Тайна горы иремель. Места силы. Там, где разрешаются проблемы и обретается равновесие Проживание и питание

Легенды горы Иремель

Гора Иремель - символ красоты Южного Урала. Восхождение на Иремель - незабываемое ощущение, которое можно получить только в наших горах! Свежесть таежного воздуха, отражение солнца в брызгах горной воды! Небеса над вершинами… Уральские горы при рождении Земли были самими высокими на планете. В каждом камне хранится Память о былом величии. Горы притягивают своей красотой, теплым обаянием мощных замшелых скал и чистым светом высокогорья.

Иремель всегда притягивал к себе людей (в переводе Иремель означает «Священная гора»). Иначе и не может быть. Иремель, величественный и вместе с тем гостеприимный, похож на великое здание - памятник красоте, сооруженный самой природой. Необыкновенно все: от состава лесов, до формы вершины.

Высокогорное плато окружают красивейшие уральские леса, которые охватывают «священную гору» тремя кольцами.
Первое - состоит из светлых смешанных лесов с душистыми пихтовыми кущами и полянами, на которых летом полыхает кипрей.
Второе кольцо, как стена замка, высокая и древняя, состоит из вековых елей и лиственниц.

Третье кольцо - это высокогорные поляны, на которых весной разливается медовый аромат цветущей кислицы, а летом царит уральское разнотравье, похожее на джунгли! И уже за третьим кольцом как чудо, как поток чистой радости, вам предстают прекрасные вершины Иремелевых гор.

Вершины носят следующие названия: Большой Иремель, Малый Иремель, Кабанчик и Жеребчик. Главная вершина - Большой Иремель возносится на высоту 1582 метра. По легенде Большой Иремель олицетворяет человека, Малый Иремель - его сына, Кабанчик и Жеребчик - его домашних зверей.

Вершина Большого Иремеля похожа на исполинскую трапецию, венчаемую площадкой в 1000 метров по периметру. С вершины Большого Иремеля открывается, наверное, лучший вид на горы Южного Урала. С одной стороны - высочайшая вершина Южного Урала Ямантау и хребет Зигальга, с другой стороны -вид на хребты Нургуш и Аваляк. Все горы Южного Урала видны, как на ладони!

Сами вершины состоят из огромных валунов, причудливо, но монолитно составляющих единое целое. Уральские горы - самые старые на планете, и каждый камень хранит память о рождении Земли.

О кресте, вырубленном в скале, секретном озере и некоторых других «чудесах» самой высокой горы Южного Урала нам рассказал магнитогорский предприниматель Юрий Бахтин. Он отправил на «электронку» свои заметки, их и цитируем.

«На хребте Бахты, - написал Юрий, - находится огромный крест, выдолбленный в скале. Его можно увидеть только издалека, вблизи крест пропадает. И открывается он глазу только с одной точки, и только тому, кому предназначено это видеть. И солнце должно быть в определенном месте (как в фильме «Золото Маккены»).


Не является ли это тем местом, про которое сказал Парацельс (XIV век): «Знамя Креста будет водружено на одной из горных вершин этой горной страны, и воссияет Свет Креста над всеми униженными и отверженными»?

В следующем письме Юрий указал: «На этой фотографии то озеро, которое мне снилось в детстве и которое я нашел через 50 лет у священной горы Иремель! Оно действительно было спрятано среди болот, как и сказано в Авесте об этом озере, о существовании которого не знали даже местные проводники, только один отшельник - Абдулла.

Это озеро находится в уникальной целебной зоне, где помимо лечебной грязи сапропели есть источники, где особо лечится астма. Именно в этом месте решено строить в первую очередь оздоровительный центр для детей, больных в крайне острой форме, возможно, для постоянного проживания».

И наконец, еще одной загадкой стали руны Иремеля - таинственные знаки, вырубленные на камнях, которые на склонах этой горы обнаружил Юрий Бахтин. В письме он ограничился одними только фотографиями, пообещав рассказать все подробно при встрече. Но пока встреча не состоялась.

Гора Иремель одна из самых красивых и высоких на Южном Урале. В Башкирии, на территории которой она находится, Иремель считают священной горой.
На земле немало мест, которые человек объявил священными. Большинству из таких мест люди поклонялись в разные эпохи. Поэтому, вполне возможно, что священной горой Иремель считали и в глубокой древности, когда вокруг нее жили предки индоевропейцев.
Анализ географических данных из книг древних иранцев и археологических открытий, сделанных на Урале в конце 20-го века, позволяет предположить, что именно гора Иремель была прообразом священной горы Хукарьи.
То, что на вершине Иремеля - Хукарьи получают начало все воды и реки легко проверить обратившись к географическим картам. Иремель является неким водным центром Евразии. По рекам с него можно доплыть до Северного Ледовитого океана, Каспийского моря, а через Волго-Донской канал до Азовского, Черного и Средиземного морей. А если учесть, что Волго-Донской канал проложен по высохшему руслу, прежде соединявшему Волгу и Дон, получается, что с горы Иремель и в глубокой древности можно было доплыть до Греции, где местом песнопения и пиров богов считался священный Олимп.
Однако, учитывая, что греки являются одной из ветвей индоевропейских народов, есть основание полагать, что у реального эллинского Олимпа на прародине индоевропейцев был прообраз. Северные европейцы - самые молодые в семье индоевропейских народов, считали, что их боги живут в городе-крепости Асгарде, возведенном на высокой скале в центре земли.
Когда видишь Иремель, посещает странное чувство – гигантская гора кажется сложенной искусственно, а скалы на ее вершине напоминают развалины крепости…
Легенды сохранили сведения, что предки славян некогда жили у истоков священной Ра-реки. Исследователи полагают, что Ра это река Волга, когда в древности за ее исток принимали исток реки Белой, берущей начало на Урале со склонов горы Иремель. На Урале жили роды хранившие сокровенные знания. Здесь была воспринята «Велесова книга» или книга «Святогора».
Заманчиво предположить, что Ирий – рай в представлении древних славян и гора Иремель это одно и то же место. И именно славяне оставили священной горе на Урале имя, дошедшее до нашего времени.
Славяне представляли Ирий как небесный остров. И когда сегодня стоишь на вершине Иремеля, очевидно, испытываешь те же чувства, что люди посещавшие это место тысячи лет назад – под ногами земля, а вокруг только небо – удивительное зрелище, ни с чем не сравнимое ощущение!
Его невозможно описать. Его можно только пережить.

Почему именно сюда тянет людей, желающих познать духовную сущность человека? Почему именно на склонах Иремеля люди открывают в себе какие-то доселе скрытые возможности, по-другому осмысливают жизнь? Оказывается, не только наши современники приходили на Иремель для общения с неведомым, это повелось издревле. Как правило, такие места именуются местами силы.
У Иремеля есть своя загадочная история. Само название горы пришло к нам из незапамятных времен, так назвали ее заселявшие эти земли тюрки (пращуры современных башкир). В переводе с древнетюркского, слово «Иремель» означает «место, дающее человеку силу», а название деревни Тюлюк, находящейся у подножия горы (основана два столетия назад), переводится как «желание». Именно из-за соседства Тюлюка с Иремелем и берет свое начало легенда о том, что якобы на вершине горы исполняются любые желания, достаточно лишь поднести подарок духам Иремеля. В стародавние времена духам приносили человеческие души. Согласно преданиям, жрецы древних народов совершали кровавые жертвоприношения на вершине горы, дабы задобрить богов и выпросить у них богатый урожай.

В наше время, говорят, достаточно повязать ленточку на Дерево желаний, растущее на вершине. Как бы там ни было, во все времена гора Иремель считалась у башкир священной.

Некоторые люди видят в россыпи камней на вершине горы останки некогда больших рукотворных блоков….

Коварные духи

На протяжении многих лет подниматься на гору разрешалось только жрецам или героям. Даже в наше время кто-то ревностно защищает «святую гору». Известен случай, когда туристы поставили на вершине Иремеля православный крест, но через некоторое время его нашли скинутым с постамента…
Иремель фигурирует во многих сказаниях как башкирского, так и русского народа. Говорят, его недра хранят в себе несметные богатства, нажитые таинственным народом - чудью. Люди считали (и считают по сей день), что вода в реках, берущих начало на склонах Иремеля, обладает чудесными свойствами - дает человеку силы, исцеляет больных, а по ночам, в определенные дни и часы, светится!
Не каждому открыт путь к вершине «святой горы». Если человек идет на Иремель с чистой душой, то гора принимает его с радостью, если помыслы его черны - строит всяческие козни на пути, словно не пуская к цели.


Современные туристы уже сами слагают легенды о проделках батюшки Иремеля. Самой обычной шуткой горы является пропажа, а затем внезапное появление вещей туристов или невозможность уйти восвояси. Считается, что духи водят людей, заставляя плутать в трех соснах.
В наши дни специалисты по аномальным явлениям рассказывают о том, что над горой часто можно наблюдать НЛО, встретиться со снежным человеком и увидеть таких чудищ, которым и названия-то пока нет. Ведь, по мнению эзотериков, именно на Иремеле сосредоточен канал выхода из земли положительной энергии.

Новая Гиперборея?

Есть гипотезы, согласно которым Иремель является прародиной всей славянской цивилизации, чем-то вроде Гипербореи. Гипотеза эта опирается на археологические раскопки, проведенные близ села Ахуново (Учалинс-кий район), якобы свидетельствующие о том, что именно на Иремеле берет начало славянская цивилизация. Возможно даже, что именно в тех местах были написаны славянские веды, «Книга Велеса», а также «Книга Коляды». А само село Ахуново - обитель бога света Крышеня.

Как считают приверженцы этой гипотезы, легенда о Гиперборее подтверждается целебными свойствами воды Иремельского озера, расположенного близ села Байсакал (примерно в 12 километрах от Иремеля). Озеро это имеет очертания правильного круга, что наводит на мысль о чаше с Сурьей - солнечным чудотворным напитком, которую принес бог Крышень, а само озеро, по легенде, является обителью мистической птицы Гамаюн, на которой прилетел бог, дабы зародить свет - зажечь «бел-горюч камень».

Недалеко от Иремеля есть каменный откос, называемый в народе Трибуной. Он чем-то напоминает голову птицы. А в десяти метрах от горы, лежит огромный белоснежный валун. Простое ли это совпадение, или действительно легенда о Крышене имеет реальные корни?
Легенд о Гиперборее много, ее ищут на Севере, в Сибири, но, как видим, есть гипотеза, что она находится на юге Уральских гор.

Легенды о чуди

С давних пор бытуют легенды о том, что в здешних местах давным-давно жил некий таинственный народ - чудь белоглазая. В народных поверьях чудь - это искусные ремесленники и чародеи. По поверьям, народ этот жил в Иремельских пещерах незадолго до включения Урала в состав Московского царства.

Старожилы окрестных сел рассказывают, что в действительности существовал некогда народ, живший по склонам здешних гор. Был он мирный, жил тихо по соседству с другими людьми. Была у чуди своя религия, в таинства которой они не посвящали пришлых. Якобы и по сей день можно найти в Иремельских пещерах священные алтари чуди. Согласно преданию, люди прознали о том, что у чуди есть несметные богатства. И захотели поживиться. Но делиться с людьми чудь не собиралась, осознав, что в покое их все равно не оставят. И этот народ решил навсегда скрыться в недрах Иремеля, дабы унести с собой все свои тайны и богатства. Какие именно знания так ревностно охраняла чудь, легенда молчит.

По сей день люди верят в эту легенду, но немного измененную. Так, среди туристов ходит легенда о гномах - маленьком народе, живущем в горе. Существуют, якобы, пещеры, забравшись в которые, человек навсегда становится пленником низкорослого горного народа, утаскивающего несчастного глубоко под землю.

Однажды автору этих строк удалось записать вот такой рассказ байсакаль-ского старожила: «Есть на Иремеле одна заваленная пещера. Как-то в нее пролез искатель сокровищ. Ничего не нашел, зато рассказывал потом, что видел в пещере какие-то книги и древние писания».

Эзотерический туризм

Однако какими бы невероятными ни казались легенды о «святой горе», люди едут к Иремелю с конкретными целями, чтобы самосовершенствоваться, укреплять дух. Многие из тех, кто тут побывал, отметили, что стали по-другому мыслить и смотреть на жизнь, обрели духовные ценности, о которых раньше и помыслить не могли. Некоторые после посещения горы и уединения на вершине, где, как говорят, люди «заглядывают к себе в душу», вернувшись домой, никогда более не возвращаются к вредным привычкам. Как считают эзотерики, именно в этом уникальном месте у человека происходит гармонизация тонких тел, подпитка энергией, духовное возрождение. Причиной всему - выход на поверхность земли той самой положительной энергии, которой у посвященных славен Иремель.
По заверениям специалистов по аномальным явлениям, Иремель представляет собой регион высшего познания законов природы, высокой концентрации духовной энергии, а также более тонкой трансляции энергий во времени и пространстве, взаимосвязи человека и Вселенной, связи с информационным полем Земли - ноосферой.

Тайны священной горы

Об Иремеле сложено множество легенд, а его крутые и труднопроходимые склоны до сих пор хранят множество тайн. Гора Иремель является ключом к пониманию природы человека. В переводе с древнетюркского Иремель - место дающее силу - точка выхода энергии на планете. Не случайно персидские цари в начале первого тысячелетия нашей эры посылали экспедиции на Урал. Древние источники говорят, что легендарный Заратустра, живший 5 тыс. лет назад на Южном Урале, оставил на горе Иремель сокровенные знания человечества, записанные на золотых пластинах.

Каждый, кто поднимается на эту гору, используя специальные методики, основанные на знаниях древних, проходит очищение. При этом происходит гармонизация внутренней структуры человека и восстановление энергетического баланса организма. Обусловлено это целебными свойствами воды, образующей здесь. Чтобы прикоснуться к мистическим знаниям и почувствовать энергию Вселенной необходимо совершать восхождение в определенные сроки и время года.

В 2008 году экспедиция нашей гимназии при подъеме на отрог Иремеля вышла к статуе, вырубленной из цельного ствола дерева. Как нам поведали туристы, ее изваяли и покрыли бронзовой краской буддийские монахи, которые были поражены энергетической мощью Иремеля.

Сказание о заклятом кладе на горе Иремель.
Было будто бы лет пятьдесят тому назад поехали отец с сыном за ягодами к горе Иремель, Около нее выпрягли лошадей и стали собирать ягоды. Ягод попадалось мало. Им посоветовали подняться в гору, где ягод больше. Выше, действительно, ягод было много. Увидели они тропинку.
Сын спросил:
– Что это за тропинка?
Отец говорит:
– Пойдем по этой тропинке.

Они еще выше поднялись и видят - на самой вершине небольшое озерцо. Камни все как обточены, на камнях надписи. Идут дальше. Видят - утес огромный, как дом. Сидит на нем птица и поматывает головой. Подошли ближе к гребню - птица вспорхнула, а потом со звоном рассыпалась и упала. Вдруг на этом месте появился беловолосый мальчик в красной рубашечке и синих штанишках. Появился, а потом исчез. Отец с сыном его искали, искали между камней, но так и не нашли. Рассказывали об этом старые люди. Они верили, что на горе находится заклятый клад.

Легенда «Стог Сена» (Кабан-таш - Стог Сена).

О скале записано такое предание: «Жил здесь некогда очень жадный человек, богач Кара-бай, то есть Черный бай. Забрал он себе и без того скудные окрестные пастбища и покосы. Скот у бедняков погибал от бескормицы, а Кара-бай сметал все сено в один огромный стог и продавал по клочку за неслыханную цену. Проклял его народ, прокляли мудрые аксакалы, и их проклятье превратило сено богача в камень.

В основании этой древней скалы имеется одноименная пещера галерейного типа - будто мыши прогрызли себе ходы в стоге сена. Но где именно находится эта пещера - сказать трудно, найти ее не легко и мало кто о ней знает, так что у вас есть уникальная возможность испытать себя в роли исследователя-первооткрывателя.

«Легенда о Чуди»

Было ль, не было. Да только птица певчая принесёт весточку, да ворон - скрипун махнёт крылом и заискрится в горной речке вода студёная. Опустишь в неё взор, и представится ясным сказание берендеево…

Жил издревле чудной народ в горах Иремельских. И не было ни войн, ни раздоров, а занимались чуди мастерством отменным. Секреты ремёсел передавались сызмальства. Да ещё веру хранили, оберегали от всяких чертыхаев.

Были у них молитвенные скиты с алтарём, где чуди молились перед каждым добрым делом, и всё у них ладилось. А молились они единому Богу и верили, что Он - во всём живом на Земле. Могучая духовная сила проникала в них, помогая во всех делах. Не смогли бы они совершить зло. Помыслы их были чисты. И свет исходил от них по Земле - Матушке. Но чем больше света, тем длиннее тень.

Тянулись караванами разные племена к святой горе Иремель. Всем хотелось согреться в драгоценном свете, да и поучиться тому, что знают чуди. Разнеслась весть по земле, что народ этот обладает сокровенным знанием жизни. Но не все люди из пришлых племён были готовы принять это знание, а по большей части от зависти или же любопытства пробирались они к Иремелю. Так зло посылало своих сыновей, чтоб выведать у чуди тайну бытия и завоевать их, сделав * послушными рабами. Да и богатства рудные притягивали алчных людей.

Ведомо было чуди о замысле коварном. Не хотелось им преумножать зло, поэтому не бряцанием оружия, а тайным сходом приготовились они к отражению.

Тогда с молитвою обратились они к Вседержителю, и пришло к седым старцам знамение через камень Алатырь. Засиял он, как никогда ранее, и указал лучами путь. И повели старцы народ свой, уставший от набегов. Шли они вдоль хребта Иремельского, покуда последний луч не померк, и узрели они вход в мир горный. Засветилась пещера, и ушли туда они. Молчаливый камень закрыл пещеру.

Никто так и не узнал, куда ушёл этот свободолюбивый и добрый народ. И пещеры поныне не изведаны. Не доносит ветер голосов, а камни - святых писаний. Чуди придут в нужный час.

Рядом с горой Иремель неподалёку от села Бакшай, обнаружена древняя обсерватория и пирамиды.

Иремель (в переводе с тюркского — "место, дарующее силу ")— гора на Урале , являющаяся священной для башкир . Расположена в Учалинском районе Башкирии . Представляет из себя энергетическую точку планеты , в которой осуществляется гармонизация тонких тел человека, оздоровление организма . В наибольшей степени здесь проявляются энергии любви и плодородия . Неофициальное название Иремели, данное ей эзотериками — "пуп Земли". Расстояние от Челябинска дл Иремели — 240 км .

Высота горы составляет 1582 метра — по этому показателю Иремель занимает второе место среди уральских возвышенностей , уступая только Ямантау. Отличительная черта Иремеля — снежно-белый купол , венчающий вершину, который в силу климатических особенностей не тает круглый год , хотя высота горы сравнительно невелика.

Погода на Иремеле характеризуется крайней непредсказуемостью — сияющее солнце может в одно мгновение затмиться снежной метелью .

Возраст горы определяется в 1,3 млрд. лет , причём изначально Иремель имел чёткую пирамидальную форму.

Вершина Иремеля по-башкирски называется Кабан — это связано с её формой, так как Кабан переводится — "стог сена ".

Растительность на склонах имеет ярко выраженную высотную поясность — если внизу изобилуют ели, пихты и берёзы , то на подходе к вершине путешественник встретит только карликовые берёзы и стланик, характерные для высокогорной тундры .

Из-за того, что Иремель по представления башкир является святой горой , с ней связаны определённые табу . Например, раньше на неё запрещалось подниматься , поэтому к началу 20-го века менее десятка путешественников могли похвастаться тем, что побывали на вершине Иремеля.

Согласно башкирской легенде , однажды башкиры были вынуждены нарушить запрет и подняться на священную гору , спасаясь от притеснений со стороны русских заводчиков. Костры башкир, разведённые на вершине, растопили вечную мерзлоту .

По другой легенде, русский царь Александр Второй , путешествуя по Уралу, предпринял восхождение на Иремель — для него на склоне была вырублена дорога.

Есть ещё легенда о таинственном волшебном народе чудь , который охраняет от посторонних спрятанные в недрах Иремеля несметные сокровища .

Место силы Иремель оказывает благотворное влияние на воду реки Карагайки (берёт начало у подножия священной горы), наделяя её целебными свойствами . У людей, попивших эту воду, происходит восстановление энергетического баланса организма . Иногда, в ночной час, можно наблюдать необычное энергетическое свечение над водной поверхностью Карагайки.

Современные исследователи не без оснований проводят параллели между горой Иремель и другими священными возвышенностями , упоминаемыми в древних легендах. Например, гора Хуракарья, о которой написано в индоиранской Авесте, идентифицируется с Иремель в Башкирии. Аналогичное сопоставление проводится с великой горой Меру , упоминаемой в индийской мифологии .

Как и многие другие места силы, Иремель привлекает к себе повышенное внимание уфологов , которые неоднократно фиксировали здесь НЛО.

Считается, что наибольшую пользу от восхождения на Иремель, человек может получить в особые дни — солнцестояния, равноденствия и др. Ещё лучше, если дата и время подъёма на священную гору будут выбраны с учётом индивидуального гороскопа .

Восхождение на Иремель не требует альпинистской подготовки , но нужно быть в хорошей физической форме , чтобы преодолеть путь 14 км туда, а потом обратно . Подъём и спуск затрудняются тем, что склоны горы покрыты огромными валунами — курумами . Эти камни не закреплены , поэтому двигаться по ним нужно с осторожностью. Но если путешествие проходит в холодное время года , то передвижение даётся значительно легче — лёд и снег крепко держат камни. Поднявшись на гору можно не только восхититься открывающимся видом, но и загадать желание , которое, как считается, обязательно сбудется.

Добраться до Иремель можно на автомобиле , проехав по Челябинскому тракту до поворота на Миасс. Далее после Сатки нужно повернуть по указателю "Национальный природный парк Зюраткуль ", после этого доехать до указателя Тюлюк, где повернуть налево. Если воспользоваться железнодорожным транспортом , то нужно выйти на станции Вязовая, а оттуда автобусом добираться до Тюлюка. Но автобусы ходят очень редко, так что нужно быть готовым к тому, чтобы воспользоваться попуткой .

В Тюлюке — небольшом старинном селе — можно остановиться на ночлег на одной из имеющихся здесь туристических баз.

Введение………………………………………………..3

1. Описание ………………………………………. 4

2. Легенды о горе…………………………………. 7

3. Большой и малый Иремель……………………. 9

4. Горные цепи……………………………………..11

5. Охрана гор……………………………………….13

6. Горные породы…………………………………..14

7. Климат……………………………………………16

8. Горные туры……………………………………...17

Заключение……………………………………………...19

Список литературы……………………………………..22

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

В УРАЛЬСКУЮ СКАЗКУ!

Гора Иремель - символ красоты Южного Урала. Восхождение на Иремель - незабываемое ощущение, которое можно получить только в наших горах! Свежесть таежного воздуха, отражение солнца в брызгах горной воды! Небеса над вершинами… Уральские горы при рождении Земли были самими высокими на планете. В каждом камне хранится Память о былом величии. Горы притягивают своей красотой, теплым обаянием мощных замшелых скал и чистым светом высокогорья. Все это создано для человека.

Иремель - вторая по величине гора Южного Урала. На вершинах горы снег не тает вплоть до июня. Считается, что купание в ручьях, стекающих с Иремеля, снимает усталость и заряжает энергией. А если подняться по ней пешком, то можно зарядиться силой на год. Здесь растет женьшень, корень которого считается эликсиром молодости.

1. Описание

В Белорецком районе Республики Башкортостан на границе с Челябинской областью расположен один из самых ценных участков Южного Урала - хребет Иремель, состоящий из гор Большой Иремель (1582,3 м) и Малый Иремель (1449,4). Таежные и горно-тундровые природные сообщества Иремеля хорошо сохранились, здесь находятся местообитания более 20 видов растений и животных, занесенных в Красные книги (МСОП, РФ, РБ), в том числе эндемиков, например родиолы иремельской.


Rhodiola iremelica Boriss . Семейство Толстянковые Crassulaceae.

На территории Челябинской области встречается в верхних поясах гор - на хребтах Большой Таганай, Уреньга (горы Первая Сопка и Голая), Зигальга (гора Поперечная), Нургуш. Отмечен в сопредельных районах Республики Башкортостан (в горном массиве Иремель, на горе Большой Шелом, хребтах Аваляк, Машак, Малый Ирендык, Крыкты). Принадлежность к данному виду растений, произрастающих в горно-лесном поясе на известняковых скалах по берегам рек (на р. Аша у пос. Точильный Ашинского р-на, на р. Ай у д. Алексеевка Саткинского р-на и с.Кульметово Кигинского р-на Республики Башкортостан), нуждается в подтверждении, возможно, они относятся к близкому виду R. rosea L. s. str. Указания для высокогорий северной части Пермской области также, вероятно, относятся к R. rosea L.s. str.

Биология. Короткокорневищный травянистый многолетник. Произрастает в высокогорьях на каменистых незадернованных участках горных тундр и высокотравных подгольцовых лугов, редко на каменистых берегах ручьев и затененных скалах в горно-лесном поясе. Размножается преимущественно семенами, реже вегетативно (ветвлением корневища).

Лимитирующие факторы. Сбор в качестве лекарственного сырья, рекреационное воздействие.

Меры охраны. Охраняется в национальных парках «Зюраткуль» и «Таганай». Необходимы создание особо охраняемых природных территорий на хребтах Зигальга и Уреньга, контроль за состоянием популяций, ограничение сбора растений, разведение в культуре. Культивируется в Ботаническом саду УрО РАН (Екатеринбург).

Иремель представляет двухвершинный массив: Большой Иремель высотой 1582 м и Малый Иремель высотой 1449 м. Вершины отделены седловиной шириной до 1 км и высотой над уровнем моря 1200-1250 м. Над уровнем реки Юрюзань приподнят на 1000 м.

Протяженность массива Иремель с юго-запада на северо-восток 12 км, с юго-востока на северо-запад. 8 км.

Иремель очень живописен и доступен, в 40 км находится трасса федерального значения М5, от которой, практически к подножию горы, к селу Тюлюк, ведет асфальтовая дорога. Серьезную угрозу представляет растущий год от года поток туристов. К сожалению, у многих любителей путешествий сформировалось потребительское отношение к природе, что приводит к необратимому разрушению уникальных сообществ горы. Растет сеть тропинок и костровищ, вырубается елово-пихтовый лапник и подрост, кучи оставляемого мусора встречаются на протяжении всего подъема на вершину, на которой образовались целые свалки отходов. Уничтожаются тундровые растения, практически исчезла популяция родиолы иремельской.

Еще в 1965 г. утвержден памятник природы республиканского значения: "Гора Иремель" на площади 5980 га. Режим памятника природы вводит ограничения на рекреационное использование, сбор дикорастущих растений и др., однако в связи с отсутствием штата охраны режим никем не контролируется. С 1994 г. в Башкортостане идет подготовка к созданию природного парка "Иремель", подготовлено несколько предпроектных обоснований.

2. Легенды о горе

Гора Иремель у башкир считалась святой на её вершину к концу ХІХ в. едва поднялось десяток человек. Восходить на нее запрещалось неписанными законами. Иремель фигурирует прямо или косвенно во многих легендах башкирского народа. По преданиям в недрах горы спрятаны несметные сокровища. Иремель называют одной из точек выхода положительной энергии, есть легенды о жертвоприношениях на этой горе, проведенных для «перекрытия» связи с космосом. Уфологи уверяют, что именно, у подножия Иремеля находится одно из самых аномальных мест, расположенных на территории России. НЛО видит каждый второй. Вода в реках, берущих начало с Иремеля считается священной, она дает энергию и силу человеку, а ночью в определенный час светится. По некоторым легендам гора может исполнять загаданные желания. При восхождении на Иремель рекомендуется взять подарок духу горы, и советуют не оставаться на ночь у вершины. Говорят, что плохого человека Иремель и плохо встречает, существует много рассказов о проделках батюшки Иремеля над неопытными туристами. Учеными разрабатывается теория древнего исторического предназначения горы Иремель. В священной книги древних индоиранцев – Авесте золотая гора Хукарья идентифицируются с горой Иремель, и ей придается значение, сравнимое лишь с древнегреческим Олимпом богов.

Есть на Южном на Урале

Гора Большой Иремель

Высотою она выше

Окружающих земель

Там хозяйка золотая

У подножия стоит,

Путников благословляя

За порядком она бдит,

Вокруг пейзаж красивый - горы

Хребет Зигальга и Нургуш

Увижу-ль снова я и скоро-ль?

Природы акварель и тушь!

3. Большой и малый Иремель

Различают Большой и Малый Иремель, которые поднимаются на общем основании горного массива, имеющего основное простирание СВ - ЮЗ.

Большой Иремель венчается величественной платообразной вершиной, называемой Кабан и достигающей высоты 1582м. Башкирское слово Кабан, означающее по-русски «стог», «омет», очень верно определяет форму вершины, когда смотришь на нее с запада. Значение слова Иремель точно не определено; Д. Н. Мамин Сибиряк считает, что это слово усвоено тюрками от обитавшего здесь народа «чуди», как и названия рек Уй, Миасс От центральной части Б. Иремеля отходят два отрога: один - на СЗ, протяжением около 5 км и заканчивающийся скалистым поднятием под названием Жеребчик (1250 м), и другой - на ЮЗ, протяжением около 7 км и заканчивающийся скалами Синяк (940 м). На СВ от Кабана на высоте 1250-1300 м идет длинная (3 км) седловина, являющаяся продолжением основной оси Иремельского массива и связывающая Большой Иремель с Малым. На ней также имеются два поднятия. Первое, четко террасировано и метко называется по-местному «Залавок». Второе поднятие расположено к седловине ближе к М. Иремелю и возвышается над ней на 50 м в виде вытянутой каменистой сопки.

Малый Иремель протянулся в широтном направлении почти на 8 км (рис.2). Он несет на себе 5 сопковидных каменистых вершин со стенообразными скалистыми останцами. Центральная сопка поднимается выше 1 400 м, а западная имеет высоту 1394 м и очень крутой западный и северный склоны. На западе Малый Иремель отделяется от северо-западного отрога Большого Иремеля широкой межгорной ложбиной, которая дренируется водотоками, питающими р. Карагайку, левый приток р. Тюлюка. На западном отроге Малого Иремеля замечательные скальные города, останцы, а поскольку посетителей мало – изобилие брусники и особенно голубики. На Малом Иремеле особенно выражены нагорные террасы, скальные города, останцы, каменные осыпи, глинистые пятна и каменные котлы, а пейзажи этого восьмикилометрового отрога иремельского массива просто неповторимы.

4. Горные цепи

В целом вся горная группа Иремеля имеет форму овала, вытянутого по главной оси с СВ на ЮЗ на 20 км. Западная сторона овала разорвана широкими ложбинами между отрогами и представляет двойную подкову. Наиболее высокие точки представлены скалистыми останцами.

Большая часть отдельных скал - останцев поднимается по вершинам Иремельской подковы и образует своеобразный редкий гребень. Останцы окружены, особенно с западной стороны, каменными россыпями, вернее грудами крупных каменных глыб.

Своеобразную и живописную форму рельефа Иремеля, а также хребтов Бакты, Нургуша, Зигальги, Машака, Яман-Тау и Аваляка представляют «скальные города». Приурочены они на Иремеле к концевым участкам отрогов.

Скальные города отличаются от гольцовых вершин Иремеля резким расчленением, большой относительной высотой скал, развитием каменных хаосов у оснований. Как крепости с бойницами, зубцами, башнями и бастионами, поднимаются из хвойного леса своей верхней частью скалы Синяка, Суктажа и Жеребчика, Встречаются небольшие площадки, покрытые мощной подушкой зеленых мхов или дерниной. Скалы достигают 40-50 м относительной высоты, Последние труднопроходимы, а составляют они по площади большую, основную часть скальных городов. Можно сказать, что скалы лишь венчают эти огромные хаосы.

В горнозаводской зоне Челябинской области есть загадочное место — гора Иремель. Издревле люди сталкивались здесь с непознанным. Мистикой овеяно буквально все в округе: у подножия горы раньше находились скиты старообрядцев, последователи эзотерической культуры проводят здесь тренинги, уфологи утверждают, что над горой довольно часто появляются НЛО, а этнографы собирают сказания о древнем подземном народе, обитавшем в окрестностях — чуди.

Почему именно сюда тянет людей, желающих познать духовную сущность человека? Почему именно на склонах Иремеля люди открывают в себе какие-то доселе скрытые возможности, по-другому осмысливают жизнь? Оказывается, не только наши современники приходили на Иремель для общения с неведомым, это повелось издревле. Как правило, такие места именуются местами силы.У Иремеля есть своя загадочная история. Само название горы пришло к нам из незапамятных времен, так назвали ее заселявшие эти земли тюрки (пращуры современных башкир). В переводе с древнетюркского, слово «Иремель» означает «место, дающее человеку силу», а название деревни Тюлюк, находящейся у подножия горы (основана два столетия назад), переводится как «желание». Именно из-за соседства Тюлюка с Иремелем и берет свое начало легенда о том, что якобы на вершине горы исполняются любые желания, достаточно лишь поднести подарок духам Иремеля. В стародавние времена духам приносили человеческие души. Согласно преданиям, жрецы древних народов совершали кровавые жертвоприношения на вершине горы, дабы задобрить богов и выпросить у них богатый урожай.

В наше время, говорят, достаточно повязать ленточку на Дерево желаний, растущее на вершине. Как бы там ни было, во все времена гора Иремель считалась у башкир священной.

Коварные духи

На протяжении многих лет подниматься на гору разрешалось только жрецам или героям. Даже в наше время кто-то ревностно защищает «святую гору». Известен случай, когда туристы поставили на вершине Иремеля православный крест, но через некоторое время его нашли скинутым с постамента…

Иремель фигурирует во многих сказаниях как башкирского, так и русского народа. Говорят, его недра хранят в себе несметные богатства, нажитые таинственным народом — чудью. Люди считали (и считают по сей день), что вода в реках, берущих начало на склонах Иремеля, обладает чудесными свойствами — дает человеку силы, исцеляет больных, а по ночам, в определенные дни и часы, светится!

Не каждому открыт путь к вершине «святой горы». Если человек идет на Иремель с чистой душой, то гора принимает его с радостью, если помыслы его черны — строит всяческие козни на пути, словно не пуская к цели.

Современные туристы уже сами слагают легенды о проделках батюшки Иремеля. Самой обычной шуткой горы является пропажа, а затем внезапное появление вещей туристов или невозможность уйти восвояси. Считается, что духи водят людей, заставляя плутать в трех соснах.

В наши дни специалисты по аномальным явлениям рассказывают о том, что над горой часто можно наблюдать НЛО, встретиться со снежным человеком и увидеть таких чудищ, которым и названия-то пока нет. Ведь, по мнению эзотериков, именно на Иремеле сосредоточен канал выхода из земли положительной энергии.

Новая Гиперборея?

Есть гипотезы, согласно которым Иремель является прародиной всей славянской цивилизации, чем-то вроде Гипербореи. Гипотеза эта опирается на археологические раскопки, проведенные близ села Ахуново (Учалинский район), якобы свидетельствующие о том, что именно на Иремеле берет начало славянская цивилизация. Возможно даже, что именно в тех местах были написаны славянские веды, «Книга Велеса», а также «Книга Коляды». А само село Ахуново — обитель бога света Крышеня.

Как считают приверженцы этой гипотезы, легенда о Гиперборее подтверждается целебными свойствами воды Иремельского озера, расположенного близ села Байсакал (примерно в 12 километрах от Иремеля). Озеро это имеет очертания правильного круга, что наводит на мысль о чаше с Сурьей — солнечным чудотворным напитком, которую принес бог Крышень, а само озеро, по легенде, является обителью мистической птицы Гамаюн, на которой прилетел бог, дабы зародить свет — зажечь «бел-горюч камень».

Недалеко от Иремеля есть каменный откос, называемый в народе Трибуной. Он чем-то напоминает голову птицы. А в десяти метрах от горы, лежит огромный белоснежный валун. Простое ли это совпадение, или действительно легенда о Крышене имеет реальные корни?

Легенд о Гиперборее много, ее ищут на Севере, в Сибири, но, как видим, есть гипотеза, что она находится на юге Уральских гор.

Легенды о чуди

С давних пор бытуют легенды о том, что в здешних местах давным-давно жил некий таинственный народ — чудь белоглазая. В народных поверьях чудь — это искусные ремесленники и чародеи. По поверьям, народ этот жил в Иремельских пещерах незадолго до включения Урала в состав Московского царства.

Старожилы окрестных сел рассказывают, что в действительности существовал некогда народ, живший по склонам здешних гор. Был он мирный, жил тихо по соседству с другими людьми. Была у чуди своя религия, в таинства которой они не посвящали пришлых. Якобы и по сей день можно найти в Иремельских пещерах священные алтари чуди. Согласно преданию, люди прознали о том, что у чуди есть несметные богатства. И захотели поживиться. Но делиться с людьми чудь не собиралась, осознав, что в покое их все равно не оставят. И этот народ решил навсегда скрыться в недрах Иремеля, дабы унести с собой все свои тайны и богатства. Какие именно знания так ревностно охраняла чудь, легенда молчит.

По сей день люди верят в эту легенду, но немного измененную. Так, среди туристов ходит легенда о гномах — маленьком народе, живущем в горе. Существуют, якобы, пещеры, забравшись в которые, человек навсегда становится пленником низкорослого горного народа, утаскивающего несчастного глубоко под землю.

Однажды автору этих строк удалось записать вот такой рассказ байсакальского старожила: «Есть на Иремеле одна заваленная пещера. Как-то в нее пролез искатель сокровищ. Ничего не нашел, зато рассказывал потом, что видел в пещере какие-то книги и древние писания».

Эзотерический туризм

Однако какими бы невероятными ни казались легенды о «святой горе», люди едут к Иремелю с конкретными целями, чтобы самосовершенствоваться, укреплять дух. Многие из тех, кто тут побывал, отметили, что стали по-другому мыслить и смотреть на жизнь, обрели духовные ценности, о которых раньше и помыслить не могли. Некоторые после посещения горы и уединения на вершине, где, как говорят, люди «заглядывают к себе в душу», вернувшись домой, никогда более не возвращаются к вредным привычкам. Как считают эзотерики, именно в этом уникальном месте у человека происходит гармонизация тонких тел, подпитка энергией, духовное возрождение. Причиной всему — выход на поверхность земли той самой положительной энергии, которой у посвященных славен Иремель.

По заверениям специалистов по аномальным явлениям, Иремель представляет собой регион высшего познания законов природы, высокой концентрации духовной энергии, а также более тонкой трансляции энергий во времени и пространстве, взаимосвязи человека и Вселенной, связи с информационным полем Земли — ноосферой.

Андрей ЛЮБУШКИН

Иремель…

Одно слово… и целый мир возникает перед глазами…

Вот уже 7 лет каждый год я с друзьями встречаю 22 июня рассвет на горе Иремель, что на Южном Урале в Башкирии, и каждый раз это событие всей жизни.

В 2006 году мой друг Максим из Магнитогорска рассказал о горе Иремель как о необычном волшебном месте, месте силы с чудесами и предложил совершить туда поездку. Одному не хотелось и я решил пригласить друзей, да в добавок провести там различные полезные практики. Начал согласовывать возможные даты с участниками и ведущими, и 17 июня после многократных переносов решили ехать. Всего собралось 30 человек из Самары, Киева, Магнитогорска, Тольятти и Москвы. Заехали в Александровку (село в 35 км от вершины) и оттуда начали движение к горе. Через 10 км сделали лагерь в котором и начали практиковать. Провели небольшой тренинг, сказко терапию и после часть группы уехала домой. В месте где был лагерь были необычные места: изгиб реки почти под прямым углом, прямая канава глубиной около пол метра и рядом поваленные в одном направлении деревья, поляна с поваленными по кругу деревьями и странная полянка прямо на дороге с сумеречным светом. Помню ко мне подошла девушка и попросила посмотреть на нее когда зайдет в эту полянку. Ей казалось что она исчезает там. Я правда тогда ничего исчезающего не заметил.

Итак 19 июня нас было 22 человека и мы решили подняться на вершину Иремеля. Предстояло пройти еще 25 км по тропе в гору с болотистыми местами. Шли медленно, поскольку с нами было две бабушки и по пути сделали еще один ночлег. 21 подошли к подножью вершины, это около 1500 м над уровнем моря. Место шикарное — мох почти по щиколотку, невысокие ели, родниковая вода и впереди возвышается на 150 м вершина Иремеля как из насыпи курумника. В этот же день вечером к нашему костру подсела башкирская семья и рассказала поверье, что те люди, кто встречает рассвет 22 июня на Иремеле, получают поддержку всей земли в делах своих, заряд силы и энергии. После такого рассказа группа решила подниматься встречать рассвет. Вышли в 3 ночи. Подъем был непростой, первый раз и часто останавливались. В одну из таких остановок я посмотрел верх и мне показалось что все небо со звездами вращается. Я поднял руку и по отношению к ней действительно зафиксировал — все звезды двигались со скоростью спутника по отношению к моей поднятой неподвижной руке. Мне стало страшно, все мои представления о Вселенной рушились. Этого просто не могло быть. Рядом поднимались две женщины из нашей группы. Я попросил их посмотреть на звезды — они просто сказали — «Да, движутся», как-то просто, обыденно и пошли дальше…

Получилось что 22 человека 22 июня встретили рассвет на горе Иремель. Потом были сказочные дни нахождения на горе. Поход к Малому Иремелю, когда мы попали на красную глыбу которая выкачала энергию, группа распалась и с трудом к вечеру добрались в лагерь. На вершине практиковали дза-дзен и были видения золотого и серебряного дождя. Потом искали необычные места и видно этим рассердили Дух дедушки Иремеля. Светило солнце но за 20 мин все изменилось лупанул ливень с градом размером с голубиное яйцо. Пришел туман и нам пришлось уходить. Мало того пошел дождь и обратный путь все 35 км пришлось идти без остановки. Не доходя до Александровки в том месте где была первая стоянка, похоже на сумеречной полянка у нас исчезла женщина. Исчезла аж на 6 часов. Как она рассказывала — вдруг пропала дорога, появились большие кочки. Ей стало страшно, начала звать на помощь, но никого.. Вспомнила все молитвы и через некоторое время появилась радуга по которой она вышла в наше измерение.

В целом все завершилось благополучно и довольные и счастливые все мы разъехались по домам. Несколько человек с того путешествия круто изменили свою жизнь и сейчас рассказывают о феноменах своей жизни как просветленные (один сновидящий, концентрирует энергию способную менять физическую материю, другой стал монахом в миру и наблюдает за собой оставаясь в полном адеквате ко всему происходящему). У всех изменилось сознание, стало глубже, тоньше…

Каждый год снова и снова звал и зовет Иремель. Много было там чудес которые я видел своими глазами, много рассказов. По разным видениям, ченелингу это место основания нашей цивилизации, ее исток, разрушенное в результате звездных конфликтов. Оно хранит тайны нашего бытия, открывает связь с сознанием нашей Земли-матушки, исцеляет физически и духовно. Не все могут туда попасть (не всех Иремель пускает). До конца 20-го века запрещалось подниматься на вершину горы, если ты не шаман. Могу в это поверить, сознание там меняется сильно. Вода тамошняя исцеляет от всех заболеваний. Рассказывали даже случай исцеления от онкологии 2-й степени. В царские времена губернаторы туда посылали за водой своих водовозов.

Это одна из самых анормальных зон России. Я там сфотографировал НЛО, причем глазами его не видел а на фото было. Есть там действующие порталы, дольмен человека 7-ми метрового роста, врата времени и много всего другого. Это стоит посмотреть, почувствовать — никогда больше не забудете. Как сказал один мой знакомый после прилета в Киев через неделю — до слез хочется обратно.

Вот такое это место, место силы все нашей Планеты. Туда приходишь и возникает ощущение — наконец-то я дома..