Тот самый Крым. Байдарские ворота. Байдарские ворота: описание, интересные факты, как добраться Байдарские ворота в крыму карта

Есть в Крыму памятники истории, которые не являются объектами массового поклонения. Байдарские ворота одно из таких мест. Проездом бывают здесь любители красивых Крымских пейзажей, организуют специальные вылазки фотографы, историки и краеведы, туристические группы.

Полезная информация:
Высшая точка перевала – 503 м над уровнем моря.
Высоты вокруг: горы Челби – 657 м, Чху-Баир — 705 м. По данным Википедия .

Фото Байдарских ворот от пользователй


История Байдарского перевала

В 1837 году генерал-губернатор Новороссийского края М. С. Воронцов лично возглавил строительство дороги от Алупки до Севастополя. Нить маршрута проложили вдоль побережья. Возле села Байдары (ныне Орлиное) трасса перепиливала горный хребет и спускалась к селению Форос. По названию села перевал назвали Байдарским.


А 1849 году по окончании работ на перевале установили памятные Байдарские ворота. Автор проекта – архитектор К. И. Элишман. Построены ворота-портик в строгом классическом из местного камня, известняка.

В 1962 году было построено автомобильное шоссе Севастополь-Ялта. Сейчас по старому Севастопольскому шоссе ездят редкие туристы, дорога через Ласпинский перевал комфортнее и короче.

Происхождение названия

Ученые рассматривают две версии происхождения слова «Байдар». Первая версия гласит, что основой послужило слово «пайдар» — травник, знахарь. Другие считают, что топоним Байдар произошел от сочетания Бай-дере (байская, богатая долина). Пока ученые-топонимики не пришли к согласию, давайте осмотрим окрестности и подумаем, какой вариант происхождения нравится больше.

Видео обзор Байдарских ворот и местности:

Смотровая площадка

Сейчас это местечко находится в небольшом отдалении от современной автомобильной трассы Севастополь – Ялта. Здесь тихо и спокойно. От памятника две каменные лестницы ведут к смотровым площадкам. С этих точек получаются классические панорамы крымского побережья. Отсюда, вместе со свитой, красотой Крыма любовалась императрица Екатерина Вторая. Было это в далеком 1787 году.


Совет: если цель вашей поездки – фотосессия, то спланируйте посещение Байдарских ворот поздно вечером или рано утром. В лучах заходящего солнца получаются красочные кадры Байдарской долины (её ещё называют Крымской Швейцарией), а на рассвете особенно хороша Форосская церковь.

Туристы, посещающие перевал проездом обычно останавливаются перекусить в местном ресторанчике «Шалаш». Обед на одного человека обходится в сумму около 300 рублей. При желании вам подадут шашлык и овощи, жареные на гриле.

Совет туристам:
если вы хотите задержаться здесь подольше, то арендуйте жилье в Форосе. Каждый день вы получите дополнительный заряд бодрости от прогулок по невысоким, но, все же, горам.

Как добраться до Байдарских ворот

1. Приобрести экскурсионный тур. Посещение Байдарского перевала входит в программу популярных экскурсий: «Большая Ялта», «Люблю я странствовать по Крыму», «Ай-Петри – морская прогулка – Ялта». Путешествовать лучше из Севастополя, в этом направлении пейзажи смотрятся наиболее выигрышно.

2. Пешком, включив Байдарский перевал в нить маршрута.

3. На собственном автомобиле, по шоссе Ялта-Севастополь, ориентируясь на указатели. Заблудиться невозможно даже ночью!

Байдарские ворота на карте — координаты

GPS Координаты: N 44 24.373 E 33 46.919 Широта/Долгота

Posted By сайт on 12.04.2015

Байдарские ворота в Крыму

Где-то в считанных километрах от Форосской церкви расположены байдарские ворота. Расположены они на самом перевале – Форос-Богаз. В настоящий момент в связи с тем что автомобили гораздо шире повод – в сами Байдарские ворота едут только автомобили на южный берег Крыма. А выезжают из ЮБК – в байдарскую долину – по полосе справа от Байдарских ворот (высота перевала - 503 метров над уровнем моря.). Здесь же расположена смотровая площадка ба дарских ворот – очень похожая по видам на видовую площадку Форосской церви.

Как и при посещении Форосской церви – те же проблемы парковки. Поэтому так же будьте внимательны и осторожны выходя и входя в автомобиль или автобус. Движение в летний период достаточно напряженное и скоростное для горной местности более чем впечатляющие.

Как только вы минуете Байдарские ворота сразу же меняется климат. Дышать становиться несколько легче. А все просто.

С одной стороны то что ЮБК Крыма закрыт горами – это плюс, т.е. холодным ветрам с севера просто не добраться.
Но с другой – нагреваясь от южного солнца – практически безлесые скалы южного берега айпетринской греды – делают воздух более сухим.

Байдарские ворота построены в 1848г по проекту К. Эшмана в честь окончания строительства старой Ялтинской дороги строительство которой было начато в начале сороковых на государственные средства, с участием Графа Воронцова построившего дворец в Алупке – ныне носящий его имя. Строили дорогу саперы русской армии, во главе которых был инженер полковник Славич.

Первоначально рядом с Байдарскими воротами находилась дорожная служба, следящая за состоянием ялтинской дороги. Затем она была упразднена и на этом месте располагалась почтовая служба, а затем телеграф.





Байдарские ворота — горный перевал через главную гряду Крымских гор, ведущий из Байдарской долины (называемой крымской Швейцарией) на Южный берег Крыма. Перевал Байдарские ворота или просто Байдарский перевал находится между горой Челеби (657 м) на западе и Чху-Баир (705 м) на востоке. Высота перевала - 503 м. над уровнем моря. Через перевал проходит старое автомобильное шоссе Ялта — Севастополь, строившееся с 1837 по 1848 гг. по инициативе генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова.

Байдарские ворота

Байдарские ворота или Байдарский перевал, представляет собой один из красивейших перевалов горного Крыма, который проложен через главную гряду Крымских гор, а также, который ведет из очень красивой Байдарской долины, которую также называют крымской Швейцарией на Южный Берег Крыма. Следует отметить, что перевал Байдарские ворота или, как еще его называют Байдарский перевал, располагается между горой Челеби (657 метров над уровнем моря) на западе, а также Чху-Баир (705 метров над уровнем) на востоке.

Высота данного перевала составляет не так уж много - 503 метра над уровнем моря. Этот перевал является на самом деле очень живописным. Через Байдарский перевал проходит очень старое автомобильное шоссе по направлению Ялта - Севастополь, которое строилось на протяжении больше десяти лет, начиная с 1837 года по 1848 год по инициативе знаменитого графа Михаила Семеновича Воронцова.

На перевале установлены ворота, которые получили название Байдарские ворота. Каменная арка этих ворот была возведена в далеком 1848 году, после самого окончания строительства самой дороги. Внизу перед туристами открывается просто великолепный вид на открытое море, а также небольшую площадку, на которой расположена построенная еще в византийском стиле на очень отвесной и обрывистой Красной скале в 1892 году знаменитая Форосская церковь. Байдарские ворота представляют собой настоящий памятник архитектуры, который был сооружен по проекту знаменитого в те годы ялтинского архитектора, по имени Карл Иванович Эшлиман, в честь окончания возведения шоссе Ялта - Севастополь.

Ворота-пропилеи имеют вид весьма массивного портика, состоящего из блоков местного известняка, а также со сложным карнизом, которые имеют фланкируемые полуколонны и перекрытые антаблементом. Кроме того, справа и слева от этих ворот по направлению к портику мы можем наблюдать примыкающие прямоугольные тумбы, которые изготовлены из того же самого материала, которые придают им монументальность классического образца всего сооружения. В правой тумбе Байдарских ворот можно наблюдать небольшой помещение (примерно тридцать квадратных метров). К двум смотровым площадкам, которые находятся в самой верхней части пропилеев ворот, ведет красивый лестничный марш.

С этих двух обозревательных площадок открывается великолепный вид на курортный поселок Форос, а также панорама на Байдарскую долину. До начала 1917 года, а также и в двадцатые - тридцатые годы двадцатого века, рядом с Байдарскими воротами располагались две гостиницы. Первая гостиница размещалась слева от ворот, а вторая находилась за Байдарскими воротами, справа над самим обрывом отвесной скалы. Примечательным фактом является также то, что именно в районе Байдарских ворот располагалась почтовая станция, которая имела комнату для всех проезжающих, а слева от этих ворот был возведен отдельный павильон-ресторан.

В наши дни у Байдарских ворот размещается известный многим туристам ресторан восточной кухни «Шалаш». Обойдя ворота и сделав шаг по направлению к ограждению этой каменной площадки, создается впечатление того, что вы словно невольно начинаете парить в воздухе над морем. Байдарские ворота сегодня представляют собой довольно необычное и даже мрачноватое сооружение, которое располагается на Байдарском перевале, высота которого составляет всего пятьсот двадцать пять метров над уровнем моря. К такой своеобразной впечатляющей архитектурной достопримечательности вы можете подняться от курортного Фороса по новой автомагистрали, а также по живописному старому Севастопольскому шоссе, проезжая знаменитую церковь Воскресения Христова, стоящую на Красной скале.

Сама красивая и довольно высокая арка Байдарских ворот была возведена в 1848 году по проекту архитектора из Ялты Эшлимана и сразу стала пользоваться популярностью у всех проезжающих через нее, как некая этапная точка определенного пути. В те далекие времена, путешественники, передвигаясь на лошадях, не всегда успевали в светлое время суток попасть из Севастополя в Ялту. Поэтому тут была построена гостиницы и почтовая станция. На крыше Байдарских ворот имеется обзорная видовая площадка, откуда открывается великолепный вид на панораму окрестностей. Сегодня по старому шоссе проезжают туристы для того, чтобы осмотреть две главные достопримечательности этих мест – Байдарскую долину и Форосский храм.

Если в наши дни Байдарские ворота представляют собой исключительно символический вход на Южный Берег Крыма, то в конце девятнадцатого века в этой арке были возведены настоящие ворота, которые могли закрываться в целях личной безопасности всех путешественников в темное время суток, а также в непогоду. В те времена на дорогах, особенно на крупных маршрутах активно действовали разбойники, которые нападали на странников, поэтому путешествовали всегда колоннами или же в сопровождении. Нужно отметить, что в годы войны, в частности в самые первые дни Второй Мировой, перевал Байдарские ворота имел стратегическое значения. Этот вход гитлеровцы планировали подорвать, чтобы прорваться в Севастополь.

Но, к счастью коварным планам гитлеровцев так и не суждено было осуществиться. Поэтому этот перевал и сами ворота являются исторической редкостью, которые повидали за все время своего существования многое и частицу этого они демонстрируют нам. Байдарские ворота напоминают нам о тех славных царских временах в Крыму, когда возводились и сооружались помпезные южнобережные дворцы и усадьбы, от том времени, когда в Крыму пребывали великие люди, которые под впечатлением крымских красот создали свой великие произведения, а также о том времени, когда Крымский полуостров, в частности его Южный Берег, не был так обжит и изучен, как сегодня. В наши дни, эти знаменитые Байдарские ворота – это уникальный архитектурный памятник, к которому может прикоснуться каждый турист и почувствовать их могущественность.

ФотокрасивыхместКрыма

Вы обязательно будете проезжать через них. Таким образом, экскурсия к Байдарским воротам может быть невольной – проездом или запланированной. А еще она может быть... виртуальной – ее мы сейчас и совершим.

Где находятся Байдарские ворота

Байдарские ворота (Байдар богъазы – крымскотатарский, Байдарські ворота – украинский) – горный перевал через главный хребет Крымских гор, ведущий из Южного берега Крыма в Байдарскую долину . Перевал находится между горами Чху-Баир (высота 705 метров) на востоке и Челеби (высота 657 метров) на западе. Высота перевала Байдарские ворота – 503 метра над уровнем моря.

Через перевал проходит шоссе Севастополь – Ялта, строительство которого было начато по инициативе графа Михаила Семеновича Воронцова , генерал-губернатора Новороссийского края, и велось 11 лет (1837 – 1848 годы). По распоряжению графа Воронцова в 1848 году на перевале были построены ворота-пропилеи, известные сегодня как Байдарские ворота.

Памятник архитектуры Крыма

Проект Байдарских ворот подготовил Карл Иванович Эшлиман, известный архитектор из Ялты . Байдарские ворота представляют собой объемный портик, сложенный из блоков известняка местного происхождения. Экскурсия к воротам позволит вам рассмотреть такие детали этого сооружения, как сложный карниз, антаблемент и полуколонны. С двух сторон к портику примыкают прямоугольные пристройки-тумбы, добавляющие монументальность античному стилю ворот. В правой пристройке находится помещение площадью 30 квадратных метров. В верхней части пропилеев находятся две видовые площадки, подняться к которым можно по лестничному маршу. С видовых площадок открывается великолепный вид на Форосскую церковь, поселок Форос и Байдарскую долину. Один из первых исследователей Крыма , путешественник Е. Марков писал в своих путевых записках:

«Открывающаяся из Байдарских ворот панорама – одна из самых грандиозных, которые можно где-либо увидеть».

В дореволюционные годы и в первое после Октябрьской революции время, рядом с Байдарскими воротами находились две гостиницы – одна слева от ворот, другая – справа за воротами, над обрывом скалы. В самом здании ворот находились почтовая станция и комната для проезжающих. Слева от ворот находился павильон-ресторан... Сегодня рядом с Байдарскими воротами расположен знаменитый ресторан «Шалаш».

История

Построенные в удивительном по открывающейся со всех сторон красоте месте, с первых дней стали одним из популярнейших мест отдыха в пути. Измученные долгой дорогой, странники всегда останавливались передохнуть у Байдарских ворот. Одни поднимались наверх и любовались пейзажем, другие спешили в тень, к роднику...

В годы Великой отечественной войны перевал Байдарские ворота, как важный стратегический пункт Крыма, стал местом ожесточенных боев. В последние дни осени 1941 года небольшой отряд пограничников, возглавляемый А.С. Терлецким, целые сутки удерживал Байдарские ворота, прикрывая отступление главных сил Красной Армии к Севастополю . Выжить удалось лишь шести бойцам отважного отряда... Примкнув к Балаклавскому партизанскому отряду, они продолжили сопротивление. А.С. Терлецкий погиб в марте 1942 года, попав в плен к фашистам и выдержав жестокие пытки и издевательства. Его именем названа одна из улиц Фороса , а в парке поселка командиру пограничников установлен памятник.

Экскурсия к Байдарским воротам

Экскурсия к Байдарским воротам – это, как правило, один из пунктов большого экскурсионного маршрута по Южному берегу Крыма . Маршрут может состоять из таких «вех», как, например: Красная скала – Форосская церковь Воскресения Христа – – пещера Скельская – водопад «Козырек» – Ласпи . Протяженность этого маршрута – около 60 километров (из них 1 километр – пешком). Продолжительность экскурсии – около 5 часов. Основная тематика – историко-природоведческая.

Путешествие к Байдарским воротам – отличная возможность увидеть «Крымскую Швейцарию» – Байдарскую долину . Эта долина расположена на высоте около 260 метров над уровнем моря. Ее длина – 16 километров, а ширина местами достигает 8 километров. По Байдарской долине протекает река Черная, перегороженная перед входом в Чернореченское ущелье плотиной и образующая Чернореченское водохранилище, питающее пресной водой не только близлежащий поселок Форос , но и Севастополь . Кроме Байдарских ворот, долина хранит на «своей спине» еще много следов разных эпох – тысячелетние скельские менгиры (село Родниковое), дольмены Новобобровского села, Скельтская пещера, Форосская церковь, Чертова лестница, каньон Узунджи, родник села Орлиное, вымощенные еще в античности дороги (остатки знаменитой «Календской тропы»), Чернореченский каньон, небольшой каньон рядом с Новобобровским селом, водопад «Козырек»...

Интересны старые названия сел Байдарской долины – Бага, Сахтик, Укруста, Саватка, Хайто. Они непереводимы на русский язык, и не принадлежат к какому-либо известному сегодня языку. Скорее всего, эти слова достались нам в наследство от обитавших здесь в доисторические времена народов.

На экскурсию к Байдарским воротам лучше всего приехать со стороны Севастополя : после однообразной вьющейся дороги неожиданно открывается море , красивая церковь на скале, громадная Байдарская долина и свобода небесной сини. Такой пейзаж запоминается на всю жизнь...