Необходимая информация о сербии и черногории. Внезапное путешествие в сербию на автомобиле из черногории От белграда до черногории моря

Из Белграда в Черногорию мы решили поехать на поезде. Быстрее, конечно, самолетом. Из белградского аэропорта до черногорского Тивата лететь примерно один час, организовано несколько рейсов в день. Но это не была деловая поездка, а исключительно туристическая, первое знакомство с Балканами. И путешествие на поезде обещало быть интересным: середина лета, 15 часов поездки по удивительно живописной дороге.

Поездку организовывал и планировал я сам, и поэтому, конечно, важно было точно знать расписание движения поезда и всю информацию о переезде: какие вагоны, стоимость билетов и их наличие. Решил купить билеты заранее, еще в России, потому что каждый день был расписан, были забронированы отели, куплены билеты на самолет, заказаны экскурсии и т. д.

Узнал, что у сербских железных дорог есть сайт www.zeleznicesrbije.com

Сайт на двух языках сербском и английском. Сначала нужно пройти регистрацию, на электронную почту придет логин и пароль, путь к услугам сайта открыт. Чем точно помог сайт? Во-первых, я точно знал расписание движения, а именно что поезд отправляется один раз в день, а не два, как было написано во всех отзывах. Раньше были дневной и вечерний поезда, но по какой-то причине дневной отменили, остался только тот, который отправляется с белградского вокзала в 18-05 и прибывает в черногорский Бар в 9-52. Бар это конечная остановка, а за час до него есть остановка в столице Черногории — Подгорице. Собственно говоря, других остановок предусмотрено не было. Также стало понятно с размещением, ехать всю ночь в 6-ти местном сидячем купе за 29 евро на человека мы не хотели, предпочитая комфорт, выбрали Double cabin -купе на двоих за 40 евро с человека.

Сайт позволяет забронировать места, но возможности купить билеты on-line нет. При этом бронь действительна ровно одни сутки. Надо рассчитать, чтобы успеть на белградский вокзал до deadline и выкупить билеты. На электронную почту приходит квитанция брони, с указанием Internet number, который и надо показать кассиру.

Так мы и сделали. Но по-моему, кассир на вокзале удивилась что есть интернет бронирование, во всяком случае, билеты были и мы купили что хотели. Небольшой совет, билеты надо брать обязательно с резервацией т. е. с точным указанием места, они на несколько евро дороже, на зато гарантирована посадка. Билеты без резервации дают право на посадку на свободные места, если таковые будут, если нет, то ждите другого поезда.

О поезде. Когда-то, лет 40 назад, это было чудо современной техники. Все продумано, эргономично, комфортно, но время свое берет. За долгие годы эксплуатации техника устала, истрепалась. Но, тем не менее, нам понравилось. Двухместное купе было достаточно удобным, особенно приятно удивили полки. Для меня, с моим ростом — 1, 88, поездку в российских поездах комфортной не назовешь, приходится спать в позе эмбриона в чреве матери. Здесь проблем не было: полка длиной не меньше 2-х метров и шире российской коллеги раза в 1,5.


Спасть было максимально удобно. А вот туалеты разочаровали, далеко до современных стандартов и оказались не очень чисты. Чай, кофе тоже не предлагали, еду и напитки берите с собой.

И последнее, вид из окна.





Если вы помните, в прошлом году я рассказывала о своем пребывании в гостях в семье дочери на Черногорском побережье и знакомстве с некоторыми другими районами этой чудесной страны.

Так вот представьте себе, что я решила приехать вновь в эти края – настолько меня впечатлила Черногория своими красотами и душевным гостеприимством местного народа.
Правда, на сей раз я напишу о нашем совместном путешествии в Сербию, опустив прелести черногорского отдыха — об этом в другой раз.

Итак, поскольку в этом году удалось приехать больше чем на месяц, по истечении 30 дней я вынуждена была выехать за пределы границ Черногории – таков уж закон. Дети, недолго думая, решили свозить меня в Сербию, а заодно и самим прокатиться, раз такое дело. Местом остановки был выбран Златибор – горнолыжный курорт в двух часах от черногорской границы.

Чтобы к нему приехать, нужно держать путь через северные районы Черногории- Жабляк, Плевлю. Но сначала с побережья надо подняться в горы. Думала, что море будет бесконечно. Ошиблась. Однако, в самом начале виды Боко-Которской бухты завораживают.

Потом долгой и нудной вереницей тянулись не горы- скалы: по большей части голые, каменистые, устрашающие… Правда, по дороге кое-где имелись-таки заселенные равнины.
Каково было счастье увидеть среди этого каменного мешка, невольным заложником которого себя ощущаешь в данном районе, озеро (дочь назвала его «Слано»- соленое то есть) близ Никшича. Красивое зрелище. Есть несколько смотровых площадок, с которых можно сделать неплохие кадры.

Единственный и довольно весомый минус не только на данном участке, но и на всех других популярных туристических маршрутах, — мусор вдоль дороги.

Итак, продвигаясь все дальше на север, мы наблюдали явный перепад природных зон: все больше хвойных растений, все меньше каменистых гор. А уж когда въехали в общину Жабляк, то я не удержалась от восклицания «Ну чем не Швейцария?!» Холмы, перетекающие в долины, покрытые мягким ковром сочной, нежно-зеленой травки… Кое-где видны островки ельника.

Время шло к обеду, и мы решили «подзаправиться» чем-нибудь более солидным, нежели снеки, имеющиеся в машине. Тем более после зигзагообразной дороги возле Шавника очень хотелось побродить по свежему воздуху, и что самое главное — по ровной поверхности, а то голова шла уже кругом. В общем, зять уверенно вел машину по направлению к облюбованному ими отелю «Полярная звезда», где их радушно встретил персонал гостиницы – узнали.

Мне очень понравилась территория и сама атмосфера отеля – деревянные постройки, ухоженные газоны и лужайки, детская площадка, насаждения разных деревьев и неизменные петуньи в горшках. Все очень гармонично.



Мы сели на открытой веранде. Заказали мужчинам блюдо быстрого приготовления (омлет то есть), сами взяли по шопскому салатику – я его тут очень полюбила. А еще нам принесли очень вкусные домашние лепешки. Я даже попросила дочь, чтобы она перевела, что мы хотим купить пару штук таких себе в дорогу. Кстати, они нам потом пригодились –мы ими перекусили по пути (они круто посоленные, как раз то что надо на серпантине) и позавтракали на следующее утро уже в Златиборе.

Немного передохнув, мы снова тронулись в путь. На сей раз без остановок на последующие 3 часа.

На границе не было пробок. Прошли быстро и безболезненно.

Первый крупный населенный пункт на пути к Златибору- город Приеполье, примечательный, на мой взгляд, лишь необычной архитектурой домов с забавной формы крышами, соседствующими с мечетями.

Та же картина наблюдалась и в Нова Варош – высоченная мечеть, возвышающаяся над городом, установленная на склоне горы, а ближе к дороге – католический собор. И та же необъяснимая «необычность» тамошних построек. Это нельзя описать, это нужно только видеть.

Еще по дороге было симпатичное Златарское озеро с водой бирюзового цвета, образовавшееся в результате постройки ГЭС на реке Увац.




И везде луга, «разбавленные» редкими поселками или одинокими домишками.



Не прошло и часа как мы уже подъезжали к Златибору, месту, окруженному сосновым бором.

Уже издалека город «выдавал» себя – по высоким строениям гостиничного типа с зелеными крышами причудливой формы мы сразу поняли, что прибыли к этому знаменитому сербскому курорту.

Проехав через центр городка, мы выехали на нужную улицу, на которой зарезервировали апартамент в частном отеле. Скажу так – реальность даже превзошла все наши ожидания! Такое я видела только в кино да в туристических теле-путеводителях: чистые ухоженные улочки с как будто только что отстроенными коттеджами, все аккуратно, просто слезы наворачиваются от такого человечного отношения к окружающей обстановке. Дальнейшие фото сполна расскажут о месте нашего ночлега. Добавлю только, что номер с одной спальней нам обошелся всего в 45 евро!





Распаковавшись и переодевшись, мы поехали гулять в город, центр которого находился всего в 800 метрах от дома. Городишко, в принципе, не большой. Но очень приятный: клумбы с цветами, а-ля Арбат со всевозможными предложениями местных художников и умельцев, ну и конечно, самое главное — все эти хорошенькие домики с большим количеством дерева.






Внук сразу углядел аттракционы в луна-парке, все просился туда. Но мы решили сначала поужинать. Однако, как истинные женщины, с дочерью задержались в магазине детских товаров, а парни тем временем развлекались на каких-то машинках и тому прочее перед входом.

К слову сказать, о ценах в Сербии. Очень приятные. Действуют хорошие акции и скидки. Летнюю бейсболку купили за 4,5 евро, тогда как в Герцег-Нови она стоит 8. Джинсы внучке взяла за 18 евро. Шортики за 7. Осталась довольна покупками: и ценой, и качеством.

Вдоволь нашопинговавшись, решили присесть в какое-нибудь кафе покушать. Соблазнились запахами жареного на гриле мяса. Так и примостились в симпатичном кафе возле дороги, где готовят еду как на вынос (сэндвичи с лепешками из рубленого мяса и чевапами), так и на заказ.

Обслуживал нас шустрый серб, хорошо говорящий на русском. Мне дети заказали гурманску плескавицу, себе пунену (фаршированную сыром и пршутом, правда, тут вместо пршута была мелко нарезанная вареная колбаса). И хотя мы достаточно долго ждали заказ, оно того стоило! Мясо просто во рту таяло, а эта корочка… Пальчики оближешь!

Порция огромная! Я кое-как смогла доесть свою котлету, дочь же даже с внуком пополам не осилили. Невероятно сытно. По ценам вышло тоже очень демократично.

Довольные, вышли из кафе в направлении луна-парка, куда нас настойчиво вел наш маленький командир. Правда, мы немного боялись, что пойдет дождь- гром уже многозначительно гремел неподалеку. Тем не менее, сначала мы отправились в парк развлечений, где есть даже кинотеатр 5D! Цену его не узнавали, но не думаю, что это сильно дорого.

Побродив немного между пятью аттракционами, мы с дочкой все же улизнули на рынок. Уже практически все было закрыто к тому времени, но кое-что мы успели прикупить для хозяйственных нужд, так сказать.

Например, самошитые тапочки на войлочной подошве я купила всего за 2,5 евро! Даже китайские дороже стоят. Внучке вообще за 2 взяла. Такой хороший ларек, просто чудо! Все натуральное. Особенно впечатлили кожаные изделия. Невесомые. И недорогие. Владельцем оказался очень приятный старичок, который сам держит это производство. Низкий поклон таким людям за их труд – нелегкий, но качественный!


Подошли мы и к другим ларькам. Чего там только нет! Преобладают, конечно, товары сувенирного плана. В основном из дерева – отличительная черта данной местности, ее богатство. Были потрясены в одном месте очень низкими ценами. Фото прикладываю. Курс сербского динара к евро 1:100 (приблизительно).



На прилавках увидели в продаже кизил. Но купили в итоге малину. На ночь попили с ней чай- очень хороша пошла- крупная, душистая.

Конечно, прогулялись мы и по Златиборскому «променаду». Тут также торгуют сувенирами. Приобрели пару магнитиков занятной формы, характеризующих особенности региона. Стандартная цена – 100 динаров (1 евро).

Прониклась уважением, когда увидела следующее:

Вот как нужно любить свой край, его природу, чтобы заставить и других относиться к природным богатствам своей родины должным образом! Молодцы!

Умилила и одновременно рассмешила вот такая поликлиника.

Сельская, одним словом.

Ну, и ларьки в виде домиков с остроугольными крышами, естественно.

Все это очень оригинально и мне лично в новинку.

Мы также дошли до искусственного Златиборского озера. Оно правильной прямоугольной формы, на его берегах установлены кафе, на поверхности имеются катамараны. Но оно такое неухоженное! Идет запашок. Мы там долго не задержались, а двинулись вдоль него, по площади. Вечером там чего только не увидишь. Например, вот такие ростовые куклы, которые отворачиваются при попытке сфотографировать их бесплатно.






Зато с этим мужчиной можно за просто так. 😀

Не удержались и подошли к книжным развалам- любовь к печатной продукции у нас с дочерью маниакальная. И вот что бросилось нам сразу в глаза.
Дочка в итоге купила сборник рассказов известных сербских детских писателей, который перед сном почитала внуку. Сказала, что очень хороший. Поверю на слово – другого не остается, когда не знаешь языка…

Итак, вечер прошел вышеописанным образом, а утром мы отправились в волшебное путешествие – путешествие в прошлое, а именно по старой железной одноколейной дороге, названной Шарганской осмицей (восьмеркой).

От Златибора до Шаргана приблизительно минут 30-40 пути. Дорога лежит в живописной местности: горы — просто густая заросль елок вперемежку с лугами и небольшими населенными пунктами.







Там хорошие ориентиры, так что заблудиться нельзя. Я отметила еще одну привлекательную особенность данного края- все вывески и указатели установлены под крышей – своего рода домик, чтобы надпись не стерлась и не выцвела.


Путешествие по узкоколейке начинается со станции Мокра Гора – просто дивное местечко, восстановленное в духе прошлых столетий.





Здесь есть действующая гостиница, а наверху строится деревянный комплекс коттеджей. Все в этно-стиле. Очень оригинально и красиво! А за ним растут дикие яблони (очень вкусные, сладкие яблочки!), барбарис, шиповник и черноплодная рябина.




Тут же находится ресторан, при котором расположена своего рода жаровня или пекарня. Вообще, все продумано для приятного отдыха.








Говоря о данном месте и маршруте, уместно будет озвучить стоимость сего предприятия. Билеты на паровозик стоят 600 динаров. Это менее 6 евро. Дети (по-моему, до 12 лет) бесплатно. Таким образом, 2,5 часовая поездка на троих взрослых и пятилетнего ребенка обошлась нам всего в 18 евро. Я считаю, это совсем не дорого.

Поезд отправляется по маршруту дважды в день: в 10.30 и 13.25. Мы выбрали утренний рейс, поскольку дальше была запланирована поездка в близлежащую деревню Эмира Кустурицы, и не только у нас одних. Но об этом чуть позже.

Дочь где-то прочитала, что иногда билетов на всех желающих не хватает, и потому нужно приезжать заранее. Однако мы выяснили у хозяйки апартаментов по поводу этого волнующего нас вопроса, на что она ответила, что никакой проблемы на самом деле нет. Тем не менее, на станции мы были уже в 9 часов утра, одними из первых желающих попутешествовать на ретро-поезде.


Хотя, забегая вперед, скажу, что по прибытию на станцию мы увидели толпы народа и битком забитую автомобильную стоянку. Так что очень даже может быть, что рассказы о дефиците билетов вполне правдивы.

Нам же достались сидячие места в вагоне… полном китайских туристов!

Они оказались суетливыми и довольно шумными. А еще старомодными… Но не суть.

Итак, поезд тронулся… и мы покинули свои места, заняв своеобразный балкончик рядом с подножкой вагона. С такой позиции обзор был намного лучше. И внуку было интересно- все же впервые катался на поезде, чему был несказанно счастлив.

Итак, Шарганска осмица. То есть восьмерка, так как линия с высоты напоминает очертания именно этой цифры. Проходит эта узкоколейка через 22 туннеля, разных по длине, абсолютно темных, а кое-где и мокрых. И, скажу вам, холодных. Так что имейте в виду: будете в здешних краях – берите куртки!

Конечно, дорога пролегает в весьма живописном районе. Не зря Кустурица выбрал данное место для снятия своего фильма «Жизнь как чудо». А вот, собственно, и легендарная станция «Голубичи», где разворачивалось действие киноленты.







По дороге встречаются, например, такие вот одинокие беседки.

Да и вообще, виды открываются просто потрясающие.




Весь путь занимает порядка 2,5 часов. До станции Витаси поезд едет без остановок, что, на наш взгляд, показалось неразумным, поскольку на обратной дороге уже не хочется смотреть все во второй раз (потому внук сдружился с сербским мальчиком, и они вместе занимались своими делами в вагоне).

Тем не менее, все фотографируются, гуляют, едят мороженое. На все- про все есть от 10 до 20 минут. Иногда меньше.






Каждая станция имеет свое назначение и свою историю. Нам больше всего понравилась Ятаре с ухоженными газонами и небольшим водопадом, стекающим по скале, а также пешеходной тропой вдоль соснового бора над станцией.

Многие туристы предпочитают «оттянуться» в Белграде, после чего двинуть на пляжи Адриатического моря – в соседнюю Черногорию. И это правильно, особенно летом. А для достижения этой цели нет лучшего транспорта, чем старый добрый поезд. Почему? Во-первых, поездка на поезде обойдется вам в 3 раза дешевле, чем на самолете. Во-вторых, железная дорога проложена большей частью в горах, поэтому из окон купе вас ожидают такие потрясающие виды, о которых вы еще не раз будете вспоминать.

Кстати, если вам нужно недорогое, но качественное жилье, рекомендую воспользоваться поиском дешевых отелей в Сербии и Черногории.

Итак, приступим к покупке билетов. Для начала определимся, куда именно едем? С большой долей вероятности вы будете выбирать между Будвой и Баром – самыми востребованными черногорскими курортами. Первый славится своей исторической частью и пляжами, второй – более развитой инфраструктурой. Правда, через Будву не проходит железная дорога, поэтому придется выйти на ближайшей к городу станции, и далее добираться на автобусе.


Предположим, вы направляетесь из Белграда в Бар. Для начала вам нужно узнать, в какое время отходит поезд в заданном направлении. Заходим на сайт Сербских железных дорог и, выбрав английскую версию, регистрируемся – w3.srbrail.rs/eticketing/. Снова заходим на сайт, но уже под своими логином и паролем, и видим следующую картину:

На последнюю опцию Purchase tickets (Покупка билетов) не обращайте внимания, данный сервис не работает. Первая опция Train times and prices (Расписание поездов и цены) также бесполезна: необходимо знать точное время отправки поезда. А как его узнать, если мы сами ищем? И тут на помощь приходит средняя опция Seat reservation (Бронирование билетов). Здесь можно оперативно отыскать нужную информацию, и при желании забронировать билеты. Заходим:

Перед нами форма поиска, которую нужно заполнить. Город отправки – Beograd, конечный пункт – Bar, затем желаемую дату поездки. Справа еще есть табличка с выбором класса билетов. Пусть вас не пугает «ассортимент». Как минимум треть будет не доступна. А вообще, если вы едите днем, не заморачивайтесь, и смело берите билеты 2-го класса. Когда мы покупали билеты в первый раз и нам достались места во втором классе, мы опасались, что это нечто среднее между задрыпаной электричкой и плацкартом. На деле оказалось очень приличное купе с шестью сидячими местами, которые могут трансформироваться в раскладушки. Другое дело, если ваш поезд отходит ночью, тут «раскладушками» не отделаешься, и нужно брать полноценное купе, чтобы нормально выспаться. Замечу лишь, что Tourist cabin – это купе с полками, расположенными друг над другом.


Отметив интересующие позиции, жмем кнопку поиска. В результате получаем:

Здесь можно выбрать подходящее время отправки (Departure time), кликнув по нужному направлению. Далее появится дополнение к странице:

«Type of seat» – где хотите сидеть: у окна (window), посерединке (Middle) или с краю (Passage).

«Number of reservations» означает количество билетов. Если берете два с пометкой «window», значит, один человек будет у окна, а второй рядом, посерединке. Чтобы два человека были у окошка, друг напротив друга, нужно бронировать каждый билет отдельно.

«Car transport?» – если вы без машины, а я подозреваю, что так оно и будет, просто оставляете галочку напротив «No».

Обратите внимание , что при выборе опций автоматически выскакивает стоимость бронирования (не билета!) в динарах. Билет обойдется в разы дороже. Для сравнения: летом 2015 года стоимость бронирования двух билетов в город Бар была 732 динара (6 евро), а непосредственно билеты в кассе продавались за 4,615 динар (38 евро).

Нажав на кнопочку «Next», видим следующее:

Здесь для сверки подытожена вся информация о билетах. Если вы просто интересовались – ничего не делайте, просто закройте страницу. В ином случае жмите «Finish», и на ваш почтовый ящик, указанный при регистрации, придет бронь (по-сербски rezervacija). Файл в формате pdf нужно будет распечатать, и в течение 24 часов предъявить на кассе, чтобы выкупить билеты.


Если вы и так находитесь в Белграде, то сразу идите на центральный ж/д вокзал. К слову сказать, такого зачуханного вокзала я не видел с конца 90-х годов. Последний раз нечто подобное я встречал в захудалом украинском городишке. А тут столица… В общем, если нервы крепкие, заходим через центральный вход, проходим вперед и чуть левее находим окошко международных направлений. Здесь нам предстоит долгий и мучительный разговор. Дело в том, что в 99 % случаях кассир не будет знать никакого языка, кроме сербского. Поэтому, если вы рассчитывали объясняться на английском, вас ждет конфуз. Чтобы его избежать, предлагаю сделать заготовку.

Для этого нам понадобятся бумажка с шариковой ручкой и Гугл-переводчик. На основе данных, полученных с сайта, пишем на сербском языке следующее:

BAR
2 MECTA
12.07.2015
09:10
2 CLASS
ПОРЕД ПРОЗОРА

Последнее означает «у окна». С остальными пунктами, полагаю, все ясно.

Здороваетесь и протягиваете бумажку кассирше. Если заявленные места в наличии, доставайте кошелек. Если тетя начнет задавать вопросы на неведомом языке – включайте интуицию. Мне только она и помогает понимать сербский язык, несмотря на всю близость его с русским или украинским собратьями.

И еще один очень важный момент . Если вы пришли в кассу без брони, то перед тем, как продать билет, кассир обязательно спросит: будете брать с бронированием (rezervacija) или без? И наши люди, опешив, говорят «без». И, правда, зачем переплачивать за бронирование, если вы покупаете билет сразу! Подвох заключается в том, что в Сербии есть два типа билетов – с бронированием и без. На практике это означает билет с местом или без. Да-да! Если у вас билет без «резервации», вы подходите к проводнику поезда, и если есть свободное место, он вас туда садит. Если нет – ждете следующий поезд с надеждой, что будут нераспроданные места. Ждать так можно долго, в зависимости от сезона. Зато у таких билетов срок действия полтора месяца. Так что если никуда не спешите, можете немножко сэкономить. Но возникает резонный вопрос: а стоит ли?

Один из распространенных путей в Черногорию лежит через Сербию, её столица – Белград – связана с большинством городов Европы авиа и железнодорожным сообщением. Из Черногории в Белград можно добраться на автобусе или поезде.

Удивительные пейзажи горных районов Черногории

Поезда отправляется из города Бар, один утром в 9:00, второй вечером в 19:00. Билеты стоят недорого, цены на них колеблются в диапазоне от 20 до 30 евро. В пути поезд находится 12 часов, поэтому если решитесь на поездку, постарайтесь запастись в дорогу едой.

Из общественного транспорта для совершения поездки в Белград отправляющийся утром поезд – наиболее интересное средство передвижения. Он позволяет совершить удивительную экскурсию через горы Черногории и Сербии, увидеть красивые реки и живописные каньоны, высокогорные деревни и старинные крепости.

Скадарское озеро предстает взору, когда отправившийся из Бара поезд выныривает из длинного тоннеля

Каньон реки Морача считается одним из самых красивых в Черногории

Железнодорожный вокзал Подгорицы

После того, как поезд выезжает из Подгорицы, он начинает постепенно набирать высоту

Высота опор этого моста составляет 200 метров!!! Дух захватывает, когда поезд по нему проезжает

На одном из участков пути поезд так высоко забирается в горы, что становятся видны заснеженные вершины

Горы на востоке Черногории менее скалисты и как будто покрыты бархатом

Колашин – альпийская деревня в Черногории

Погранпереход между Черногорией и Сербией – единственное, что разделяет эти страны

В Сербии цвет воды в реках уже не лазурный, а коричневый

Постепенно поезд спускается с гор и по пути начинают попадаться красивые сербские города

комментария 4

  1. Ольга пишет:

    Добраться из Черногории в Сербию можно различными способами. На поезде, конечно же, дешевле. Но здесь есть одно неудобство — поезда всегда опаздывают. Поэтому имейте это в виду. Но во всем остальном путешествовать на поезде одно удовольствие.

    По моим ощущениям половину пути мы провели в каких-то тоннелях. Но вот оставшуюся половину наблюдали невероятные пейзажи за окном поезда, подобные тем, что представил на фотографиях автор статьи. Скалы в 40 сантиметрах от окна, кажется, высунул бы руку и потрогал 🙂 Пропасти, горные реки, ущелья, везде много бегающих горных козлов, море и Скадарское озеро.

    Что касается самого поезда Бар-Белград-Бар, то он очень долгий. Но очень комфортный. В никакое сравнение с автобусом его даже не ставьте. Вот только я советовала бы не брать самые дешевые билеты. Купе будет лучшим вариантом. Мы приехали отдохнувшими и безумно довольными. И если вы едете из Бара в Белград и обратно, то лучше купите билеты обратно в Сербию в ее столице, поскольку в Баре билеты продаются только на вокзалах, а их там ограниченное количество, что будет не совсем приятно.

  2. Наталия пишет:

    Спасибо за фотоотчет,прекрасные места уже хочу там побывать.

  3. HHH пишет:

    Я ездила в Сербию из Черногории как на поезде, так и на автобусе. И каждый раз поездка у меня вызывала восхищение. Каньоны невероятной красоты и при этом леденящие кровь горные серпантины. Но такое останется в памяти на всю жизнь. Еще бы я хотела однажды взять рюкзак и пройти вдоль каньона пешком.

  4. Anton пишет:

    Не только вы обратили внимание на опасность автомобильных дорог Черногории. В Европе уже давно черногорские дороги считаются одними из самых сложных. Такой рейтинг они получили благодаря большому количеству неудобных серпантинов, ограниченному обзору и местам, откуда беспрепятственно можно съехать в пропасть. Еще один неприятный фактор на дорогах Черногории — частые оползни. И даже порой небольшой обвал камней может сыграть роковую роль в чьей-то жизни.

    Говорят, что водители в Черногории уже привыкли к казусам местных дорог и спокойно там ездят. Однако, статистика показывает обратное — в Черногории на горных дорогах очень много аварий. Поэтому поддерживаю идею ездить из Черногории в Сербию на поезде.

    Вот еще несколько негативных фактов о дорогах Черногории:
    — многие тоннели в Черногории не освещаются
    — в Черногории есть тоннели с большим количеством поворотов
    — автомобильные дороги Черногории часто используют для перегона скота
    — большинство горных дорог в Черногории имеют по одной полосе в каждую сторону, и бывают случаи собирания длинной вереницы машин из-за какого-нибудь одного крайне медленного водителя

Самые яркие впечатления от нашего наземного путешествия из Албании в Россию и обратно оставила поездка на поезде из Белграда в Подгорицу.

Железнодорожное сообщение между Белградом и портовым городом Бар в Черногории было открыто в 1976 году. Маршрут протяженностью 467 км, из которых 301 км поезд идёт по Сербии с невероятными пейзажами горных и равнинных ландшафтов. По дороге из Албании в Россию мы ехали ночным поездом, а на обратном пути в марте специально купили билеты на дневной поезд, чтобы полюбоваться весенней природой.

Из Белграда поезд отправляется в 9 утра и прибывает в Подгорицу в 19.30. Целый день в пути нас не смущает! В поезде всего 5 вагонов, из них 3 пассажирских, 1 вагон-ресторан и головной вагон машиниста. Стоимость наших 2 билетов в мягком вагоне в одну сторону составила 34,5 евро. Дополнительно можно оплатить около 6 евро за резервацию мест. Нам толком не удалось посидеть на своих местах во время поездки, т.к. мы практически всю дорогу не отлипали от открытых окон, впускающих свежий воздух полей, гор и рек и открыващих перед нами невероятные красоты Сербии...

С зелёных лугов мы попадали в заснеженные горы...

Поезд то и дело нырял в туннели, которых на пути более 200 общей протяжённостью 114 км...

Мы поднимались на несколько сотен метров в горы (максимальная высота 1032 м в черногорском Колашине, именно здесь находится популярный горнолыжный курорт)...

И затем снова спускались на зелёные равнины...

На пути из Белграда в Бар 435 мостов...Поездка захватывает дух!

Фотографии, конечно, не передадут и половины эмоций и чувств, которые можно испытать, проехав на поезде по маршруту Сербия - Черногория. Балканы не перестают удивлять нас своей искренностью, спокойствием и теплотой души...

А это пограничная станция, через пару часов мы прибудем в Подгорицу, откуда отправимся в Албанию.