Происхождение города венеция. Венеция – история возникновения города на воде. Спецпредложения на отели

Венеция-город на воде. На протяжении XX века Венеция достаточно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну. Основной предпосылкой по мнению ученых этого бедствия выступал промышленный забор воды из артезианских скважин и, как следствие, снижение водоносного слоя земли. После закрытия скважин оседание городка замедлилось. Но всегда ли Венеция была таким островным городом? Давайте попытаемся изучить этот вопрос…


План Венеции, XVI век. У меня сразу возникает вопрос: кто заставил жителей строить дома и селиться на воде? Город стоит на сваях, вбитые в дно лагуны, держат дома, чьи 1-ые этажи пустуют – там нереально обитать из-за сырости. Что за мотивация двигала людьми?

Официальная история гласит, что городское поселение на островах Венецианской лагуны начало создаваться во второй половине VI века. Изначально центр поселения находился на островах Маламокко и Торчелло, но с VIII века начал перемещаться к своему современному положению. В VII веке острова по инициативе Византии, которой они формально принадлежали, были объединены под властью единого правителя - дожа.

Абсолютно все слышали про Венецию и представляют ее себе такой:

Вместо сухопутных улиц и дорог – каналы

Но мало кто смотрел эту территорию с высоты в программе Google Планета Земля. А в ней открываются очень интересные детали. Этот пост будет касаться не сколько описания и загадок самого города, сколько его окрестностей (лагуны и берегов).


Ссылка
Я вижу на этом снимке четкую береговую линию материка и затопленные морем континентальные территории. Это могло случиться при поднятии уровня Средиземного моря (прорыва Гибралтара, наполнение водами Атлантического океана) или опусканием этой части материковой суши. А может быть, гораздо сложные процессы с производными этих факторов.


Южнее от островного города видны ушедшие под воду русла рек. Вся лагуна мелководная, думаю, почти как глубины Финского залива. И здесь можно даже провести некую аналогию с Питером.


Фарватер для мелких судов


Под водой видны даже то ли затопленные каналы, то ли дороги. Но, думаю, первое. Каналы и реки в древности были основными транспортными артериями.


Здесь на мелководье видны то ли древние поля, то основания ограждений. Ссылка


Ссылка . Со стороны открытого моря к каждому волнорезу прокопан подводный канал (дноуглубление) и все волнорезы (и пристани за одно) соединены в единую систему. Так же широкий, но нетакой глубины канал имеется и с внутренней со стороны, со стороны лагуны.


Вот такие волнорезы-пристани


Канал, соединяющий пристани, сейчас по всей видимостью не используется, т.к. он упирается в современное портовое сооружение и не имеет выхода в море.


Вид с высоты

В лагуне, где совсем мелко, стоят маяки на деревянных сваях


Наличие водорослей в некоторых частях лагуны, говорит о совсем небольшой глубине. 45° 17" 42.64" N 12° 16" 19.46" E


Мелководье. 45° 30" 12.45" N 12° 21" 30.00" E


У меня ассоциации одни – это острова, остатки от затопленных территорий


Островной город Венеция с высоты

С высоты выглядит это все как остатки суши при наводнении

К городу идут автомобильное и железнодорожное сообщения

Со стороны материковой части вот такие «заводи». Может быть, здесь разводят рыбу, точно не знаю, но выглядит творчески. 45° 20" 51.16" N 12° 9" 47.47" E

В части материковой линии имеются даже прямолинейные каналы:


Ссылка

45° 23" 58.33" N 12° 12" 53.05" E


В лагуне много таких мелких островов. 45° 28" 17.03" N 12° 20" 38.52" E

Координаты: 45° 23" 1.81" N 12° 17" 10.10" E. На одном из островов лагуны встречается брусчатка. Видимо, в прошлом остров был обитаем и на нем были строения.

Таких заброшенных островов здесь много. 45° 28" 4.80" N 12° 20" 44.40" E

Есть на материковой части даже крепость-звезда:


Ссылка . Форт Marghera


Остатки еще одной «звезды». Ссылка


При просмотре города приходит мысль, что улицы просто затоплены. Никакие это не каналы. Первые этажи, да и частично вторые – остались под водой.


Центральный, самый широкий канал (затопленный проспект)


Для передвижения пешком были построены от дома к дому множество мостиков

Чтобы не писали, но было бы глупо строить на воде. Использовали сваи. Зачастую из сибирской лиственницы, что говорит о тесных связях с Сибирью, что странно. Забить сваи в то время (да, и сейчас) – необходимость не из дешевых, тем более забить в дно, пусть не глубокого, но моря.


После продолжительных и сильных дождей, Венецию топит, иногда вода прибывает на целый метр


После просмотра и анализа всего этого фотоматериала и снимков с гугл-карт, у меня появился такой вывод: вся эта территория еще в историческое время была сушей, были поселения, поля, была Венеция, но не как город на воде, а максимум город у берега реки. После случившегося (было это медленным процессом или стихийным и катастрофическим - неизвестно), жители не покинули город, перебравшись где посуше, а приспособились к новым условиям, не оставили свой город.
То, что город стоял на реке, думаю, может говорить даже эта фотография:


Фарватер, способный пропустить большой корабль с приличным водоизмещением.

В первой части видео видно, что в зоне осушенного канала-улицы дома стоят на фундаментах, а не на сваях. Значит - Венеция, изначально остров. Лишь потом что-то достраивали, ремонтировали с помощью свай.

О, Венеция! Сколько стихов сложено об этом удивительном и уникальнейшем городе! Даже имя ее передает прекрасный поэтический образ безмятежности. Но последнее время уже нельзя назвать ситуации в городе безоблачной, потому что город буквально тонет на глазах. И сейчас нередко можно услышать слова тревоги о том, что город, медленно уходит под воду и гибнет безвозвратно. От некогда «безмятежной» Венеций, возможно, в скором будущем не останется и следа. Не случайно уже сейчас многие называют ее самым стареющим городским населенным пунктом Италии, городом, где лишь останавливаются заезжие путешественники и туристы.

Конечно, горожане не смотрят на это безучастно – всю свою историю здесь, как могут, борются с поступлениями воды, однако сейчас стихия еще становится еще активнее, чем обычно. Если брать за начало отсчета времена Римской империи, Венеция ушла под воду уже на три метра и процесс такого погружения не может никак остановиться. Основную причину в этом ученые видят во все возрастающем давлении наземных конструкций, также играет большую роль то, что не прекращают свою постоянную работу артезианские скважины.

На грани катастрофы

Однажды, а именно 50 лет назад, город уже находился на грани катастрофы. Тогда – буйство стихии захватило почти всю территорию Северной Италии. Местные жители, которые еще живы, по сей день, с ужасом вспоминают те роковые часы. От прилива, вторгшегося в город в вечерние время, начался стремительный подъем воды. Ничто нельзя было противопоставить этой неожиданной напасти. Оказалась не под силу и Лагуне противостоять воде, чтобы оградить Венецию от напора волн…

Над городом нависла зловещая коммуникационная тишина, перестали работать телефоны, в домах стало темно из-за погасшего электричества, не был доступен газ. Все кто находился в нем, могли ходить только в высокой резиновой обуви. Очевидцы происшествия говорят, что если бы еще какое–то время не наступило затишье, то разрушительные действия прилива нанесли бы городу непоправимый урон.

Для уже древнего фундамента замков и жилого сектора опасность представляют не только сильные приливы волн, но даже нежное их плескание. И поэтому в такой ситуации практически не было никаких шансов сохранить зданиям устойчивое положение. Без всякого сомнения, стали бы рушиться стены, слетать крыши и в итоге наступил бы полный их развал. Но наудачу стихия, как возникла, так и неожиданно начала отступать, ветер уже не буйствовал и пошел спад воды.

Последствия от катастрофы были чудовищными и размеры ущерба колоссальными. Но ни в какие материальные затраты было бы не уместить потерю Венеции. А ведь сама возможность существования города, а не только какие–то частичные разрушения, стояли под вопросом. Это – город памятник. Венеция – это не просто какие-то отдельные исторические достопримечательности, она полностью представляет собою один огромный памятник и наследие истории.

Слава Богу, все обошлось, и город по-прежнему может радовать каждого, кто решил полюбоваться им. Он на своем веку повидал многое – и периоды расцвета, и упадка и сладостные годы возрождения. Поэтому задача у людей в отношении него должна быть предельно простой – сделать все, чтобы еще не одно поколение могли восхищаться столько уникальным местом.

Первые поселения

Этот город, который совсем не похож на мегаполис в нашем привычном понимании. История возникновения Венеции хранит в себе много интересного. Венецианская лагуна, которую разделяют более полторы сотни каналов и протоков с перекинутыми почти четырьмястами мостами – дала начало этому уникальному явлению, где более, чем на ста островах располагается исторический центр города. Длинная, прерывающаяся коса служит своего рода границей, которая отгораживает место современной Венеции от материковой части.

Она также разделительной полосой, между Адриатическим морем и сравнительно мелкой лагуны, которая имеет большое количество отмелей. Они по большому счету и не являются небольшими частями суши, лишь напоминают ее, представляя собою илистые или песочные образования, нанесенные реками. Поэтому они вроде болотистых почв. Будучи зыбкими и очень ненадежными, являются отличными местами, которые способны укрыть от врагов, преследуемых людей.

Тем, кто интересуется историей, интересно узнать, какой была в самом начале Венеция, как строилась. Первые постройки, которые были возведены людьми на месте нынешнего города, конечно же, относятся к временам далекой древности и принадлежали такие поселения рыбакам и добытчикам соли. Более точной датой времени основания города, если полагаться на исследования ученых, нужно считать 560 год. В те далекие годы на Италию совершали свои опустошительные набеги лангобарды. Глава церкви Павлин, взяв все церковные святыни и богатства, спешно покинул Аквилею и нашел пристанище себе и патриархии на небольшом острове Градо.

Его примеру последовали и другие церковные служители, создавая на островах один за другим и свои епископства, которые были в разных городах Италии. Поэтому и считается это нелегкое время, пусть и условно, датой образования Венеции. Можно представить себе в каких непривычных условиях и сложных условиях жили первые поселенцы. Чтобы соединить между собой маленькие острова строили деревянные настилы, для этого приходилось вбивать огромные сваи, которые бы могли держаться в зыбком дне или грунте.

Поэтому и в дальнейшем можно наблюдать, что все постройки, даже самые грандиозные, имеют основу из деревянных свай, которые забивались на глубину не менее трех метров, а в отдельных случаях глубина забивки составляла и в три раза больше, доходя до десяти метров. Они располагаются очень густо и сверху, как правило, отводится место платформам, которые соединяют дубовые и лиственничные бревна. Такие устройства являются основой для укладки каменных фундаментов.

К примеру, для церкви Санта Мария делла Салюте использовали много срубов, она имеет под собою миллион с лишним различных деревянных свай, в основном, из таких пород, как дуб, ольха, лиственница. На возведение всего этого ушло более двух лет. На устройство Каменного моста Риальто ушло более 10 тысяч свай. О масштабах может говорить и такой факт, что в основе фундамента Венеции полностью лежат леса Далмации. Крепость таких свай очень надежна, ведь, например, лиственница, опущенная в соленую воду, становится прочной как железо.

Расцвет

История Венеции знала на своем веку и взлеты и падения. Если же говорить о периоде наибольшего расцвета, то золотым веком для нее стали Средние века. Это относится как во времена Крестовых походов, так и после них. К началу пятнадцатого века она уже являлась влиятельным государством. Венецианское процветание также во многом обязано ведущейся торговле. В это время пути по морю были давно проторены, купеческие дела шли в гору. В Венецию текли неиссякаемым потоком богатства со всего света. Все это давало возможность заниматься строительством великолепных зданий и соборов. О величии торгового флота и масштабах торговли мог говорить тот факт, что в 1424 году здесь уже бороздили моря тысячи первоклассных судов.

Строительство и обновление города шло с размахом. По мере того, как строилась Венеция, прокладывались набережные, возводились мосты, уделялось большое внимание проведению новых каналов, при этом засыпались уже отжившие свой срок старые. Но к началу шестнадцатого века начинает постепенное снижение Венеции в политических кругах, ослабляется ее экономическая роль и способность существенно влиять мировую экономику. При взятии турками Константинополя, Венеция была отстранена от портов за границей. Открывались новые пути к Индии и Новому Свету, возникали рынки в Европе – таких странах как Испания, Англии, Голландия, все это, несомненно, сказывалось на состоянии дел и венецианцы безвозвратно лишались своих преимуществ в торговой сфере.

Это интересно: Венесуэла обязана своим названием Венеции. Европейские мореплаватели во главе с А. Веспуччи, в одном из своих путешествий, заметив индейские дома на сваях, которые стояли прямо в озере, не могли не вспомнить о Венеции. С тех пор название латиноамериканской стране, переводимое с итальянского как маленькая Венеция, прижилось и дошло до наших дней.

Но богатства, которые были накоплены в период расцвета, никуда не делись и воплощенные в прекрасную архитектуру и другие достопримечательности по прежнему позволяли оставаться Венеции одним из самых крупных культурных центров не только Европы, но и без преувеличения, всего земного шара. Во времена расцвета изобразительного искусства ее стали величать Серениссимой – Светлейшей. О знаменитой венецианской школе живописи помнят до сих пор. А именно в те годы она была основана. Среди ее выходцев мастера, творения которых до сих пор радуют глаз посетителей, — это дворцы и храмы. А среди мастеров история помнит такие выдающиеся имена как Беллини, Карпаччо, Тициан, Джорджоне, Тинторетто, Веронезе.

Нравы древней Венеции

Но не только венецианская живопись и архитектура привлекала в те годы заезжих господ. Как это ни покажется странным, но с ростом изобразительной культуры, падала нравственность в городе. Нередко проститутки оказывались в центре внимания гостей не меньше, чем городские архитектурные объекты и живопись. Историки относят похождения знаменитого ловеласа Казановы как раз этому венецианскому периоду. Кроме всего прочего этот бабник еще невольно становился законодателем моды – треугольные шляпы и плащи, которые можно было видеть на карнавалах Венеции, стали модными благодаря ему.

Правда или нет, но многочисленные исследования говорят о том, что в 18 веке вся внутренняя политика города была направлена на разложение всего общества, а не только, например, аристократии. Когда недвусмысленно поощрялось ее праздная жизнь и роскошь; благим делом считалось поддерживать невежество и распущенное поведение служителей церкви, и разврат в монастырях. Власть также поощряла развитие всяческих непрерывных раздоров среди простого народа. Кроме нравственного бедствия, были и другие – такие же страшные по своей разрушительной силе. К примеру, чума накрывала город более полусотни раз!

Ах, карнавал, карнавал…

Этот период также характерен тем, что в это время стали зарождаться известные всему миру венецианские карнавалы. Если образно говорить о том, каким был для 18 век, то это был век масок. Здесь на венецианских просторах маске придавался статус, чуть ли не государственного учреждения. Это было одно из самых существенных изобретений государства, терявшего, какой бы то ни было, серьезный смысл. Начиная с первых чисел октября и до рождественских праздников, затем с начала января и до первых «постны» дней, а также в некоторые другие праздники, включая выборы дожа и других лиц управления, венецианцам разрешалось носить маски. Эти дни в общем количестве занимали половину календарного года…

Все пестрит от масок, они уже непременный атрибут одежды и дожа и самого последнего слуги. Все делается в масках и это не только игра, как говорится на публику, в них происходит исполнение повседневной работы, ведутся судебные процессы, торгуют рыбой, читают, ходят в гости. Это трудно вообразить, но именно так и обстояло дело. А начало зарождения венецианских карнавалов следует искать в древних обычаях римлян – Сатурналиях.

Это были такие праздничные ежегодные чествования Сатурна, их проводили, когда заканчивалась уборка урожая, и было зимнее солнцестояние. В массовых гуляниях зарождались карнавальные маски. В этот день рабы могли находиться за одним столом со своими повелителями. Маски скрывали истинное положение ее носителя в обществе. Это было придумано для того, чтобы снизить влияние сословных предрассудков, которые могли подпортить настроение веселившимся.

Сейчас карнавал уже по полгода не длится – всего десять дней. Ежегодно Венецию посещают огромное количество туристов. Они приезжают сюда, чтобы не только посмотреть на карнавал, но и поучаствовать в нем. В эти дни проходят на открытых площадках различные концерты, театры радуют зрителей постановками спектаклей, где центральной темой является карнавал. Гремят салюты и сверкают фейерверки, ну а двери старинных дворцов распахнуты для тех гостей, которые мечтают принять участие в балах — маскарадах. Венецианские улицы полны горожан, которые одеты в наряды популярных во всем мире персонажей, среди которых Коломбина – эмблема праздника.

Дороги ремонтировать не надо

Чем хороша Венеция, кроме всех своих уникальных достопримечательностей, так это тем, что здесь нет дорог. Главный вид транспорта, которым пользуются местные жители и гости города, водный. Как и на обычных дорогах, существуют свои «маршрутки» — они доставляют пассажиров по заданным маршрутам. И хотя нет шоссе, но знаки сродни обычным дорожным тоже имеются. Пользующиеся известностью на всем земном шаре гондолы служат прекрасным транспортом в романтических прогулках, который, как правило, вызывает особый интерес у туристов.

Что бы прокатиться на таком экзотическом транспорте, нужно выложить достаточно приличную сумму. Час прогулки стоит семьдесят евро. Гондола представляет собой довольно длинную — одиннадцатиметровую посудину и шириной полтора метра. Она также является символом города, как и карнавальные мероприятия. Кстати, следует заметить, что подобным видом передвижения нигде больше не пользуются. Первую похожу лодку начали строить еще во втором веке, а если говорить о вытянутой форме, то отсчет уже начинается пятьюстами годами ранее.

Есть две вещи, на которые обращают внимание туристы. Они, можно сказать, являются одними из основных особенностей Венеции. Первая – это отсутствие древесных насаждений. С этим, как говорится, все ясно. Вторая – выраженная обшарпанность стен сооружений. Вот это вызывает у многих недоумение. Просто им невдомек, что это специально созданный стиль, который придает неотразимый вид Венеции. Для этого даже только что поштукатуренные здания искусственно старят.
Информация туристам.

Желающим посетить Венецию, должно быть, интересно узнать, что сама по себе островная часть, являющаяся исторической и куда, в основном, приезжают туристы, достаточно компактная и небольших размеров. В длину она будет чуть более четырех километров, а в ширину – в два раза меньше. Поэтому пройти ее по силам даже за полтора часа неспешным ходом.

В городе шесть районов, которые разделяет большой канал – Canal Grande. Если подняться на высоту птичьего полета, то можно увидеть, что Венеция похожа по силуэту на рыбину, рассеченную посередине тем самым каналом, по обе стороны которого лежат венецианские районы. Каждый из них оригинален и не походят друг на друга, имея свои собственные исторические ценности и уникальную атмосферу. Рядом с каналами и узенькими кривыми улицами стоят, сверкая богатым убранством церкви и дворцы.

Ну а теперь о местах, которые обязательно должен посетить каждый приезжающий, чтобы перед ним полнее открылась Венеция, история города. В сравнительно небольшом городе имеется более ста пятидесяти церквей, множество и других достопримечательностей: дворцы, музеи, галереи. Каждый может найти для себя что-то интересное. Вот некоторые достопримечательности:

  • главная площадь Сан Марко. Очень красивое место, выложено плиткой из мрамора;
  • собор Святого Марка;
  • дворец Дожей – в нем располагались бывшие правители Венеции;
  • мост Вздохов. Среди множества мостов, о которых можно рассказывать часами и имеющих разные удивительные истории, этот мост примечателен тем, что по нему из Дворца Дожей конвоировали осужденных в тюрьму. В те суровые времена инквизиции оправдательных приговоров практически не существовало, поэтому здесь происходило короткое прощание с осужденным.
  • галерея Пегги Гуггенхейм. Стоит побывать тем, кто увлекается современным искусством, в том числе авангардом.
  • галерея Академии. Очень полезна будет для тех, кто увлекается классическим искусством.

Сервис

Вот с этим здесь обстоит дело, наверное, не так хорошо, как ожидают многие туристы, посещающие этот красивый уголок Италии. Нередко можно услышать жалобы на не очень хороший сервис. Нередко вам могут предложить не очень вкусную, но при этом весьма дорогостоящую еду. Кроме всего прочего вы можете нарваться на грубость. В связи с этим бывалые туристы советуют покупать пищу и питаться вдали от центра города.

Да и проживать в самом городе в отеле просто-напросто непозволительная роскошь, которая по карману лишь состоятельным туристам. Цены заоблачные. Поэтому большинство приезжих останавливаются где-нибудь в соседних в соседнем городках, например, один из них называется Местре. До него легко добраться любым видом транспорта — автобусом, поездом, катером или такси. Стоимость проживания в отеле в несколько раз дешевле.

Венеция – город на севере Италии, территориально занимающий группу островов. Климат в Венеции умеренный, сходный с климатом Крыма, лето здесь жаркое, а зима мягкая.

История Венеции полна взлетов и падений. Сегодня мы узнаем как возник город на воде.

Название города происходит от племени венетов, населявшие территорию северного побережья Адриатического моря во времена . Эта территория была захвачена римлянами и названа Аквилеей. Позже Аквилея стала административным центром провинции Венетия. В 402 году провинция была разорена вестготами. По легенде Венеция была основана жителями провинции, которые спасались от готов 25 марта 421 года. Заселение началось с островов Риальто и продолжилось во время упадка Римской империи. Основным источником доходов жителей островов были ловля рыбы, добыча соли и каботажное плавание.

  • Советуем почитать:

Пока племена гуннов, лангобардов и остготов разоряли города Западной Римской империи, Венеция, благодаря обособленному положению и тому, что жители научились строить дома на сваях и жить на воде, избежала участи материковых городов. Вторжение воинствующих варваров привело к переселению на острова состоятельных жителей материка.

Результатом этого стал быстрый рост торговли и транспортировки товаров, так как сбежавшая знать вкладывала средства именно в эти отрасли.

В VI веке у Венеции был самый сильный флот на Адриатике, который оказал поддержку императору Юстиниану в войне Восточной Римской империи с остготами. В благодарность Византия предоставила Венеции свою защиту и торговые привилегии. Первого дожа венецианцы избрали в 697 году. Более чем за 1000 лет в Венеции было у власти 117 дожей.

Благодаря своему уникальному расположению Венеция была торгово-транспортным узлом, через который в Европу шелк, рис, кофе и пряности, стоившие в то время дороже золота.

Средневековье и торговля

Грамотная политика дожа Пьетро Орсеоло II, морганистические браки, помощь Византии, оказанная Венецией против сарацин, еще более увеличили привилегии венецианских купцов. Данная Византией «золотая булла» уменьшала в два раза пошлину с венецианских кораблей, приходящих в Константинополь. Во времена крестовых походов Венеция приумножила свои богатства за счет займов крестоносцам и фрахтов кораблей. С переменным успехом на протяжении почти двух веков Венеция вела войны с Генуей, в основе которых лежало торговое соперничество. В XII веке в Венеции открываются первые банки. Венецианские мореходы первые начали страховать свой груз.

В XII-XIII веках на верфях Венеции начали строить большие корабли водоизмещением до 200 тонн.

Для увеличения своей экономической мощи Венецианская республика присоединяла себе материковые территории, называемые терраферма. В 1494 году венецианцем Лукой Пачолли была систематически описана двойная бухгалтерия, успешно применяемая и в современном мире.

Упадок

С XV века, когда совершались великие географические открытия, Венеция сдала свои позиции Португалии, Испании, Голландии и Англии. К XVIII веку Венеция утратила свое былое могущество, большая часть материковых владений перешли к Австрии. Но сам город лучился великолепием. В этот период широкое распространение в Венеции получили азартные игры и проституция.

1 мая 1797 года Наполеоном была объявлена война Венеции. Большой совет принял решение выполнить все требования, 12 мая дож Людовико Манин отрекся от престола.

Впервые за более чем тысячу лет Венеция утратила независимость.

Экономика города была подорвана французской континентальной блокадой. Но прошло время, в 1869 году был открыт Суэцкий канал, в Венеции построили новый порт, и город стал популярным местом для начала путешествия на Восток. Развивается туристический бизнес, в Венеции проводятся ежегодные международные художественные выставки, с 1932 года проводится международный кинофестиваль «Золотой лев».

Единый билет (от 21,50 евро, www.venicecard.it) можно приобрести на один, три или семь дней. Он дает возможность пользоваться общественным транспортом, а также предоставляет бесплатный доступ в государственные музеи и в важнейшие церкви.

Где остановиться

Даже несмотря на большой наплыв туристов, поиск ночлега в Венеции не составит труда. Здесь легко найти гостиницы любой звездности, а также бюджетные варианты – хостелы.


Чтобы как можно меньше времени тратить на дорогу к достопримечательностям, желательно выбирать заведения, расположенные в центре. Например, отель A La Commedia , находящийся в десяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко, предлагает уютные номера, оборудованные всем необходимым для комфортного проживания. Цена за номер колеблется в пределах 400 евро за сутки. В непосредственной близости от Дворца дожей расположилась популярная у туристов четырехзвездочная гостиница Palazzetto Pisani . Здесь предоставляются номера с видом на Гранд-канал, в некоторых апартаментах есть балкон.

Гостиница среднего класса Domina Home Giudecca , расположенная на острове Джудекка, также заслужила положительные отзывы постояльцев. Гостям здесь предлагают номера с окнами, выходящими на канал, а шведский стол, который входит в стоимость номера, позволит сэкономить на еде. На площадь Сан-Марко курсируют регулярные рейсы общественного транспорта.




Путешественники, которые отправились в Италию с небольшой суммой денег, могут остановиться в хостелах. Подобных гостиниц в Венеции очень много, и в большинстве случаев они располагаются в обычных квартирах, благоустроенных соответствующим образом. Выбрав этот вариант, туристы могут гарантированно рассчитывать на новые интересные знакомства и веселую компанию людей из различных уголков мира. Например, A Venice Fish расположен в самом центре города в районе Каннареджио. Просторные комнаты с двухъярусными кроватями, общие ванные и туалетные комнаты, бесплатная кухня – все это, а также вечерние застолья с пастой и вином под звуки гитары, можно получить всего за 20 евро в сутки.

Спецпредложения на отели

Дорога в Венецию


Поскольку город находится на островах, чтобы добраться до исторического центра туристам придется сделать несколько пересадок, какой бы вид транспорта ни был выбран. Самый удобный вариант – авиаперелеты. Так, из Москвы есть прямые рейсы из Домодедово и Шереметьево в город Тессера (аэропорт Марко-Поло) по пятницам и субботам соответственно. Дорога займет всего три часа, а ранний вылет позволит уже к полудню быть в Италии.

Кроме того, можно выбрать рейс на Милан (из Внуково на Малпенсу по пятницам и субботам или из Шереметьево по пятницам) или Рим (из Домодедо до Фьюмичино по вторникам, четвергам и субботам). До самой Венеции можно добраться на поезде или электричке. Транспорт курсирует регулярно и практически без опозданий. Учитывая, что вагоны в большинстве случаев оборудованы сидячими местами, ночные рейсы лучше не выбирать. Станция прибытия называется «Санта Лючия».


Из аэропорта Марко-Поло в Венецию отправляются регулярные автобусные рейсы. Буквально за полчаса маршруты ATVO и ACTV доставят отдыхающих на площадь Рима (Пьяццале Рома, Piazzale Roma). К железнодорожному вокзалу можно доехать на автобусе № 15. Билет стоит в среднем 5-6 евро.

Также от аэропорта курсируют речные трамвайчики и такси. Стоимость проезда дороже, чем в автобусе, однако по дороге можно насладиться видами каналов и ключевых туристических мест города. Данный вид транспорта подойдет тем, кто не устал в пути и готов потратить на дорогу более часа.

Путешественники, которые не хотят ждать подачи общественного транспорта, могут заказать такси, однако этот вариант будет самым дорогостоящим.

Образование города на воде и его история

Краткая хронология

Согласно преданию, Венеция возникла в 421 году, однако многие современники подвергают эту дату сомнению и считают, что едва ли можно точно указать время образования города. Племя венетов обитало на островах, на которых теперь располагается город, еще за 1000 лет до новой эры.

452 годом датируются первые исторические сведения о поселении на месте нынешней Венеции. Его возникновение связано с вторжением в Северную Италию полчищ гуннов под предводительством Аттилы, когда жители материка вынуждены были искать спасения на островах Адриатики.

VI–X века - начало правления дожей. Путем искусных дипломатических маневров им удалось сохранить относительную независимость, не попадая под власть ни Византии, ни империи Карла Великого. В 809 году центром поселений в Лагуне становится Риальтина - архипелаг из 118 островов по обеим сторонам Большого канала. А в X веке впервые упоминается название Венеция.

В 1000 году дож Пьетро Орсело II закрепляет владычество Венеции над Адриатикой. Это знаменательное событие ежегодно отмечается празднованием Festa della Sense («венчания с морем»).

В 1172 году венецианская аристократия и богатые купеческие семьи создают Большой совет в стремлении ограничить власть дожа. К концу XIII века венецианская знать сделала решительный и бесповоротный шаг к установлению своей коллективной власти в ущерб единовластию дожа.

В 1298 году состоялось так называемое закрытие Большого совета, то есть отныне быть его членами и принимать участие в выборах дожа могли только те венецианцы, предки которых по отцовской линии уже заседали в этом совете. В разное время в состав совета входило от 35 до 2000 членов.

В 1203–1204 годах взятие Константинополя крестоносцами при поддержке Венеции помогает заложить основы могущественной венецианской торговой империи. После раздела Византии Венеции достается большинство островов в Эгейском море, а также острова Корфу и Крит.

В 1297 году возникла Венецианская республика, которая по своей сути была властью аристократической олигархии. Активная борьба в это время происходила между Венецией и Генуей за торговые пути в Средиземном море.

1423–1457 годы - время правления дожа Франческо Фоскари, при котором происходила наибольшая территориальная экспансия Венецианского государства. Его владения простирались от Альп до реки По и до Бергамо на западе. Под власть Венеции попал даже Кипр.

Венецианский флот насчитывал 3000 судов, а торговлю с другими странами обеспечивали 300 крупных кораблей. В то время Венецию называли «хозяйкой всего золота христианского мира».

В 1453–1476 годах в результате взятия Константинополя турками к ним перешла часть венецианских владений. Опасаясь турецкой экспансии, венецианцы сами напали на турок, но потерпели поражение и потеряли часть своих территорий.

С 1499 года начинается упадок Венеции как крупной европейской торговой державы. Эпоха Великих географических открытий ознаменовалась усилением позиций других европейских государств, которые постепенно начинают вытеснять Венецию с ее традиционных торговых путей.

В 1500 году Васко да Гама открывает путь в Индию. Торговой монополии венецианцев угрожают купцы с Востока.

В 1508 году Папа Римский, германский, испанский и французский монархи объединяются, с тем чтобы подорвать Венецианскую империю.

В 70-х годах XVI века Венеция снова вступает в войну с турками и теряет Кипр.

В XVII веке могуществу Венецианской республики наносятся существенные удары. Габсбурги начали интенсивное развитие торговой гавани в Триесте. В войне с Австрией Венеция поддержала французов, однако в это самое время началась страшная эпидемия чумы, в результате которой за полтора года умерло около 50 000 жителей города.

В 1796 году вторжение войск Наполеона Бонапарта в пределы Венецианской республики ознаменовало ее закат.

В 1797 году Большой совет объявляет об упразднении Венецианской республики. Солдаты наполеоновской армии хозяйничают в городе, многие ценности перевозятся во Францию. Однако осенью этого же года Франция уступает город и всю провинцию Австрии. Венеция навсегда теряет свою независимость, а ее Арсенал, некогда крупнейший в мире центр судостроения, приходит в упадок и используется лишь для ремонта кораблей.

После поражения Австрии под Аустерлицем 2 декабря 1815 года французы вновь завладевают Венецией, и правителем города становится Эжен де Богарне, вице-король Италии, пасынок Наполеона.

С 1846 года Венеция перестала быть островом. Закончилось строительство железнодорожной магистрали Милан - Венеция, и «Королеву Адриатики» соединили с материком четырехкилометровым мостом.

В 1848 году вместе с остальной Италией венецианцы восстают против австрийцев.

В 1866 году Венеция добровольно присоединяется к Итальянскому королевству во главе с Витторио Эммануэлем II.

В 1926 году Местре - пригород Венеции - получает независимый статус.

В годы Второй мировой войны Венеция и Местре стали для Муссолини крупнейшими военно-промышленными центрами, однако это не повлекло за собой бомбардировок союзнической авиацией.

В 1966 году событием в истории Венеции стало катастрофическое наводнение, когда уровень воды поднялся на 2 м. Это стихийное бедствие привлекло внимание и вызвало обеспокоенность всего мира. После него итальянское правительство и ЮНЕСКО выделили немалые средства на ремонтные работы и защитные мероприятия для предотвращения наводнений в городе.

Историческая ретроспекция

Исторический центр Венеции расположен среди Венецианской лагуны Адриатического моря, на 118 низких песчаных островах, соединенных бесчисленными мостами и мостиками и тесно застроенных старинными домами. Такое необычное расположение города объясняется его происхождением.

До своего основания область будущей Венеции включала в себя несколько римских городов: Аквилею, основанную в 181 году до н. э., Опитергий (совр. Одерцо), Тарвизий (совр. Тревизо), Альтин (совр. Альтино), Патавий (совр. Падуя) и др.

В 452 году, когда угасающая Западная Римская империя уже утратила свою военную мощь, Аквилею и другие районы Венецианской области захватили и разграбили гунны, предводительствуемые грозным Аттилой.

Часть местного населения в ужасе бежала на острова лагуны вокруг Риальто (означает «высокий берег»), чтобы спастись от завоевателей. Здесь с незапамятных времен находились скромные хижины рыбаков, добытчиков соли и охотников на водоплавающих птиц.

В период раннего Средневековья островное население пополнялось беженцами из Пармы, Мантуи, Феррары, Флоренции, Болоньи, Равенны, Пизы и многих других городов не только Италии, но и Восточной Адриатики.

В 568 году, когда Италия подверглась опустошительному нашествию лангобардов, патриарх Павлин со всеми святынями и церковными сокровищами бежал из Аквилеи и обосновался со своей патриархией на маленьком островке Грандо, тогда же переместились на острова и епископства других городов.

Строителям для того, чтобы построить город, пришлось отвести в сторону течения нескольких рек - Пьяве, Силы, Бренты.

Безбрежное море, необъятное небо да небольшие плоские острова - вот тот минимум природных щедрот, которыми одарила судьба Венецию. И так как населения было очень много, а земли мало, то предметом роскоши сделалось каждое деревце, которому дали вырасти там, где можно было что-то построить.

Существует легенда о торжественном основании города. 25 марта 413 года в полдень переселенцы заложили первое здание на берегу Риальто с целью основать в этом месте неприступный оплот. Антонио Сабеллико, воспевающий это событие, заставляет священника, освящавшего город, воскликнуть, обращаясь к небу: «Когда мы отважились на великое, пошли нам благословение. Мы ныне преклонили колена перед бедным алтарем, но если моления наши не были тщетны, то на этом месте Тебе, Боже, воздвигнется сто храмов из мрамора и золота».

Пройдет еще много столетий, прежде чем зыбкую почву островов люди укрепят неисчислимым количеством свай из далматинского леса и построят многочисленные дома и дворцы, церкви из камня, вывезенного с побережья Адриатики, чтобы сказочно прекрасный город прославил своим именем древнее племя венетов.

Светлейшая, жемчужина Адриатики, Южная Пальмира - как только не называли Венецию, каких только имен не придумывали, чтобы выразить восхищение перед творческим гением итальянского народа.

Древнейшая история города на островах окутана тайной, ибо долго люди жили там тихо, бедно и неприметно. Их окружали вода и небо, а земли было так мало, что вся их жизнь оказалась связанной с морем.

Оно кормило их рыбой и прочими дарами, а также открыло им путь в другие страны; они научились плавать по морю, строить корабли (тогда еще на их плоских островах росли леса, от которых теперь не осталось ничего) и занялись посреднической торговлей между Европой и Востоком.

Ранняя история города на лагуне не дошла до нашего времени, разве что в исторических памятниках и древних церквях можно обнаружить ее следы.

Известно, что в XII веке в Италии центром византийских владений (экзархата) была Равенна (древний город, основанный еще этрусками, когда Западная Римская империя пришла к своему закату). Острова лагуны находились в подчинении у экзархата.

В конце XII века византийцы объединили их в герцогство. Местопребыванием герцога (на венецианском он называется дож) стал остров Гераклея (он именуется также Читтанова - «новый город»).

Сначала дожей назначали власти из Равенны, затем их стали выбирать сами островитяне. Здесь, на острове Гераклея, находились политические и военные центры. Религиозные - на Грандо, торговые - на Торчелло. Впоследствии политический центр ради безопасности был перенесен в Маламокко, более защищенный остров в лагуне.

В начале IX века правительственная резиденция была перенесена на группу островов Ривоальто, или Риальто, где начал развиваться город, получивший впоследствии название Венеция. Первым дожем, обосновавшимся на Риальто, был Агнелл Партециак (811–827 годы). Тогда же здесь было образовано епископство Оливоло.

С этого времени начинается тысячелетняя история Венецианской республики под эгидой святого Марка, провозглашенного в ту пору ее небесным покровителем.

Путь Венеции к будущему богатству и могуществу был нелегок. Но уже в середине IX века венецианцы смогли доказать, что способны превратить свой город в цветущий край, извлекая выгоду буквально из ничего.

Так, в 869 году дож Венеции Юстиниан Партечипацио оставил в числе прочего своего имущества 1200 фунтов серебра - сумму по тем временам немалую. Венеция на своих шести десятках островов и островков была особым миром, прибежищем, но неудобным: ни пресной воды, ни продовольственных ресурсов, и соль, слишком много соли! О венецианце тогда говорили: «Не пашет, не сеет, не собирает виноград».

Даже несколько веков спустя дож Джованни Соранцо описывал свой городок так: «Построенный в море, совсем лишенный виноградников и возделанных полей».

С самого начала Венеция была вынуждена ради выживания все требовать в обмен: пшеницу или просо, рожь или скот, сыры или овощи, вино или масло, лес или камень и даже питьевую воду.

Венеция развивала свою активность в промышленности, торговле, услугах, то есть там, где рентабельность труда была выше, нежели в сельских видах деятельности. Это означало, что ей пришлось оставить другим менее прибыльные занятия, но с первых шагов все города без настоящей территории, в том числе и Венеция, осуждены были жить таким образом. У них не было другого выбора. Удача Венеции, быть может, заключалась в том, что ей не было нужды, как, например, Генуе и Пизе, прибегать к насилию и пиратству, чтобы добыть себе место под солнцем.

В течение нескольких столетий Венеция была тесно связана с Византией в политическом и экономическом отношениях.

Венеция, по мере развития связей между Востоком и Западом, успешно использовала преимущества своего уникального экономико-географического положения и превратилась постепенно в могущественную морскую республику.

В IX–X веках Венеция находилась в составе Византии и сумела извлечь выгоды из этого, оставаясь практически самостоятельной. В X веке она получила полную независимость.

Находясь под владычеством Греческой империи, Венеция проникала на огромный и плохо защищаемый византийский рынок, оказывала империи многочисленные услуги и даже помогала ее обороне. В обмен она получила великие привилегии, так, например, с 1082 года она была освобождена от любых платежей.

Географическое положение и исторические условия развития Венеции повлияли на формирование своеобразного облика города. Венеция застроена очень густо, улицы ее узкие, площади ее маленькие, многочисленные каналы не имеют набережных, а фасады домов кажутся выросшими из воды. Еще долгое время главная площадь Святого Марка была стеснена виноградниками, постройками, разрезана надвое каналом. Улицы были немощеные, мосты - деревянные, как и дома.

Входы в здания расположены прямо у воды, и войти по ступеням можно, причалив к ним прямо на гондоле. В центре города нет зелени, сады есть только на окраинах, соседних островах.

В X веке Венеция становится крупным городом, ведущим посредническую торговлю, и впервые принимает меры к урегулированию работорговли, одного из важнейших источников дохода. В городе возникла своя знать - преимущественно богатые владельцы торговых судов, солеварен и различных мастерских. Море обеспечивало экономическую однородность венецианского патрициата, а это, в свою очередь, - внутриполитическую стабильность города.

В отличие от других государств Италии в Венеции никогда не было серьезных раздоров между имущими, которые пагубно отражались бы на положении города. Венеция оказалась свободной и от междоусобиц, которые терзали остальную Италию. Организованные здесь цехи не приобрели политического значения, как во Флоренции, а оставались чисто производственными объединениями. 142 венецианских цеха находились под строгим контролем знати.

Венецианцы занимались также сельским хозяйством в тех ограниченных пределах, которые предоставила скупая фортуна. Например, известно, что остров Кьюджа на рубеже IX–X веков обязан был поставлять ко двору дожа 60 кур и два судна, нагруженных сеном.

В XI–XII веках Венеции достаются огромные прибыли от похода крестоносцев, которым она предоставляет флот.

Особое место в истории Венеции занимает Четвертый крестовый поход (1202–1204 годы). Он был начат по призыву Папы Иннокентия III. Первоначально его участники намеревались отплыть на Восток для освобождения Гроба Господня от власти мусульман, а затем двинуться в Египет, овладеть им, а уж затем пойти на Иерусалим. Однако поход закончился захватом Константинополя и разгромом Византийской империи.

Решающую роль в изменении направления похода сыграла Венеция, к которой, не имея собственного флота, обратились крестоносцы. Купеческая верхушка, стоявшая во главе Венецианской республики, решила воспользоваться этим для утверждения собственных позиций в Византии.

Венецианский дож Энрико Дандоло, к тому времени девяностолетний старец, почти утративший зрение по причине давнего ранения в голову, но в политике видевший все насквозь не хуже зрячего, потребовал за услуги огромную по тем временам сумму - 85 тысяч марок серебром за перевозку в Египет 4500 рыцарей с конями, 9000 щитоносцев и 20 000 пехотинцев.

Крестоносцы неожиданно быстро согласились на эти условия. Тогда прозорливый дож свез всех на один остров, а корабли отвел в сторону и потребовал платы вперед. Но уже очень скоро выяснилось, что крестоносцы не в состоянии внести всю сумму. У крестового воинства не оказалось денег в нужном количестве (не хватило 34 000).

Тогда Дандоло, желая помешать походу на Египет, с которым венецианцы вели регулярную торговлю, предложил крестоносцам в качестве компенсации за недоплаченные деньги помочь Венеции завоевать далматинский город Задар - крупный торговый центр на восточном побережье Адриатического моря, конкурировавший с венецианскими купцами.

В 1202 году Задар был захвачен ордами крестоносцев, воодушевленных дальновидным дожем, который, несмотря на свой возраст, отличался большой физической силой и сам возглавил флот. За захват Задара Папа Иннокентий III, вдохновитель Крестового похода, отлучил от церкви венецианцев и крестоносцев, постыдно забывших о высоких целях. Но гнев «наместника Бога на земле» не оказал должного воздействия на Энрике Дандоло, человека здравомыслящего и смелого.

И последний, войдя в сговор с предводителем крестоносцев - итальянским маркизом Бонифацием Монферратским - направил войска и флот к Константинополю. Предлогом для нападения на столицу Восточной Римской империи послужило обращение к папе и германскому королю царевича Алексея Ангела, сына свергнутого с престола своим братом, ослепленного и заключенного под стражу еще в 1195 году византийского императора Исаака II Ангела.

Бонифация Монферратского втайне поддерживали французский король Филипп II Август и некоторые магнаты Франции и Германской империи, рассчитывавшие извлечь выгоды из войны в Византии. Папа Иннокентий III, получив обещание от царевича Алексея, что в случае успеха предприятия греческая церковь будет подчинена «апостольскому престолу», фактически оказал содействие вождям крестоносцев в осуществлении их планов, хотя официально запретил им причинять ущерб христианским землям.

Но крестоносцы не вняли просьбам царевича Алексея, тем более что наиболее влиятельные силы Европы того времени толкали их к захвату Византии. Немалые выгоды планировал получить от похода на Восток и венецианский дож Энрике Дандоло.

Осадив Константинополь летом 1203 года, крестоносцы добились восстановления на престоле императора Исаака II. Но, когда он не смог уплатить им целиком всю сумму, обещанную за помощь, крестоносцы в апреле 1204 года штурмом взяли город и подвергли его жестокому разгрому. Огню предавались целые кварталы, беспощадно был разграблен храм Святой Софии.

После падения Константинополя последовал захват половины Византийской империи. Венецианцы получили свои выгоды после того, как Восточному Риму был нанесен значительный урон. Венецианцы в ряде мест, некогда принадлежавших ослабевшей империи, основали колонии, протянувшиеся от Ионического до Черного морей.

Эти территории получили название Латинской Романии (так как в Западной Европе Византию нередко называли Романией). В состав Латинской Романии входили Латинская империя со столицей в Константинополе и государство франков на Балканах, а также владения Венецианской республики, которые она получила от задолжавших ей крестоносцев.

Ловкая и алчная Венеция захватила целый квартал в Константинополе, значительную часть прежних византийских владений на побережье Южной и Восточной Греции с Критом и несколькими островами впридачу. Венецианский дож стал именоваться «властителем четверти и полчетверти Римской (то есть Византийской) империи». Энрике Дандоло скончался в 1205 году и был похоронен в церкви Святой Софии в Константинополе.

Под властью Венеции оказались большие области Адриатики и Средиземноморья, торговые пути с Персией и Индией, Сирией и Египтом; установились связи с Новгородом. Венецию даже сравнивали с этим городом на Руси по количеству торговых операций, засилью купеческого люда.

Венеция стала поистине торговой империей. В XIII веке один священник так отозвался об энергичных островитянах: «Венецианцы - люди жадные, упорные и суеверные; они хотели бы захватить весь мир, если бы только могли».

Многие центры торговли в те годы становились и центрами ремесел и искусств. Тому примеры - Бухара, Самарканд и оба Новгорода. Но вряд ли где удалось создать такую концентрацию искусств, как в Венеции, когда каждый дом - зрелище, каждая улочка - этюд, каждый канал - настроение.

В 1155 году Фридрихом I - немецким императором, названным итальянцами Барбароссой (Рыжебородый), был предпринят первый поход в Италию для получения императорской короны в Риме и подчинения свободных итальянских коммун феодальной власти императора. С этого момента начался двадцатилетний период борьбы итальянских городов - коммун - за свою независимость от феодального поработителя. В землях Вероны и Венеции немецкие феодалы нарушили продвижение товаров к рынкам, что нанесло тяжелый удар по торговле и промышленности этих городов.

Особенно большие убытки понесла Венеция не только по линии связи с Востоком, но со всей Северной Италией, так как горные переходы и торговые пути оказались в руках немецких феодальных властей. Свободолюбивая республика Святого Марка, которая жила торговлей, не могла мириться с этим. И Венеция организовала военную лигу, в которую вошли Верона, Падуя, Винченца. Благодаря совместным усилиям удалось разбить армию Барбароссы.

В XIII веке обострилось давнее соперничество Венеции с Генуей, а также крупным славянским городом-республикой Дубровником. Вытесняя Геную с Северного Причерноморья, Венеция вела оживленную торговлю с портами Крымского побережья, а через Тану (ныне Азов) - со всем югом России.

В 1278 году Генуя разгромила венецианский флот у острова Корчула. В августе 1379 года она овладела Кьюджей, маленькой рыбацкой гаванью, которая господствовала над одним из выходов из Венецианской лагуны в Адриатику. Казалось, гордый город Святого Марка гибнет, но невероятным усилием он изменил ситуацию на противоположную.

В июне 1380 года Веттор Пизани взял обратно Кьюджу и разгромил генуэзский флот. Таким образом, в XIV веке Венеция сокрушила свою давнюю соперницу в восточной торговле - Геную - и стала сильнейшей морской и колониальной державой с самым большим в Европе флотом, огромными, веками накопленными богатствами, уникальной государственной организацией, которая была основана на концентрации власти в руках торгово-купеческой олигархии.

В это время известный французский политический деятель Филипп де Коммин назвал Венецию «самым победительным городом», который он когда-либо видел.

Одним из преимуществ Венеции в ее противостоянии с Генуей было то, что она действовала более благоразумно, меньше рисковала, а географическое положение ей, совершенно очевидно, благоприятствовало. Выйдя из лагуны, можно попасть в Адриатику, и для венецианца это означало все еще оставаться у себя дома. Для генуэзца же покинуть свой город значило выйти в Тирренское море, принадлежавшее всем и каждому. И пока Восток считался главным источником богатств, преимущество было за Венецией с ее удобными морскими путями.

В конце XIV века первенство Венеции уже не вызывало сомнения. В 1383 году она заняла остров Корфу, ключ на путях мореплавания в Адриатику и из нее. Без труда, хотя и с большими затратами, она овладела городами своих материковых земель (так называемые террафермы): Падуей, Вероной, Брешией, Бергамо.

Венеция сумела гораздо раньше других городов создать империю, скромную по размерам, но имевшую поразительное стратегическое значение из-за ее расположения вдоль путей на Левант.

В 1388 году Венеция вступила в союз с Миланом против Падуи, а после ее падения в следующем году с согласия Милана получила власть над северо-итальянским городом Тревизо. Добившись своего, Венеция проявила обеспокоенность усилением Милана, круто изменила политику и стала помогать бывшему властителю Падуи возвратить ее. В результате новой войны не только Падуя, но и Феррара оказались в сфере венецианского влияния.

Живописные толпы купцов, дипломатов, путешественников, наводнявшие площадь Сан-Марко и набережные Венеции, красота и роскошь ее каналов и дворцов, так ярко запечатленных на картинах венецианских и итальянских художников Каналетто и Гварди, отражали расцвет и могущество Венецианской республики, расположенной в том месте, где скрестились тогда пути Запада и Востока.

Тесные связи с Византией наложили отпечаток и на облик города. Церкви и дворцы строили по византийскому образцу, византийские мастера познакомили венецианцев с искусством мозаики и художественной обработкой благородных металлов и драгоценных камней. «Был я в Торчелло, радостно шевельнулось на сердце - родная, как есть, Византия» - писал Врубель.

Блеск и пышность константинопольского двора привлекают венецианскую знать. Патриции посылают своих сыновей учиться в Византию.

Венецианцы были в контакте и с арабским миром. Влияние арабо-мавританского искусства проявилось в использовании полихромного мрамора, ажурного каменного орнамента в отделке окон.

Участие в Крестовых походах сблизило Венецию с Северной Европой. В XIII–XIV веках в Венецию проникает западное влияние. Венецианцы знакомятся с готикой и с успехом осваивают этот стиль.

XIV–XV века - период интенсивного строительства. Город меняет лицо и приобретает облик, который сохраняется и поныне. Улицы с грунтовым покрытием вымощены каменными плитами, деревянные мосты и набережные каналов заменены мостами и тротуарами из камня. Были выполнены и другие операции градостроительного характера: рытье колодцев, очистка городских каналов стали проводиться регулярно.

Правительство Венеции прекрасно осознавало необходимость украшать город, «не скупясь ни на какие траты, как подобает красоте его». А ведь строить в городе Святого Марка - на тысячах дубовых стволов, забиваемых в песок или ил лагуны в качестве свай, из камня, привозимого из Истрии, - это требовало действительно колоссальных затрат.

Первая половина XV века - период наивысшего расцвета Венецианской республики. В ее руках находятся многие земли в Средиземноморье, ряде областей Северной Италии. Морской флот республики господствует в Адриатике, и со стапелей сходят все новые и новые суда.

Сеньор де Вилламон полагал в 1590 году, что во всей Италии «не сыщется места, где жилось бы свободнее… ибо, во-первых, Синьория неохотно осуждает человека на смерть, во-вторых, оружие там отнюдь не запрещено, в-третьих, там вовсе нет преследования за веру и, наконец, там каждый живет как ему заблагорассудится, в условиях свободы совести…»

Стремительно растут приобретения Венеции в первой половине XV века как в Италии, так и за ее пределами. Колонны с крылатым львом появляются на площадях североитальянских городов Виченцы, Белдуно, Фельтре, Ровиго, Вероны, Удине, Брешии, Бергамо, Кремы и других; венецианский лев шествует по всему побережью Далмации, Албании и проникает в Аргос, Афины, Патры, Мистру, Фессалоники и другие города (а также и острова) Греции. Венеции удается достигнуть успехов даже в отношениях с турками и получить право торговли в их владениях.

В XV веке у процветающей Венеции появляется грозный соперник на Востоке - турки.

Первоначально Венеция недооценивала турецкую угрозу: турки для нее были народом сухопутным, мало опасным на море. Однако очень рано в морях Леванта появились турецкие (или считающиеся турецкими) пираты, а завоевания османов на суше мало-помалу окружали море, заранее обеспечивая себе над ним господство.

Взятие Константинополя в 1453 году, прозвучавшее как удар грома, неожиданно поставило турок в самый центр морских путей, в город, созданный, чтобы повелевать морем. Очень скоро Константинополь, переименованный турками в Стамбул, становится крупнейшим городом мира, морским торговым центром, в чем Венеция смогла очень скоро убедиться.

Могла ли Венеция воспрепятствовать завоеванию Константинополя? Она подумала об этом, но было уже поздно. Несмотря на то что в решении сената от 18 февраля 1453 года говорилось о том, что «из благоговения перед Богом, ради чести добрых христиан, наших владений и для удобства и пользы наших купцов и граждан следует прийти на помощь Константинополю, этому городу, о котором можно сказать, что он считается как бы частью государства нашего и не должен попасть в руки неверных», Венеция решает договориться с турецким султаном.

15 января 1454 года дож, напутствуя венецианского посла в Турции Бартоломео Марчелло, говорит: «Желание наше иметь добрый мир и дружбу с государем императора турок».

Венецианцы рассчитывали на добрый мир как условие для успешного ведения дел. Они верили в то, что ради взаимной выгоды турецкий император согласится сотрудничать с ними. Опасаться было чего.

В 1475 году турки взяли город Кафу в Крыму, что стало знаком почти полного закрытия Черного моря для генуэзской и венецианской торговли. В 1516 и 1517 годах оккупация Сирии и Египта дала туркам возможность закрыть двери традиционной торговли с Левантом. Однако это произошло далеко не сразу, туркам был выгоден транзит через их территорию, из которого они извлекали немалую пользу.

Венеции и Турции пришлось существовать вместе. Но это совместное сосуществование прерывалось ужасными бурями. Первая большая венециано-турецкая война (1463–1479 годы) показала, что медведю в образе Турции противостоит оса. Но оса эта была неутомимой.

Венеция, вооруженная передовой по тем временам европейской техникой, имела и еще одно преимущество: опираясь на свое богатство, она могла набирать войска по всей Европе (вплоть до Шотландии во время кандийской войны 1645–1669 годов), сопротивлялась и держалась вызывающе по отношению к противнику.

Но Венеция истощала свои силы, даже если другая сторона с трудом переводила дыхание.

Венеция шла на все возможные способы ослабления Турции. В Стамбуле ее агенты умышленно внедряли коррупцию, и, когда свирепствовала война, венецианцы находили способы сохранить часть своих торговых операций через Рагузу и Анкону. А кроме того, она умело использовала против османов империю Карла V, Испанию Филиппа II, «Священную Римскую империю германской нации», Россию Петра Великого и Екатерины II, Австрию Евгения Савойского и даже Францию Людовика XIV.

А также для нападения на османские позиции с тыла - далекий сефевидский Иран, колыбель шиитства, враждебный суннитам-туркам. То было сопротивление, достойное восхищения, так как Венеция боролась против турок до 1718 года, даты заключения Пожаревацкого мира, который отметил конец ее усилий. Эта битва медведя и осы продолжалась больше двух с половиной веков.

Ради победы еще на раннем этапе войны с турками Венеция вступает в переговоры с великим князем Московским Иваном III, надеясь обрести в нем союзника против серьезного врага.

Венецианский посол А. Контарини в 1476 году посетил Москву, где его хорошо приняли. Россия была заинтересована в расширении связей с Венецией, и там побывал посол от Ивана III Семен Толбузин.

Завязавшиеся дипломатические отношения способствовали тому, что из Венеции в Россию прибыли мастера строительного и пушечного дела.

При Иване Грозном венецианские купцы пользовались правом торговли не только в Москве, но и во многих других городах (Пскове, Новгороде, Смоленске, Казани, Астрахани).

В XVII веке политическая ситуация сложилась настолько не в пользу Венеции, что она отправила своих послов в Россию за помощью. В 1655 году они прибыли в Москву во главе с Альберто Вимина да Ченеда и обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой, чтобы он приказал донским казакам напасть на Турцию, с которой Венеция вела нелегкую войну.

Кроме того, ее купцы желали получить право вольной торговли в Архангельске. Россия не стала затевать войну с Турцией ради спасения далекой Венеции, однако охотно предоставила ее купцам право торговли и решила сама снарядить посольство, чтобы попытаться занять денег у «жемчужины Адриатики», славившейся своим богатством.

В мае 1656 года было отдано распоряжение отправить стольника и переславского наместника Ивана Чемоданова вместе с дьяком Алексеем Постниковым в «государеву службу в немцы в Виницейскую землю ко Францышкусу князю Молину в посланниках».

Послы покинули Москву в июле и прибыли в Венецию в начале января следующего года, где их встретил Альберто Вимина да Ченеда и сообщил, что «прежнего князя Францышкуса волею Божией не стало, а после-де его нынешний князь уже третий».

Русские послы просидели в Венеции до 1 марта, но так и не смогли получить желанных денег, ибо официальные лица после долгих раздумий дали такой ответ: «Уже тринадцатый год, как мы воюем с турками; разум наш и охота не ослабевают, но казне убыток большой, и потому с прискорбием должны отказать царскому величеству; надеемся, что, узнавши бедность нашу, он не прогневается на нас».

Иван Чемоданов искренне изумился, когда венецианцы сказали ему, что их дож «дел не делает и не ведает ничего».

В разговоре с Альберто Вимина Чемоданов заявил: «Коли уж князь ваш не делает ничего, а государство свое правите вы, вам бы следовало в листе к царскому величеству имена свои описать вместе с князем, а то имен ваших в листу не написано».

Западная часть венецианской гавани

Так и вернулись послы в Москву ни с чем. Однако попытки установить тесные торговые отношения с Венецией все равно продолжались.

XV век - вершина экономического и политического благосостояния Венеции, число жителей которой достигло почти ста тысяч. Из текста завещания, составленного в 1423 году дожем Томмазо Мочениго, известно, что в деловые операции республикой вложено десять миллионов дукатов, которые приносят прибыль в размере четырех миллионов. Государство имеет 3345 кораблей, на судоверфях работают 6000 кораблестроителей и еще 16 000 человек заняты в производстве шелковых, шерстяных и хлопчатобумажных тканей.

Венеция была огромным городом. В XVI–XVII веках численность ее населения достигла огромной по тем временам цифры - 140–160 тысяч человек. Но, за исключением нескольких тысяч привилегированных дворян (nobili), полноправных граждан города (cittadini), служителей церкви, а также бедняков или бродяг, это огромное население зарабатывало на жизнь трудом своих рук.

Уже в то время в Венеции существовало два мира труда. С одной стороны, неквалифицированные рабочие, которых не охватывала и не защищала никакая организация (в нее входили возчики, грузчики, матросы, гребцы на галерах). С другой стороны, в Венеции были цехи, объединявшие ремесленников разных специальностей.

В первом из миров пребывали грузчики на Большом канале - на Винной, Железной, Угольной набережных, тысячи гондольеров, прислуга важных особ или те бедняки, которых перед Дворцом дожей - на настоящем рынке труда - вербовали в судовые команды.

Всякий записавшийся получал премию. Если в указанный день он не являлся, его разыскивали, арестовывали, приговаривали к штрафу в размере двойной суммы премии и под стражей препровождали на борт корабля, где в дальнейшем его жалованье шло на выплату его долга.

Другая значительная группа неорганизованных тружеников - это рабочие и работницы, что выполняли черную работу для цехов шелкового и шерстяного производства. Зато удивительно, что aquaroli («водовозы»), которые непосредственно на своей лодке доставляли пресную воду из Бренты, и шкиперы шаланд, странствующие лудильщики и даже молочники, ходившие от дома к дому, были надлежащим образом организованы в ремесленные цеха.

В 1586 году, когда город насчитывал примерно 150 тысяч жителей, рабочая сила составляла немногим больше 34 тысяч человек.

И тем не менее Венеции не хватало достаточного числа рабочих рук. Особенно острой была потребность в моряках, ведь город не только стоял на воде, но и входил в число великих морских держав.

Венеция искала рабочую силу в Далмации и на греческих островах, зачастую снаряжались галеры на Кандию (Крит), а позднее и на Кипр.

При этом надо заметить, что государство очень придирчиво относилось к существованию разного рода ремесленных цехов. От его сурового надзора не ускользали ни кожевенные ремесла Джудекки, ни стекловарни острова Мурано, ни цех шелкоткачей, который возник еще до того, как в 1314 году в него вошли рабочие из Лукки, ни суконное производство.

Цеховые уставы очень настойчиво навязывали жесткие нормы качества, фиксировавшие размеры кусков ткани, выбор сырья, число нитей основы и утка, материалы, используемые для крашения.

Все ремесла, новые и старые, с XIII века организовывались в Венеции в корпорации и братства. В городе на воде весь промышленно-купеческий мир удерживался в повиновении деньгами и государственной властью.

Власть располагала четырьмя органами надзора и арбитража: Старым судом, Пятью торговыми мудрецами, Городскими главными инспекторами и Коллегией ремесел. Благодаря этому надзору Венеция отличалась от многих других городов Италии удивительным социальным спокойствием. Бунтов, стихийных выступлений или забастовок почти не было.

Даже громадный Арсенал - государственная мануфактура, насчитывавшая самое малое 3 тысячи рабочих, которых каждое утро созывал на работу колокол собора Святого Марка, - строго контролировался. Едва лишь появлялось подозрение о возможности возникновения там волнения, как вешали одного-двух зачинщиков, и вновь воцарялся порядок.

Монетный двор и портовые склады Венеции

Заработки в Венеции были относительно высоки, и снизить их было не так уж просто.

Каждый год Венеция чеканила 1 200 000 золотых дукатов, а различной серебряной монеты - на общую сумму 800 000 дукатов.

Но, чтобы сохранить все эти богатства, необходим был прочный мир, о чем предупреждал в своем завещании дож Мочениго. Перед самой смертью старый дож предпринял отчаянные усилия, чтобы преградить путь стороннику военных решений Франческо Фоскари, который станет его преемником в 1423 году и будет распоряжаться судьбами Венеции до своего смещения в 1457 году.

«Если вы изберете Фоскари, вы вскоре окажетесь в состоянии войны, - говорил Мочениго, - тот, у кого будет 10 тысяч дукатов, окажется всего с одной тысячью, тот, у кого будет 10 домов, останется лишь с одним». Напротив, если сохранится мир, «ежели последуете моему совету, то увидите, что будете господами золота христиан».

Однако венецианцы не вняли советам старого дожа. Город втянулся в затяжной конфликт.

В XVI столетии для Италии настали тяжелые времена. Она вступила в новую эпоху - драматический и бурный мир Чинквеченто. Ставшая еще на рубеже XIII–XIV веков родиной раннекапиталистических отношений и новой светской культуры, страна вступает в новый период социальных потрясений.

Италия, к этому времени утратившая свое былое могущество, становится яблоком раздора между двумя крупными монархами Европы - французским королем и Габсбургами, которые владели одновременно германским и испанским престолами. Полчища врагов обрушились на Италию, разоряя некогда цветущие города; стала вновь поднимать голову уцелевшая феодальная знать.

Усиление феодальной реакции и угроза потери независимости вызвали в Италии решительный отпор и подъем патриотических чувств, а также мощную волну антифеодальных настроений. Два первых десятилетия XVI века - это история героической борьбы больших и малых городов против иноземных захватчиков, годы, когда лучшие умы мечтали о единой и великой Италии.

В эту сложную для всей страны эпоху новые веяния захватывают и Венецию. В героический период республика Святого Марка вступает в 1508 году, когда в ее владения врываются войска императора Максимилиана, а в 1509 году против Венеции выступает мощный союз европейских и итальянских государств - так называемая Камбрейская лига, военные силы которой в следующем году одержали победу над противницей. Венеция, утратив часть своих владений, все-таки уцелела, хотя вражеское войско находилось всего в пяти километрах от нее.

Борьба Италии за независимость, в которую яркие страницы вписала и Венеция, принесла ее народу немало испытаний - войска оккупантов несколько раз захватывали все материковые владения республики и доходили до самой лагуны. Но также ими было совершено и немало героических деяний - знаменитая победа при Кадоре (1509 год), одиннадцатимесячная оборона Падуи, в результате которой в начале двадцатых годов победила Венецианская республика.

Надо сказать, что Венеция всегда полагалась на благочестие и благоразумие своих подданных. Так, во время войны Камбрейской лиги она освободила людей от присяги в верности и предоставила каждому возможность сравнивать условия вражеской оккупации с мягким правлением республики. Так как венецианцам не пришлось предавать Святого Марка и им не грозило за это никакого наказания, они вернулись под привычное господство своей республики. Таким образом Венеция не без ущерба, но с достоинством вышла из этой войны.

Город спасла не только вода, но и дипломатическое искусство его правительства, которое сумело вбить клин в отношения между членами лиги. Папа Римский, удовлетворенный некоторым ослаблением Венеции, теперь вступил с ней в союз против Франции.

Новая лига - Святейшая, созданная папой в 1511 году, изгнала французов из Италии. Усиление папской власти пришлось не по душе Венеции, которая, снова изменив политику, в 1513 году пошла на сговор с Францией. Иноземцы овладели Миланом, а ловкая островная республика вернула себе те североитальянские города, которые ей принадлежали до перехода под власть Камбрейской лиги.

В результате мирного договора 1517 года вся Северо-Восточная Италия попала под влияние венецианцев.

И вот уже в конце XVI века Венеция полностью контролирует торговые пути Адриатического моря и называет его «своим заливом». Синьория взяла в свои руки всю торговлю: маслом Апулии, корабельным лесом Монте Гаргано, камнем Истрии, солью, в которой нуждались люди по обоим берегам. Она собрала также странствующих купцов, сотни лодок и парусников - все это затем приспособила к собственным нуждам и включила в свою экономику.

После завоевания террафермы (города материковых земель - Падуя, Верона, Бергамо и другие) укрепляются связи Венеции с континентальной Италией и в первую очередь - с наиболее развитой и передовой в те годы Флоренцией.

Искусство Венеции

Возрождение возникло как культурный процесс, в основе которого лежал индивидуализм. Культура республики Святого Марка была яркой, своеобразной, во многом не похожей на культуру флорентийско-римского Возрождения. Венеция жила интенсивной и деятельной жизнью, но вступила в эпоху Возрождения позже, чем ведущие центры итальянской культуры XIV века.

Лишь в середине XV века венецианцев начинает притягивать новое реалистическое искусство, учения гуманистов. С опозданием в столетие в Венеции начинает развиваться культура Возрождения. В этот богатейший город мраморных дворцов и гондол, сама жизнь которого казалась вечным праздником, Возрождение пришло стихийно, без переворота в культуре, без теоретического обоснования нового мировоззрения.

Сначала Ренессанс проявляется в архитектуре и скульптуре, позже - в живописи. Однако в конце XV века культура Возрождения полностью утвердилась в зодчестве и пластике. Тогда же начинает складываться венецианская школа живописи, которая уже в следующем столетии даст миру величайших мастеров, чьи произведения будут образцом для многих поколений художников.

Уже средневековое искусство Венеции проникнуто декоративной красочностью и светскостью, архитектура дворцов и церквей - изощренным орнаментом, причудливой живописностью и праздничностью облика.

Когда в XV веке венецианские художники начали решительно обращаться к теме окружающего мира, их в меньшей степени, чем флорентийцев, заботило овладение теоретическими основами искусства. Но мастерам этого города, жизнь которого была кипучей и праздничной, действительно открывается красочное великолепие, пронизанное наивной и ясной радостью бытия. Их картины пленяют декоративной узорчатостью или светлой гармонией, сияют красками.

Но новая светская культура с самого начала получила иной, чем во Флоренции, этой колыбели Возрождения, облик. Венецианцы жили в ином мире. Чуть ли не с первых лет существования города они чувствовали себя свободными людьми, практически никогда не знали власти феодалов и с давних пор были заняты другими интересами - расширяли торговые связи, завоевывали колонии, занимались устройством факторий, борьбой с соперницами - Пизой и Генуей.

Гуманизм, быстро достигший расцвета в демократической Флоренции, медленно завоевывал аристократическую «жемчужину Адриатики».

Венецианцы, как люди практичные, быстро осознали значение книгопечатания. В 1490 году Альдо Мануччи (Альд Мануций) основал типографию, которая стала издавать не только древних римских, но и греческих авторов.

Венеция, благодаря своим коммерческим расчетам и их практическому применению (а Венецию справедливо считают родиной статистики), рано достигла совершенства в одной из сторон государственного устройства, но в той области культуры, которая охватила тогда Италию, она отставала.

Так, в XIV веке, согласно знаменитой книге Франческо Сансовино, в Венеции в основном встречаются теологические, юридические и медицинские сочинения наряду с историческими хрониками. Вклад же Венеции в итальянскую поэзию остается весьма незначительным, пока в XVI веке она не была вознаграждена за упущенное время.

Именно в эти годы республика Святого Марка переживает период затишья, кажущегося обманчивого спокойствия. В эти годы рождается поэтическая мечта о мире безоблачного счастья и задумчивой тишины, далекой от шумной и тревожной жизни городов, о наслаждении красотой природы, дарующей человеку душевное успокоение.

В Венеции начинают зачитываться написанной еще в конце XV века поэмой Саннадзаро «Аркадия», воспевающей безмятежную жизнь пастухов на лоне природы, увлекаются поэзией Вергилия и Горация. Воспевание природы становится излюбленной темой молодого венецианского писателя-гуманиста Пьетро Бембо и др.

Тема тихого счастливого бытия в природе заполняет венецианское искусство, оттесняя на задний план традиционную религиозную тематику.

Во второй половине XVI века, когда Италия вступила в период феодальной реакции и церковь стала особенно активно преследовать свободомыслие, культура Ренессанса наиболее долгое время продержалась именно в Венеции по той причине, что римская церковь никогда не располагала здесь большой властью.

Из книги Морские сражения автора

История государства - история кораблестроения Главным средством защиты интересов любой державы мира являются вооруженные силы: армия и военный флот. При этом они совершенствуются одновременно с развитием государства. А потому справедливо говорить о том, что история

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

7.11.1. О воде Рекомендуется выпивать от 10 до 15 стаканов воды в день (2–3 л). Летом, понятно, пьют больше, зимой - меньше. В эти литры не входят супы и прочая скрытая жидкость.Ведь вода как химическое вещество присутствует в любой еде. Образуется она и из других компонентов при

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

История государства – история кораблестроения Главным средством защиты интересов любой державы мира являются вооруженные силы: армия и военный флот. При этом они совершенствуются одновременно с развитием государства. А потому справедливо говорить о том, что история

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

По воде В дальних поездках и путешествиях на острова периодически приходится пересекать водные

Из книги 100 великих приключений автора Непомнящий Николай Николаевич

…НА ВОДЕ

Из книги Тайные общества, правящие миром автора Спаров Виктор

История мира - это история противостояния тайных обществ (Вместо предисловия)С момента возникновения первой организованной человеческой общности наверняка почти сразу же внутри нее образовалось общество заговорщиков. История человечества не мыслится без тайных

Из книги Всё о Нью-Йорке автора Чернецкий Юрий Александрович

2. История города Люди впервые появились на территории Нью-Йорка приблизительно 14 тыс. лет тому назад: так археологи датируют найденные на острове Статен-Айленд предметы культуры Кловис. В других районах современного города это произошло существенно позже – около

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

История См. также «Прошлое», «Русская история», «Средневековье», «Традиция», «Цивилизация и прогресс» Философия изучает ошибочные взгляды людей, а история – их ошибочные поступки. Филип Гедалла* История – это наука о том, чего уже нет и не будет. Поль

Из книги Автономное выживание в экстремальных условиях и автономная медицина автора Молодан Игорь

3.7.3. Переправа по воде Паромная переправа. С помощью паромной переправы можно переправить большое количество людей на относительно спокойном участке реки. Для этого сооружается плот, который перетаскивается от одного берега к другому с помощью натянутых перил, которые

Из книги Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях автора Молодан Игорь

Переправа по воде Паромная переправа. Таким способом можно переправить большое количество людей на относительно спокойном участке реки. Для переправы сооружается плот. Он перетаскивается от одного берега к другому с помощью натянутых перил, которые крепятся на берегу

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Всегда готов! [Курс выживания в экстремальных условиях для современных мужчин] автора Грин Род

В воде Водная гладь – не самое удачное место для игр. Несчастный случай может произойти даже тогда, когда, казалось бы, ничего не предвещает опасности. По статистике, абсолютное большинство людей тонут в обычной одежде – только двадцать процентов утопленников встречают