Презентация на тему исторические города. Градостроительство- планировка и строительство города. Ар-деко, органическая архитектура

Архитектура (лат. architectura) - искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение. Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура. Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так же как архитектура и математика, не имеет аналогов в окружающем мире - ее форма абстрактна. Не явилось ли это основанием для постоянного сравнения архитектуры с музыкой? «Застывшей музыкой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» - И.-В. Гёте.

Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры. С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить».

Планировка и строительство городов - это одна из областей архитектуры, она получила название «градостроительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась.

В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь - политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.

Каждый средневековый город ограждали могучими каменными стенами с зубцами и башнями, окружали глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами означало овладеть

всем городом. В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие каменные стены, раз и навсегда определившие его границы, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей. Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе… И возлюбив место то и помысли, да сожижет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись). Город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте занимал детинец (с ХIV в. - кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения - собор и дворец.

Характерным примером является план древней Москвы.

Центром западноевропейского города был кафедральный собор. Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Феодальный замок располагался за городской чертой. Экономическим и стратегическим центром восточного средневекового города была площадь, на которой строилось медресе - высшая школа, готовящая служителей культа, учителей и т. п. Рядом с мечетью высились

минареты - башни, с которых мусульман призывали на молитву. Важную роль в архитектурной композиции города играл дворец правителя и торговая часть - караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к городским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.

В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной традиции градостроительства: в конце широких прямых улиц обязательно размещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величественность перспективы.

По этому же принципу построен и Санкт-Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тщательно выверенному Петром I. Улицы и проспекты в центральной части го-

Слайд 1

Архитектура исторических городов

Слайд 2

Первые города появились еще в 4 тыс. – 3 тыс. годах до н. э. в местности Мессопотамия. Это были центры проживания племен и общин.
Первые города мира

Слайд 3

В Древнем Египте, Двуречье и других районах древнего мира применялись разбивка города на геометрически правильные кварталы, зонирование застройки по социально-имущественным признаку, выделялась главная улица, создавались простейшие системы водопровода и канализации. По свидетельствам письменных источников (трактат "Чжоу ли", III в. до н.э)
Древний Египет

Слайд 4

Гражданская община и город не были синонимами у древних. Гражданская община была религиозный и политический союз семей и триб; город же был местом собраний, местом жительства и, главным образом, святилищем.
города древней Греции

Слайд 5

Афинский Акрополь политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.
Афинский Акрополь

Слайд 6

В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс посвященный богине Афине
Храмовый комплекс Акрополя

Слайд 7

Первой заботой основателя Рима являлся выбор места для нового города. Выбор этот - дело весьма важное; верили, что судьба народа зависит от него; поэтому он и предоставлялся всегда на решение богов. Рим Расположен на холмистой равнине вулканического происхождения, на обоих берегах р. Тибр, в 27 км от его впадения в Тирренское море. Рим называют "вечным городом". Первые поселения появились здесь в IX–VIII вв. до н.э. Основан в 754 (или 753) г. до н. э. и назван по им. одного из своих мифических основателей – Ромула. Долгие годы был столицей Древнего Рима и достиг небывалого расцвета.
Рим

Слайд 8

Гипподамова сетка
Гипподам Милетский (498 год до н. э. - ок.408 года до н. э.) - древнегреческийархитектор-градостроитель, метеоролог, философ. Родился в семье милетца Еврифонта, впоследствии жил в Фуриях и в Пирее, куда приехал по приглашению Перикла. Известность архитектору принесло создание градостроительной системы, использующейся по сей день.

Слайд 9

Как возникли города средневековья
Классическая схема формирования средневекового города: сначала замок на холме и небольшой посад, обслуживающий обитателей замка. Храм – внутри замка. Затем разрастание посада, сооружающего собственный храм и рыночную площадь, временными постройками отделенную от общего выгона. Затем сокращение участков, отведенных под сады и огороды, за счет строительства новых домов, храм перестраивается, вырастая в размерах, возникает первая ратуша. Наконец, обрастая дополнительными улицами, город огораживается собственными оборонительными стенами, тогда как замок приобретает функцию цитадели. Схема логичная, но неверная – города всегда проектировали по строгим правилам, и правила эти восходят к Античности.

Слайд 10

Западноевропейские города
особенность
Центром западноевропейского города был кафедральный собор. Побли зости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Феодальный замок располагался за городской чертой.

Слайд 11

Несмотря на то, что уже в период Раннего Средневековья в Западной Европе имелись города, сохранившиеся со времен Римской империи или возникшие позже и являвшиеся либо административными центрами, укреплёнными пунктами, либо церковными центрами (резиденциями архиепископов, епископов и т. п.), они не были существенными центрами ремесла и торговли.
Административный и церковный центр городов

Слайд 12

Особенности западноевропейского города
Грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий, разбитая перед базиликой Св. Петра в Риме по проекту Джованни Бернини в 1656-1667 годах. Здесь собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления понтифика
Административный центр города Первоначально ратуши, как подсказывает само их название, возникли в германских торговых городах, позже были устроены их партнёрами в других странах.

Слайд 13

Все улицы стекаются по косательной
Рыночная площадь и ратуша

Слайд 14

Средневековые русские города
особенность
город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей.

Слайд 15

Особенность древнерусских городов
особенность
Город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте занимал детинец (с ХIV в. - кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения - собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.

Слайд 16

Восточные города
особенность
Важную роль в архитектурной композиции города играл дворец правителя и торговая часть - караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к городским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.

Слайд 17

Московский кремль
В 11 в. на Боровицком холме, при впадении р. Неглинной в Москву-реку возникло поселение славян-вятичей. Ко времени первого летописного упоминания о Москве (1147) посад городка уже занимал всю верхнюю часть холма, имевшую форму неправильного треугольника. В 1156 г. по приказу князя Юрия Долгорукого был построен «град» – деревянная крепость, окружённая рвом и валом. В 1237 г. Кремль был сожжён монголо-татарами. Дальнейшее его развитие связано с возвышением Москвы как столицы Московского княжества, а позднее – Русского государства. При Иване Калите были возведены дубовые стены и башни (1339), при Дмитрии Донском – белокаменные (1367). В кон. 13 – нач. 14 в. на месте нынешней Соборной площади были заложены первые каменные соборы (древнейший – собор Спаса на Бору, 1380).

9 класс. Урок искусства.
Тема урока «Архитектура исторического города»
Цель: эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).
Задачи:
Научить различать виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).
Научить соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.
Научить приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.
Средства наглядности: - слайды мультимедиа.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Организация учебно-воспитательного пространства:
магнитофон, пианино, фонохрестоматия, аудиокассеты, компьютер, проектор,
презентация «Архитектура исторического города»,
тема записана на доске в форме эпиграфа.
Ход урока.
Приветствие.
Изучение нового материала:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный…
Начнём урок словами великого каталонского архитектора Антонио Гауди: «Архитектура – это застывшая музыка».

Французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Роль строительства возводить сооружения, роль архитектуры – вызывать эстетическое волнение». Как вы думаете, что значит вызывать эстетическое отношение?
Ответ учащегося: «Вызывает определённые чувства, нравится или не нравится, красиво или прекрасно».
Учитель: «Так что такое архитектура?»
Ответ учащегося: «Прежде всего, архитектура - это вид искусства. А именно искусство проектировать и строить. Возводить различные здания, сооружения и просто дома».
Древнеримский теоретик Ветрувий так определял архитектуру: «Прочность, польза и красота».
Архитектура(лат. architectura) - искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.
Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура.
Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так же как архитектура и математика, не имеет аналогов в окружающем мире - ее форма абстрактна. Не явилось ли это основанием для постоянного сравнения архитектуры с музыкой? «Застывшей музыкой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» - И.-В. Гёте. Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры.
С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить».Планировка и строительство городов - это одна из областей архитектуры, она получила название «градостроительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась.
В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь - политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.
Каждый средневековый город ограждали могучими каменными стенами с зубцами и башнями, окружали глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами означало овладеть всем городом. В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие каменные стены, раз и навсегда определившие его границы, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей. Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе... И возлюбив место то и помысли, да сожижет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись).
Город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте занимал детинец (с XIV в. - кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения - собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.
Центром западноевропейского города былкафедральный собор. Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Феодальный замок располагался за городской чертой.
Экономическим и стратегическим центром восточного средневекового города была площадь, на которой строилось медресе - высшая школа, готовящая служителей культа, учителей и т. п. Рядом с мечетью высились минареты - башни, с которых мусульман призывали на молитву. Важную роль в архитектурной композиции города играл дворец правителя и торговая часть - караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к городским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.
В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной традиции градостроительства: в конце широких прямых улиц обязательно размещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величественность перспективы.
По этому же принципу построен и Санкт-Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тщательно выверенному Петром I. Улицы и проспекты в центральной части города трезубцем сходятся к площадям. Найдите в тексте термины, которые имеют отношение к архитектуре и градостроительству. Объясните их значение, пользуясь словарями по искусству.
Рассмотрите старинные гравюры. Найдите на них изображения крепостей, оборонительных сооружений, жилых кварталов, торговых площадей, культовых построек. Опишите их устно.
Найдите стихи о двух столицах России - Москве и Санкт-Петербурге, посвященные архитектурным достопримечательностям этих городов. Прочитайте их одноклассникам.
Как вы понимаете смысл выражений: «Архитектура - застывшая музыка» и «Архитектура - отзвучавшая мелодия»? Что общего между музыкой и архитектурой?
Художественно-творческое задание
Используя перо и тушь, начертите план-схему средневекового города. Передайте характерные черты русского, европейского и восточного средневекового города (по выбору).

Архитектура - музыка, песнь камня,Что ввысь возносится в колоннах к облакам.Что гения влечет так неустанноПостроить дом красивый или храм.
Торжественно звучит - "Архитектура"!Звучит изящно и легко.И в слове этом будто бы его структура,Как будто камни сложены звено в звено!

Величественная лёгкость стен,Барокко и металл модерна,История застыла в камнеОт Рима и до Коминтерна.Готических соборов шпильНа портиках грозят скульптурыПослание и уникальный стиль –Вот это цель архитектуры.*****Из чертежей и построенийОт архитекторских идейИдет рождение творений,Возникнув по планете всей.
Учитель: В 1990 году Организация ЮНЕСКО включила город Санкт-Петербург в Список всемирного наследия. В этот список зачислены наиболее красивые и цельные в художественном отношении города мира. Планировка северной столицы отличается логичностью пространственной композиции, включающей строгие прямые улицы, просторные площади, а также многочисленные каналы, мосты (более 400!), набережные, сады и парки. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, монументальной скульптуры, которые в большинстве случаев являют собой уникальные архитектурные ансамбли. Все это в первую очередь относится к историческому центру города, но также к дворцово-парковым комплексам его пригородов.
Учитель: Из истории основания города. Возникновение Санкт-Петербурга связано со стремлением русского царя Петра I укрепиться в стратегически важном районе на берегах Балтийского моря. Город был заложен по царскому приказу в 1703 г., а в 1712 г. сюда, на берега Невы, была переведена столица государства.
Более трех веков истории Санкт-Петербурга вызвали к жизни множество интересных фактов, мифов и легенд о северной столице, подчеркивающих уникальность и загадочность этого города среди других как российских, так и европейских городов.
Например, многие ошибочно полагают, что Санкт-Петербург назван в честь своего основателя – Петра I. Однако это не так. Город носит имя небесного покровителя первого русского императора – апостола Петра.
Согласно другой легенде, вся территория будущего города представляла собой необжитые сильно заболоченные места, малопригодные для жизни. Однако доказанным фактом является то, что на месте исторического центра Санкт-Петербурга при его основании существовало множество поселений (по некоторым данным – около 40), часть из которых была здесь еще до прихода шведов. Однако масштаб и интенсивность строительства новой столицы и быстрое исчезновение этих поселений в черте города со временем породили легенду о пустынных местах на месте Санкт-Петербурга. Интересный факт:10% от общей площади города покрыто водой.
Учитель: Ребята, назовите пожалуйста, известные вам памятники архитектуры Санкт-Петербурга?
Ответ учащихся: Исаакиевский собор, Казанский собор, Зимний Дворец, Эрмитаж, Адмиралтейство, Храм Спаса-на-Крови…«Впервые в России»:
Петербург стал первым в России городом, в котором появилась традиция производить в полдень холостой выстрел из пушки.
Первый в России публичный музей – «Кунсткамера», основанная Петром I в 1719 году
Первый в России публичный театр (1756)
Первая в России публичная библиотека – Императорская публичная библиотека (1795)
Впервые в России в Санкт-Петербурге в 1819 году на Аптекорском острове были зажжены уличные газовые фонари
Первая в России железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом (1837)
Первый в России опыт уличного освещения электричеством (1879 год, освещение Литейного моста)
Первый в России чемпионат по футболу, организованный английскими спортсменами в 1901 году
В 2013 году Санкт – Петербургу исполнилось 310 лет.

Архитектура исторического города Проверочная работа.

Искусство. 9 класс


1.Архитектура (лат. Architectura) – искусство ………. и строить здания, ……, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для ….. и ………людей, доставляющее …….. наслаждение. Вставьте пропущенные слова.


2.Что означает слово «город» и зачем «городили» наши предки.



4.Каждый средневековый город имел обязательные защитные сооружения. Назовите не менее 4 - 5 таких сооружений.


Средневековая Западная Европа

5. Какое здание всегда располагалось в центре средневекового города? Почему?


6.А что представлял из себя восточный город? Как он выглядел и чем отличался от западного в средние века?


Восточный средневековый город

7.Как называется здание на фото.Дайте его описание.


Города средневековой Руси

Современная аэрофотосъемка

8. Н азовите город и опишите его планировку.


9.Города средневековой Руси

4…….

2………………

1………

5……….

9.Подпишите названия на схеме города.


Санкт-Петербург

Москва

10.Чем отличаются эти схемы планировки городов?


С чего начиналась Москва

11.Опишите Московский кремль при Иване Калите.


С чего начиналась Москва

12.А что изменилось в Кремле при Дмитрие Донском?


С чего начиналась Москва

13.Как украшал и расширял столицу Иван Третий.



14.Назовите от 5 до10 известных вам объектов современной Москвы.

  • 1……………
  • 2……………
  • 3……………
  • 4……………
  • 5……………
  • 6……………

Искусств является архитектура .

Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка . Ведь музыка так же как архитектура и математика, не имеет аналогов в окружающем мире - ее форма абстрактна. Не явилось ли это основанием для постоянного сравнения архитектуры с музыкой? «Застывшей музыкой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» - И.-В. Гёте. Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры.

Каждый средневековый город ограждали могучими каменными стенами с зубцами и башнями, окружали глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами означало овладеть всем городом.

В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие каменные стены, раз и навсегда определившие его границы, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей.

Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе. . . И возлюбив место то и помысли, да сожижет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись).

Город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте занимал детинец (с ХIV в. - кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения - собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.

Центром западноевропейского города был кафедральный собор. Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Феодальный замок располагался за городской чертой.

Экономическим и стратегическим центром восточного средневекового города была площадь, на которой строилось медресе - высшая школа , готовящая служителей культа, учителей и т. п.

Рядом с мечетью высились минареты - башни, с которых мусульман призывали на молитву. Важную роль в архитектурной композиции города играл дворец правителя и торговая часть - караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к городским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.

В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной традиции градостроительства: в конце широких прямых улиц обязательно размещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величественность перспективы .

По этому же принципу построен и Санкт-Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тщательно выверенному Петром I. Улицы и проспекты в центральной части города трезубцем сходятся к площадям.

Найдите в тексте
термины , которые имеют отношение к архитектуре и градостроительству.
Объясните их значение, пользуясь словарями по искусству.

Рассмотрите старинные гравюры. Найдите на них изображения крепостей, оборонительных сооружений, жилых кварталов, торговых площадей, культовых построек. Опишите их устно.

Найдите стихи о двух столицах России - Москве и Санкт-Петербурге, посвященные архитектурным достопримечательностям этих городов. Прочитайте их одноклассникам.

Как вы понимаете смысл выражений: «Архитектура - застывшая музыка» и «Архитектура - отзвучавшая мелодия»? Что общего между музыкой и архитектурой?

Художественно-творческое задание
Используя перо и тушь, начертите план-схему средневекового города. Передайте характерные черты русского, европейского и восточного средневекового города (по выбору).

Сергеева Г. П., Искусство . 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2009. - 190 с.: ил.

Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн , Искусство для 9 класса скачать , школьная программа по искусству, планы конспектов уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки