Малоизвестные факты, события, версии: Загадки Кольского полуострова. Легенд о том, как великан оказался на скале, много, и вот одна из самых любопытных

Саамы. Хомич Л.В.

П ожалуй, нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, то есть того, что обычно называют устным народным творчеством или фольклором. А как он разнообразен у разных народов! Какие только не встречаются сюжеты и персонажи! Вспомним русские сказки о Царевне Несмеяне, Бабе-Яге или Иванушке-дурачке. Или арабские сказки о Синдбаде-Мореходе и Али-Бабе! А помните Вяйнямёйнена и Ильмаринена из «Калевалы»?..

Сколько на свете сказок о животных! Некоторые из них очень древние и, возможно, восходят к мифам, объясняющим происхождение тех или иных явлений природы. Есть, конечно, в фольклоре разных народов и много общего: великаны, лешие, добрые и злые феи, однако их облик и особенности поведения характерны, как правило, только для данного народа. Понять, чем обусловлено появление тех или иных персонажей в фольклоре какого-либо народа - очень увлекательное дело, однако это слишком обширная задача, а мы обратимся к устному творчеству саамов и попытаемся определить его основные сюжеты и образы.

Следует отметить, что пока еще не опубликована научная работа обобщающего характера по саамскому фольклору, но есть книги, содержащие описание отдельных жанров. Записи саамского фольклора делали Н. Н. Харузин, В. В. Чарнолуский, Г. М. Керт и другие исследователи этнографии и языка саамов. Большая часть записей сделана на русском языке. Краткая классификация фольклора Кольских саамов имеется в работе В. В. Чарнолуского. Вот начало одной из сказок:

«Раз поздно вечером собрались мальчики и девочки кататься на санках. А матери не велят им: «Ребята, довольно вам играть! Луна взошла - пора домой. Вот ужо Тала придет, он вас всех утащит к себе». Однако дети не послушались. Стали кататься при луне. На горке светло, а что за горкой - о том они не думают. А Тала пучеглазый тут как тут. Притаился в тени и говорит: «Катайтесь, катайтесь, детки, я вам чикум-бакушки устрою!»

Вот дети с горки покатили. Тала выскочил из-за камня и распахнул поперек дороги большой мешок из тюленьей кожи с костяными застежками. Дети в мешок и вкатились... Затворки щелкнули и заперлись. Мешок, полный мальчиков и девочек, Тала вскинул на спину и пошел к себе домой. Нес, нес и устал. Остановился, повесил мешок на сучок и сказал: «Поспите, детки, а я пойду за три-четыре озерка в лесок посидеть и отдохнуть». И ушел... Время идет. Тала где-то ходит, а ребята в мешке висят. «Что будем делать?» - шепнул один. «Тала нас съест»,- сказал другой. Девочки заплакали.

Тогда самый маленький мальчик спросил у девочек, есть ли у них иголка с ниткой. «Есть, есть»,- ответили девочки и дали ему иголку с ниткой и наперсток. «Слушайте,- сказал мальчик,- я мешок ножом распорю, а вы время даром не теряйте, таскайте камни!» Мешок распороли, дети выскочили и ну таскать камни и складывать в него. Наложили полный мешок камней, и мальчонка туда прыгнул. Дети зашили мешок и убежали домой, а мальчик остался один и висел в мешке вместе с камнями. Вернулся Тала и спрашивает: «Здесь ли вы? Все ли вы тут?» «Здесь, здесь, Тала, все мы тут»,- ответил мальчик. Тала взял мешок, перекинул через плечо и пошел...»

И, конечно, умный паренек обманул глупого Талу. Не правда ли, это напоминает сказку «Мальчик-с-Пальчик»?

Кто же такой Тала и почему это существо враждебно людям? Чисто ли это фантастический персонаж или его присутствие в саамском фольклоре имеет какие-то исторические корни?

Сказки саамов - майнс - разнообразны по содержанию и по форме. Есть детские сказки, сказки о Тале, сказки о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Сказки считаются развлекательным жанром, хотя майнс о Тале или чаклях имеют много общего с некоторыми другими жанрами.

Большой интерес представляют саамские мифы и легенды- ловта. В старину ловта пелись, текст их был стихотворным. К ним относились трепетно, как к чему-то имеющему культовое значение. Наиболее известен миф о Мяндаше- олене-человеке. Кроме того, у саамов есть сказки-легенды о солнце, северном сиянии и других явлениях природы (найнас).

Еще один жанр, близкий русским сказкам и скандинавским сагам,- сакки. Это исторические предания о войнах, о борьбе с врагами, о подвигах, а также предания, связанные с отдельными горами, озерами, чем-либо примечательными. Сакки, по убеждению саамов, рассказывают о реальных событиях, имевших место в прошлом, что подтверждают какие-либо сохранившиеся следы этих событий.

Бывальщины и побасенки (бойса) - это краткие шуточные рассказы назидательного содержания, некоторые из них напоминают притчи.

И наконец, муштоллы (в буквальном переводе - «на ум пало, на ум пришло») - рассказы о событиях дня, импровизации, иногда бытующие в форме песен.

Приведем здесь одну из бойса:

«Жил муж с женой. Жили они хорошо. Хозяйство у них было справное, и дети были у них, и стадо оленей, и овцы, и уточек они держали. Раз муж с женой поспорили. Жена говорит: «У меня по дому много дел. Овец кормить надо, белье стирать надо, обед варить, хлебы печь - все надо. И все сразу». Муж ей отвечает, что все эти дела - не работа, одна лишь суета, а вот поди-ка ты с оленями управься!

Пошла жена пасти стадо, а муж дома остался хозяйничать. Стал он тесто месить. Пока месил, собака мясо из котла выхватила и побежала. Он за собакой, а двери-то не запер. Овцы в вежу забрались, тесто загубили, морды перепачкали, глаза залепили. Он овец гнать, а они сослепу в озеро попадали. Вернулся муж в вежу, взял белье, побежал на реку полоскать. Тут собака подошла, он на нее: «Ты зачем мясо съела?!», а сам белье в воду упустил, течением его далеко унесло. Пока он пытался догнать белье, к веже прилетел орел, всех уточек перетаскал. Муж домой бежит: дома дети пищат, есть просят. А у него ничего нет - мяса нет, теста нет, уток нет.

Смотрит: жена уже из тундры идет. Стадо к веже пригнала. Пастушьи собаки с ней. Говорит: «Дай нам поесть, мы голодные!» Муж отвечает: «Ничего нет: мясо собака съела, тесто овцы размазали, глаза себе залепили и в озере утонули, белье течением унесло, а уток орел утащил». Дети на постели хнычут: «Хлебца хотим!» Что оставалось жене? Говорит: «Эх ты! Принимай оленей - все целы и сыты!»

Наиболее интересными представляются произведения о чаклях и Мяндаше. Чакли (в некоторых говорах чахкли, чаклинги) - маленькие человечки, живущие под землей, в пещерах, расщелинах скал. Их образ жизни такой же, как у саамов: они занимаются оленеводством, рыбной ловлей, ходят на охоту. Разговаривают они чудно: скажут им что-нибудь или спросят у них, они теми же словами, только в обратном порядке отвечают. При этом все время хихикают. Саамы считают чаклей зловредными. Их относят к реальным существам: еще в конце XIX века многие саамские сказители утверждали, что сами видели чаклей.

Вот как рассказывается о взаимоотношениях саамов с чаклями в одной из сказок:

«Недалеко от города Колы жили старик со старухой. Детей у них не было. Старик охотился, а старуха управлялась дома.

Однажды ходил старик по лесу и вдруг заметил, что между корнями старой-престарой ели дымок курится. Подошел он ближе, смотрит: дыра в земле. Лег он на мох и заглянул в отверстие. Что там такое? Что там делается? И видит: там, под землею, житье такое же, как и у нас, саамов: погосты стоят - одни в лесу, другие у моря. Пастухи оленей пасут, рыбаки рыбу ловят. В погостах вежи-шалаши из тесаных досок такие же, сверху берестой и дерном покрыты, стоят как положено, в два ряда. В вежи люди входят и выходят из них, и детишки на улице играют. Вон бабенка выскочила из одной вежи и бежит к себе домой. В руках у нее головешка дымит, искры сыплются - это она заняла у соседки огня, чтобы разжечь свой очаг. Какой-то мужичок учит оленя возить керёжу. Керёжа такая же, как и у саамов, словно лодочка, поставленная на лыжный полоз. Еще дальше - пастух гонит стадо оленей; девушки полощут в речке белье. Все там, под землей, как у людей, а не люди. Какой-то человек вышел из вежи: ружье на плече, собачонка сзади бежит; ружье-то кремневое, старинное, гремяхой называется.

Это он на охоту пошел. Только сам-то уж очень маленький, а собачка его и того меньше. Да и домик-то у него крохотный.

Смотрит: детишки собрались у лесины и лезут по ней вверх, к нему, на землю. Старик назад подался. Притаился за елкой и стал ждать: что дальше будет? Вот из-под земли вышли маленькие детки. Головки у них большие, глазки как щелочки на березовой коре, на тоненьких ножках преболыпущие каньги, белые, из оленьего меха, с загнутыми вверх носками. «Вот чудо,- думает старик,- это же чакли! Подземные жители!»

Детки эти вышли на свет, на поверхность земли, и давай играть. И прыгают-то они, и кувыркаются, друг друга передразнивают, и все-то смеются они, так и заливаются, будто их кто-то щекочет. Умильно старику смотреть, какие эти чакли веселые да забавные. Своих-то детей у него нет, вот он и этим бесенятам рад, любуется ими. А они, словно маленькие белочки, играют и резвятся на мхе, под елью. Старик загляделся на них, задумался. Вернулся он домой и сказал старухе: «Сшей-ка ты мне большую каньгу, да обору к ней привяжи». Сшила старуха большую каньгу и прикрепила к ней обору. А старик привязал к каньге длинную веревку.

Взял он эту каньгу и пошел на то место, где чаклей видел. Подбросил каньгу поближе к дыре и стал поджидать: что будет? Свечерело. Как только последние лучи солнца осветили вершины деревьев, из дыры в земле выскочили эти ребятишки и начали играть. Один из них увидел каньгу и давай с нею возиться: то на себя опрокинет, то прыгнет через нее, наконец встал обеими ногами в каньгу, да еще и оборой обмотался. Тут старик дернул за веревку и крикнул. Все ребята в дырку попрыгали, а тот, который в каньге был, упал и остался лежать на боку. Старик поднял его, освободил от оборы, взял в руки и спрашивает: «Как тебя зовут?» Дите смотрит старику в глаза, смеется и тоже спрашивает: «Зовут тебя как?» - «Ярасим,- отвечает старик,- Ярашкой тоже».- «Тоже Ярашкой, Ярасим»,- повторяет чакля и смеется-заливается. Вот и назвал старик веселого найденыша своим именем - Ярашкой.

Принес он парнишку домой и говорит жене: «Не было у нас детей - вот тебе сын!» - «Сын тебе вот, детей у нас не было»,- повторяет Ярашка вслед за стариком. Старуха обрадовалась. Ну и стали они жить да поживать...»

Образы карликов, близкие к саамским чаклям, встречаются у многих северных народов. В частности, у соседей саамов - ненцев - это народец сйхиртя. Как и чакли, сихиртя маленького роста, живут под землей, странно говорят (как бы заикаются). В этих персонажах ненецких преданий ученые видят какое-то древнее население приполярной зоны. Быть может, это же можно предположить и относительно чаклей? В. В. Чарнолуский считает, что и тала, о которых говорилось выше, возможно, отражают представления саамов о каких-то древних обитателях этой земли или об их соседях. С другой стороны, у ученых есть данные, подтверждающие что Тала - это медведь-оборотень. Словом, образы саамского фольклора неоднозначны, и работу по его изучению следует продолжить.

В заключение хотелось бы рассказать о ловтах, посвященных Мяндашу - оленю-человеку. Сюжеты о превращении людей в животных встречаются в фольклоре разных народов мира (вспомним хотя бы: «Не пей из лужицы, козленочком станешь!» Мальчик не послушал сестрицы и стал козленочком). У саамов Мяндаш - дикий олень, рожденный от самца оленя и женщины (нечто подобное встречается в польских и литовских легендах о Локисе - человеке-медведе).

Рассказывается это так:

«Очень давно жила старуха-нойда (колдунья). Наскучило ей пребывать в человеческом облике. Обернулась она важенкой - самкой дикого оленя. Долго ли она оленем ходила - никто точно не знает. Гуляла она с дикими оленями. И вот настало ей время родить. Перед самыми родами она испугалась: а ну как у нее родится олень? Колдунья опять обратилась в женщину. Однако не помогло - сын родился оленем.

Медная бляха «Мяндаш»

Теленка она кормила своей грудью. Он у нее вырос большой и стал помогать по хозяйству: возил дрова к веже, где она жила. Они друг друга понимали. Когда олень стал взрослым, захотелось ему на волю и он ушел в тундру...»

Связь человека с диким оленем прослеживается в саамском фольклоре достаточно четко. Возможно, некогда существовал запрет охотиться на дикого оленя. Связано ли это было с пережитками тотемизма (представлением о происхождении группы людей от какого-либо животного) или иными верованиями, трудно сказать. Во всяком случае, в устном творчестве саамов фигурируют три существа из животного мира, о браке которых с женщинами часто упоминалось,- это ворон, медведь и дикий олень. Цикл о Мяндаше - наиболее интересный. Как упоминалось ранее, в дальнейшем охота на дикого оленя была широко распространена ввиду малочисленности стада домашних оленей. Однако особое отношение к дикому оленю сохранилось.

Подтверждение этому ученые находят в других видах творчества.

В. В. Чарнолуский исследовал так называемый звериный стиль в произведениях пермских литейщиков, которые относят примерно к концу I - началу II тысячелетия нашей эры. Правда, изображенный на бронзовых бляшках человек имел черты сходства не с оленем, а с лосем, широко распространенным в Прикамье, в районе Коми-Пермяцкого автономного округа. Сопоставление персонажей саамских легенд о Мяндаше с изображениями на пермских литых бляшках представляет несомненный интерес.

Обратимся теперь к другим сторонам духовной культуры саамов.

Некоторое время назад на Кольском полуостро-ве произошел странный трагический случай: погибли четыре туриста при загадочных обстоятельствах. Они лежали цепочкой от перевала до ближайшего жилья. Последний из них пробежал семь километров, видимо надеясь найти спасение, однако до ближайшего дома он так и не добрался. На лицах всех людей запечатлился ужас, хотя никаких признаков борьбы или насилия об-наружено не было. Но что удивительно, - вок-руг лежащих тел отпечатались следы, явно не звериные, но и для человека они были гигантскими. Подобный случай произошел более 30 лет назад на Северном Урале (вверх по реке Печо-ре). Там исчезла группа туристов. В этот район отправилась спасательная бригада, и через несколько дней они были найдены мертвыми. На перевале горы Отортен сто-яли две палатки, стенки которых оказались изрезанными. На спуске в снегу лежа-ли полураздетые туристы, на лицах которых также застыл ужас. И никаких следов насилия или борьбы.

Эти две трагедии имеют общие черты. Вблизи горы Отор-тен находится урочи-ще Ман-Папуньер, которое местные жители - мансийцы считают священным. Там возвышаются шесть каменных столбов огромной величины. Согласно преданиям народов севера, однажды в древности шесть могучих исполинов гнались за одним племенем ман-си. Манси пытались скрыться от преследователей за поясом Уральских гор, однако исполины почти настигли их на перевале. И когда ситуация уже казалась безнадежной, исполинам вдруг преградил путь шаман маленького роста с белым лицом и превратил их в шесть каменных столбов. С тех пор каждый шаман из племени манси в обязательном порядке приходил в это священное для них место и жители подземного мира: тайна горы Отортенчерпал от него свою магическую силу. Сейд-озеро и сейчас вызывает чувство трепета у местных жителей. Есть предание, что его южный берег являлся последним приста-нищем местных шаманов. В 20-х годах XX века здесь побывала географическая экспедиция. Участник этой экспедиции ас-трофизик Кондиайн отмечал, что в одном ущельи они столкнулись с необъяснимыми вещами: вместе со снегом просматривалась желтовато-белая колонна, напоминающая гиган-тскую свечу, а рядом с ней находился кубический камень. С северной стороны горы, по словам ученого, на высоте более 400 метров виднелась пещера гигантских размеров, а рядом с ней что-то похожее на замурованный склеп. Ученых поразил тот факт, что люди, оказавшиеся вблизи древних сооружений, испытывали безотчетный страх. На небольшом расстоянии от урочища экспедицией было обнаружено ряд небольших сопок, напоминающих пирамиды, безусловно, искусственного происхождения. У подножия сопок члены экспедиции испытывали недомогание, головокруже-ние и неконтролируемое чувство страха. По словам Кондиайна, вес че-ловека в этом загадочном месте увеличи-вался либо уменьшался. Кроме того, экспедиция обнаружила узкий лаз, уходящий в глубь скалы. Проникнуть в него никто не смог не удалось, так как всякий, пытавшийся это сделать, испытал непреодолимый ужас: у него возникало ощущение, что с него постепенно сдирают кожу. От дальнейших исследований экспедиции пришлось воздержаться… Подобный же эффект наблюдался в еще одном таинственном ме-сте — пещере Сумган, находящейся в предгорьях Урала. Спелеологи многократно пытались исследовать эту пещеру, однако вынуждены были остановиться по той же причине, что и в предыдущем случае.

Сейд-озеро: легенда об исполинах и шаманеЧтобы постараться понять суть происходящего, возможно, следует обратиться к преданиям Кольского полуострова. В этих местах живут лопари и саами, легенды которых говорят о карликах - жителях подземного мира, поселившихся под землей. Люди утверждают, что иногда они слышали доносящиеся из-под земли голоса и звон металла. Это являлось для них сигналом для немедленного переноса юрты в другое место, так как, по их мнению, она закрывала вход в подземный мир карликов, которые по легенде являлись могучими волшебниками. Подобные же предания есть и у коми, живущих на Печорской низменности. Они также го-ворят о существовании маленьких человечков, живущих в подземном мире и умеющих творить чудеса. Коми утверждают, что именно они научили людей ковать железо.

Легенды о маленьких жителях подземного мира, умеющих обрабатывать металл и обладающих сверхъестественными способностями, сохрани-лись у всех северных народов. Кто эти карлики на самом деле? Сказать однозначно трудно. Однако, учитывая сверхестественный страх, испытываемый людьми в связи с этими невидимыми сущностями, а также случаи с туристами, - лучше не пытаться узнать жителей подземного мира поближе…

Все, что нельзя объяснить научным путем, вызывает у человека массу вопросов. Среди объектов, которые поставили в тупик многих исследователей, числится и Сейдозеро. Расположенное на Кольском полуострове, оно магнитом притягивает к себе туристов и любителей неизведанного. Что, в конечном результате, порождает еще большее количество домыслов и легенд.

Озеро – место с особым климатом

Сейдозеро – одна из составляющих Сейдъявврь (Сейдъявр), то есть государственного природного комплексного заказника регионального значения в Мурманской области, на Кольском полуострове. Само озеро небольшое, его длина около 8 км, ширина в разных местах достигает от 1,5 до 2,5 км. Высота над уровнем моря – 189 км.

Места относят к зоне тундры, но само озеро и близлежащие территории имеют особый микроклимат за счет прилегания гор. Благодаря этому здесь сохраняют свою популяцию редкие виды животных, и есть условия для выживания не характерных для полярных широт растений. Также Сейдозеро имеет очень высокий уровень зарыбления.

Красивый фотоколлаж об озере

Легенды окружающие озеро

Легенда о Куйве

Куйва – это мифологический великан из сказаний саамов, отображённый на наскальном барельефе, который напоминает человеческую фигуру в движении. Его высота около 75 м, поэтому очертания Куйвы хорошо видно издалека, особенно в зимнее время.


Легенду о Куйве пересказывают местные жители саамы. Она гласит о великане Куйве, который попытался убить предков саамов в долине Сейдозера. Куйва брал верх в борьбе и тогда саамы призвали своих богов защитить их. Боги разгневались на великана и превратили в изображение на скале.

Сегодня Куйву считают одним из главных сейдов в саамской культуре как место, где упокоился великан. Местные жители боятся Куйву и стараются без особой надобности не ходить вблизи, особенно женщинам, чтобы внутри ничто не закаменело.

Современные исследования показали, что Куйва может иметь природное происхождение, связанное с колонизацией характерных для тундры мхов и лишайников. Но полностью опровергнуть легендарное происхождение Куйвы наука не берется.

Легенды о сейдах

Название Сейдозера походит от саамского «сейд», что означает священный. Сейдами саамы называют камни, пни, озера и другие примечательные места, которые означают «недоступный загробный рай».

Самые распространенные сейды – это остроконечные пирамидки или скальные глыбы на «каменных ножках». На территории России их можно найти на Кольском полуострове или в Карелии. Доказано, что некоторые из них имеют современное происхождение и созданы местными жителями с целью привлечения туристов. Чего нельзя сказать о сейдах с тысячелетней историей близ Сейдозера.

Считается, что каждый из них имел свою легенду. В целом, сейды саамы делили на 2 вида: персональные и публичные. Первые пытались запрятать от постороннего глаза, другие ставили на возвышениях, чтобы видно было издалека.

Публичные сейды саамы посещали с определенной периодичностью и практически всегда приносили им жертву. О чем свидетельствуют останки черепов и рогов оленей.

Легенда о подземном городе

Существование подземного города на Сейдозере связывают с гиперборейской цивилизацией. Многие считают, что она никуда не пропала, а продолжает свое существование у берегов Сейдозера или на его дне. Согласно другой гипотезе, в древнем подземном городе обитают саамские шаманы.

В результате многих научных экспедиций удалось собрать некоторые факты, которые косвенно указывают на возможное существование подземных городов вблизи Сейдозера. Так, в 90-х годах прошлого столетия, ученые нашли наскальные письмена, руины сооружений из камней и прямоугольные плиты с ровными отверстиями.

Также вблизи озера исследователи обнаружили фрагменты стены, которая могла быть защитным сооружением и колодец с фундаментом. Все эти наземные находки вряд ли имеют природное происхождение.

Подземные города Гипербореи

Ученые не оставляли надежду найти доказательства существования города и на дне озера. В результате его обследования в начале 2000 годов, удалось обнаружить некие колодцы шириной 70 см, которые уходили под гору. Более глубокому исследованию помешало большое количество ила.

В результате обследования долины около озера приборы зафиксировали некую пустоту, которая начиналась после 9 м почвы. Нижний предел условной пещеры гидролокаторы и эхолоты так и не зафиксировали.

С научной точки зрения, в данной местности подобных объектов быть не может, но все же найденных доказательств мало для подтверждения гипотезы о существовании подземных городов.

Таинственная пещера Барченко

Александра Барченко считают великим исследователем Сейдозера. Именно он впервые организовал научную экспедицию в эту местность. В своих воспоминаниях он поделился тем, что местные жители отговаривали их отправляться по намеченному маршруту. Но Барченко был фанатичным исследователем, и продолжил свою работу над поиском следов Гипербореи.

В результате обследования были обнаружены: скала Куйвы, каменная вымощенная дорога, пирамиды из камней. Участники экспедиции со временем подружились с местными саамами и те привели их к самому загадочному месту. С виду оно напоминало колону в виде свечи, рядом лежал таинственный камень. Тут же был ход в пещеру, но проникнуть внутрь никто не осмелился. Всех членов экспедиции охватила паника, и они просто сфотографировались возле лаза.

Некоторые исследователи считают, что Барченко был близок к разгадке существования древней цивилизации, но советская власть приговорила его к казни и большая часть знаний была утрачена.

Легенда об острове Могильном и Богине вод

Остров Могильный – самый большой на территории Сейдозера. Это место для саамов считается запретным. На нем проводили обряды шаманы, поэтому на острове полно следов жертвоприношения.

Легенда гласит, что временами остров начинает двигаться и управляет им прекрасная Богиня вод. Она соблазняет мужчин и топит в воде Сейдозера.

Легенда о местном снежном человеке

Саамы считают, что в местностях около Сейдозера живет некий лесной дух Мёць-вуйнас. Он не причиняет зла тем, кто не шумит и не тревожит священные места. Но нарушителям покоя может помешать выбраться из территории.

Один из сотрудников оленеводческого совхоза «Тундра» Василий Галкин вспоминал, как местные жители запрещали детям шуметь вечером, чтобы не потревожить лесного духа.

Другие туристы вспоминают, как внезапно теряли дорогу и часами ходили на том же самом месте. Все эти явления связывают именно с гневом снежного человека.

Есть предположения, что Кольский полуостров в свое время населяли гипербореи. Именно с деятельностью этого мифического народа и связаны одни из главных легенд о Сейдозере.

Гиперборея – северная страна с древнегреческой мифологии

Гиперборею в произведениях античности упоминают как окраинную страну около полярного круга. Одни авторы считали, что она расположена в Гренландии, другие – на территории современной Карелии, но большинство локализовали ее именно на Кольском полуострове вблизи Сейдозера.

Видео-рассказ о таинственной Гиперборее от этнолога и кандидата исторических наук Светланы Жарниковой

Гиперборею воспевали как богатую и любимую богами, а жителей считали приближенными к самому Аполлону. Он же, по преданию мифов, часто навещал страну. Гипербореи, как и их покровитель, обладали высокими талантами к искусству, хорошо пели, танцевали и вели беззаботную, богатую жизнь. Смерть для гипербореев была облегчением от пресыщения удовольствиями.

Греки считали, что лучшие помощники и покровители Аполлона – Абарис и Аристей – были выходцами с Гипербореи. Они же учили древних греков культурным ценностям своего народа и обладали сверх силой.

То, что Гиперборея, а точнее некоторые ее описания – творческий вымысел, можно выяснить из некоторых упоминаний мудрецов. Так, в «Естественной истории» древнеримский ученый Плиний Старший упоминает страну как место с солнечной и приветливой погодой, богатой растительностью и благодатной почвой.

Мыслитель Тимаген в своих произведениях упоминал Гиперборею как страну, где дождь идет в форме медных капель. Местные жители собирали их и использовали как монеты.

Лукиан из Самосаты, который прославился как сатирик и общественный деятель, в сочинениях делал сравнение уклада Гипербореи и Древней Греции. При этом он наделял гиперборейцев сверх способностями, например, умением летать или вызывать духов покойников.

Все вышеперечисленные упоминания о Гиперборее современные историки рассматривают, как попытку древних народов описать что-то невиданное, чем в данном случае являются окраины материков.

Сейдозеро – место, где легенды и научные факты стоят ровно на чаше весов. Место, куда туристы едут не просто за новыми впечатлениями, а за поиском жизненной философии, которая храниться в водах озера и его окрестностях. Глубины Сейдозера сразу не понять, но полюбить за таинственность и богатый мир то ли мифических гиперборейцев, то ли самобытных саамов, можно с первого взгляда!

Где находится и как добраться из Москвы или Санкт-Петербурга

Озеро расположено в Мурманской области, на Кольском полуострове.

  • Самолёт или поезд. На самолёте можно добраться до Мурманска или на поезде до Оленегорска. Далее на автобусе или попутке.
  • Автобус. Из Мурманска и Оленегорска до посёлков Ревда и Ловозеро ходят рейсовые автобусы по 2 раза в день. Также, есть регулярное автобусное сообщение между этими двумя посёлками по 3 раза в день в обоих направлениях. Далее только пешком или на лодке.
  • Пешком или на лодке. От посёлка Ловозеро на лодке по одноимённому озеру, далее 1 км пешком по тундре. Можно пешком от посёлка Ловозеро напрямую по тундре — около 25 км. Кто-то предпочитает идти от Ревды — пешком, путь немного короче, чем от посёлка Ловозеро. От Ревды до озера раньше пролегала железная дорога, сейчас она разрушена.
  • Местный трансфер. Если вы останавливаетесь на турбазе «Юлинская Салма» (расположенной в центральной части Ловозера, на восточном берегу), то они организуют трансфер из посёлка Ловозеро, зимой и летом.

Как выглядит посёлок Ревда (в первой части видео)

Видео о том, как живут местные жители — саамы

Нойды - шаманы, некогда населявшие Кольский полуостров, что помогали живущим там народам, наставляя их на путь истины. Все жители полуострова беспрекословно им подчинялись и практически не знали бед. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается.

Колдуны, славившиеся своей тесной связью с природой, особой техникой гипноза и способностью обращаться в животных в своё время заинтересовали как советский НКВД, так и нацистскую оккультную организацию «Аненербе». Обе стороны хотели овладеть тайными знаниями шаманов и использовать их в военных целях, но даже под угрозой смерти пленённые нойды не поведали чужакам своих секретов.

Таинственное мерячение (гипноз) насылалось с помощью духов, с которыми нойды общались при определённых ритуалах. Мерячинием заставляли работать ленивых, примиряли врагов и наказывали преступников, превращая их в послушных марионеток. Шаманы говорили, что загипнотизировать кого-либо против воли добра невозможно - духи не допустят этого. За отказ сотрудничать почти всех нойдов истребили, а выжившие бесследно пропали, но и по сей день на Кольском полуострове можно найти следы их былого существования.

На некоторых скальных вершинах странным образом расставлены огромные камни, что называют сейдами. Самые большие достигают 10 метров в высоту и весят около 30 тонн. Именно сейды использовались нойдами для получения своих сверхъестественных способностей.

Как показали приборы, камни излучают радиоактивный фон, который по неизвестным причинам может со временем меняться. Экстрасенсы утверждают, что сейды обладают уникальной энергетикой, способной усиливаться от жертвоприношений. Более того, все эти мистические валуны образовывают собой некую ментальную сеть.

У живущих сейчас на Кольском полуострове саамов-лопарей много легенд на эту тему. В них рассказывается о духах и существах подземного мира, что по просьбе смертных создавали сейды для поклонения высшим силам и проведения обрядов. Само слово «сейд» с саамского языка переводится как «священный».

Можно вспомнить выражение Блаватской «Камень есть кристаллизованное Время». Принимая во внимание утверждение гениального русского учёного Николая Козырева о том, что время есть самая мощная энергия во Вселенной, вполне логично предположить, что сейды создавались для существ, способных контактировать с Энергией времени или так называемой каменной силой. Без сомнения нойды тоже могли пользоваться силой сейдов.

В наши дни огромные валуны, удивительным образом балансирующие на горных уступах, и старинные легенды - это всё, что осталось от этих таинственных шаманов.

Видео – Мистика Кольского полуострова

В Мурманской области, омываемый Баренцевым морем, расположился Кольский полуостров. Здесь редко ступает нога человека, и поэтому природа сохраняет свой первозданный вид. Бесконечное небо тянется над просторами полуострова до далекого горизонта, здесь царит тишина, какой она была со времен создания Земли. Для того, чтобы попасть на край света, где на сотни километров вокруг нету ни одного поселения, стоит отправиться на Кольский полуостров.

Не смотря на свою отдаленность и практически безлюдность, Кольский полуостров все-таки полезен человечеству – здесь развивается металлургия, а вот рыбный промысел пришел сюда лишь в 20ом веке. До этого момента губернатор области маркиз де Траверсе запрещал сооружать на территории полуострова китобойные и рыбные компании, хот все к этому шло. Пейзаж Кольского полуострова, помимо моря, изрезан водной гладью – здесь расположено 105 593 озера и около 30 000 рек и речушек.

До сих пор это место не дает людям покоя, ведь вокруг пустынных загадочных лесов и пущ выросло уже множество мифов и сплетен. Если говорить о сплетнях, то в интернете их можно найти сотни. Почему на Куэльпоре и Ангвундасчоррее взрывали атомные заряды Что за странные бетонные круги возле Лииназамара Для чего строились лабиринты, и кем были первые поселенцы полуострова Увы, ни один из этих вопросов еще не получил свой ответ.

Что же касается легенд, то за столько лет о полуострове ходило много мифов, авторство большинства из которых приписывают саамам и поморам, обитавшим на Кольском берегу. Очереди из экспедиций тут не заканчиваются, а тропы натоптанные учеными не зарастают. Тут ищут снежного человека, Гиперборею, инопланетян и останки метеоритов.

Наиболее увлекательные факты из истории Кольского полуострова касаются знаменитых на всю Европу саамских колдунов. В Средние века шаманы из Лапландии будоражили воображение путешественников, пугали викингов и вызывали интерес правителей. Колдун тут был в каждой семье, и даже не по одному. Весь секрет в том, что самцы не воспринимали магию, как дар свыше, а скорее как навык, которому можно обучиться у родственников или подсмотреть у соседей.

На территории Кольского полуострова можно найти древние лабиринты, назначение которых не известно до сих пор. На скале возле берегов Сейдозера можно найти каменное изображение человеческой фигуры высотой 74 метра. Говорят, это окаменелое тело кровожадного великана Куйва. Посреди труднодоступных болот можно найти древние пирамиды загадочного происхождения. А по всему полуострову то тут, то там разбросаны огромные одинокие валуны – сейды, – которые служили некогда шаманам для обмена энергетикой.

Чудеса чудесами, а одним из самых необычных для рядового туриста явлений на Кольском полуострове является то, что место это живет в режиме полярного дня и полярной ночи, которые длятся приблизительно по 2 месяца. Близость к магнитному поясу становится причиной еще одного природного чуда, которое дарит путешественникам Кольский полуостров – северное сияние.