Водный маршрут по реке Койва (Пермский край). Наш сплав по Койве от посёлка Кусье-Александровский до Усть-Койвы Пермский край: незабываемый отдых на Урале

Во время путешествия можете заглянуть в подземное царство пещер, увидеть Царские ворота, побывать на стоянке первобытного человека, увидеть голубое озер (…оно уникально по природе своего происхождения и почти священно. Вода чиста и прозрачна. Деревья, шелестя листвой, склонились над голубой гладью, укрывая от всех это чудо и храня тайну, скрытую в глубине вод навеки…), насладиться красотой прибрежных скал. Сразу ниже поселка Кусье-Александровского на берегах появляются красивые белые скалы, поросшие пихтовым лесом; в отвесных стенах много ниш и пещер. Места очень живописные. Береговые скалы сменяют длинные заводи с нависшими над водой деревьями. Вода очень чистая, дно просматривается как в аквариуме. Встречается много островов и проток. В 14 км выше поселка Кусье-Александровского на берегах появляются красивые белые скалы, поросшие пихтовым лесом; в отвесных стенах много ниш и пещер. Места очень живописные. Береговые скалы сменяют длинные заводи с нависшими над водой деревьями. Вода очень чистая, дно просматривается как в аквариуме. Встречается много островов и проток. Ниже села Усть-Койва Койва впадает в р.Чусовую. На повороте поднимаются справа камни Красный и Таш. На следующем повороте - камень Шахов, напротив него впадает речка Поныш. По обе стороны устья высятся скалы камня Поныш. На левом берегу реки Поныш (левый приток реки Чусовой) в известняках горы Кладовой расположена пещера Чудесница. Ниже по течению на правом берегу Чусовой можно увидеть камень Печка. В камне есть пещера, которая заканчивается подземным озером. Слева Чусовая принимает речку Большую Исаковку, а за ней мрачной стеной стоит камень Плакун. Постоянно струящаяся по камню вода дала повод для его названия. Затем Чусовая справа огибает гору Алебастровая, на выходе из излучины - камень Шайтан. Красив его белый утес - обелиск на фоне темного леса. Километром ниже на левом берегу тремя скалами поднимается камень Медвежка. За ним река круто поворачивает и выходит к камню Гладкий. За камнем небольшой перекат, справа обратите внимание на речку Большая Глухая. Ее длина около сотни метров, но течение очень быстрое. Вытекает река из глубокого (56 метров) небольшого карстового озера, получившего название Голубое озеро благодаря цвету воды – медный купорос. За речкой начинаются камни Глухие. Чусовая течет в последнем на своем пути каменном коридоре. По левому и правому берегу поднимаются камни Большие Глухие. В камнях Больших Глухих, на правом берегу, самый крупный из доступных гротов. Ниже Больших начинаются камни Малые Глухие, расположенные на обоих берегах Чусовой. Слева - последний камень Гребешок. За камнем Чусовая как бы раздвигает надоевшие ей узкие берега и, сделав два пологих поворота, выносит лодки в пределы города Чусового. В городе Чусовом в 300 метрах от железнодорожной станции путешествие заканчивается.

Река Койва - самый крупный приток на всем сплавном участке Чусовой. Длина Койвы - 180 километров. На ней много скал, встречаются небольшие пещеры.

Существует две версии по поводу происхождения названия реки. По одной гипотезы топоним произошел от мансийского "кой-ва" - "светлая река", по другой от коми-пермяцких слов "кой" - "брызги" и "ва" - "вода", то есть "брызжущая вода".

В прошлом весной по ней также, как и по Чусовой, сплавляли барки с металлом Кусье-Александровского завода.

В 1825 году в бассейне реки Койвы нашли золото и первые в России алмазы. Чуть позже стали добывать и платину. В верховьях Койвы и по ее притокам встречаются очень редкие минералы родохром и увороват. В 1950-60-е годы на Койве работала драга.

На протяжении всего лета река Койва пригодна для туристических сплавов. Близ ее устья в деревне Усть-Койва есть турбаза.

Кстати, устье реки Койвы легко проплыть мимо, приняв за протоку Чусовой заканчивающегося здесь острова.

Около деревни Усть-Койва соединяются два популярных водных маршрута - реки Койва и Чусовая.

Выбор маршрута

Выбор региона

Два предыдущих года мы ездили в Башкирию (реки Инзер и Белая). Очень трудно, дорого и долго добираться туда из Свердловска. Особенно выматывает обратная дорога, т.к. выезд возможен только через Уфу, а там всегда проблемы с билетами на проходящие поезда, а прямых поездов до Свердловска нет. (Для москвичей и жителей европейской части страны добираться до Башкирии легче, чем нам из Свердловска.) Но больше всего нас утомила жара. Мы из-за жары даже в лес не ходили ни разу. Ни на гору, ни за грибами или ягодами, ни просто погулять... Во время днёвок сидели либо в тени, либо в воде. А ягод всё равно не было, хоть и жара стояла. Хватит нам южных рек.

Поэтому район был выбран быстро: Средний Урал.

Выбор реки производим с учётом особенностей нашей группы, привычек и пожеланий:

1. Выезжаем из Свердловска, поэтому до большинства уральских рек (особенно южных и северных) нам добраться сложнее, чем москвичам и жителям европейской части страны.

2. Река должна быть недалеко от Свердловска - надоели длинные переезды. Один из участников не совсем здоров, хорошо бы не уезжать от врача-специалиста далее, чем на сутки - двое.

3. Хороший подъезд к началу маршрута, т.к. у нас много детей, женщин и вещей, а мужики - старые и ленивые, не любят таскать груз на длинные дистанции. Хорошо бы заказать автобус из Свердловска до реки.

4. Катамаран туристического типа, с палубой из досок, тяжёлый. Однако, - традиция. Для сборки и достройки требуется место и время.

5. Возим с собой много груза, низкая осадка катамарана, поэтому препятствия проходим труднее, чем спортивные катамараны и байдарки.

Чусовую исключаем - перед башкирскими реками мы два года подряд по ней ходили.

Сылва. Тоже были неоднократно. В верхней части реки много деревень, а ниже Шамар неинтересно, правда, там есть с. Молёбка с инопланетянами, но проходя мимо места высадки инопланетян на другой день, мы так их и не увидели. Скучно.

Вильва. В первой половине маршрута много порогов, во второй половине, наоборот, заболоченное русло.

Межевая Утка. Надо подумать. Мы были там единственный раз в 1993 году и прошли её на пике чрезвычайного летнего паводка. Как она выглядит в нормальное лето - не знаем.

Усьва и Койва примерно одинаковы по набору достоинств и недостатков, но Койва немного поближе.

Койва. Выписываем столбиком достоинства и недостатки.

Достоинства (применительно к нашей группе)

Подъезд и отъезд - на прямом поезде, 15-20 километров на автобусе.
Мало деревень на маршруте.
Мало туристических групп - река не популярна у туристов.
Когда мы ходили по Койве - в 1991 и в 1995 годах, было очень много ягод.
Уже давно (7 лет) не были на Койве.

Недостатки.

Летом река маловодная, мелкая. Решили, что пройдём, т.к. лето в 2002 году наступило поздно и до самого нашего отъезда на реку погода была холодная и дождливая, воды должно быть побольше, чем обычно.

Мало скал по берегам, мало достопримечательностей - это для Урала нетипично. Но мы не за красотами едем, а пообщаться друг с другом. Но тем не менее хочется и на горки посмотреть, и на горку залезть...

Маршрут либо очень короткий (~70км), либо слишком для нас длинный (150 или 190 км). Короткий маршрут нас в этом году устроит - очень сильно устали на работе.

Нет прямого автобуса из Свердловска. И автодороги прямой тоже нет! (Впрочем, это же можно сказать обо всех реках пермской области.)

Поезд приходит на станцию высадки ночью, обратный поезд отходит тоже ночью. Потом весь день ходить в полусонном виде.

Ожидается проблема с обратными билетами. Но нам не привыкать. С билетами везде плохо.

Станция высадки очень маленькая - могут быть проблемы с закупкой хлеба и картошки на весь маршрут.

Общая характеристика реки

Расстояния по реке от пос. Тёплая Гора

пос. Тёплая Гора - 0 км
река Тискос - 20 км (12 ?)
пос. Старый Бисер - 60 км (42 ?)
порог Федотовский - 93 км
пос. Усть-Тырым - 118 км
пос. Кусье-Александровский - 131 км
пос. Усть-Койва (р. Чусовая) - 176 км (164 ?)
г. Чусовой - 211 км

Весь маршрут можно условно разделить на три участка:

От посёлка Тёплая Гора до посёлка Усть-Тырым река течёт в широкой долине. Горы обычно не подступают близко к руслу. Скальных обрывов почти нет. Летом река на этом участке очень мелкая: 20 - 30 см, очень много перекатов и мелей (обычно не реже, чем через 20 - 50 м), участков с глубиной более 50 см очень мало, а мест с глубиной более метра, наверно, вообще нет. Проходимо на байдарках и надувных плавсредствах, но от пос. Тёплая Гора до впадения реки Тискос значительную часть пути придётся проводить плавсредства пешком по воде - река здесь совсем узкая и мелкая.


В районе пос. Тырым долина резко сужается. Горы подступают ближе, появляются скальные обрывы, хоть и не такие высокие, как на Чусовой. Глубина реки увеличивается до 1 - 1,5 метра, течение ускоряется. После пос. Кусье-Александровское (на протяжении примерно 20 километров) река сильно петляет, много островов, меандров, прижимов и перекатов. Летом их прохождение не является ни сложным, ни опасным.


Третий участок маршрута - сплав по Чусовой. Ширина Чусовой в этом месте метров 50 - 100, течение ровное, перекатов, мелей, крутых поворотов нет.

Весенний сплав по реке более интересен, но по Койве я весной не ходил. Обобщая рассказы товарищей, мои наблюдения на Койве и мой опыт весенних сплавов по другим уральским рекам, могу высказать свои предположения. Уровень воды в весенний паводок выше летнего на 1 - 1,5 м. Скорость течения значительно выше, чем летом. Сложность маршрута, видимо, повышается до второй категории сложности, а прижимы ниже пос. Кусье-Александровский, возможно, добавляют "элементы" третьей категории сложности. Для неподготовленной группы прохождение маршрута облегчается тем, что сложный участок начинается не сразу с начала сплава, а после того, как группа уже приобрела некоторый опыт на относительно простом участке реки. Наибольшую опасность, как и на всех таёжных реках, представляют подмытые половодьем и нависающие над водой (или упавшие в воду) деревья.

Подъезд к началу маршрута

Железнодорожный транспорт

Севернее реки на расстоянии 15-25 километров от неё проходит железная дорога Чусовская - Нижний Тагил. По ней проходят поезда Свердловск - Соликамск, Москва - Нижний Тагил и другие, а также электропоезда из Чусовской и Нижнего Тагила (3 - 4 пары электричек в сутки).

Расстояния от железнодорожных станций до реки (или до посёлка, стоящего на берегу):

ст. Тёплая Гора - 1 км
ст. Усть-Тискос (до реки по рельсам) - 2,5 км
ст. Бисер - пос. Старый Бисер - 13 км, автобус
ст. Пашия (г. Горнозаводск) - пос. Кусье-Александровский - 15 км, автобус
ст. Чусовская (г. Чусовой) - 0,3 км

На станции Усть-Тискос поезд Свердловск - Соликамск теперь, возможно, не останавливается. Следует уточнить при покупке билетов. Другие поезда дальнего следования останавливаются только в Пашии и в Чусовской (может быть ещё в Тёплой Горе).

Автотранспорт

Автодорожная сеть развита очень слабо, дороги в плохом состоянии. Топографические карты и атласы автомобильных дорог не соответствуют реальному состоянию дорожной сети. Вследствие разрушения промышленности и сельского хозяйства некоторые дороги стали ненужными, а на ремонт остальных нет денег. Дороги разрушаются и зарастают лесом, мосты не ремонтируются. Следует быть очень осторожным при планировании заезда или отъезда на автотранспорте.

Дорога Горнозаводск - станция Бисер - посёлок Старый Бисер существует. Автобусное сообщение.

Дорога Старый Бисер - посёлок Тёплая Гора существует, но, возможно, проходима только для тяжёлых грузовиков, а дорога Старый Бисер - посёлок Усть-Тискос, показанная на карте, видимо, уже непроходима.

Дорог на восток через хребет в этом районе нет.

Автобусы ходят редко, нерегулярно и в основном по коротким маршрутам. Грузовые автомобили в июле заняты перевозкой местных жителей на покосы и сена с покосов, водители редко соглашаются на перевозку туристов, а, если соглашаются, то назначают довольно высокие цены.

Населённые пункты

Посёлок Тёплая Гора. Магазины. От станции до реки 1 км.

Станция Усть-Тискос. Здания станции нет. Негде укрыться от дождя. Если приехали ночью, следует сразу же идти на реку. Рельсы приведут к мосту. Магазина нет, хлеб привозят 2 раза в неделю по заказу (сведения 1995 года). Картошку купить так и не смогли ни в 1991 году, ни в 1995 году. А за хлебом в 1991 году пришлось ехать на электричках на восток (станции Европейская, Хребет Уральский, Азиатская...).

Станция Бисер. Есть здание станции (зал ожидания на ночь не запирается). 3 продуктовых магазина. В один из них хлеб привозят ежедневно в 10 часов (находится в здании станции), в другой магазин (метров 100 от станции) - не каждый день. Почта. Автобусы до посёлка Старый Бисер (на реке) и до Горнозаводска. В Старый Бисер автобусы ходят 1-2 раза в день, стоимость билета 25 руб. Расписание автобусов приведено в конце этого отчёта.

Посёлок Старый Бисер (на реке). 2 продуктовых магазина. Хлеб привозят из Горнозаводска 1 - 2 раза в неделю.

Посёлок Усть-Тырым.

Посёлок Кусье-Александровский. Посёлок большой, должны быть магазины. Автобусы на станцию Пашия (город Горнозаводск) ходят 4-6 раз в день, последний автобус идёт в 19 часов.

Посёлок Усть-Койва. Посёлок маленький. Есть магазин. Хлеб завозится один раз в неделю. Дорога в Кусье-Александровский (проходима для легкового автотранспорта).

Станция Чусовская (город Чусовой). Большой город. От реки до вокзала метров 300 - 500. От места разборки плавсредств до ближайшего магазина 20 метров (1999 г.).

Река

От посёлка Тёплая Гора до устья реки Тискос летом пройти довольно сложно из-за мелководья. Но можно, особенно после длительных дождей.

Если сплав начинается от устья реки Тискос , то придётся пройтись пешком: от станции Усть-Тискос до реки около трёх километров по железной дороге (летом ночью можно идти даже без фонариков - светло). По железнодорожному мосту переходим на другой берег, и сразу за мостом справа (т.е. выше по течению) есть большой луг. Можно собирать плавсредства. А ниже моста, тоже на правом берегу, раньше была небольшая поляна, на которой можно было построить плот. Могла зарасти лесом.

Посёлок Старый Бисер протянулся вдоль реки километра на три. Автомобильный мост. Останавливаться для закупок (или строиться) лучше в районе подвесного моста. Все магазины расположены на правом берегу. Если будет время, пока завхоз закупает продукты, можно пройтись по посёлку. Большой пруд на реке Бисер. Плотина. Под плотиной старинный завод (построен в 1786 году, вокруг него возник посёлок), сейчас завод выпускает чугунную печную арматуру. По теперешним меркам завод микроскопический. Весь виден с плотины. Леспромхоз. Почта. В окрестностях посёлка когда-то добывали железную руду для завода. Ещё совсем недавно добывали мрамор. Бело-голубой и розовый бисерский мрамор отправляли в Петербург, а позднее и в другие города для отделки зданий и станций метрополитена. В окрестностях села встречаются горный хрусталь и пирит. [про историю - из книги Торопова С.А.]

Вдоль села тянется длинная (более километра) шивера. Вода ровным слоем растеклась между камней. Бисерский перекат расположен в конце села, за мостом. В 1995 году в перекате лежали валуны с глубокими ямами между ними, а в 2002 году ни валунов, ни ям не было. Куда делись?

Федотовский порог для катамаранов и надувных лодок летом не представляет опасности. Можно проходить без разведки. Не задевая камней, всё равно пройти не удастся. Но, поскольку перепад воды небольшой, скорость течения и напор не сильные, то бояться "наезда" на камень не стоит. Удар будет несильный, наклон катамарана - не опасный, но рюкзаки, конечно, должны быть привязаны к раме репшнуром. Байдаркам прижима к камню, конечно, следует опасаться, но в крайнем случае, экипажу придётся "сойти за борт" - там глубина чуть более полуметра - и аккуратно провести байдарку. Протяжённость порога - около полукилометра. Весной порог, видимо, также не опасен, т.к. почти все камни скрыты под водой. Раньше в некоторых описаниях порог назывался Федосовским, и мы его лет 20 так называли, но теперь почти во всех изданиях и на топографических картах он называется Федотовским. Приходится переучиваться: Федотовский.

За порогом на правом берегу когда-то очень давно была деревня Федотовка - теперь на её месте только большая поляна.

За порогом на протяжении 8 - 10 километров нет удобных стоянок. Да и далее, вплоть до Тырыма, их очень немного.

Усть-Тырым. В деревню не заходили ни разу. Есть подвесной пешеходный мост, дорога в Кусье-Александровский (6 - 7 км). Раз в неделю к мосту подъезжает автобус до Кусья.

Молевой сплав леса от Тырыма прекращён лет 20 назад. Ниже Тырыма на левом берегу видны остатки старого лесосклада, заросшие ельником. На дне видны топляки (утонувшие и до сих пор не сгнившие стволы деревьев), но опасности они не представляют. В этом же районе на дне много железного хлама: крупногабаритные детали машин и механизмов, колёса, тросы, рельсы... Тоже не опасно, хотя и боязно, - всё это железо уже многократно "приглажено" половодьем (и прошедшими до вас туристами).



Мест для стоянок на этом участке вполне достаточно.

Посёлок Кусье-Александровский большой, протянулся вдоль реки километра на 3 - 4. Почти в конце посёлка реку пересекает подвесной пешеходный мост, а чуть далее впадает река Кусья. Строиться или разбираться лучше здесь, в устье реки под плотиной: просторный берег, рядом дорога, до автобусной остановки несколько сот метров. В посёлке есть чугунолитейный завод (основан в 1751 году, выпускал полосовое железо и пушечные ядра), деревообрабатывающий завод, трикотажная фабрика.

В конце посёлка (примерно через километр после подвесного моста) реку пересекает автодорожный мост. Летом высота моста над уровнем воды около двух метров, но весной при большой воде, возможно, придётся пригибаться.

Посёлок Усть-Койва. Посёлок маленький. Есть магазин. Хлеб завозится один раз в неделю (в 1991 году завозили по четвергам). Дорога в Кусье-Александровский проходима для легкового автотранспорта. Автобусы, возможно, не ходят совсем или ходят редко: один - два раза в неделю. Летом в деревне много дачников и отдыхающих городского вида, вероятнее всего, из Горнозаводска.

Устье Койвы - дельтавидное, вода широко растекается по песчаной отмели. Опять тащить! Но это - в последний раз.

Чусовая в этом месте широкая и глубокая. Много туристов, сплавляющихся с верховьев. Интересных скал нет - все они выше устья Койвы. Стоянки обычно заняты.

Последняя приличная стоянка перед Чусовым расположена километрах в 10 от конца маршрута. Понять, что она последняя, очень просто: издалека видно, что вдали прямолинейный участок реки "упирается" в необычайной высоты отвал карьера, а наверху, на высоте метров 50 (или даже больше) идёт непрерывная работа - движутся мощные самосвалы, шевелятся экскаваторы, светят прожекторы... Шум слышен издалека, иногда глухо грохочут взрывы. Вдали реку на большой высоте пересекает какой-то трубопровод. Справа большое поле наподобие футбольного. Вот здесь и нужно вставать на ночь. Места хватит хоть на 10 групп.

Отдельные детали маршрута

Из возможных вариантов маршрутов по Койве мы выбрали короткий - от Старого Бисера до Кусье-Александровского. На станцию Бисер мы приехали под утро и пока ожидали открытия магазинов, к нам подошли двое парней и предложили отвезти на реку на грузовике. Пока мы закупали продукты и хлеб, они подогнали разбитый ЗИЛ-157. Через полчаса мы были на реке.

Маршрут закончили в Кусье-Александровском. Машина тоже нашлась сама. За 250 рублей нас отвезли на грузовике в Горнозаводск.

Прохождение перекатов и порогов я не описываю, т.к. они все простые.

Но тем не менее, в 1995 году мы чуть не перевернулись. Причём оба плота, на одном и том же месте с интервалом в 10 минут. Дело было летом(!), при небольшой воде, днём в солнечную погоду. И хоть наши рюкзаки мы всегда крепко привязываем к раме, часть вещей всё-таки подмочили. Препятствием было дерево, поваленное в воду поперёк русла, как обычно - в прижиме, в узкой протоке, с нехарактерным сливом струи. К тому времени у нас был более, чем двадцатилетний опыт сплавов, в том числе и по весенним рекам. А на Койве расслабились. Бывает...

Ещё раз напомню. Обычно наибольшую опасность на таёжных реках, представляют деревья, подмытые половодьем и нависающие над водой (или упавшие в воду). А подмываются они обычно в прижимах, т.е. как раз там, куда вас несёт течение. При небольшой ширине реки возможности для ухода от преграды очень ограничены, особенно, если такой сюрприз появляется за очередным поворотом на небольшом расстоянии. Деревья, низко нависающие над водой, мы называем расчёсками - они очень быстро (за один проход) причёсывают и плот, и экипаж. Поскольку расчёски опасны своим неожиданным появлением и непредсказуемым поведением, то лучше заранее научиться отрабатывать команду "Ложись!" От веток нужно уворачиваться, и ни в коем случае нельзя хватать их руками - удержать плот не удастся: плот уйдёт, а вы останетесь висеть на ветке над бурным потоком. А вот дерево, лежащее на воде, может запросто перевернуть плот - тут уж как повезёт. (Многие не верят в то, что плот или катамаран может перевернуться. Запросто: нос наезжает на препятствие - камень или поваленное дерево, и под напором воды начинает подниматься вверх, корма при этом немного опускается вниз, под воду, её начинает заливать потоком и притапливать, нос поднимается ещё выше, а корма опускается ещё глубже, напор воды на корму ещё более усиливается... Приплыли. Процесс завершается ещё быстрее, если плот наезжает на препятствие боком.)

Горы и прибрежные скалы, конечно, есть, но высота их намного меньше, чем на Чусовой. Странно: Чусовая протекает совсем недалеко (10 - 30 км), но там есть прибрежные скалы высотой более ста метров, а здесь, на Койве, скалы редко бывают выше 10 -15 метров.


Койва


Койва

Ягод на Койве очень много: малина, чёрная смородина, красная смородина, жимолость, земляника (1991 г.). Но в этом году лето было позднее и холодное. И даже в конце июля ягоды ещё не созрели.

Рыбы очень мало, возможно из-за отсутствия глубоких участков и ям (река зимой, наверно, промерзает до дна). Немногочисленные рыбаки из местных жителей ловят на перекатах хариусов на кораблик.


Койва


Койва


Койва

Мало туристических групп на реке: обычно одна группа в день, правда встречали группы численностью в 30 и 60 человек.

Встречали объявление в газете о том, что какая-то пермская туристическая фирма организует групповые походы по Койве от пос. Кусье-Александровский до Чусового. Стоимость - 2000 руб. с человека.

Стоянки значительно чище, чем на более популярных реках. Многие стоянки расположены на обрыве берега (на террасе), в лесу и скрыты деревьями или кустами. С реки их трудно заметить, а поскольку посещаются они редко, то тропинки, ступеньки и другие следы пребывания человека малозаметны (это на Чусовой и на Белой к стоянкам ведут натоптанные дороги, видимые издалека).

Много "весенних" стоянок. Создаётся впечатление, что за 3 недели весеннего сплава по реке проходит народа больше, чем за 3 летних месяца.

Много сухостоя на дрова (после башкирских рек это радует).

В одном из отчётов по Койве встретилась фраза: "Пора сенокоса, по берегам местные косят и ругаются на нас - мол работать надо, а вы тут тащитесь....Что мы им плохого сделали - завидуют наверно." - искренне удивляется горожанин, никогда не живший в деревне. Действительно, вроде мы им ничего плохого не сделали, а они не рады нам... А ведь мы такие хорошие! Но представьте себя на месте крестьянина: уже два месяца без выходных, встал в 6 утра, протопал пешком 10 километров до покоса, жара, мухи, этот луг ещё косить до заката, потом пешком домой, потом приходить ворошить, стоговать, перевозить... И детишки тоже работают. Посмотрите, как они устали и как плохо одеты! А по реке в это время плывёт компания городских бездельников, морды сытые, довольные, одеты не по-деревенски, шум, визг, смех... Крестьянин ведь не знает, что у нас отпуск всего месяц в году, что мы работаем (или учимся) всё остальное время, что у нас нет денег на заграничный отдых. Да, если бы и знал, - всё равно труд его очень тяжёлый, а получает он (если вообще хоть что-нибудь получает) за этот труд просто издевательскую зарплату. Часто только корова спасает его семью от голода, а корову надо кормить. Мы же часто мешаем ему работать (на его же территории!), топчем луг, на котором он будет косить траву (а трава, потоптанная нами, не встанет несколько дней, и её уже не скосить). Конечно же, крестьянин боится, что туристы потопчут уже скошенную траву, и она не высохнет и сгниёт. Боится за сохранность стогов сена, в которые он вложил столько труда.

Да мы и сами встречали "туристов", которые для того, чтобы переспать одну ночь на мягком сене, растаскивали стог, запасённый крестьянином на зиму. Брали по-многу: чужого не жалко! И ведь не понимают! - видимо, думают, что это для них приготовлено. Да и этот мой призыв они читать не будут. Прочитают те, кто и сам знает, что воровать - плохо.

Уважайте чужой труд!

Перед тем, как остановиться на ночёвку на полянке, посмотрите - не покос-ли это, может быть всё-таки поставить палатки не на столь красивом месте? Может случиться, что завтра утром вас разбудят крестьяне, пришедшие на покос - скандала может и не будет, но и выспаться вам не удастся.

Не ходите по покосам, если трава ещё не скошена или не убрана.

Не трогайте сено. К стогу лучше вообще не подходить - это же чужая вещь.

На одной из днёвок - вечером - к нам подошёл местный мужик. Долго сидел с нами, видимо, надеялся, что нальём водки. Разговариваем... "А я видел, как вы вчера разгружались!" Мы выразили удивление: зачалились вечером, шёл дождь, по тропе никто не проходил... "А я вон там стоял под елью. С ружьём. Я его в лесу прячу..." Оказалось, что он сторожил своё сено на соседнем покосе - в прошлом году "туристы" сожгли у него стог. В этом году он повесил на стоге объявление: "Господа туристы! Пожалуйста, ..." Сторожил до темноты, но не уберёг: уже поздно вечером по реке прошла очень большая группа (человек 60) и встали лагерем на его покосе. Когда утром он пришёл на покос с проверкой, то обнаружил, что эти козлы сожгли на костре жерди, которыми были огорожены его стога. 80 жердей! Ну, не козлы разве? - лес ведь рядом, сухостоя полно, за 10 минут можно насобирать дрова для костра. Но даже, если в лесу нет дров, крестьянин не обязан работать на "господ туристов"! Без изгороди коровы сожрут и растащат его сено, значит надо восстанавливать изгородь - 2 дня тяжёлой работы... Увидев такое, он сначала откопал своё ружьё, а уж потом разъяренный побежал разбираться с "господами". Те перепугались, начали врать про каких-то "других" туристов, которые приехали ночью и уехали утром, пообещали натаскать жердей и восстановить изгородь. И сделали! - для шестидесяти человек это недолго. Напоили мужика. Он, доверчивый, и поверил им: - "Хорошие люди!" Повезло "хорошим людям", могло кончиться хуже: нервы у мужика - на пределе: колхоза нет, работы нет, семья, дети, единственный кормилец в семье, недавно попросил городских родственников помочь на покосе, они приехали, но начались дожди, просидели без дела и уехали, только кормить их пришлось, а то сено, что сам накосил, сгнило из-за дождей, и на машину, чтоб вывезти сено, денег нет, да и опять кого-то приглашать придётся, и пчёлы уже три года мёда не дают, даже прошлогодняя картошка уже кончилась, а новую ещё не скоро можно будет копать... Тупик. Не лентяй, работает, а из нищеты не выберется уже никогда. Или сопьётся от безысходности, или сядет за убийство господина... И вся деревня так живёт. Реформы...

Клещи есть. Поймали за 2 недели штук 5. Подробнее о клещах, их привычках и о методах борьбы с клещами читайте в моём отчёте о сплаве по реке Белая. Здесь приведены увеличенные сканографии клещей, пойманных в этом году. Все клещи голодные, кроме последнего - он был обнаружен только утром, но видно, что так и не успел попить кровушки вволю...




Советы

См. отчёт о сплаве по реке Белая.

Состав группы

Головин Владимир Васильевич
Дряхлова Ирина Александровна
Кобылкин Сергей Яковлевич
Кобылкин Константин Сергеевич
Кобылкина Наталия Сергеевна
Кучкина Ирина Александровна
Меллер Александр Леонидович
Меллер Татьяна Александровна

Расписания движения поездов и автобусов

Расписание движения поездов по станции Бисер
июль 2002 г.
Время московское

Н.Тагил - Чусовская 5.10
Чусовская - Н.Тагил 7.59
Н.Тагил - Пашия 8.37
Пашия - Н.Тагил 12.19
Н.Тагил - Чусовская 14.53
Чусовская - Н.Тагил 16.34
Чусовская - Тёплая Гора 20.54
Тёплая Гора - Чусовская 21.52
Соликамск - Свердловск 23.16
Свердловск - Соликамск 1.25

Расписание автобусов г. Горнозаводск
(на площади у станции)
июль 2002 г.
Время местное

Горнозаводск - Кусья
Горнозаводск: 6.20, 7.40, 9.30, 11.30, 13.30, 15.40, 17.30, 19.30, 21.40
Кусья: 7.00, 8.20, 10.30, 12.30, 14.20, 16.30, 18.30, 20.30, 22.30

Источники информации

1. Общегеографический атлас "Пермская область и республика Коми", 2001 г., масштаб: 1см - 2км
2. Рыжавский Г.Я. По Каме и её притокам. Москва. Физкультура и спорт. 1986 г.
3. Торопов С.А. По голубым дорогам прикамья. Пермское книжное издательство. 1976 г.
4. Сайт... (ничего полезного не нашёл, пришлось самому писать)
5. Кроки, записи и глазомерная съёмка автора, 1991, 1995, 2002 г.

Разрешается копирование и распространение этого отчёта без каких-либо ограничений.

Существуют две версии названия реки. Согласно первой, в переводе с коми-пермяцкого языка, «кой» - это брызги, «ва» - вода. Вследствие этого Койва означает «брызжущая вода». У второй версии мансийское происхождение, согласно ему название означает «светлая река».

Описание реки

Река Койва в Пермском крае — это важная река, протекающая в предгорьях Уральского хребта, правый Чусовая. Берет она свое начало в урочище под названием Синее Болото, в отрогах горного образования Большая Хмелиха. Сначала протекает в юго-западном направлении до устья речки Малая Воронка. Потом поворачивает на север и протекает до устья речки Бисер. Затем поворачивает на запад, вливаясь в реку Чусовую, в 66 километрах от ее устья. Длина реки 180 километров, занимаемая площадь 2250 квадратных километров, средняя высота водосброса — 359 метров, уклон составляет порядка полтора метра на 1 километр.

Основные притоки: по левому берегу - Тискос, Ольховка, Тырым; по правую сторону — речки Бисер, Саранка, Кусья.

На расстоянии около 90 км от истока реки, на правом берегу, стоит поселок Бисер. Его построила в 1786 году семья князей Шаховских, продали впоследствии графам Шуваловым. Здесь был большой завод на одноименной реке Бисер. Ее перегораживает большая плотина, достигающая в высоту почти десять метров, в длину — почти полкилометра. Она образовала большой и красивый пруд, размером с приличное озеро. Водослив плотины каскадный, сделан деревянными ступенями. Это достаточно впечатляющая сооружение. Завод не сохранился, его взорвали еще во времена гражданской войны.

Спустившись ниже по течению Койвы, около 30 километров от Бисера, путешественники и туристы натыкаются на знаменитый двухступенчатый Федотовский порог.

Далее вниз по течению, в устье речушки Большой Тырым, находится поселение Усть-Тырым. После него, по обоим берегам Ковы, начинаются величественные скалы. Самая впечатляющая из них — мрачная 70-метровая скала, называемая «боец Шайтан», расположенная по правую в сторону реки.

Ниже по течению располагается большой поселок Кусье-Александровский. Название поселку дал завод, построенный в 1751 году графом Александром Строгановым. На этом заводе выпускали различную металлургическую продукцию, в том числе отливали пушечные ядра. Доставка продукции осуществлялась плотами по реке Койве до реки Чусовой.

В начале 20 века население поселка достигало 2500 человек. Но во время гражданской войны завод был взорван и больше не восстанавливался. Заводской пруд в поселке небольшой. Водослив представляет собой 4-метровый водопад. В период большой воды, весной и в начале лета, экстремалы осуществляет с него прыжки на катамаранах. В середине XX века поселок являлся центром алмазодобывающей промышленности СССР. В нем находилось управление «Уралалмаза».

Рыбалка на Койве

По мнению рыбаков, рыбы стало значительно меньше. В том числе и потому, что местные жители злоупотребляют при ловле ее сетями. Однако и сейчас можно поймать хариуса. Попадается елец, щука, окунь, голавль, гораздо реже - плотва и язь. Зимой промышляют ловлей налима. Старожилы говорят, что раньше в рыбалка реки Койве могла подарить тайменя, но какой-либо информации о том, что сейчас он здесь обитает, нет.

Сплав по реке Койве, Пермский край

Путешественники и спортсмены с удовольствием проводят время, сплавляясь по реке. Однако отмечают недостаток — сезонное маловодье. Оно заканчивается в мае, в момент, когда берега реки украшаются цветущей черемухой.

Наилучшим вариантом сплава летом считается трасса длиной в 180 км. Она имеет свое начало от старого автомобильного моста п. Теплая Гора. Завершается маршрут там, где река Койва впадает в реку Чусовую, в поселке Усть-Кове. Желающие могут продолжить путешествие, справляясь по реке Чусовой до одноименного города. Во всех населенных пунктах по берегам Койвы имеются удобные подходы к водоемам, наличествуют площадки, на которых можно собирать плавсредства.

Первые километры сплава считается наиболее трудными. В этих местах Койва характеризуется быстрым течением и извилистыми изгибами. Позже русло становится шире, а берега отличаются красивыми скалами и утесами. По трассе обязательно придется проходить плотину, перетаскивая плавсредства по суше. Для сплава река Койва очень интересна. Это в первую очередь объясняется красивыми берегами и непредсказуемым ее характером, что связано с тесным руслом и быстрым течением. Сделанные на реке Койве фото всегда неповторимы и впечатляющи.

Как добраться?

К местам начала путешествия по реке обычно добираются на автомобиле, а именно до ст. Теплая Гора, пос. Старый Бисер или Кусье-Александровское. Надо учитывать, что дороги оставляют желать лучшего, качество их низкое. Желающие осуществить сплав обычно добираются поездом, маршрутом Нижний Тагил — Чусовая либо Екатеринбург — Соликамск. Станции, где возможно сойти: Теплая Гора, Усть-Тискос, Бисер или Пашия. От поселков Бисер и Пашия до Старого Бисера и Кусье-Александровского имеются местные автобусные маршруты до тех мест, от которых можно начинать сплавляться.