектростанции – здесь все огорожено, а к водопаду ведет коротенькая тропинка через лес.

В Рускеале мы советуем сосредоточиться на посещении горного парка-каньона Рускеала (N61.944264, E30.581387), а также мраморного завода, который находится возле него. Но все по порядку.
В 2005 году силами энтузиастов заброшенный мраморный карьер превратился в интересный туристический объект. Всего за 150 рублей (100 – со студентов) вокруг него можно обойти по организованным туристическим тропам, а за дополнительную плату можно взять лодку, экскурсовода, а также попробовать себя в экстремальный видах спорта.

Территория современного парка входила в состав Швеции до 1721 года. Шведы добывали здесь мрамор в небольших количествах для обжига на строительную известь. После Северной войны, когда территория карьера перешла во владения Российской Империи, в 1760-е тут начали промышленную добычу мрамора. Рускеальский мрамор использовался для украшения Исакиевского собора, Михайловского замка, Малого мраморного дворца, Казанского собора.

Если следовать карте, которую вам обязательно выдадут вместе с билетом, можно осмотреть основные достопримечательности карьера. Среди них – единственная сохранившаяся из трех шахт, с помощью которых добывали мрамор. Горизонтальная подземная выработка – штольня, соединенная с шахтой, в XX веке использовалась в качестве бомбоубежища.

После знакомства с шахтой нас заинтересовала подозрительная тропинка, уходящая с туристического маршрута по парку вглубь леса. И, хотя мы еще не осмотрели достопримечательности каньона до конца, решили свернуть. Как выяснилось, не зря: мы вдруг увидели заброшенный мраморный завод.

Формально проход на его территорию запрещен, но никто за этим не смотрит. Так что, если быстро и осторожно, погулять можно. Даже нет, нужно! Завод – это целый
комплекс зданий разной степени доступности и интересности. Мы почувствовали себя настоящими сталкерами, на заброшенном заводе мы еще никогда не были! Только все время казалось (по крайней мере, Насте), что вот сейчас выскочит собака и накажет нас. Но этого не произошло.

По заводу можно гулять несколько часов, снимать там фильмы ужасов или нестандартные свадебные фотосессии 🙂
Вот координаты тропинки: N61.94884 E30.58024. Судя по всему, сюда можно заехать на машине и потом совершенно бесплатно по той же самой тропинке попасть на территорию каньона.
После завода мы вернулись на тропу парка: судя по карте, там еще было, что посмотреть. Например, провал (N61°56’55”, E30°34’40”). Зимой за отельную плату здесь можно покататься на коньках.

Недалеко находится Итальянский карьер.

Переночевали мы на базе отдыха Рускеала (N61.920064, E30.568765), заплатив за установку палатки, немного дров и горячую воду 500 рублей. Кемпинг Царь Горы (61.937425, 30.592173) нам не очень понравился тем, что находится посередине дороги, а на хутор Елки (N61°54’38.1″, E30°36’26.5″) нужно было ехать около 2 км. по плохой дороге.
Утром отправились к нашей последней точке у Рускеалы – водопаду Белые мосты (Юканкоски, N61°45’12”, E31°24’37”). Это самый высокий водопад в Южной Карелии. Его высота составляет 19 метров. Правда, дорога до водопада заняла довольно много времени из-за низкого качества.

Около Ладоги также можно посетить Валаам, но мы подумали, что остров должен быть чем-то вроде уже знакомого нам под Казанью; кроме того, нас остановили бешеные цены на водный транспорт до острова и входные билеты – всего от двух тысяч рублей на человека (а также отурищенность достопримечательности). Выполнив план по Приладожью, мы предпочли отправиться к Онежскому озеру и так называемому , где сохранились старинные карельские деревни и церкви.