Современные скульптуры на улицах флоренции. Пьяцца делла синьория во флоренции. «Персей с головой Медузы»

Чудеса Флоренции: скульптура Давида.

Микеланджело – итальянский архитектор, живописец, поэт и скульптор, известный на весь мир благодаря своим уникальным творениям. Самой яркой и узнаваемой работой мастера стала статуя Давида во Флоренции. Об истории и описании этого шедевра, а также интересных фактах и других впечатляющих работах мастера, вы прочтете в представленной статье.

История статуи Микеланджело

В XV веке во Флоренции шли строительные работы по возведению собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В годы завершения строительства встал вопрос об украшении внутренних интерьеров здания. Этим делом занималась успешная и предприимчивая гильдия торговцев шерстью. Они являлись и заказчиком, и спонсором строительства храма, а также его внутреннего оформления. Члены общества сошлись во мнении, что для придания зданию особой красоты и изысканности необходимо украсить его 12 статуями пророков из Ветхого Завета.

В 1464 году скульптором Донателло и его учеником Агостино ди Дуччо были созданы 2 статуи. Гильдии понравились работы мастеров, и они заказали у них еще одну статую – Давида. Для этого во Флоренцию был доставлен большой кусок мрамора, добытый в Карраре. После смерти Донателло в 1466 году его подмастерье отказался от выполнения контракта. Создание Давида перешло в руки Антонио Росселино, однако и он не смог выполнить данный ему заказ.

Глыбу, находящуюся под открытым небом, местные жители прозвали «Гигантом». Из-за смены погоды и температуры мрамор уменьшался в размерах, на нем появлялись трещины и сколы. В начале XVI века служители собора проконсультировались с Леонардо да Винчи, который признал камень годным к созданию скульптуры.

Следующим мастером, которому доверили выполнение статуи Давида, стал 26-летний Микеланджело Буонарроти. В августе 1501 года он подписал контракт, и через месяц приступил к обработке бесформенного мрамора в шедевр идеального тела человека. Скульптор трудился в одиночку дни напролет. Глыба стояла под открытым небом, поэтому в процессе создания своего творения Микеланджело стойко переносил и проливные дожди, и зимнюю стужу, и летний зной.

В январе 1504 года был запланирован «показ» готовой статуи Давида. К собору пришли такие флорентийские мастера как Андреа дела Роббиа, Боттичелли, Джулиано и Антонио Сангалло, Перуджино, Андреа Совино и др. Им предстояло оценить творение молодого и амбициозного итальянца. После устранения ограды, защищающей скульптуру от посторонних взглядов, взору собравшихся критиков предстал идеальный Давид Микеланджело. Все пришедшие мастера восхищались его творением, а присутствовавшая Синьория предложила сделать скульптуру символом новой республиканской Флоренции.

Давид был размещен на площади Синьории в мае 1504 года, на месте статуи «Юдифи», выполненной Донателло. В 1527 году правление Флоренцией вновь оказалось в руках рода Медичи. В результате обороны одной из построек города рука Давида была разбита вдребезги. Осколки собрал скульптор Вазари, и через 16 лет (1543 год) восстановил шедевр по велению Козимо I Медичи.

Несколько веков простоял Давид под открытым небом. Из-за непостоянства погоды материал приходил в негодность. В XIX веке скульптура подверглась 2 реставрациям, однако они были проведены крайне неудачно. В 1873 году Давид был перемещен в Галерею Академии, где занял специально отведенное для него место – крупную трибуну. Место на площади Синьории также не осталось в запустении. В 1910 году здесь установили отличную копию ветхозаветного персонажа.

В 2003-2004 годах статуя Микеланджело была очищена от накопившихся слоев пыли и грязи. Работы проводились профессиональными реставраторами. К сожалению, некоторые гости флорентийского музея наносят вред величественной скульптуре. В 1991 году один из посетителей умудрился отколоть от пальцев левой ноги Давида несколько кусочков мрамора.

Описание статуи Давида

Скульптура Давида, созданная Микеланджело, считается лучшим произведением искусства итальянского Возрождения. Мраморный юноша из сказаний Ветхого Завета признан совершенным творением и идеалом мужской красоты.

Оригинал статуи Давида имеет высоту 5 м 17 см. Она изображает обнаженного молодого юношу, который готовится к предстоящей схватке с Голиафом. Статуя Микеланджело является своеобразным новшеством, т.к. предшественники мастера создавали скульптуры героя, торжествующего над павшим великаном. В позе Давида можно заметить сосредоточенность и спокойствие. Выражение лица говорит о том, что юноша не боится Голиафа. Мышцы Давида напряжены: левая рука держит пращу, перекинутую через плечо. Снизу оружие подхватывает правая рука, в ней же герой держит камень. Фигура Давида говорит о том, что он готов к бою с сильным врагом и подготовил для него смертоносный удар.

Сегодня оригинальная статуя Давида находится в Академии Изящных Искусств Флоренции.

  1. Давид является персонажем Библии. Согласно библейскому сказанию, юноша поверг Голиафа при помощи камня и пращи, хотя обнаженное тело героя противоречит устоям религиозной книги.
  2. Давид во Флоренции превышает рост человека почти в 3 раза.
  3. Правая рука юноши является ассиметричной, и не подходит к пропорциям остальных частей тела. Многие эксперты считают, что эта «оплошность» была сделана специально, чтобы подчеркнуть прозвище Давида – сильная рука.
  4. Из-за того, что праща находится в левой руке Давида, героя считают левшой. Однако положение тела скульптуры говорит об обратном.
  5. Первоначально статую Микеланджело планировали разместить на куполе собора. Увидев созданный мастером шедевр, его решили разместить на более видное место – площадь Синьории.
  6. До создания знаменитого Давида Микеланджело успел заявить о себе как о талантливом скульпторе. Известность мастеру принесла работа «Римская Пьета». Позже итальянец создал фрески Сикстинской капеллы, и был признан выдающимся живописцем того времени.
  7. Поза Давида имеет явные сходства со скульптурами Геракла.
  8. Давид имеет множество копий. Самые известные из них находятся на площади Синьории и Микеланджело во Флоренции, в лондонском музее Альберта и Виктории, а также в московском Пушкинском музее.
  9. В 1857 году английской королеве Виктории была подарена копия Давида. Королеве не понравилась нагота героя, и она приказала прикрыть его половой орган фиговым листочком, выполненным из гипса.
  10. В XX веке власти Флоренции хотели подарить слепок скульптуры ветхозаветного персонажа Иерусалиму. Власти израильского города отказались от подарка, обосновав это тем, что Давид изображен в образе итальянца, а не иудея. Согласно религии страны, у мужчин-иудеев должна быть обрезана крайняя плоть полового члена.

Другие работы Микеланджело

За свою жизнь Микеланджело создал немало ценных произведений искусств. Кроме Давида, Римской Пьеты и фресок Сикстинской капеллы, мастер создал следующие шедевры:

Скульптуры и барельефы:

  • Мадонна у лестницы;
  • Битва кентавров;
  • Распятие;
  • Святой Прокл;
  • Святой Петр;
  • Ангел;
  • Святой Павел;
  • Бахус (первое творение Микеланджело);
  • Святой Пий I;
  • Святой Георгий I;
  • Венера и Амур;
  • Святой Матфей;
  • Моисей и др.

Живопись:

  • Положение во гроб;
  • Мадонна Донни;
  • Мадонна с младенцем;
  • Страшный суд;
  • Титий;
  • Клеопатра;
  • Распятие святого Петра;
  • Богоявление и др.

Архитектура:

  • надгробие Джулиано Медичи;
  • вестибюль, лестница и читальный зал библиотеки Лауренциана;
  • дворец консерваторов в Риме;
  • гробница Юлия II;
  • Палаццо Фарнезе в Риме;
  • Ворота Пия в Риме;
  • Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири в Риме и др.

Некоторые работы итальянского мастера со временем были утрачены. Кроме того, несколько творений не имеют доказательств авторства Микеланджело.

Знаменитый Давид, статуя которого находится во Флоренции, признан выдающимся шедевром не только Микеланджело Буонарроти, но и всей эпохи итальянского Возрождения. Если вы будете в этом регионе Италии, то обязательно посетите Академию Изящных Искусств, и посмотрите на известную 5-метровую скульптуру своими глазами.

Площадь Синьории (piazza della Signoria) - сердце Флоренции. На протяжении веков эта площадь была центром политической жизни Флоренции, с ней связаны важнейшие события её истории. На этой площади властители Флоренции казнили непокорных. В 1498 году здесь был сожжен монах Савонарола.

Здесь и сегодня кипит жизнь - туристы-туристы-туристы)))

Лошадки, которые возят туристов, "припаркованы" тут же на площади

Интересно, что изначальной планировкой города площадь Синьории не предусматривалась.
При римлянах на месте нынешнего зубчато-стенного палаццо был театр, из руин ко-торого хозяйственные потомки состряпали изрядное количе-ство башен.
В башни заселилось семейство Уберти с при-сными, а поскольку были они яростными гибеллинами, то в 1260 году, после окончательной победы гвельфов, дома их (числом 3б) сравняли с землей, посыпали солью, чтоб непо-вадно было, и (как с большим сочувствием докладывает Фарината дельи Уберти в X песне «Ада») устроили на этом месте площадь, которая за семь последующих веков успела перебы-вать площадью Приоров, площадью Великого Герцога и даже площадью Нации, но во все времена оставалась идеологиче-ски выдержанным местом. Не просто так пустым простран-ством неправильной формы, а статусным символом.

Многие достопримечательности площади появились здесь уже во времена Медичи. Сначала на площади был установлен бронзовый конный памятник Козимо Первому, основателю династии,

затем пришел черед скульптур, посвященных мифологическим персонажам. Однако нельзя сказать, что все работы были одинаково хороши. Например, к бракосочетанию Франческо I Бартоломео Амманати создал фонтан Нептуна, о котором современники сложили песенку «Амманати, Амманати, сколько мрамора ты истратил!»

Но, судя, по мифологическим персонажам, покрытым благородной патиной, вокруг Нептуна, Амманати истратил не только мрамор, но и бронзу:

Не получили особого народного признания и стоящие справа входа в палаццо Веккьо «Геркулес и Какус» работы Баччо Бандинелли.

Единственная примечательность этой композиции заключается в том, что она закрывает собой плоский камень, на котором, по легенде, Микеланджело на спор высек портрет преступника, которого казнили на площади. Спор состоял в том, что Микеланджело сможет высечь профиль своей модели стоя спиной к изображению.
Вообще, пространство перед дворцом заставлено скульптурами не менее густо, чем какая-нибудь музейная зала, например, в той же галерее Уффици. На первый взгляд, они изображают невиннейших мифологических и библейских персонажей, но на самом деле просто так сюда ничего не попадало. Взять хотя бы пресловутого Микеланджелова «Давида», копия которого красуется слева от входа во дворец (оригинал в 1873 году упрятали от голубей подальше в гале-рею Академии).

Делался он во времена так называемой Вто-рой республики, когда, наслушавшись Савонаро-лы, флорентийцы прогнали Медичи и стали жить самостоя-тельно. Разумеется, это порадовало отнюдь не всех. На ла-комый кусочек в Тоскане начали покушаться со всех сторон: французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджа. Они-то и подразумевались в качестве «Голиафов». Причем соотношение получалось явно не в пользу потенци-альных захватчиков: Давид вышел огромный, внушитель-ный, длиннорукий и мускулистый, а Карл VIII был низень-кий, кривой и хромой.

На площади Синьории рядом с Палаццо Веккио расположена , построенная в 1376-1382 гг. предположительно по рисунку Андреи Орканьи.

В настоящее время в Лоджии выставлены замечательные статуи, среди которых Персей Бенвенуто Челлини.

Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) - важнейшее общественное здание Флоренции и уникальный образец светской архитектуры средневековья. Он представляет собой мощную крепость, высота его сторожевой башни достигает 94 м (самая высокая башня в городе). Строительство палаццо Веккио продолжалось с 1284 по 1341 гг., автором проекта считается знаменитый архитектор Арнольдо да Камбио.

Куранты на башне Палаццио Векьо, как и положено - точны. Полдень!

Правительство в давние времена состояло из Гонфалопьера справедливости и 24 приоров, избиравшихся на два месяца. Все эти 6о дней они обязаны бы-ли сидеть безвылазно в своем дворце (где их удобно размеща-ли, прекрасно кормили и даже развлекали), собирать посто-янно разраставшиеся Советы и принимать мудрые решения. В экстренных случаях приоры звонили в колокол и созыва-ли на площадь народ - голосовать (это назвалось «парла-мент»). А если в результате голосования кого-нибудь надо было казнить, то жертву отправляли ждать экзекуции в каморку прямо над залом заседаний - в башне, под колоколом. Там, в частности, успел посидеть Козимо, основатель династии Медичи, и там же провел свои последние дни Савонарола.

Гербы двадцати главных цехов на фасаде:

В Палаццо Веккио была резиденция Синьории (правительства Республики), затем герцогов Медичи, позже во дворце заседала нижняя палата парламента Объединенной Италии. Сейчас здесь находится мэрия, большая часть отдана музею.
Интерьеры первого этажа - скульптура символизирует победу сильных)))

При Медичи роль республиканских учреждений посте-пенно свелась к нулю, а Козимо I, придя к власти, отменил их вовсе, въехал в палаццо Синьории сам и нанял Вазари пере-делывать интерьеры. Впрочем, даже в переде-ланных интерьерах новоявленному властителю Флоренции показалось тесно, так что они с женой купили себе дворец по-просторнее - палаццо Питти, - а старый отдали сыну Франческо. Благо того как раз выгодно женили на дочери австрий-ского императора, по каковому случаю даже перестроили дворик: расписали его видами главных габсбургских горо-дов, изрисовали потолки арабесками и водрузили посередке фонтан работы Верроккьо - крылатого гения (зачем-то с рыбой).

Дворец же, несмотря на свежую роспись, стал назы-ваться Старым - палаццо Веккьо.

Если оторвать взгляд от палаццо Веккьо и посмотреть налево, то взгляду предстанет скульптура «Юдифь с головой Олоферна» работы Донателло. Судьба скульптуры сложилась интересно - создавалась она для дворца Медичи, расположенного на улице Ларга (современное название улицы - Кавур), но монархия сменилась республикой, дворец подвергся разграблению, а шедевр мастера установили на площади.

Еще левее расположился лев с цветком ириса на щите - это статуя «Мардзокко», авторство которой также принадлежит Донателло. Будучи древней флорентийской эмблемой, данная композиция в случае необходимости вполне могла бы сойти за символ городских свобод.

Помимо льва Донателло, рядом с дворцом Синьории было еще несколько львов, причем не только каменных, но и живых. Каменные львы охраняли вход в лоджию Ланци, один из них римский, второй был создан в 17 веке.

Что касается живых львов, то они содержались на заднем дворе правительственной резиденции, в специальном питомнике, расположенном на улице с говорящим названием - Львиная. Рождение львенка здесь всегда было поводом для веселого праздника, а смотритель питомника считался фигурой значимой и уважаемой.

Однако, обилие львов не помогло продлить жизнь Второй республике, и уже 23 мая 1498 года Савонарола был сожжен на площади, на том самом месте, где каких-то четыре года назад он своими руками бросал в костер картины, книги и драгоценности, собранные в близлежащих дворцах. Найти это место не трудно, на него указывает круглая плита из мрамора.

Площадь Синьории (Piazza della Signoria) во Флоренции - главная площадь Флоренции, расположенная перед («Старый дворец») в центре города, служащая воротами в . Площадь получила название в честь Palazzo della Signoria, теперь называемого . За свою историю она сменила несколько имён: площадь Приоров, площадь Великого герцога и площадь Нации.

Площадь Синьории - начало и центр Флорентийской республики, и до сих пор она сохраняет репутацию полического центра города. На площади расположены многочисленные скульптуры (но копии - оригиналы заботливо упрятали в ), среди которых самые известные - это Фонтан Нептуна и скульптура Давида. Оригинальная скульптура осталась только одна - «Персей» работы Челлини.

На площадь Синьории выходят многие важные здания города:

Palazzo Vecchio

Над площадью возвышается величественное здание 14-го века - - мэрия Флоренции. Массивное романское здание с зубчатыми стенами - одна из самых впечатляющих мэрий во всей и одно из самых значимых общественных зданий в Италии. Первончальное дворец назывался Палаццо делла Синьориа, в честь правительственного органа Флорентийской республики - Синьории. Но позже здание сменило ряд названий, в зависимости от менявшихся функций здания: Palazzo del Popolo , Palazzo dei Priori , и Palazzo Ducale. Нынешнее название - «Старый дворец» - появилось после того, как резиденция герцогов Медичи была перенесена из этого здания на противоположную сторону реки Арно, в .

Loggia dei Lanzi

Лоджия Ланци была построена в 1376 - 1382 гг по проекту Симоне ди Франческо и Бенчи ди Чиони для собраний и приемов Флорентийской республики. Теперь эта лоджия, с ее многочисленными скульптурами, превратилась буквально в музей под открытым небом. Здесь можно полюбоваться великолепными работами, изображающими античных героев. Среди сюжетов можно узнать «Похищение Поликсены» работы Пио Феди, «Персей с головой Медузы» работы Челлини, а также «Геркулес и кентавр» и «Похищение сабинянок» работы Джамболоньи.

Лоджия Ланци состоит из широких арок, выходящих на улицу. Своды опираются на пилястры с коринфскими капителями. Широкие арки так понравились жителям Флоренции, что Микеланджело даже предложил продолжить их по периметру всей площади Синьории. Живая постройка лоджии резко контрастирует с суровой архитектурой .

Tribunale della Mercanzia

Трибунал торговцев представляет собой здание, где в прошлом юристы участвовали в суде между купцами. Здесь было сделано крыльцо, расписанное Таддео Гадди, Поллайоло и Сандро Боттичелли. Теперь оно хранится в .

Palazzo Uguccioni

Палаццо было построено для Джованни Uguccioni в 1550 г. Его дизайн приписывают разоичным архитекторам: Рафаэлю, Микеланджело, Бартоломео Амманнати или Рафаэлло да Монтелупо.

Palazzo delle Assicurazioni Generali

Палаццо делле Ассикурациони Женерали было построено в стиле Неоренессанс в 1871 году. Это одно из очень немногих специально построенных коммерческих зданий в центре Флоренции. На первом этаже этого дворца расположено историческое кафе - Cafè Rivoire.

Скульптуры на площади Синьории:

Статуи площади Синьории - это не просто набор шедевральных скульптур. По задумке это должен был быть единственный в своем роде аллегорический цикл, который должен был вдохновлять правителей Флоренции по пути в .

Давид

Скульптура Давида работы Микеланджело (1501-1504) был установлен слева от входа в . Сейчас на площади Синьории установлена копия, которой заменили оригинал в 1873 году.

«Давид» был создан в период Второй республики (1494-1512), когда Медичи были изгнаны, а к власти пришёл Савонарола. Под Голиафом, на предстоящей схватке с которым сосредоточен Давид, подразумевались французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджиа, пытавшиеся захватить город.

Юдифь с головой Олоферна

Эта композиция была создана Донателло (1455-1460). Первоначально она задумывалась для дворца Медичи, но после объявления республики и разграбления дворца ее перенесли на площадь Синьории.

Мардзокко

Эта скульптура в виде льва с ирисом на щите также создана Донателло. Ещё два каменных льва были установлены около лоджии Ланци.

Геркулес, победивший Какуса

Эта скульптура, расположенная с права от входа в палаццо Веккьо, принадлежит руке Баччьо Бандинелли. За ней можно увидеть в стене плоский камень с нацарапанным человеческим профилем. По преданию, Микеланджело поспорил, что сможет высечь портрет преступника, которого собирались вешать на площади, повернувшись к изображению спиной.

Фонтан Нептуна

Великолепный фонтан был создан Бартоломео Амманати к бракосочетанию Франческо I Медичи в 1570 году.

История площади Синьории:

Площадь Синьории существовала с древних времен, правда, не всегда в виде площади. В римскую эпоху тут располагался театр. Позже на его месте семейством гибеллинов Уберти было возведено 36 башен, но все их снесли в 1260 году, после победы гвельфов. На расчищенном от построек месте и создали нынешнюю площадь.

После образования Флорентийской республики, ее правительство (Синьория) обосновалось в одном из зданий на этой площади. Этот дворец Синьории (Palazzo della Signoria), или, как его чаще называют, был построен в 1298 - 1310 гг Арнольфо ди Камбио. Правительство республики возглавлял Гонфалоньер справедливости (Gonfaloniere della Giustizia). В правительство входили 24 приора, избиравшихся на два месяца. Весь этот период они обязаны были находиться в этом дворце, собирать Коллегии (Collegi) и принимать решения.

Если в результате голосования было необходимо кого-то казнить, то жертву заключали в каморку над залом заседаний, находившуюся в башне под колоколом. В 1433 году там был заточен Козимо Медичи, и там же в 1498 году провёл свои последние дни Джироламо Савонарола.

Все республиканские учреждения были упразднены после прихода к власти Козимо > >


Рубрика: Флоренция итал. Piazza della Signoria) – исторический центр Флоренции и одна из красивейших во всей Италии. Находится прямо перед величественным Палаццо Веккьо. Легко узнаётся благодаря своей L-образной форме, сценографическому оформлению, а также… по большому наплыву туристов. Путешественники со всех уголков мира рады побывать здесь, чтобы своими глазами, а не на фотографиях, увидеть ее знаменитые достопримечательности.

Площадь Синьории представляет собой целостный ансамбль, впечатляя не только своими красотами, но и удивительной гармонией. Настоящий шедевр, на создание которого потребовались не годы – века! Она свидетель множества судьбоносных событий прошлого, порой драматических, и если бы могла говорить, то рассказала бы немало интересного о дворцовых тайнах Флорентийской республики – ведь она являлась политическим центром этого в прошлом могущественного государства.

От античности до Средневековья

История площади Синьории берет свое начало с античных времен, построенная практичными римлянами в центре города, где пересекались все основные дороги (так они делали во всех своих городах). На ней размещались многие античные здания. Например, римский театр. Однако до наших дней они не сохранились. Впоследствии площадь не раз видоизменялась, и тот ее облик, который мы видим сегодня, окончательно сформировался на исходе XIII столетия.

Площадью тогда владел род Уберти, проживавший в построенных еще римлянами 36 башнях. В те далекие времена главными политическими силами города были две противоборствующие партии – гвельфы и гибеллины. Уберти относились к гибеллинам, но сохранились свидетельства, что они активно оппонировали и своим соратникам. В 1260 году гвельфы взяли верх, и знатное семейство лишилось не только политического влияния, но и всей своей недвижимости: она была сровнена с землей. Затем освободившееся место обложили брусчаткой, дабы Уберти больше ничего здесь не строили.

Площадь не всегда носила свое нынешнее название. Сначала она была площадью Приоров, потом – Великого Герцога, а также – Нации и, наконец, Синьории. Потому что здесь пребывало руководство Флорентийской республики. Оно так и именовалось: синьория. Непосредственной резиденцией правительства был дворец Синьории, ныне известный как Палаццо Веккьо (подробнее о нем чуть ниже). Главой флорентийского правительства являлся Гонфалоньер справедливости, которому подчинялись 24 выборных приора. Срок полномочий составлял два месяца, и всё это время они не имели права покидать дворец. В их обязанности входило созывать Коллегии и принимать важные для государства решения.

На мостовой, прямо перед фонтаном Нептуна, находится круглая плита. Она напоминает о казни диктатора Флоренции Джироламо Савонаролы и двух его сподвижников-доминиканцев: 23 мая 1498 года их заживо сожгли на площади. Последние дни правитель провел в каморке над залом заседаний правительства – она находилась в башне дворца под колоколом. Пять лет назад туда же заключили Великого герцога Тосканы Козимо I Медичи, в свое время, когда был у власти, ликвидировавшего все республиканские учреждения и поселившегося в Палаццо Веккьо. В 1498 году в проемах дворцовых окон повесили двух заговорщиков, покушавшихся на Джулиано и Лоренцо Медичи.

Достопримечательности на площади

Построил его в 1298-1310 годах архитектор Арнольфо ди Камбио (в некоторых источниках указывается другая дата начала работ – на четыре года раньше). Дворец, имеющий вид величественного квадратного сооружения с зубчатым завершением, задумывался как крепость с целью защиты членов правительства. Еще больше величия ему придает 94-метровая башня 1310 года постройки, возвышающаяся над галереей. Внешняя сторона Палаццо Веккьо облицована рустом – рельефной кладкой из твердого камня. В полукруглые арки трехэтажного фасада вписаны парные окна, создающие впечатление некой сдержанности и строгости.

Первоначальный проект дворца в период с 1343 по 1592 годы претерпел изменения как снаружи, так и изнутри. В реконструкции принимали участие выдающиеся мастера того времени Бернардо Буонталенти, Симоне дель Поллайоло Кронака и Джорджо Вазари. Так, под арками галереи появились фрески с изображениями девяти гербов городских коммун. На башне есть часы, механизм которых установлен в 1667 году. Вход в Палаццо Веккьо по обе стороны украшен мраморными скульптурами.

Они специально изваяны для навесных цепей. Над входом находится уникальный медальон. Он содержит увенчанную треугольным карнизом монограмму Христа, фланкированную (то есть прикрытую) фигурами львов на тимпане с ярко-голубым фоном. В 1551 году герцог Козимо велел поместить здесь надпись «Rex regum et Dominus dominantium», что переводится с латинского как «Король правит, а Бог властвует».

Его еще называют «квадрат». Или «носок». Находится неподалеку от Палаццо Веккьо, дата постройки – 1565 год. Работа скульптора Бартоломео Амманати. Инициатором создания фонтана стал Козимо I Медичи. Фонтан оснащен восьмиугольным резервуаром и имеет в своем архитектурном ансамбле несколько скульптур. Одна из них – Нептуна – самая заметная часть фонтана. Однако это изготовленная в IX веке копия: оригинал хранится в Национальном музее. Фигура древнеримского бога морей и потоков символизировала морскую мощь флорентинцев. Каменный Нептун установлен на высокий постамент в самом центре фонтана.

Принято считать, что черты лица изваяния повторяют облик самого Козимо. В колесницу античного божества запряжены четыре лошади (по две из белого и розового мрамора). Ее колеса украшают изображения знаков зодиака, олицетворяющих неумолимое течение времени. По углам восьмиугольного резервуара можно увидеть изображения других божественных властителей морей, а также древнейших итальянских божеств – фавнов и лесных богов древнегреческой мифологии – сатиров. Чего только не перевидал на своем веку фонтан Нептуна: и вандалы на него неоднократно нападали, и как емкость для стирки белья его использовали в конце XVI века. Сегодня он входит в число самых популярных у туристов мест. Недалеко от него (можно дойти пешком) находятся собор Санта-Мария-дель-Фьоре , известная галерея Уффици, мост Понте-Веккьо и еще один фонтан – называется «Кабанчик».

Представляет собой аркадное сооружение, возводившееся в период с 1376 по 1382 годы по проекту архитектора Андреа Орканья. Строительными работами руководили Симоне ди Франческо Таленти и Бенчи ди Чионе. Поскольку площадь Синьории тогда была центром общественно-политической жизни Флорентийской республики, Лоджия Ланци имела конкретное предназначение – проводить здесь официальные мероприятия и приемы, а также народные собрания. В XVI веке в ней разместили наемных пехотинцев Великого герцога Козимо I Медичи – ландскнехтов. Благодаря им лоджия получила свое нынешнее название: по-итальянски наемники именовались Lanzichenecchi, сокращенно Lanzi (в русской транслитерации – Ланци). Прежде она называлась Лоджия Синьории, а еще раньше – Лоджия Орканьи, по фамилии своего создателя.

В настоящее время эта достопримечательность является музеем под открытым небом. Здесь находится экспозиция скульптурных произведений из коллекции находящейся по соседству галереи Уффици. Например, «Персей с головой Медузы» (автор Бенвенуто Челлини), «Геркулес и Кентавр» и «Похищение сабинянок» (автор Джамболонья), «Похищение Поликсены» (автор Пио Феди), ряд женских изваяний античных времен и изготовленная в Древнем Риме копия древнегреческой скульптуры «Менелай с телом Патрокла».

Лоджию одно время служила в качестве балкона, с которого представители правящего семейства Медичи любили наблюдать за всем происходящим на площади Синьории и в самом городе. По их распоряжению на крыше был разбит потрясающий висячий сад, дабы солнце не мешало монаршим особам обозревать окрестности. Ну а в самой лоджии собрали некоторое количество скульптур из мрамора, к которым «приставили» двух львов. Кстати, именно Лоджия Ланци стала прообразом лоджии Фельдхеррнхалле в Германии, в г. Мюнхене.

Скульптуры на площади Синьории

Площадь Синьории славится своими скульптурами.

Если вы подумали, что их здесь изваяли исключительно для красоты или заполнения пространства, то ошиблись. Главная цель была в ином: вдохновлять правителей Флоренции по пути их следования в Палаццо Веккьо. То есть все эти высокохудожественные произведения имели, прежде всего, глубокое символическое значение, и в этом смысле они единственные в своем роде во всем мире.

Слева от входа в правительственную резиденцию установлен «Давид» работы Микеланджело.

Мастер трудился над скульптурой с 1494 по 1512 годы, когда во Флоренции был период так называемой Второй республики. В то время, после изгнания Медичи, правил диктатор Савонарола. Композиция демонстрирует сосредоточенность Давида на предстоящей битве с Голиафом. Последний символизировал двух могущественных врагов города – французского короля Карла VIII и римского папу Александра VI Борджиа, намеревавшихся захватить и подчинить себе свободолюбивую Флоренцию. Оригинал работы Микеланджело простоял на площади до 1873 года. Затем его заменили копией.

Знаменитому Донателло принадлежит авторство двух скульптур. Первая – «Юдифь с головой Олоферна». Она изначально не предназначалась для площади Синьории, ей было приготовлено место во дворце правящей династии Медичи. На площадь ее переместили после провозглашения республики и разграбления резиденции бывшего Великого герцога. Вторая – это скульптура «Мардзокко», или лев с ирисом на щите. Еще два каменных изваяния царя зверей находятся вблизи Лоджии Ланци.

«Геркулес, победивший Какуса» – это работа скульптора Баччьо Бандинелли. Находится у входа в Палаццо Веккьо, точнее, справа от него.

Композиция закрывает собой плоский камень в стене, на котором заметно изображение человеческого профиля. Откуда оно там взялось? Ответ находим в предании. Микеланджело якобы поспорил, что сможет, повернувшись спиной к изображению, высечь лик преступника, приговоренного к повешению на площади. Здесь же, на площади, можно увидеть конный памятник самому Козимо Медичи в исполнении Джамболонья, поставивший на мраморное основание бронзовые барельефы, увековечившие основные моменты жизни первого тосканского герцога.

Еще пятнадцать скульптур находятся в Лоджии Ланци. Все они, кроме одной, изваяны из мрамора и потрясают своей красотой. Только «Персей с головой Медузы» изготовлен из бронзы.

Козимо I Медичи заказал ее ювелиру и скульптору Бенвенуто Челлини, когда тот вернулся в город после долгого путешествия по Европе. По задумке тосканского герцога скульптурная композиция должна была символизировать победу династии (ее олицетворял мужественный Персей) над Флорентийской республикой, которую символизировала Медуза Горгона – существо из древнегреческих мифов с женским лицом и «копной» змей на голове вместо волос, взгляд которой моментально превращал человека в камень. Челлини увековечил Персея в момент, когда он, торжествуя, держал в высоко поднятой руке отрубленную голову Горгоны и попирал ногами ее скрючившееся мертвое тело.

Сегодня, глядя на скульптуру, потрясающую взор своим творческим размахом, даже не скажешь, с какими невероятными трудностями столкнулся мастер. Козимо не давал ему деньги для работы, и Челлини не мог взять необходимое количество подмастерьев. Это приводило скульптора в отчаяние, он несколько раз хотел бросить работу и покинуть Флоренцию. Но потом брал себя в руки и продолжал начатое дело. Готовая скульптура весьма впечатлила горожан. Они называли Бенвенуто не иначе, как «сущим дьяволом». За то, что он сумел сотворить, казалось бы, невозможное. «Персей с головой Медузы» – единственная на площади Синьории оригинальная работа, то есть подлинник. Все остальные скульптуры представляют собой копии.

Когда гуляешь по Флоренции, на площадь Синьории просто невозможно не наткнуться! Ее окружают Галерея Уффици, мост Веккьо, Палаццо Веккьо... и многие другие достопримечательности. Сама площадь имеет неправильную форму – в виде буквы “L” – и по всему ее периметру расположены рестораны.

Когда я была во Флоренции, эта площадь стала местом моих встреч с друзьями. Достаточно просто обозначить одну из многочисленных скульптур, где вы будете друг друга ждать, и вы уже ни в коем случае не потеряетесь.

Как добраться

Площадь Синьории расположена в самом центре Флоренции, и добраться до нее пешком от знаменитых базилик и достопримечательностей достаточно просто.

Но если вы находитесь в отдаленных от центра районах Флоренции, вам придется воспользоваться общественным транспортом.

От базилики ди Сан-Миниато или площади Микеланджело можно добраться на автобусе под буквой D. Для этого вам надо идти по направлению к набережной до остановки Lupo – Il Chiosco Potenza и ехать до остановки Ponte Vecchio, которая находится рядом со знаменитым мостом. Оттуда до площади вам останется пройти пару минут пешком.

Из музея Сан-Марко вы можете доехать на автобусе № 23 – от остановки Piazza di San Marco до Tintori. Дальше, опять же, до площади надо немного прогуляться пешком.

История

Время перемен

Площадь Синьории известна со времен Древнего Рима. По обыкновению римляне оставляли открытые площадки в центре города на пересечении главных дорог. Изначально она носила практический характер – там располагался театр и лавки ремесленников.

Позже на здесь построили 36 башен, в которых проживала семья Уберти. Ее члены были приверженцами императора и относились к партии гибеллинов. Надо сказать, что главными противниками гибеллинов были гвельфы – сторонники направления, поддерживавшего папство и выступавшего против императорства. В то время между ними шла ожесточенная политическая борьба. В 1260 году гвельфы одержали вверх. Они выгнали с площади семейство Уберти и снесли все 36 башен, в которых оно располагалось. С тех пор площадь начала приобретать знакомые нам очертания – то, что мы видим сейчас.

Название

Всего у площади было несколько названий. Изначально она была площадью Приоров, позже – площадью Великого Герцога, далее – площадью Наций. В 1310 году на площади возвели дворец Веккьо, где стало заседать правительство Флорентийской Республики. Тогда она получила свое новое и последнее на сегодняшний день название: площадь Синьории.

Как только на площади появилась резиденция власти, здесь возвели различные скульптуры, призванные вдохновлять членов правительства.

Скульптуры

По обе стороны от главного входа во дворец Веккью стоят две статуи: “Давид” и “Геркулес, победивший Какуса”.

"Давид"

Скульптура "Давид” работы Микеланджело является символом Флорентийской Республики. Изначально она была установлена именно на площади Синьории. Чтобы избежать порчи от воздействия осадков, оригинал скульптуры был перенесен в Академию изящных искусств Флоренции, а на площади оставили копию.

Давид изображен перед схваткой с Голиафом. Такая подача героя стала новшеством, потому что ранее было принято изображать Давида именно в момент торжества победы.

Скульптуру, конечно, хочется рассмотреть со всех сторон, однако ее круговой обзор на площади Синьории невозможен – Давид установлен спиной к стене.

"Геркулес, победивший Кактуса"

Скульптура изображает Какуса перед гибелью от рук Геркулеса. Существует несколько легенд, посвященных этой истории. Самая известная гласит, что Какус похитил коров Геркулеса. После долгих поисков Геркулес нашел своих коров. Услышав их мычание из пещеры Какуса, Геркулес со злости убил его дубинкой, разрушил пещеру и воздвиг на этом месте алтарь Зевса Еврисейского.

По легенде изваяние загораживает камень в стене, где Микеланджело нацарапал человеческий профиль. Это был портрет преступника, которого в тот момент вешали на площади.

“Юдифь с головой Олоферна”

Скульптура руки Донателло установлена недалеко от центрального входа во дворец. Выразительная и сложная по композиции бронзовая Юдифь отрезает голову Олоферна. Героиня изображена в простом одеянии – тем самым она олицетворяет безграничную внутреннюю женскую силу и отвагу, данную Богом.

Голова Юдифи считается идеальным примером творения Раннего Ренессанса.

Мне кажется, ее отрешенный, жестокий взгляд, направленный прямо перед собой, придает лицу какое-то необыкновенное выражение.

"Мардзокко"

Статуя льва с щитом, на котором изображен герб Флоренции, – еще одно творение рук Донателло. Изначально статуя создавалась для внутреннего дворика базилики , но позже был перенесена в музей Барджелло. На площади Синьории установлена точная копия.

Лев – это символ покровителя Флоренции евангелиста Марка – стал под именем Мардзокко еще и символом самой Флоренции.

Фонтан Нептуна

Фонтан Нептуна располагается в самом центре площади. Его создателем был скульптор Бартоломео Амманати. Скульптурная группа имеет восьмиугольную форму, по центру располагается фигура Нептуна, выполненная из белого мрамора. Его окружают мифические морские существа.

Амманати строил фонтан целых десять лет. В работе ему помогал в то время еще начинающий мастер Джамболонья – именно он создал морских жителей, окружающих Нептуна. Лично мне кажется, что нимфы получились неестественными и вычурными.

Лицо Нептуна старались сделать похожим на лицо Козимо Медичи, чтобы подчеркнуть, что именно при этом правителе получила выход к морю.

Когда я была во Флоренции, фонтан включали только вечером. С наступлением темноты его еще и подсвечивали, что придавало ему величественности, а всей площади – таинственности.

Лоджия Ланци

Она стоит перпендикулярно дворцу Веккьо. Изначально Лоджия предназначалась для приемов и собраний Флорентийской Республики, а сейчас представляет собой музей под открытым небом, где размещены скульптуры из собрания Галереи Уффици. Нередко в летние месяцы на Лоджии устраивают оперные и инструментальные концерты.

Расскажу подробней о некоторых скульптурах, размещенных в Лоджии Ланци.

«Персей с головой Медузы»

Пожалуй, самая знаменитая статуя Лоджии. Ее создал Бенвенуто Челлини по заказу Козимо Медичи. Во время создания скульптуры возникали постоянные проблемы. Поначалу Козимо хотел, чтобы голова медузы свисала с руки Персея. Отлить таким образом голову казалось почти нереальным, но скульптор справился с поставленной задачей.

Позже заказчик отказывался платить за работу Бенвенуто, более того, хотел обвинить его в растрате, т.к. не мог себе даже представить, сколько в действительности требуется времени и материала для изготовления скульптуры. Когда у Бенвенуто закончились деньги на реализацию идей, чтобы избежать гнева правителя, он забросил в печку всю имевшуюся у в доме металлическую утварь, и, дабы огонь в печи не затухал, художник подтапливал ее своей мебелью. За свое творение Бенвенуто в результате получил деньги, обрел славу и почет. Персей с головой медузы является его самой знаменитой работой!

«Менелай с телом Патрокла»

История создания этой скульптуры доподлинно не известна.

Остатки мраморного шедевра были найдены в Риме – их приобрел Козимо Медичи. Он поручил скульпторам выполнить "восстановление" разрушенного и обезображенного изваяния.

“Геркулес и Кентавр”

Самая "пластичная" скульптура Джамболоньи. Поражает точность и реалистичность передачи тел: видна каждая прожилка, каждый мускул и позвонок.

Мне даже на секунду показалось, что живых людей заковали в мрамор.

“Похищение Сабинянок”

По легенде древний был заселен одними только мужчинами. Они были бедны, и соседние поселения не хотели выдавать своих дочерей замуж за нищих Римлян.

Тогда римляне устроили праздник и пригласили своих соседей – латинян и сабинян. Во время праздника римляне бросились на безоружных ничего не подозревавших гостей и похитили их девушек и женщин.

"Похищение Поликсены"

Работа скульптора Пио Феди по мотивам очень романтичной и красивой мифологической истории о том, как Ахилл влюбился в дочь Приама, против которого он воевал.

Для того чтобы быть со своей возлюбленной Поликсеной, Ахилл предал соотечественников и перешел на сторону врага. Но его, безоружного, предательски убил Парис прямо перед свадьбой с Поликсеной. После взятия Трои голос из могилы Ахилла потребовал свою часть добычи. Тогда греки принесли Поликсену в жертву.

Стоит сказать, что все скульптуры, находящиеся на площади или в Лоджии, это копии знаменитых произведений. Единственным оригиналом является “Персей с головой Медузы”.

Площадь Синьории чудесна и днем, и вечером. Гуляя по душным маленьким улочкам Флоренции, всегда приятно выйти на площадь и вдохнуть побольше воздуха. Провести чудный вечер, сидя с бокалом вина на одной из террас, наслаждаясь подсвеченными скульптурами и живой музыкой, которая так часто звучит в летние дни на площади Синьории.