Паленке, мексика древний город майя фото отчет путешествия. Пирамиды Майя Паленке, Мексика. Джунгли, водопады и висячий мостик Дворец паленке

Город Паленке

В речной долине был расположен древний город майя Лакм-Ха (современное название Паленке) столица царства Бак, (VII-VIII вв.). Его храмы признаны наиболее изящными произведениями цивилизации майя «классического периода», далекие от первобытной тяжести сооружений Тикаля и от пышного великолепия Копана.

Центр города, где расположена главная группа зданий, пересекает горный ручей Отолум, над который сооружен сводчатый туннель. На запад от ручья лежит дворцово-храмовый комплекс, на восток – прямоугольная площадь, к которой примыкают храмами.

Здания в Паленке возведены из щебня, уложенного в известковый раствор, и облицованы кусками камня, покрытых стуком.

Храмы главной группы сооружены по одинаковой схеме. Они представляли собой невысокие ступенчатые пирамиды. Лестница главного фасада вела к святилищу на вершине пирамиды, увенчанного гребнем. Камеры святилища были гораздо просторнее, а стены более тонкими в сравнении с святилищами Тикаля. Под гребнем, вдоль всего строения святилища, проходила массивная стена, несущая на себе его вес. На главном фасаде святилища размещались три широких входных проема с деревянными перемычками. Столбы главного фасада были тонкими, от чего он приобретал вид портика.

Храм увенчивает невысокий гребень, значительно больших размеров, чем в Тикале, с пустотами для облегчения его веса. И святилище, и храм были покрыты стуком с тонко выполненной резьбой.

Три храма в городе являлись также гробницами жрецов и вождей, которые размещались в толще пирамиды, что в целом не было характерно для культуры майя. Единственное уцелевшее захоронение - короля Ханаба Пакала II - находится в храме Надписей (первая половина VII в.), обращенного фасадом к площади перед Дворцом.

Саркофаг Пакала Великого, украшенный барельефами и накрытый каменной плитой тонкой работы, был помещен в специальной сводчатой камере в основании восьмиступенчатой пирамиды. Стены крипты были украшены стуковыми рельефами.

Перед камерой располагается каменная урна с останками шести юношей, принесенных в жертву. От святилища храма к погребальной камере вела двухмаршевая лестница на глубину 24 м, проход в которой был закрыт огромным камнем. Вдоль одной из стен прохода проходил квадратного сечения канал для «общения» с душой погребенного из святилища. Вход в камеру перекрывала каменная плита, проходы к саркофагу был засыпан щебнем и крупными камнями.

Дворцовый комплекс Паленке был возведен на гигантской платформе высотой 10 м, на которую вели две лестницы, подходящие к воротам ограды. Дворец неоднократно перестраивался. В основном, строения дворцового комплекса группировались вокруг двух больших (на северной стороне) и двух малых дворов. Предполагают, что северная часть комплекса являлась резиденцией правителя, а в южной помещались слуги и гарнизон. Каждое помещение было разделено продольной стеной и содержало два ряда сводчатых комнат, освещаемых через дверные проемы. Стены Дворца были украшены стуковыми рельефами и фресками. Вода в помещения поступала от ручья Отолум подземным акведуком, вблизи башни были устроены паровая баня и уборные

Многоэтажные здания редко встречались в архитектуре майя, таким примером является башня Дворца в Паленке. Башня поднималась на 4 яруса, нижний был сплошной. Лестницы проходили в каменной толще башни. На верхнем ярусе были обнаружен трон. Как во многих городах Древней Америки, в Паленке поблизости от Дворца были обнаружены руины стадиона для игры в мяч

Паленке было тем, ради чего все затевалось. Я задавал себе много раз вопрос – какие ожидания были у меня от Паленке ? Что я хочу там почувствовать и увидеть? Тайна всегда манит нас возможностью разгадки, но Паленке скорее ставит больше вопросов, чем дает ответов. И, тем не менее, благодаря Паленке я укрепился в некоторых своих мыслях и догадках, хотя полной картины, думаю, не будет никогда…

Но для начала, как обычно, формальности и ориентиры.

Добраться до Паленке можно не только на машине – туда ездят автобусы из многих городов Мексики. Сама археологическая зона находится на окраине от маленького одноименного городка, причем автовокзал расположен от нее довольно близко.

Археологическая зона открыта с 08.00 до 17.00, билеты продают до 16.30. Вход в Паленке: парковка 20 песо, въезд на территорию заповедника 32 песо на человека, вход в археологическую зону - 70 песо с человека.

Напомню о том, что актуально в подобных археологических зонах Мексики: важно взять с собой достаточно воды, и хотя Паленке находится в Чиапасе, где не бывает таких сильных засух, как на Юкатане, тем не менее, в джунглях душно, и вы теряете запасы воды едва ли не быстрее, чем на открытом палящем солнце при жаре более 30.

Паленке – достаточно большая археологическая зона, и если вы хотите обойти ее целиком, то, возможно, стоит взять с собой и что-то для перекуса – вы можете там провести 3-4 и даже более часов, особенно если приплюсовать музей.

Не доезжая входа в археологическую зону будет вход в эко-парк, по сути – кусок джунглей, по которыми протоптана тропинка. Там можно увидеть небольшой водопад, если захочется – искупаться в речке, но самое интересное – тесно пообщаться с обезьянами-ревунами, рассмотреть которых порой непросто, зато слышно их за сотни метров.

Помнится, когда мы шли по той тропинке и вполне отчетливо слышали громкий рев, а при этом было совершенно не видно – откуда, жена усомнилась: «может, не пойдем»? Но мое обычное «надо, Федя, надо» привело нас на точку, где несмотря на высоту деревьев, мы таки узрели источник рева.

Сделать нормальные фото при такой высоте и таком свете было практически нереально, но зато хоть послушать

Впрочем, этот парк мы посетили после руин Паленке, и основной рассказ – именно о них.

Руины маянского города Паленке: загадка на загадке

Сложно сказать, когда точно был основан Паленке, но общие данные археологов говорят о периоде существования города с III по IX вв н.э. Основные постройки датируются 600-800 годами н.э. Паленке во многом связан с деятельностью царя Пакаля, одного из масштабных строителей и воителей майя тех времен. Его могила находится там же, однако доступ к ней воспрещен, а многие артефакты Паленке перенесены в археологический музей в Мехико.

Почему погиб Паленке – такая же загадка, как Ушмаль или Чичен-Ица , одни гадания. Вряд ли, конечно, можно грешить на засуху: Чиапас – отнюдь не засушливая часть Мексики, однако, исход майя из городов и гибель значительной части цивилизации происходили примерно в те же периоды, в какие опустели и города на Юкатане.

Грешат на соседние племена, и возможно, так оно и было. А возможно, было что-то еще, что эффектом домино прокатилось по всем городам майя не только на Юкатане и в Чиапасе, но и по тем, что находятся на территории современной Гватемалы и Гондураса.

Можно ли разгадать эту загадку – спорный вопрос, однако некоторые вещи в Паленке ставят под большое сомнение официальные версии историков.

Для начала, майя якобы не знали колеса. И археологи действительно не обнаружили устройств, которые использовали бы колесо – ни телег, ни каких бы то ни было подъемных механизмов (из-за чего возникало немало споров, как они могли без всяких подобных приспособлений затаскивать на гору камни огромного размера, и конкретных ответов на этот вопрос так и не было найдено, а эксперименты добровольцев, пытавшихся вручную скопом затащить такого же размера камень на нужную высоту с помощью одних только веревок и бревен, потерпели
поражение).

Однако при этом мы видим какие-то каменные круги (причем, аналогичный есть в Эк-Баламе и не только), и видим отверстия в стене, которые сложно выпилить вручную. У меня не было возможности влезть на стену, но невооруженным глазом было видно, что отверстия очень ровные.

Как-то некие умельцы пытались повторить попытку воспроизвести технологии древних пропилов с помощью медной круговой пилы и абразивов. Получилось, в общем, сходно, но математической точности все равно не получилось. И как она получится с вручную изготовленными инструментами? А меж тем, многие древние артефакты отличаются именно математической точностью…

Особую загадку для многих представляет крышка саркофага царя Пакаля, на которой изображен так называемый «космонавт». Почему космонавт – потому что для современного человека он вполне может напоминать пилота, управляющего космическим кораблем. Эту гипотезу активно разрабатывал Эрих фон Дэникен, если она кому интересна – можно поискать источники.

Другие версии крутились больше вокруг символического спуска в Шибальбу (царство мертвых), но тут нет таких уж сильных противоречий с гипотезой Дэникена, так как боги в культуре майя связывались так же и с космосом, а Шибальба не всегда однозначно трактовалась как именно подземный мир.

Символика множества планет, изображенных на крышке саркофага, говорит об очевидной связи сюжета с космосом…

Что в реальности делал этот человек в такой позе и конкретно где – так никто и не понимает пока. Но если вглядеться, то действительно складывается ощущение, что как минимум человек управляет неким устройством, техническим средством. И это явно не тянет на картину «дикие люди в джунглях живут натуральным хозяйством и даже колеса не знают».

Хотя лично я не верю в то, что именно Пакаль взял вдруг и полетел в космос.

Моя версия более скромная – скорее всего, древние майя знали тех, кто располагал такой техникой. Как много и долго они с ними контактировали – вопрос большой, но хотя бы кто-то мог видеть какие-то технические достижения, а потом уже вольно интерпретировать их. И, возможно, изображение на крышке саркофага действительно символическое, но это больше напоминает мне мечту Пакаля о том, чтобы стать равным богам и улететь к звездам….

О чем я думал после посещения Паленке

Не скажу, что на меня свалилось какое-то масштабное откровение. Дело было в другом – я почувствовал цикличность времен в Паленке как нигде. Чем больше я вообще посещаю подобные древние места, и в особенности – связанные именно с цивилизацией майя, тем больше я проникаюсь идеей того, что история нашей цивилизации – это лишь один из циклов времен.

Я практически уверен в том, что тот кусок истории, который мы себе воображаем отрезком прогрессивного развития человечества – он просто следующий в ряду. Была одна, другая, третья цивилизация… Кто знает, сколько их было? И кто
знает, какие мы по счету? Кто знает, что реально было до того, как появился первый известный нашей цивилизации человек?

Да и был ли он именно первым? В теории Дарвина тоже очень немало белых пятен, и весь путь человека от примата не прослеживается так четко, как хотелось бы сторонникам эволюционной теории. К тому же, в человеческом организме немало несуразностей, которые эволюционисты тщились объяснить логически, но, почитав некоторые их труды, я отчетливо почувствовал то самое, что называют
фразой «притянуть за уши»….

Но вот что на самом деле для меня важно. В мире очень много разной информации, гипотез, фактов, теорий, объяснений. Однако, ни одно не может описать развитие человечества целиком, да что уж человечество – даже какой-то недуг человеческого организма объясняется с точки зрения совершенно разных подходов и теорий.

При этом каждый пользуется той системой знаний, которую он может объять, в которую он в состоянии проникнуть.

Простой пример. Если вы верите в эв
олюционную теорию – вы именно верите. Потому что доказательств твердых у вас нет. Даже если вы верите археологам, вы верите им на слово – не вы же сами откопали останки, провели анализы, восстанавливали всю цепочку… Да и при этом факты вам тоже предоставляют избирательно – интерпретируют далеко не все факты, а только те, которые более или менее укладываются в теорию.

Вы верите авторитетам, верите теории, верите доказательствам (хотя они могут быть далеко не полны), и при этом вы не готовы слушать контраргументы, особенно когда ваше мнение сложилось. Почему одно знание вы принимаете, а другое – нет?

И вот после Паленке эта мысль оформилась у меня вполне твердо: мы знаем совсем иным местом в себе. Не наукой, не доказательствами, не информацией и не фактами. Факты, способы исследования, способы мышления – все это проходит через фильтр нашего
сознания.

Поэтому одно мы видим, другое – нет, или то, что видят другие, кажется нам очень узким и не описывающим все явление. Однако, когда мы говорим об этом, то далеко не все могут вообще понять, о какой широте восприятия идет речь…

У меня нет ответов от имени истины. Я лишь понимаю, что тот, кто видит подобное знание – будет видеть и дальше, развивать, исследовать именно его, а те, кто не видит, будут отвергать его как фантазию или даже вообще не интересоваться такими вопросами.

И каждый будет идти своим путем…

А в заключение я предлагаю посмотреть еще один фильм А.Склярова, как раз посвященный именно Паленке.

Руины Паленке считаются одними из самых важных археологических памятников майя в Мексике. Его красивое природное окружение вне всяких эпитетов. Древний город расположен среди поросших лесом холмов, по утрам руины часто окутаны густым туманом, рядом протекает небольшой ручей, посреди полога темно-зеленого леса, вырастают большие пирамиды и храмы. Звучит слишком хорошо, чтобы быть действительностью, но так оно есть на самом деле. Сочетание природы и древних руин придает этому месту особую ауру. Мексиканское правительство придало Паленке статус национального парка в 1981 году, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включен с 1987.

В период культурного расцвета Паленке был намного красивее, потому как монументы были покрыты декоративной штукатуркой, окрашенной в синие оттенки. О существовании спрятанного глубоко в джунглях города не ведали до 1746 года. Даже тогда, заново открытый, Паленке несколько раз терялся, пока, наконец, исследователи Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд окончательно представили миру эту жемчужину архитектуры майя (1841 год).

Поселение на этом месте существовало с 300 г. до н.э., но статус важного города майя Паленке приобрел в классический период (300-900 гг.). Большинство сохранившихся зданий построили между 7 и 10 веками, а вершины могущества он достиг во времена правления Пакаля и его сына Чан-Бахлума (600 до 700 гг.). Затем жители покинули город, а поскольку этот регион Мексики принимает наибольшее количество осадков, руины быстро спрятались в густых чащах джунглей. Даже начальное название города затеряно, сохранившиеся руины получили нынешнее название от близлежащего маленького городка Санто-Доминго-де-Паленке. На сегодняшний день около трети города раскопаны археологами. Бродя между руинам или осматривая парк с вершины высотных монументов, повсюду видны холмы. По большей части это не холмы, а храмы и пирамиды майя, спрятанные зарослями джунглей.

Основное достоинство Паленке не в его размерах или древности (много других археологических памяток крупнее и старше). Его важность заключается в расположении (посреди джунглей), нетипичной для майя архитектуре и эпиграфике (надписях). Благодаря эпиграфике, археологи сумели восстановить немало станиц истории города.

По сравнению с Чичен-Ицей , менее известный Паленке отличается спокойной атмосферой и меньшей назойливостью местных жителей, пытающихся продать сувениры приезжим туристам. К тому же, туристам не запрещается подниматься на большинство древних пирамид. Планируйте потратить большую часть дня, тогда вы можете посетить все монументы, прогуляться по джунглям, и еще часть времени провести в музее. Лучше всего посетить руины ранним утром с момента открытия парка в 8 часов, когда пирамиды окутаны туманом на фоне джунглей.

Архитектура Паленке

Дворец

Паленке отличается от любого другого археологического памятника майя не только богатством рельефных изображений и резных декораций, но и интересной архитектурой своего дворца. Дворец - самое крупное сооружение на территории археологического парка, он представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, и разделенных на четыре части лабиринтом коридоров, жилых и административных помещений. Сначала полагали, что дворец служил резиденцией правителей и священнослужителей, позже пришли к выводу, что он выполнял административные функции. Здесь заключались политические и военные союзы с другими городами-государствами майя, подносились пожертвования, он служил местом развлечений, жертвоприношений, ритуальных церемоний.

Главная особенность дворца - четырех этажная башня, которая не встречается ни в одном другом городе майя. Благодаря этой уникальной башне дворец выглядит почти как китайский. Когда начались археологические исследования, выдвигалось множество идей о том, какие функции она выполняла. Полагают, что с высоты башни майя наблюдали за тем, как лучи солнца падают прямо на Храм надписей в день зимнего солнцестояния.

Храм надписей

Храм надписей (Templo de las Inscripciones) - одна из самых известных пирамид Америки и самый высокий монумент Паленке. Храм назван в честь обнаруженных здесь каменных табличек с надписями. Большинство каменных табличек, рассказывающих о генеалогическом дереве правителей Паленке, сейчас находятся в Национальном антропологическом музее в Мехико. Благодаря обнаруженным здесь текстам и рельефным изображениям, Храм надписей существенно помог в изучении древней культуры майя.

Храм надписей - единственная пирамида в Мексике, построенная специально как гробница. В 1952 году мексиканский археолог Альберто Рус сдвинул каменную плиту в полу на вершине пирамиды и обнаружил заполненный камнями проход, ведущий по длинной лестнице вниз. Так была обнаружена гробница Кинич Ханаб Пакаля, знаменитого правителя Паленке, правившего этим городом-государством на протяжении 68 лет (615 - 683 гг.). Эта гробница - один из самых известных артефактов в мире майя. В ней обнаружили богатые украшения, скульптурные изображения, но наибольший интерес вызывает каменный саркофаг, в котором останки Пакаля лежали нетронутыми с момента погребения.

К сожалению, гробница Пакаля в настоящее время закрыта для посещения, дабы избежать дальнейшего ущерба ее фрескам. Находясь в , вы можете увидеть крышку саркофага в посмертную маску из нефрита в Национальном музее антропологии (смотрите ), но массивный каменный саркофаг все еще остается здесь.

Группа Креста

Группа Креста состоит из Храма Солнца, Храма лиственного креста и Храма креста, все они являют собой пирамиды с храмом на вершине, увенчанные гребенчатыми каменными украшениями. Стены каждого из храмов покрыты скульптурными изображениями религиозной тематики и текстами на языке майя.

Обнаруженные на стенах храмов изображения креста вовсе не являются привычным для нас крестом, а изображают древо мира. Древо мира являлось распространенным элементом орнамента среди доколумбовых культур Мезоамерики, воплощая собой четыре стороны света.

Музей Паленке

Музей Паленке расположен за 1,5 км до входа в парк, открыт со вторника по воскресенье с 10 утра до 17:00, его посещение включено в стоимость посещения руин. Музей небольшой, но интересный, здесь выставлены обнаруженные во время археологических раскопок экспонаты: ювелирные изделия из нефрита, огромная коллекция керамических курильниц, несколько каменных панелей с надписями. Гавный экспонат музея - воспроизведенная в натуральную величину копия саркофага Пакаля, размещенная в точную копию гробницы из оргстекла. В музее работает сувенирный магазин.

В Паленке есть ряд других храмов, пирамид, жилых домов знати, акведук и интересный каменный мост через реку.

Интересные места в окрестностях Паленке

Водопады Мисоль-Ха и Агуа Асуль

Водопад Мисоль-Ха (Misol Ha) находится в 20 км от Паленке, добраться туда по времени занимает около 30 минут, в зависимости от трафика. Вода падает со скалы в широкий бассейн зеленого цвета, все в окружении тропического леса. Позади водопада находится пещера, куда можно зайти и понаблюдать за водопадом с обратной стороны. Пройдите по тропинке вверх по течению мимо водопада, там есть неплохие места для купания. Возле водопада есть небольшой ресторан и коттеджи в аренду.

В 44 км от Мисоль-Ха расположены еще более красивые водопады Агуа Асуль (Agua Azul). Верх по руслу реки тянется тропинка длинной 1 км, по мере того, как поднимаетесь вверх по течению, увидите другие небольшие, но красивые водопады и места для купания. Здесь также есть коттеджи для аренды, торговые лотки и кафе выстроены вдоль реки.

Вы можете купаться выше или ниже водопадов, но остерегайтесь сильного течения. Агуа Асуль очень красив после 3 - 4 сухих дней, проливные дожди делают воду мутной. Прежде чем решитесь поехать, уточните в турагентстве или у других туристов качество воды. Избегайте сезона дождей (с мая до начала сентября), вода все время будет грязной и желтой, купание удовольствие не доставит. Поездку в оба эти места можно организовать через любой отель в Паленке. Избегайте Пасхи, других праздников или выходных, иначе столкнетесь с большим количеством посетителей.

Город Окосинго и руины Тонина

Находясь возле водопадов Агуа Азул, вы на полпути к городу Окосинго (Ocosingo). Таким образом, вместо того, чтобы возвращаться обратно на ночь в Паленке, вы можете поехать сразу же в Окосинго. Это маленький городок, не туристический, единственная здешняя достопримечательность - возможность увидеть руины Тонина.

Руины Тонина (Toninа, название переводится как "дом скалы") расположены в 14 км к востоку от Окосинго. Можно взять такси или добираться на сolectivo (маршрутке). Город когда-то занимал большую территорию, но раскопанная лишь небольшая часть на высоком крутом склоне перед широкой долиной. В 7 и 8 веках Тонина вел упорную борьбу с Паленке, а в 711 году даже захватил царя Паленке, К"ан Хой Читам II. Сцена К"ан Хой Читам II со связанными руками изображены на каменном рельефе.

Несколько туристических компаний Паленке предлагают однодневную поездку в Бонампак и Йашчилан. Независимо от того, с каким туроператором вы совершаете поездку, часы выезда и возвращения одни и те же: выезд в 6 утра и возвращение в 7 вечера. В стоимость всех туров включено питание. Позаботьтесь о пончо (плащ от дождя) и средствах защиты от москитов.

Паленке: полезная информация

Руины майя находится примерно в 7 км от небольшого городка Санто-Доминго-де-Паленке. Здесь есть отели, неплохие кафе и рестораны, но посетители приезжают сюда в первую очередь изучить знаменитые руины древнего города майя.

Туристический офис расположен недалеко от главной площади Санто-Доминго-де-Паленке, на углу улиц Хуарес (Avenida Juárez) и Абасоло (Abasolo). Он открыт с понедельника по субботу с 9 утра до 9 вечера, в воскресенье с 9 утра до 13:00.

Самый дешевый способ добраться туда и обратно - на маршрутках (colectivos), курсируют между центром Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя каждые 10 минут с утра до вечера.

Между Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя находится Ла-Канада – популярная среди туристов зона отелей (расположена в лесу). По дороге к руинам, маршрутки проезжают мимо Ла-Канада, помашите рукой, и они сразу же остановятся.

В маленьком городке Санто-Доминго-де-Паленке, конечно же, нет аэропорта, поэтому добираются сюда на машине или автобусе из других городов Мексики. Ежедневно, много автобусов отправляются с Сан-Кристобаль де лас Касас (пять часов езды), Тустла-Гутьеррес (шесть часов), Вилья (2,5 часа), Мерида (10 часов), Кампече (5 часов), Канкун (13 часов). Ежедневно (один или два автобуса) отправляются из Мехико (16 часов), Оахака (15 часов), Плайя дель Кармен (12 часов) и Тулум (12 часов). Ближайший аэропорт находится в городе Вильяэрмоса (Villahermosa), оттуда около двух часов езды на автомобиле.

Мексика всегда была и, думаю, будет окутана неким ореолом таинственности. А как еще может быть со страной, у которой такая насыщенная, богатая и неординарная история? Колониальные города перемежаются с индейскими деревеньками, руинами древних цивилизаций, о которых нам известно так мало. Пожалуй, каждый, кто даже толком не знает, где эта самая Мексика находится, слышал о ее великих пирамидах. Теотиуакан , Монте-Альбан , Чичен-Ица … Скажите, кто не мечтает взглянуть на них хотя бы одним глазком? Тайна, мистика, нечто неизведанное манили человека всегда.

Одним из самых знаменитых загадочных мест в Мексике являются храмы или как их привыкли называть - пирамиды Паленке . Никогда про такие не слышали? Значит, именно туда-то мы с вами и отправимся.

Только-только ступаем на территорию археологической зоны Паленке (Zona arqueologica Palenque), делаем несколько шагов и оказываемся в гуще событий. Никаких предисловий, невнятных руин и мелких построек - сразу мощь древней цивилизации майя во всей красе.

Достопримечательности Паленке

В этой статье я не стану скрупулезно доносить до вас названия всех храмов Паленке и их описания, если окажетесь когда-нибудь здесь - сами все узнаете. Упомяну лишь самые знаковые постройки, покажу, насколько это место необычно, красиво и таинственно, и дам пару практических советов.

Лично мне, если честно, порой вовсе не интересно, как называется та или иная постройка, просто нравится воспринимать картинку в целом, без имен, штампов и умозаключений археологов.

Не успели мы ступить на земли столицы царства древних майя, как ноги уже несут нас по ступенькам первого же храма наверх. Соблазн взглянуть на Паленке с высоты слишком велик! Забраться можно практически на все храмы-пирамиды. Наверху нас встречает вот такой симпатяга. Судя по сохранившимся барельефам, майя любили всякие жутковатые изображения.

Спускаемся вниз, проходим чуть дальше по Главной Площади (Plaza Principal) и видим визитную карточку Паленке - Храм надписей (Templo de las Inscripciones). На него забраться почему-то нельзя, все огорожено натянутыми веревочками.

Слева от Храма Надписей - одна из ключевых построек комплекса - Дворец (El Palacio). Вот уж есть, что поразглядывать и где полазить: галереи, внутренние дворики, множество помещений с хорошо сохранившимися барельефами, орнаменты на стенах, даже подземные ходы имеются, но в них доступ любопытным туристам закрыт.

Со стен Дворца видна еще одна обособленная группа построек, спрятавшаяся среди раскидистых деревьев - так называемая Паленкская Триада или Группа Креста , находящаяся на возвышении.

С храмов этой группы открываются отличные панорамы Паленке , главное, не лениться карабкаться по ступенькам.

Также наверху частенько поджидают бонусы в виде отлично сохранившихся барельефов и иероглифов .

За Площадью Креста тропинки уходят в джунгли, где вдали от солнечных лучей также притаились майянские постройки.

Выбираемся из джунглей, проходим мимо Группы Креста, обходим Дворец справа и попадаем на большую открытую площадку.

Здесь сразу же притягивает взгляд площадка для игры в мяч, подобную мы уже видели в Монте-Альбане . Я бы с удовольствием взглянула, как играли здесь древние майя. Надеюсь, у них все-таки был мяч, а не чья-нибудь голова.

За площадкой еще один обособленный комплекс построек - Северная группа (Grupo Norte). С вершины одного из храмов открывается отличный вид на долину.

А дальше тропинки вновь уводят в джунгли: ступеньки вверх, вниз, сплетенные узлами корни деревьев, покрытые мхом камни, хитросплетения лиан. Очень уж напоминает это все камбоджийский Ангкор или джунгли Таиланда , по которым мы пробирались к тамошнему храму.

Здесь, в джунглях на радость туристов спрятались небольшие, но симпатичные водопады. Если бы не многочисленные таблички и характерный шум воды, они вполне могли бы стать неожиданным сюрпризом.

Видите, не только храмами богат комплекс Паленке, есть и природные красоты. В совокупности обе эти составляющие дарят массу положительных эмоций и впечатлений.

Ах, да, насчет коллег. Я ожидала увидеть намного больше туристов, но, видимо, сказывается то, что туристический сезон подходит к концу и начинается период дождей. Уже сейчас, в конце мая, они идут буквально каждый вечер и ночи напролет. Судя по всему, основной поток посетителей уже схлынул. Большую часть туристов составили местные, хотя и приезжие тоже мелькали.

А еще есть возможность лицезреть вот таких симпатичных игуан. Главное, не делайте резких движений, а то убегут.

Растительность на территории тоже весьма и весьма яркая и интересная. Чего только стоят эти цветочки. Я не знаю, как они называются, но местные, тыча в них пальцами, кричали «Aves de Paradiso», то есть «райские птички». Пусть будет так, им видней, хотя с одними «райскими птичками» мы уже познакомились в Гуанахуато и выглядели они совсем по-другому. Вообще, порой в Мексике встречаются очень .

И еще одни неотъемлемые обитатели храмового комплекса Паленке - вездесущие продавцы сувениров. Надо отдать должное, местами встречаются очень даже симпатичные штучки, поэтому любители привезти домой что-нибудь этакое, останутся довольны. Скажу больше, в Мексике вообще нет никаких проблем с сувенирами - на любой вкус и цвет.

Вот такая интересная прогулка по одному из сокровищ Мексики. Впечатляет, неправда ли?

Стоит ли посещать Паленке? Да, несомненно! Это ведь одно из тех мест, ради которых и едут в Мексику.

Перед посещением храмы Паленке, с одной стороны, представлялись мне чем-то очень загадочным и притягательным, с другой - думалось, что это место супер-попсовое и не будет там никакого духа истории и мистики. В результате, все-таки победили первые ожидания. Да, вокруг было немало туристов, да, все даже слишком аккуратно и вылизано, да, повсюду заграждения и таблички «Туда не ходи, сюда не ходи», но эпичность и грандиозность места все это побеждает.

Пригодилась статья? Скажите спасибо

Пожалуй, самый известный из древних городов майя. Он расположен в северной части мексиканского штата Чьяпас. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь естественное плато около 70 м высотой. На этом плато и был в VII в. построен Паленке - На- чан, «Змеиный город» майя.
По-испански Паленке означает «палисад», «изгородь». Этот огромный храмовый центр майя в 1759 г. случайно обнаружил воинский патруль, заблудившийся в чьяпасских джунглях. Но только спустя двадцать пять лег после этого колониальная администрация послала для изучения города первую экспедицию, давшую блестящие результаты.

Руины Паленке обладают особым очарованием. Это самый красивый майяский город эпохи Древнего царства. Индейцы майя выбрали для его постройки исключительно удачное место. Сразу в нескольких местах над лесными зарослями встают, словно белые призраки, величественные здания: квадратная, похожая на колокольню средневекового собора башня дворца правителей Паленке, изящные храмы-близнецы на высоких пирамидальных основаниях - Храм Солнца, Храм Креста. Храм Лиственного Креста и, конечно, великолепный Храм Надписей. Буквально в нескольких метрах за пирамидами и дворцом поднимаются покрытые густой зеленью горы, служащие естественным фоном для этого древнего индейского города. Прямо на ступенях древних святилищ и дворцов сидят попугаи невероятно яркой окраски. А с вершин белых пирамид открывается великолепный вид на море непроходимых лесов, протянувшееся более чем на сто километров, вплоть до залива Кампече…

Красоту пейзажа и удивительно гармоничное сочетание архитектуры с окружающим ландшафтом отмечают все, кто здесь побывал. Вот как описывает первую встречу с городом известный французский путешественник Мишель Пессель: «Величественные белые и серые здания на горном уступе поднимались над морем зелени, и все же джунгли не отступали от города, сбегая к нему по склонам окружающих гор. Эта картина в таком диком, безлюдном месте произвела на меня неотразимое впечатление. Руины вообще таят в себе особое романтическое очарование, а руины Паленке, возникающие так неожиданно среди бескрайнего лесного океана, просто потрясали. Здесь передо мной предстала загадка столетий, загадка цивилизации, погибшей и исчезнувшей, но удивительным образом продолжающей жить в этих грандиозных постройках - свидетелях былого могущества и славы».
В древности Паленке являлся, по-видимому, крупным религиозным центром. Его история насчитывает без малого десять столетий. Этот город существовал с конца I тысячелетия до н.э. по конец I тысячелетия н.э. Расцвет его пришелся на VII-VIII вв. В это время архитекторы Паленке воздвигли высокие пирамиды, увенчанные изящными храмами, и построили каменные дамбы через овраги, отделяющие одну часть города от другой. С вершин пирамид и башенок-обсерваторий жрецы изучали небесный свод и проникали в тайны мироздания. Скульпторы воплотили в камне удивительные образы майяских богов и правителей, жрецов и воинов. Эти безмолвные свидетели прошлого видели расцвет великого города и то. как с течением времени творения их исчезнувших создателей попали во власть всепоглощающих джунглей…

В конце I тысячелетия н.э. внутренние неурядицы и нашествия воинственных племен привели к гибели города. Его безмолвные руины надежно скрыла непроходимая лесная чаща. Паленке пришлось открывать заново уже в наши дни. И сделали это путешественники и ученые из многих стран Европы и Америки.
Узкий ручей Отолум делит город почти пополам. В древности специальный акведук подводил его воды к самому дворцу правителей Паленке. Мелкий ручей был заключен в большую каменную трубу. К востоку от Ото- лума, на травянистых холмах у подножия горной гряды Тумбата, запирающей южные и западные подступы к городу, высятся несколько великолепных белых пирамид. Вся их архитектура словно бы обращена к небесным божествам. На вершинах пирамид установлены небольшие по размерам храмы, с богатым геометрическим орнаментом на фронтонах. Все или почти все паленкские строения украшены рельефами. Резчики-майя создавали их здесь с небывалым размахом: рельефы помещены на платформах и пирамидах, в основании храмов и на лестницах, на столбах и стенах, на фризах и гребнях. Они выполнены с суровым реализмом, отличающим паленкское искусство от искусства других городов майя.
Центр города образуют четыре пирамиды, среди которых выделяется Дворец правителей - обширное (104 x 80 м) здание, сооруженное на искусственной платформе, Это массивная постройка с множеством комнат, расположенных вокруг четырех углубленны в землю двориков. С северной стороны к дворцу вела широкая лестница.

Стены дворца украшены целой галерее рельефов. Часть из них посвящена военным победам: плененные противники сидят на земле, жалкие и безоружные, бессильные перед мощью правителей могущественного Па- ленке. На других рельефах изображены застывшие в сурово-торжественных позах правители города в затейливых головных уборах из перьев и ритуальных одеждах. Некоторые из них держат в руках жезлы, украшенные перьями - знаки власти. У их ног сидят покорные подданные. Другие персонажи предстают в позах исступленного танца: их обутые в сандалии ноги взлетают над землей, тела наклонены вперед, распростертые руки протянуты к изваяниям идолов, рты раскрыты - они в экстазе. Местами на рельефах уцелел» следы синей и красной краски, которые ко да-то покрывали серо-белые изображения
К дворцу примыкает совершенно необычная для майяской архитектуры пятиэтажная башня. Очевидно, она служила астрономической обсерваторией; на верхнем этаже еще сохранилась каменная скамья, из которой сидел жрец-астроном, наблюдавший за движением небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начинается только на втором этаже. Для того чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, должны были пользоваться приставной лесенкой.
По соседству с дворцом стоят три пирамиды, на вершинах которых находились главные святилища города: Храм Солнца, Храм Креста и Храм Лиственного Креста. Эти временные названия произведены от главных сюжетов алтарных плит, находящихся внутри святилищ.

Широкий фасад Храма Солнца, построенного на невысокой пятиступенчатой пирамиде, разделен тремя входами. Колонн главного входа украшены иероглифически ми надписями: Внутри храма находится святилище. На его задней стене укреплен большой, хорошо сохранившийся барельеф, представляющий солнце, изображенное виде щита, проткнутого двумя скрещенными копьями. По правую и левую сторону от него на телах поверженных рабов стоят два жреца, приносящих жертвы. Барельеф дополняет ряд иероглифов, по которым можно определить дату постройки храма, — 642 год.
Эта же дата сохранилась на рельефе, украшаюшем Храм Креста. Крест, образующий центр всей композиции, является символом священного растения майя - кукурузы. В верхней части рельефа изображена птица кетцаль, которую обожествляли индейцы Центральной Америки. Так же, как в Храме Солнца», и здесь изображены два жреца, приносящие жертву.

Третье из паленкских святилищ, Храм Лиственного Креста, получил свое название по великолепно выполненному барельефу. Его главный мотив - крест, из которою вверх и в стороны распускаются листья, напоминающие языки пламени. Из острия верхнего листа вырастает стилизованное человеческое лицо. Горизонтальные перекладины креста также украшены человеческими головами, только меньших размеров. А но обеим сторонам в четыре ряда тянутся иероглифические надписи.
Особое место среди древних памятников Паленке занимает легендарный Храм Надписей, поразивший своим величием его первооткрывателей - Дж. Л. Стефенса и Ф. Казервуда. В ясную погоду белокаменная пирамида храма видна с равнины за многие километры. Свое название Храм Надписей получил из-за обилия иероглифических надписей, высеченных на его стенах, лестнице и колоннах. Стены храма когда-то были украшены огромными плитами, сплошь покрытыми многочисленными барельефами необычайной выразительности и реализма. Среди храмовых надписей исследователи отыскали несколько дат, одна из которых - 692 год.

Храм Надписей - уникальная для доколумбовой Америки пирамида. Она выполняла одновременно функции мавзолея, где покоился правитель этого города-государства, подобно тому, как это было принято в Древнем Египте. Это открытие было сделано в 1952 г. мексиканским археологом Альберто Рус Луилье.
В течение четырех лет, начиная с 1949 г., Альберто Рус Луилье, ориентируясь на интуицию и научный опыт, шел к разгадке тайны, скрывавшейся под пирамидой. В гу пору ученый занимался реставрацией Храма Надписей. Исследуя внутреннюю часть пирамиды, Альберто Рус случайно обратил внимание на одну из каменных плит, выступавшую над уровнем пола. Когда плиту удалось приподнять, под ней открылась узкая лестница, засыпанная камнями. На глубине 18 м располагался гигантский склеп, в котором под 5-тонным надгробием покоились останки «халач виника», верховного правителя Паленке, обожествленного еще при жизни. Это открытие гробницы «Американского Тутанхамона» имело исключительное значение. До этою считаюсь, что американские пирамиды, в отличие от египетских, не являются усыпальницами.
За пределами центра города находятся Храм Графа, Храм Льва и десятки других строений. Истинные размеры Паленке все еще неизвестны, гак как руины многих древних построек скрыты густыми зарослями джунглей. Развалины домов и святилищ встречаются на протяжении 7,5 километров.
Паленке был полностью покинут майя, очевидно, в конце 900-х гг. Руины некоторых ею построек сохранили следы насильственного захвата города чужеземцами, однако наиболее внушительные сооружения Паленке остались нетронутыми. Они стали памятником творческому гению майя, создавшим величайшую из всех цивилизаций доколумбовой Америки.