Почему в самолете мы пьем томатный сок? Почему самый вкусный томатный сок можно попробовать только в самолете Мнение эксперта: томатный сок полезнее фруктовых

Удивительный такой вопрос, задавали многие люди, которые заказывали у нас билеты на авиасовет.ру, о том, – а почему в самолете пьют томатный сок?

Вы знаете, меня это слегка удивило, потому что я особо не обращала внимания, а заказывала себе обычно гранатовый сок, так как он мне вкусный. Хотя в самолете в нем слегка иной вкус.

Так вот, провела я небольшое исследование, пошуршала яндексом и нашла некие факты. Оказывается, что в основном томатный сок предлагают жителям стран СНГ, тем кто в основном летают в Европу или другие заморские страны. А вот люди, что летают из заморских стран в обычно заказывают апельсиновый сок.

Потом решила понаблюдать, кто что пьет. И обнаружила, что борт проводники пьют томатный сок. А вот у пилотов спрашивала, так они вообще не пьют соки. А пьют либо зеленый чай, либо обычную лимонную воду.

В интернете же в вопрос – почему в самолете пьют томатный сок ? Обычно отвечают, что так как на высоте идет перепад давления, и все вкусовые качества приглушены, то томатный сок хорошо ощущается и приятный по вкусовым качествам, плюс еще и нормализирует давление. Также томатный сок вполне реально может утолить голод.

Так что, может так получиться, что не всем хватит сока, хоть его берут для продажи на борт больше чем других напитков. Бортпроводники говорят, что в основном в первую очередь раскупают томатный сок.

Что забавно на высоте соль и сахар в напитках ощущается слабее. А кофе например становится сильно горьким, вино же слишком кислым. А на высоте около 8000 метров такое ощущение, что обычная пища, которую мы кушаем повседневно вдруг становится пресной. Так что можно даже поэкспериментировать с напитками и едой, и открыть для себя новые вкусовые ощущения.

В общем целом, люди не знают, в чем причина такой популярности томатного сока, и почему в самолете пьют томатный сок. Может люди выросли на помидорах и им хочется этого сока, а может им продают такой. Неизвестно.

Так что, попробуйте томатный сок на высоте и расскажите про свои ощущения!

Приятных полетов.

Приглашаю вас заказывать авиабилеты на авиасовете, тут широкий выбор стран, в любую точку земли. Билеты недорогие, условия замечательные!

Еда в самолете, как правило, кажется нам странной. Привычные рис или ветчина кажутся слишком сухими или просто невкусными. Зато настоящие метаморфозы происходят с томатным соком. Его мало, кто любит, зато на борту самолета всегда все его пьют. Все дело в наших органах чувств, которые ведут себя в воздухе иначе.

Ученые из Университета Корнелла решили разобраться, почему еда в самолете кажется такой странной и что заставляет пассажиров во время полета заказывать томатный сок.

Оказывается, все дело в окружающих нас звуках, а также в снижении давления и сухом воздухе, сообщает Day.Az со ссылкой на БГ .

Все дело в шуме

Наши органы чувств взаимосвязаны. А когда мы на борту самолета поднимаемся в небо, где меняется давление, влажность и сухость, на наши органы чувств воздействует сразу несколько факторов. В своем исследовании Робин Дэндо и Кимберли Ян из Университета Корнелла уделили особое внимание одному из них - звуку.

Громкость шумов на борту самолета может достигать 85 децибелов - практически такому же уровню шума мы подвергаемся в машине на дорогах большого города.

В исследовании приняли участие 48 волонтеров разного возраста, которые слушали в наушниках с высокой чувствительностью звуки самолета с громкостью от 80 до 85 децибелов. Затем у них проверили восприятие вкуса.

Каждый участник должен был попробовать смесь, в которой преобладал тот или иной вкус: соленый, горький, кислый, сладкий или вкус умами (японское обозначение сладко-острого вкуса, который трудно описать и который встречается в еде, содержащей глутамат, например помидорах или выдержанном сыре).

В результате ученые обнаружили, что громкий звук влияет на некоторые вкусовые рецепторы. В частности, у людей менялось восприятие сладкого, и сильнее ощущался вкус умами. На рецепторы, отвечающие за соленый, горький и кислый вкусы, звук никак не повлиял.

Эксперимент, таким образом, показывает, что тот или иной вкус является следствием сложного взаимодействия наших органов чувств и что на него вполне может влиять атмосфера, в которой мы пробуем блюдо.

Почему в самолете мы пьем томатный сок

Чтобы проверить, как меняется наш вкус в условиях полета, в 2010 году ученые из Института строительной физики им. Фраунгофера создали авиасимулятор с помощью старого аэробуса, в котором ученые могли снижать давление. Атмосфера внутри аэробуса практически не отличалась от того, что мы испытываем на борту самолета, разве что за окном не проплывали облака.

В результате ученые обнаружили, что снижение давления также влияет на вкусовые рецепторы пассажиров: им становится сложнее определять ароматные вещества, во многом определяющие вкусовые ощущения. Кроме того, при низком давлении мы слабее ощущаем соленый и сладкий вкусы, а восприятие вкуса умами ощущается практически так же, как и в любом другом месте.

Таким образом, вкус помидоров кажется нам более привычным, чем вкус других продуктов. Возможно, поэтому в самолете люди больше любят томатный сок, хотя в обычной жизни могут его пить достаточно редко.

Возможно также, из-за снижения влажности во время полета, у нас меняется восприятие запаха томатного сока.

Как авиакомпании пытаются исправить вкус еды

Авиакомпании пытаются исправить расстройство вкуса, связанное с особенностями атмосферы, с помощью соусов. Считается, что первым этот подход предложил французский повар Рэймонд Оливер. В 1973 году, разработав меню самолетов авиакомпании Union de Transports Aériens, он предложил поливать основные блюда соусом, чтобы мясо не стало сухим из-за разогрева и сухой атмосферы на борту самолета.

Портал sntat.ru пообщался с пилотом лайнера, выполняющего чартерные полеты на курорты, и узнали, почему самолетная еда кажется вкуснее и для чего капитан сообщает, что за бортом -60 градусов.

Собеседник sntat.ru пожелал остаться неизвестным, зато ответил на самые «заковыристые» и наивные вопросы, которые возникают у пассажиров.

Почему томатный сок и самолетная еда такая вкусная?

– Я, честно говоря, другого мнения. Самолетная еда вообще не вкусная, хотя может она просто нам надоела. На счет томатного сока согласен. Не знаю почему, но действительно пассажиры только его и пьют. Это самый популярный напиток на борту, хотя в жизни, насколько я знаю, его мало покупают.

Экипаж ест то же самое, что и пассажиры?

– Еда для экипажа немного отличается – у нас ассортимент больше, особенно холодных закусок. Так как в правилах прописано, что кабинный экипаж не может есть одно и то же блюдо. Чтобы не дай бог, если что-то некачественное попадется, с нами обоими что-нибудь не случилось. Поэтому, если один ест рис с курицей, то другой мясо с гречкой. Кто что будет есть, решает командир экипажа.

Почему упаковки с печеньками или соком в самолете надуваются?

– Это разность давления. На высоте оно ниже, поэтому самолет накачивают воздухом, как шарик, чтобы создать для пассажиров благоприятные условия, приближенные к земным. Кстати, за счет давления сам фюзеляж самолета прибавляет в полете до 1 метра в объеме. На здорового человека разность давления не влияет, если он не часто летает. А так, да, вредно, не зря же летчикам и бортпроводникам пенсию раньше дают.

Предупреждения вроде «уважаемые пассажиры, наш самолет готовится к снижению, просим вас пристегнуть ремни…» пилот говорит живьем или это запись, как в трамваях «будьте осторожны, двери закрываются»?

– Все что идет из кабины самолета – произносит пилот, это не запись. В записи может быть речь бортпроводника при демонстрации аварийно-спасательного оборудования.

Зачем пилот сообщает пассажирам, что самолет летит на высоте 10 тысяч метров, скорость 850 километров в час, а температура за бортом -50 градусов? Вы так нас «троллите»?

– Почему? Это для общего развития. Это же правда, не шутка! Вообще все от командира зависит. Один весь полет молчит, а другой включил автопилот, взял микрофон и болтает, где пролетаем, какая высота, скорость…

Если всю работу выполняет автопилот, то чем живые пилоты занимаются?

– У экипажа есть работа – за трассой следить, за параметрами механизмов. Такого что сели и в домино играем – нет. Один может отдохнуть, но второй обязательно работает. Каждые 5-15 минут с диспетчерами связываемся, иногда каждые 2 минуты.

О чем пилоты разговаривают с диспетчерами?

– С диспетчерами только о работе. А так бывает, если слышишь борт, который с этим же диспетчером работает и пилот твой знакомый, то можно поприветствовать. Но обычно диспетчеры не разрешают болтать на посторонние темы. А так пилот имеет связь, как с диспетчером, так и с соседними бортами. Иногда диспетчер просит «свяжитесь с таким-то экипажем, они меня не слышат».

А на каком языке пилот общается с диспетчером?

– Если территория России, то на русском. Летим, например, рейсом «Казань-Анталия», Ростов пролетаем, и диспетчер говорит: «переходите на такую-то частоту» и передает нас диспетчеру Турции, с ним уже на английском. В Армении иногда идут на встречу – на русском разговаривают.

Какое самое безопасное место в самолете?

– Самое безопасное место в самолете в любой его части. Мы же не можем предугадать, мол, сегодня я выйду на улицу и подверну правую ногу, а не левую. Бытует мнение, что в хвосте безопаснее, якобы, если хвост отломится при ударе, то больше шансов выжить… Кто это придумал, я не знаю, это бред какой-то.

Почему сейчас в самолетах не разложены в каждый кармашек пакеты и не раздают леденцы. Людей перестало тошнить?

– Пакеты должны быть загружены на борт. Есть определенный минимум на 100 пассажиров, у каждой авиакомпании он свой. То же самое с леденцами. То, что в современных самолетах с более совершенной регуляцией давления не тошнит – сомневаюсь. Думаю, что это больше зависит от вестибулярного аппарата человека, кого-то укачивает, кого-то нет.

Почему при взлете и посадке просят открыть иллюминаторы?

– Это международные правила. Самый опасный момент – это взлет и посадка. В это время все должны быть максимально сосредоточенными. Пассажир тоже должен оценивать обстановку за бортом, чтобы, если увидит что-то необычное, сообщить бортпроводнику. Пилот и бортпроводники же могут не видеть все.

– Может случиться все что угодно – порыв ветра или воздушная яма, в «болтанке» может сильно подбросить. Если это случится, то пристегнутому пассажиру повезет больше. У пилотов поясной ремень всегда пристегнут, на время полета мы отстегиваем только плечевые ремни.

Почему все стюардессы такие красивые?

– Может быть из-за формы. Бортпроводник это же лицо компании, он должен быть красивым. Вообще у каждой авиакомпании свои требования к сотрудникам. Многие зарубежные компании, считают, что красота не главное, они вообще не берут на работу бортпроводников моложе 35 лет. Бортпроводник – это тяжелая работа, случись что, все на плечи этих девчонок ложится. Даже дверь закрыть, которая 150 килограммов весит и то тяжело.

Когда пилоты – пассажиры, они боятся летать?

– Нет. Зачем боятся? Самолет придумали, чтобы он летал, а не падал. Конечно, когда ты в пассажирском кресле другие ощущения. Начинаешь оценивать: «почему пилот сделал так, а не иначе…». Но сложно какой-то анализ проводить, будучи пассажиром я не могу определить, например, скорость с которой взлетает самолет.

Что экипаж везет с собой в чемоданах?

– Личные вещи. Если командировка на один день, например, утром вылетаешь в Хургаду и вечером возвращаешься, тогда, конечно, смысла нет чемоданы брать. А если на неделю: сегодня из Казани в Анталью, там заселился в гостиницу, на следующий день летишь в Белгород, оттуда снова в Анталью, отдохнул, снова собрал чемодан и в Самару, из Самары в Шарм-Эль-Шейх и так далее, то, конечно, запас личных вещей нужен. Каждый день залезаешь в интернет, смотришь свое расписание, на сколько дней улетаешь.

Почему пассажиры не видят капитана корабля? Вам запрещают смотреть в глаза пассажирам?

– Экипаж заходит в самолет заранее, проверяет все ли готово к полету. Кабина пилота может быть открыта, только когда нет пассажиров. Как только заходит первый пассажир, дверь блокируется и уже никто не может попасть внутрь. Выйти из кабины пилот имеет право только в туалет, но в это время бортпроводник должен зайти в кабину. В кабине всегда должно быть два человека.

Часто экипаж принимает роды в самолете?

– У меня таких случает не было. Если кому-то становится плохо, бортпроводники докладывают пилоту, мы по громкой связи спрашиваем «есть ли среди пассажиров медик?». Если медик говорит, что дело серьезное, то принимаем решение садиться в ближайшем аэропорту.

А если на борту дебошир?

– Сейчас пьяных пассажиров стало меньше, но на чартерных рейсах часто «олинклюзив» начинается уже в самолете. Если проводник замечает пассажира навеселе до вылета, то проблем нет, докладывает командиру, командир советуется: «ну, как думаешь, стоит брать его или нет?», если проводник считает, что пассажир не опасен, то взлетаем, если нет – высаживаем в две секунды.

При посадке пассажиры аплодируют пилотам или просто от счастья, что долетели живыми?

– Я думаю, что для большинства перелет – это стресс и пассажиры так проявляют радость, что долетели. Аплодисментов пилоты не слышат, к тому же при взлете и посадке мы другими делами заняты. Иногда по прилету бортпроводники докладывают, что сегодня «так хлопали, так хлопали».

Какой самолет самый лучший?

– Самый лучший – это тот, в котором сам лечу. Все современные самолеты, наши или импортные на одном уровне.

Почему в самолёте мы всегда выбираем томатный сок, как попросить добавку и почему нужно больше пить простой воды и меньше есть? Рассказывают бортпроводники!

Томатомания

Оказывается, за один полёт пассажиры выпивают томатного сока в среднем на 30-40% больше, чем яблочного или апельсинового. И об этом все давно знают, поэтому в самолёт изначально загружают больше бутылок томатного.

«Сок грузят из расчёта 1 литр на 10 пассажиров. Например, в моей авиакомпании в самолёте на 126 кресел будет примерно 8 литров томатного сока, 3 литра яблочного и 2 литра апельсинового», – рассказывает стюардесса на условиях анонимности.

Почему так происходит, что томатный сок в небе пьют даже те, кто на земле его терпеть не может?

«У меня есть две версии, – размышляет стюардесса. – Во-первых, после дороги, нахождения в аэропорту, взлёта и пр. элементарно уже появляется чувство голода. А томатный сок всё-таки посытнее. Во-вторых, на высоте меняется восприятие вкуса, и хочется солёненького для поддержания водно-солевого баланса. Но опять же, какое нарушение баланса на часовом полёте? Поэтому, мне кажется, что здесь работает принцип «все пьют, и я пью».

Добавку хотите?

Кстати, по наблюдениям бортпроводников, магия томатного сока не действует на детей и на иностранцев.

«На российских рейсах все в основном томатный сок пьют. Помню, в Киргизию часто летала, там пассажиры яблочный предпочитают. Китайцы апельсиновый больше любят, а испанцы обожают яблочный!»

«Дети чаще всего пьют яблочный сок. Летом малышей больше летает, поэтому в это время года томатный чаще всего остаётся, а вот зимой его может и не хватить на всех пассажиров», – рассказывает бортпроводница.

В самолёте всегда можно попросить второй и третий стакан сока. Если напитки остались, то стюардессы вам обязательно дадут добавку. Но на самом деле лучше пить обычную воду в больших количествах – так организм лучше перенесёт полёт.


Есть или не есть?

Сами бортпроводники (особенно представительницы женского пола) предпочитают в принципе не есть во время полёта, поскольку берегут фигуру. Дело в том, что на высоте пища усваивается плохо из-за множества факторов – это и давление, и нарушение баланса, и стресс в целом. Так что набрать лишние кило проще простого! К тому же бортовое питание готовится с использованием большого количества добавок, что не делает его низкокалорийным.

Поэтому если вы часто летаете (например, в командировки), старайтесь много не есть. Больше пейте негазированной воды, можете устроить себе лёгкий перекус и съесть только овощной салат, который предлагают большинство авиакомпаний.

На земле, чтобы удовлетворить чувство жажды, мы пьем разные напитки: пиво, содовую, воду и другие. Однако, стоит только подняться в воздух на борту воздушного судна, как большинство людей почему-то выбирают томатный сок. Этот полезный напиток обладает восхитительным вкусом и обостряет наши вкусовые рецепторы.

Несколько лет назад немецкая авиакомпания Lufthansa объявила о том, что за год ей удалось реализовать 200 тысяч литров томатного сока. И это наряду с 220 тысячами литров пива в год. В чем же причина такого феномена?

Заведующий кухней авиакомпании Ernst Derenthal сказал по этому поводу:

«Немцы – нация, которая понимает толк в пиве. И мы были удивлены такими результатами.»

Lufthansa решила провести исследование, чтобы выяснить почему пассажиры в самолете пьют томатный сок.
Для этого было нанято сообщество Фраунгофера из Немецкого научно-исследовательского института.

Для эксперимента использовали фюзеляж старого Airbus A310, внутри которого были созданы условия полета на высоте – давление, турбулентность, шум двигателя. В иллюминаторы вставили фотографии неба и облаков.
Участникам теста подавали различную еду и напитки, после этого они заполняли отчет.

Большинство испытуемых написали в отчетах, что томатный сок на борту им показался вкуснее чем на земле.

О вкусе томатного сока на, скажем так, поверхности земли мы знали много. Согласитесь, что сок из помидор не обладает каким-то особым вкусом и ароматом, а некоторым он кажется и вовсе не свежим и отдающим плесенью – добавил г-н Derenthal.

Однако, как только самолет поднимается на высоту в 10 000 метров, томатный сок показывает себя совершенно с другой стороны. Вкус сока меняется, он становится более кислотным и минеральным и хорошо освежает.
Вот почему так происходит: на высоте 10 000 метров, давление в салоне самолета держится на уровне атмосферы одной мили над уровнем моря.
Из-за такого низкого давления происходят следующие процессы: наша кровь получает меньше кислорода и обонятельные и вкусовые рецепторы становятся менее чувствительными.

Из-за низкого давления обезвоживается слизистая оболочка носа и он становится не так «придирчив» к запахам. Т.е. мы перестаем улавливать их часть.

Большинство авиакомпаний держат влажность в салоне на уровне 10-15 процентов. Из-за этого слизистая рта и носа обезвоживается еще больше, что пагубно влияет на вкус пищи.

Сладкое становится не таким сладким, соленая пища – менее соленой, вкус трав и специй приглушается.
Кстати, одна из специй, что не меняет своего вкуса на высоте – карри.

Таким образом, почти вся еда на высоте имеет более пресный и мягкий вкус, чем на земле.
Но томатный сок реально вкусней, если пить его в полете в салоне самолета с солью и перцем – это мы знали, говорит Derenthal. Именно томатный сок с солью заставляет работать «отказавшие» вкусовые рецепторы. Если перед едой выпить томатного сока с солью — пища на борту уже не будет такой пресной.

Но дело не только в изменении вкуса продукта, должно быть что-то еще. Исследования были продолжены.

Стюардессы разносили пассажирам томатный сок и задавали вопрос, почему они выбирают именно его.

Результаты показали, что дело не только во вкусовых качествах. Кто-то говорил, что сок ему кажется более сытным, другие, что он успокаивает желудок. Кому-то он помогает от воздушной болезни.
А кто-то пьет томатный сок просто потому, что он есть.

К тому же, было замечено, если кто-то берет томатный сок, его соседи с большой долей вероятности, тоже выберут это напиток.

Резюмируя все вышенаписанное, можно сказать, что томатный сок в самолете вкуснее чем на земле, большей частью, из-за атмосферных изменений в салоне самолета. А если добавить сюда предпочтения людей, которые пьют этот сок на земле — мы получим те самые 200 000 литров томатного сока, проданного на борту самолетов Lufthansa.

Насколько полезна эта статья?